Фольклор в музыке П.И. Чайковского

Панкратова Ирина Александровна

Русский фольклор в музыке П.И. Чайковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_chaykovskiy.doc53.5 КБ
Файл folklor_v_muzyke_p.pptx1.3 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Фольклор в музыке П.И. Чайковского

  

  2 слайд

  Петр Ильич очень интересовался фольклором, исходя  из национальной сущности своей натуры.

 «Художник-музыкант... есть по отношению к русской народной песне садовник, который знает, в какую почву, в какое время и при каких условиях температуры должен посадить свое драгоценное семя... Никто не может безнаказанно прикоснуться святотатственною рукою к такой художественной святыне, как русская народная песня, если он не чувствует себя к тому вполне готовым и достойным».

         В этом высказывании звучит и та мысль, что народная песня может интересовать композиторов «как оригинальный продукт творческой индивидуальности народа...». Иначе говоря, народная песня рассматривается Чайковским, как тема для обработки чутким музыкантом и в то же время может интересовать нас и сама по себе, как самостоятельный художественный образец творчества народа.

          Народная песня воспринималась им как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная и непосредственная по выражению простых чувств и настроений.  Считавшийся одним из самых прогрессивных музыкальных «западников» своего времени, противник «Могучей кучки», Чайковский, родившийся и проведший детские годы в Воткинске, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.

 3 слайд

     Такие стилизации можно услышать в пьесах из «Детского альбома». В знаменитом наигрыше русской пляски «Камаринская» слышны и звучание балалайки и гармоники.

    В пьесе «Мужик на  гармонике играет» слышится обыгрывание и нтонационных оборотов и гармонических ходов, характерных для русских однорядовых гармоник.

   В фортепианном цикле «Времена года»  в "Масленице" - нарисована картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов.  

       В  “Песне косаря” угадываются сцены из народной деревенской жизни. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные песни.

   Чайковский  так излагал основную суть своего подхода к народной песне: «Относительно русского элемента в моих сочинениях скажу Вам, что мне нередко случалось прямо приступать к сочинению, имев в виду разработку той или другой понравившейся мне народной песни».

   Известно  использование композитором несколько десятков раз народной песни в своем  творчестве.

  Широкую популярность приобрел его труд, изданный в двух тетрадях, сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки». 

  «Русская песня» из «Детского альбома» была написана на тему русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка».

Так, например, в финале  1-й симфонии Чайковского звучит русская народная  песня  «Я посею млада, младенька»,  в финале  4-й симфонии Чайковского звучит русская народная  песня  «Во поле береза стола».  

4 слайд

    В 1902 году  вышел в свет сборник  «Великорусские народные песни». 

5 слайд

   Автором сборника был русский лингвист, палеограф, историк литературы, славист, член Императорской Академии наук  Алексе́й Ива́нович Соболе́вский. 

6 слайд

    В этом сборнике Соболевский записал русская народную песню «Сидел Ваня на диване», услышанную в Пермской губернии, Чердынском уезде.  

   Эту лирическую песню Чайковский услышал  ранее, летом 1869 года от плотника, уроженца калужской губернии.

7 слайд

       

 (Слушание песни в исполнении  уроженцев г.Брянска, Стародубского района, село Курковичи)

 

8 слайд

 В 1871 году Чайковский создает свой первый квартет. Квартет состоит из четырех частей.

9 слайд

        Вторая часть – знаменитое Andante cantabile си-бемоль мажор  становится одной из популярнейших страниц его музыки.  Композитор использовал в ней русскую  народную песню «Сидел Ваня на диване…», на основе которой создал удивительное по красоте и тонкости лирическое высказывание.

(Слушание квартета) 

  С глубоким чутьем художника Чайковский раскрыл характерные особенности народной лирической  темы,  тонко гармонизованной с внутриладовыми отклонениями и эпизодически возникающими краткими имитациями-подголосками в сопровождающих голосах.

       Прошло немало времени. Уже стареющий композитор записал однажды в своем дневнике: «Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л. Н. Толстой, слушая Анданте моего Первого квартета и сидя рядом со мной, — залился слезами».

10 слайд

  В Москве перед зданием Московской государственной консерватории  стоит   памятник великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. На ограде памятника изображены ноты русской народной песни «Сидел Ваня на диване».

11 слайд

      Шестикратное пребывание Чайковского на тамбовской земле, в селе Усово, впечатления от наблюдения быта тамбовских крестьян, его песенного творчества определили использование композитором тамбовского фольклора в музыке   весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

12 слайд  

Танцы птиц (Пролог № 2) - «Вот сизой орел по горам летал».

 Проводы масленицы,  хор «Раным-рано куры запели» (№ 4) -   «Давно сказано, давно баяно»,  «У князя, у князя Волхонского».

2-ая песня Леля   «Как по лесу, лес шумит» из первого действия —  «У ворот, ворот батюшкиных».

3-я песня Леля — «Туча со громом сговаривалась» —  «Я по бережку похаживала».

Песенка Брусилы «Купался бобер»  - «Где ж ты была своя, не чужая».

В Марше Берендея (№ 18),   второе проведение темы  -«Ой, утушка моя луговая».

13 слайд

       Особенно внимательным был Петр Ильич Чайковский к тамбовскому фольклору потому, что она  рождалась и до сих пор живет в самой сердцевине просторов России. К тому же красивы и выразительны тамбовские народные песни.

