Музицирование на клавишном синтезаторе: педагогический аспект

Титова Анна Александровна

Авторефератдиссертации на соискание ученой степени магистра по специальности «Музыкальная педагогика» на тему  "Музицирование на клавишном синтезаторе: педагогический аспект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtoreferat_2.doc165.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

На правах рукописи

ТИТОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

МУЗИЦИРОВАНИЕ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени магистра по специальности «Музыкальная педагогика»

Казань 2015


Работа выполнена на кафедре музыкально-прикладных технологий Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова

Официальные оппоненты -          

Ведущая организация - Казанская государственная консерватория (академия) имени Н. Г. Жиганова

Защита состоится 19 июня 2015 года в 10 час. в ауд. 312 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени магистра в Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова по адресу: Большая Красная ул., 38, Казань, Республика Татарстан, 420111.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова.

Автореферат разослан 15 июня 2015 года.

Ученый секретарь
  диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования проблемы обучения музицированию на клавишном синтезаторе обусловлена массовой востребованностью в современном обществе электронной (цифровой) музыки, распространением электронного инструментария, как в профессиональном творчестве, так и в среде музыкантов-любителей, в том числе детей.

Заслуженное признание, став концертным, студийным аранжировочным, а также любительским домашним инструментом, получил клавишный синтезатор. За сравнительно небольшой срок, прошедший от начала массового производства и выпуска в продажу синтезаторов, он закрепил за собой и определенное пространство в области музыкального образования.

Музицирование на клавишном синтезаторе позволяет овладеть большим разнообразием видов учебно-художественной деятельности: традиционным для многих инструменталистов классического направления исполнением композиторских сочинений, подбором по слуху, импровизацией, сочинением. Кроме того становятся возможными специфические формы музыкального творчества: переложение нотного текста и исполнение музыкального произведения другими тембрами –  инструментовка, переработка художественного образа произведения средствами клавишного синтезатора – аранжировка,  включающая в себя управление акустикой, создание и редактирование новых тембров (саунд-дизайн), звукорежиссуру.

Мультитембровость синтезатора позволяет озвучивать классические произведения в различных аранжировках, инструментовках. Синтезатор является прекрасным аккомпанирующим звеном в ансамбле или оркестре. Как солирующий инструмент он поражает богатством звучания синтезированных тембров, не имеющих акустических аналогов. Тембровое богатство клавишного синтезатора, колоссального по объему звучания музыкального компьютера, а также возможность использования в процессе обучения разнообразных педагогических методов, позволяет развить высокий уровень исполнительских и творческих навыков.

К сожалению, на сегодняшний день система обучения на клавишном синтезаторе, несмотря на наличие положительного методического опыта, не может считаться совершенной. Во многом это связано с низким статусом учебного предмета. В перечне дополнительных предпрофессиональных программ отсутствует предмет «Клавишный синтезатор», поэтому образовательные учреждения не имеют возможности открывать специализацию по этому инструменту. Поток желающих обучаться по классу клавишного синтезатора направляется в русло общеразвивающей части учебного плана, где предмет преподается как факультатив, на который отводится минимальное количество учебных часов. Спрос на обучение по специальности не может быть удовлетворен в полной мере, пока предмет не получит статуса самостоятельного образовательного направления.

 Укреплению нового музыкального инструмента в образовательной системе препятствует и то, что синтезатор часто считается атрибутом исключительно легкой, развлекательной музыки. Это мнение усиливается средствами массовой информации, интернетом и особенно телевидением, в музыкальных программах которого клавишные синтезаторы представлены лишь на эстрадных подмостках.

Поверхностное отношение к синтезатору обнаруживается и в среде любителей, и у профессиональных музыкантов [47, 72]. В ходе учебного процесса зачастую не раскрывается функциональное богатство инструмента. Обучение сводится к освоению игры мелодии с автоаккомпанементом, исполнению одной из партий под записанную в память секвенсора фонограмму, воспроизведению фортепианного репертуара в элементарной инструментовке, что свидетельствует о недостаточно полном понимании ресурсов клавишного синтезатора.