 (Слушание «У ворот, ворот батюшкиных»).

        Чайковский воспринимал песню просто и непосредственно, как живой элемент окружающей действительности. Этим определялось его свободное отношение к подлиннику, допускавшиеся часто изменения мелодико-ритмического рисунка напева, произвольные сокращения или дополнения, нарушения ладового строя, подчиняемого большей частью принципам мажоро-минорного гармонического мышления.

14 слайд

(Слушание 2-ой песня Леля   «Как по лесу, лес шумит»).

     Он очень чутко улавливал ладовое своеобразие народного напева и находил удачные гармонические средства для того, чтобы его оттенить и обрисовать более выпукло.

 15 слайд

        Из всего сказанного совершенно ясно, что национальную природу своей музыки или музыкального языка Чайковский выводил из своих коренных, глубоко-почвенных связей со всей русской жизнью, культурой и искусством и считал, что естественным, органичным результатом этих связей должно быть и обращение к материалам народного творчества.

            «Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества; ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая ее смысла и духа. Существует огромное множество сделавшихся популярными пошлых, якобы русских напевов, для распознавания коих от действительно народных мелодий потребно и музыкальное тонкое чувство и истинная любовь к русскому песенному творчеству»  (П.И.Чайковский).

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор в музыке П.И. Чайковского Фольклор в музыке П.И. Чайковского

Слайд 2

«Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова.» (П.И. Чайковский)

Слайд 3

«Детский альбом»: «Мужик на гармонике играет» обыгрывание и нтонационных оборотов и гармонических ходов, характерных для русских однорядовых гармоник. «Русская песня» - русская народная песня «Голова ль ты, моя головушка». Цикл «Времена года»: "Масленица" - картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. “Песнь косаря” - сцены из народной деревенской жизни. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные песни. Сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки». Симфоническое творчество: Финал 1-й симфонии – русская народная песня «Я посею ли млада, младенька ». Финал 4-й симфонии - русская народная песня «Во поле береза стола».

Слайд 5

Алексе́й Ива́нович Соболе́вский ( 1856 – 1929) русский лингвист, палеограф,историк литературы, славист. Член Императорской Академии наук.

Слайд 6

Какъ во этомъ кабачишкѣ Цѣловальничекъ знакомъ , Цѣловальничекъ знакомый, Онъ изъ нашихъ изъ ребятъ — Изъ Покчинскихъ изъ бродягъ . Если хочешь, мальчикъ , выпить, Возьми водки полуштофъ ; Если хочешь закусити , Возьми рыбный пирожекъ ! Если хочешь прокататься, Возьми тройку лошадей; Если хочешь прогуляться, Возьми Сашеньку съ собой! Пермская губернія , Чердынскій уѣздъ . Поповъ , стр. 246. Сидитъ Ваня на диванѣ , Онъ послѣдню чарку пьетъ ; Видитъ донышко въ стаканѣ , Сказалъ : «милая, прощай! Прощай, дѣвки, прощай, бабы, Прощай, стары старики, Прощай, старыя старухи, Пожилые мужики!» Какъ въ Усольѣ во трактирѣ Много денегъ прокутилъ . Прокутимши , промотавши Сотъ я восемь серебромъ , Остается у мальчишки, Остается рублей сто. Я на эти на сто рублей Найму тройку лошадей. Ты бѣжи-ка , моя тройка, Вдоль по дорожкѣ трактовой! На тракту село большое, На углу новый кабакъ .

Слайд 7

Сидел Ваня на диване, чай последний допивал, Сидел Ваня на диване, чай последний допивал, Не допивши стакан чаю, сам за девицей пошёл. Не допивши стакан чаю, сам за девицей пошёл. - Ты девица-красавица, обьясни свою любовь, - Ты девица-красавица, обьясни свою любовь, Я любил тебя три года, за прелестну красоту! Я любил тебя три года, за прелестну красоту! А теперь любить не стану, На Кавказ я жить пойду!

Слайд 8

I часть - Moderato e semplice II часть - Andante cantabile III часть - Scherzo. Allegro non tanto e con fuoco – Trio IV часть - Finale. Allegro giusto – Allegro vivace

Слайд 12

Танцы птиц (Пролог № 2) - «Вот сизой орел по горам летал». Проводы масленицы, хор «Раным-рано куры запели» (№ 4) - «Давно сказано, давно баяно», «У князя, у князя Волхонского ». 2-ая песня Леля «Как по лесу, лес шумит» из первого действия — «У ворот, ворот батюшкиных». 3-я песня Леля — «Туча со громом сговаривалась» — «Я по бережку похаживала». Песенка Брусилы «Купался бобер» - «Где ж ты была своя, не чужая». В Марше Берендея (№ 18), второе проведение темы -«Ой, утушка моя луговая».

Слайд 14

Как по лесу лес шумит, за лесом пастух поёт, раздолье моё! Ельничек мой, ельничек, частый мой березничек , приволье моё! По частым по кустикам, по малой тропиночке девушка бежит. Ой, бежит, , торопится, два венка в руках несёт, себе да ему. Не шуми, зелёный лес, не шатайтесь, васильки, во чистом бору! Не качайтесь, кустики, не мешайте девушке два слова сказать. Студеной колодезь мой, по мхам, по болотникам воды не разлей. Не мешай по тропочкам, по стежкам, дороженькам девушке бежать.

Слайд 15

«Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества» П.И. Чайковский