Практика преподавания игры на клавишном синтезаторе свидетельствует также о низком уровне методической подготовленности педагогов. Отсутствует направление профессиональной подготовки преподавателей по классу синтезатора в рамках образовательной программы средних специальных и высших музыкальных учебных заведений.

Анализ научной разработанности проблемы показал, что в исследованиях не раскрываются теоретические основы процесса музицирования. Понятие музицирование имеет расплывчатое толкование. В некоторых трудах музицированием считается только любительский, непрофессиональный процесс исполнения музыки, не учитываются формы музицрования, имеющие место в среде музыкантов-профессионалов. Встречается толкование музицирования, как только творческого вида исполнительства, включающего подбор по слуху, импровизацию, сочинение, однако, наиболее типичные формы музицирования – чтение с листа, исполнение разученного произведения вне концертной сцены – остаются за полем внимания авторов.  Исследования не дают полного представления о видах, формах и способах музицирования.

Цель работы. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методические основы обучения музицированию на клавишном синтезаторе.

Объект исследования – процесс обучения музицированию в классе клавишного синтезатора.

Предмет исследования – методические принципы обучения музицированию на клавишном синтезаторе.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность обучения музицированию на клавишном синтезаторе будет значительно повышена при условии:

- интеграции содержания обучения с другими предметными областями искусства с целью актуализации знаний по инструментоведению, оркестровке, акустике, аранжировке, музыкальной информатике, мировой художественной культуре и обогащения художественных представлений;

- овладения разнообразными видами и формами музицирования на клавишном синтезаторе, такими как подбор по слуху, чтение с листа, импровизация, сочинение, исполнение музыкального произведения, инструментовка, аранжировка.

- расширения исполнительского репертуара путем включения произведений академического, фольклорного, эстрадно-джазового направлений, а также собственных сочинений.

Гипотеза и цель диссертации обусловили задачи исследования:

1.         Раскрыть теоретические основы музицирования на клавишном синтезаторе, рассмотрев культуру музицирования в историческом контексте и практику применения клавишного синтезатора в современной практике музицирования.

2. Проанализировать систему отечественного музыкального образования в аспекте развития навыков музицирования на клавишном синтезаторе у учащихся.

3.         Провести экспериментальное исследование уровня развития навыков музицирования на клавишном синтезаторе.

4.         Разработать и апробировать авторскую программу «Музицирование на клавишном синтезаторе», сформулировать методические рекомендации по использованию в педагогической практике сборника произведений для детей «Звуки времени» и видеоприложения к программе «Музицирование на клавишном синтезаторе».

Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников,; эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов музыкально-творческой деятельности, педагогический эксперимент.

Методологическая основа работы: системный и деятельностный подходы, идеи отечественных исследователей в области теории и практики музицирования (Л. А. Баренбойм [4, 5], Г. М. Цыпин [94, 95] и др.), методики обучения игре на синтезаторе (И. М. Красильников [48], М. Ю. Черная [96] и др.), методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин (Н. А. Бергер [9]). 

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г. Казани» в период 2005-2015 гг. В работе приняли участие 110 учащихся, 150 родителей учащихся, 10 педагогов – преподавателей по классу клавишного синтезатора ЦДТ «Детская академия», ДШИ №4 и ДМШ №19 Советского района г.Казани.

Этапы исследования: На первом этапе (2005-2007 гг.) изучалась литература по проблеме обучения игре на синтезаторе, формировались базовые теоретико-методические основы исследования; выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; разрабатывался инструментарий планируемого экспериментального исследования.

 На втором этапе (2007-2013 гг.) изучались теоретические основы музицирования; выявлялись сущность и особенности музицирования на синтезаторе; осуществлялась разработка авторской программы «Музицирование на клавишном синтезаторе» и видеоприложения к ней, а также составление сборника произведений для детей «Звуки времени»; осуществлено внедрение программы и методических материалов в образовательный процесс МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г. Казани».

На третьем этапе (2013-2015 гг.) проводилась оценка эффективности авторской программы; подведены итоги экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации для педагогов; оформлен текст работы.

Исследование показало, что музицирование на клавишном синтезаторе, процесс, сочетающий игру на современном, престижном инструменте и обучение разнообразным исполнительским навыкам, позволяет плодотворно развивать творческий потенциал учащихся. Очевидно, что синтезатор занимает важное место в среде любительского и домашнего музицирования, на начальной стадии музыкального образования, активно и позитивно воспринимаются подрастающим поколением. Во многом благодаря синтезатору, мы наблюдаем всплеск интереса к музыкальному творчеству через музицирование [37, 44]. Назрела острая необходимость методического обоснования процесса музыкального образования через преподавание клавишного синтезатора. Отсутствие организованного педагогического похода к преподаванию синтезатора может обернуться вызреванием низкопробной любительской культуры, не выходящей за пределы популярно-массовой стилистики. Между тем, фундаментом музыкального обучения и воспитания в дополнительном музыкальном образовании в классе клавишного синтезатора должно стать основательное изучение классического наследия разных эпох и народов.

Новизна исследования заключается в освещении педагогического аспекта проблемы музицирования на клавишном синтезаторе; раскрытии деятельностной структуры данного процесса и выявлении методических основ развития навыков музицирования на клавишном синтезаторе у учащихся.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в результате проведенного исследования:

- расширено представление о музицировании на клавишном синтезаторе, его деятельностной структуре,

- охарактеризованы методические основы развития навыков музицирования на клавишном синтезаторе у учащихся,

- разработана авторская программа «Музицирование на клавишном синтезаторе», сформулированы методические рекомендации по использованию в педагогической практике сборника произведений для детей «Звуки времени» и видеоприложения к программе «Музицирование на клавишном синтезаторе».

Практическая значимость работы состоит в возможности использования данного исследовательского опыта в дальнейшей разработке проблематики, связанной с музицированием на синтезаторе. Материалы исследования, в частности, содержание авторской программы и сборника, могут быть использованы в рамках профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов-музыкантов в вузе; применяться в практической деятельности преподавателей классов синтезатора и электронных музыкальных инструментов.

Достоверность результатов исследования обусловлена обоснованностью исходных теоретических и практических положений, использованием научных подходов и методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на международных и всероссийских конференциях: Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования» (2013 г.), Международная научно-практическая конференция «Образование и наука: современное состояние, проблемы и перспективные направления развития» (2014 г.), Международная научно-практическая интернет-конференция  «Инновации в образовании XXI века» (2014 г.), Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, аспирантов, студентов «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность» (2014, 2015 гг.); отражены в научных и методических публикациях «Принципы организации творческой деятельности в классе электронной музыки учреждения дополнительного образования детей» (2013 г.), «Клавишный синтезатор: проблемы методики преподавания» (2014 г.), «Методика преподавания основ музыкальной аранжировки» (2014 г.), «К вопросу реализации инновационных направлений в музыкальном образовании» (2014 г.).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (111 источников), четырех приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе  раскрываются «Теоретические основы музицирования на клавишном синтезаторе».

Параграф 1 посвящен рассмотрению термина музицирование и трансформации процесса музицирования в историческом контексте.

Понятие музицирование имеет различные трактовки. Слово происходит от др.-греч. μουσική (τέχνη) «музыкальное (искусство), музыка», и от лат. musica или musicare - «искусство муз, музыка» [60]. 

В широком понимании музицированием считается вообще игра на музыкальных инструментах. Педагог-исследователь Л. В. Виноградов пишет, что музицирование – это процесс конкретно-практической музыкальной деятельности, в котором осуществляется рождение музыкального чувства [19]. Продолжатель методики инструментального музицирования К. Орфа, Т. Э. Тютюнникова считает, что музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке, попытка понять коренные основы и суть вещей, стремление выйти из различного рода тупиков, освободиться от догм и найти приемлемый путь дальше [90]. Музицирование понимается исследователями как свободный процесс исполнения музыки, отражающий предрасположенность человека к музыке, потребность к развитию духовных качеств.

В более узком смысле процесс музицирования связывается с видами неконцертной, непубличной практики исполнения музыки. В Большой советской энциклопедии музицирование трактуется как «исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала» [15]. Толковый словарь Ушакова дает сходное определение: «музицировать, т.е. проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой» [87].

К традиционным формам музицирования относятся подбор музыкального текста по слуху, чтение с листа, исполнение разученного ранее произведения, импровизация, сочинение и композиция. Формы музицирования можно разделить по степени присутствия нотного текста в процессе музицирования – нотное, где исполняется произведение, разученное по нотам или читаемое с листа, и безнотное, где музыкант играет по слуху, сочиняет, импровизирует. Иногда к формам музицирования причисляют интерпретацию [30, 34], хотя на наш взгляд, интерпретация –  это лишь продолжение процесса исполнения разученного произведения.

В исследованиях упоминаются различные виды музицирования: по месту закрепления традиции – народное, домашнее, салонное [78], по составу музыкантов, участвующих в процессе  музицирования – уединенное [25], сольное, ансамблевое [90], оркестровое [100]. Называется также творческое музицирование, если музыкант выступает автором исполняемого музыкального материала [48, 93].

Выделяя музыкальную деятельность непрофессиональных музыкантов, говорят о любительском музицировании, которое обычно понимается как процесс добровольного, часто спонтанного, а не обусловленного различными факторами, как в профессиональном искусстве, занятия [34, 96]. Любительское музицирование способствует актуализации интереса к музыкальному искусству, развитию способности к творческому самовыражению, социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и, тем самым, может сыграть большую роль в профессиональном самоопределении.

традиции музицирования в историческом контексте.

Предтечей всей культуры музицирования можно считать народное музыкальное творчество. Народное музицирование не знало педагогических установок. Воспитание музыканта в этой среде держалось на коллективном общении взрослых и детей. Ребенок приобщался к музыкальному искусству непосредственно через участие в процессе коллективного музыкального творчества, стихийно получая и самостоятельно перерабатывая полученный слуховой опыт.

С 17 века в России начинают зарождаться традиционные формы музицирования. В состоятельных домах появляются европейские инструменты. Обучение игре на музыкальных инструментах становится постепенно неотъемлемой частью образовательной программы. Как часть домашнего музицирования утвердилась практика домашнего обучения музыке. Домашним музицированием принято считать любое непубличное исполнение музыки.

Любительское музицирование обычно понимается как непрофессиональная музыкальная деятельность, процесс добровольного, часто спонтанного, а не обусловленного различными факторами, как в профессиональном искусстве, занятия. Значение любительского музицирования, по мнению ученых (В.И. Адищев, В.П. Оснач, И.А. Хвостова), состоит в том, что, с одной стороны, такое музицирование построено на личностно-ориентированном обучении, направлено на развитие художественно-эстетического восприятия мира, то есть на формирование музыкальной культуры испонителя как части его духовной культуры. С другой стороны, любительское музицирование способствует актуализации интереса к музыкальному искусству, развитию способности к творческому самовыражению, социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и, тем самым, может сыграть большую роль в профессиональном самоопределении.

Существует также еще одна грань музицирования, которая нередко остается за полем зрения исследователей. Большинство профессиональных музыкантов  музицируют для себя, или узкого круга слушателей, т.е. исполняют произведения вне концертного зала, для собственного удовольствия. Получение эстетического удовлетворения, снятие эмоционального напряжение – признаки музицирования во всех его видах. Музицирование - деятельность, имеющая индивидуальную духовную ценность.

Г. Ганзбург выделяет три типа музицирования по степени вовлеченности окружающих в процесс исполнения музыки. Первый тип («уединенное музицирование») – когда музыкант играет на инструменте, или поет, для себя. Он не демонстрирует свою игру слушателям, не нуждается в публике, а получает удовлетворение от того, что просто создает музыкальное пространство вокруг себя. Другой тип  - совместное музицирование – предполагает музыкотворчество в малых группах. Сюда можно отнести игру в четыре руки на фортепиано, камерные (дружеские, или семейные) ансамбли, пение с аккомпанементом. Третий тип музицирования – публичный – предполагает исполнение музыки в формате традиционного концерта. В таком виде акт передачи музыкального текста от исполнителя к слушателю происходит через толщу физического отдаления музыканта от аудитории, через акустический фон концертного помещения, через контекст поведения исполнителя и слушателя в зале.

На наш взгляд, публичное исполнение произведения не может считаться музицированием. Наиболее существенным признаком  публичного исполнения музыки можно считать эмоциональную отдаленность музыканта от публики, тогда как в домашнем (в т.ч. любительском)  музицировании исполнитель волен выстраивать этот процесс ориентируясь исключительно на свой вкус и манер.

В советский период отечественной истории с ликвидацией высшего и, по большей части, среднего класса общества была утрачена традиция домашнего, салонного музицирования [63]. В программе общеобразовательной школы объем учебных часов по музыке постепенно сократился до одного часа в неделю. В годы Великой Отечественной войны уроки музыки остались только в начальных классах школы. При этом была реформирована система профессионального музыкального образования. Произошло разграничение образовательных учреждений на среднее и высшее звено – училище (колледж), консерватория. Музыкальные школы стали первой ступенью профессионального музыкального образования.

К концу советского периода российской истории, в системе российского музыкального образования возник парадоксальный перевес в соотношении профессионального и любительского музыкального искусства. Любительская сфера занятий музыкой сосредоточилась в ситеме кружков, дополнительных занятий. В общеобразовательной школе занятия музыкой были сосредоточены на вокально-хоровом обучении. В то же время профессиональное исполнительство активно развивалось  и во второй половине советского периода заслужило мировое признание.

Реформа дополнительного образования, начатая в последние годы, направлена на преодоление замкнутости музыкального образования. Появление разделения образовательных программ на предпрофессиональные и общеразвивающие должно положительно отразиться на качестве образовательного процесса в музыкальной школе. Теперь педагогам и учащимся, с учетом их природных способностей и личных предпочтений, предоставлена возможность выбора – учиться по стандартной программе с полной нагрузкой, или учиться «для себя», для общего музыкального развития. Развитие любительского музицирования опосредованно укрепляет и сферу профессионального исполнительства, обеспечивая высокий уровень слушательской культуры в концертных залах.

Во втором параграфе рассматривается место клавишного синтезатора в современной практике музицирования. Синтезатор рассматривается как инструмент, ведущий к возрождению и укреплению традиции музицирования. Благодаря нескольким преимуществам перед акустическими инструментами клавишные синтезаторы стали необычайно популярными за короткий срок после начала их серийного производства. Доступная стоимость синтезаторов, классическая клавиатура, аналогичная фортепианной, возможность заниматься в наушниках, не нарушая покой окружающих, компьютерная начинка, привлекательный интерфейс, мобильная конструкция, возможность исполнения современной танцевальной музыки, возможность экспериментирования с тембром, престижность образа клавишника в глазах молодежи – все это привело к тому, что синтезаторы завоевали признание в среде любителей-музыкантов. Синтезатор на сегодня – одно из самых востребованных направлений обучения в системе начального музыкального образования.

В целом, клавишные синтезаторы не обладают единообразием – в них может отсутствовать функция записи, усиления и воспроизведения звука (вместо этого они могут быть оснащены разнообразными входами /выходами на внешние устройства). Если сосредоточить внимание на инструментах, получивших наибольшее распространение среди любителей и в образовательных учреждениях (этот выбор состоялся по потребительскому оцениванию «соотношение цена-качество»), можно выделить несколько общих свойств. Как правило, это – синтезаторы с полноразмерной клавиатурой в 5 октав, чувствительной к динамике касания, с набором тембров и стилей (автоаккомпанементов в различных стилях), функциями Dual (второй тембр, звучащий одновременно с основным), Split (разделение клавиатуры на части, в каждой из которых звучит свой тембр), с секвенсором для записи музыки в память синтезатора. Также немаловажным свойством популярных моделей синтезаторов надо считать возможность коммутации инструмента с компьютером и внешним накопителем памяти. Для этой цели синтезатор должен быть оснащен USB-портом. Наибольшим спросом пользуются клавишные синтезаторы производителей, чьи модели предназначены именно для широкого круга любителей-музыкантов и могут считаться доступными для людей со средним достатком – Casio, Yamaha, Roland.

В параграфе отмечается функциональное богатство синтезатора, позволяющее развивать разнообразные музыкально-творческие способности. На синтезаторе можно читать с листа, учить музыкальные произведения как на фортепиано или по обучающим функциям, заниматься подбором по слуху, импровизацией, сочинением, используя базовые функции переключения тембров, включения дополнительных тембров, автоаккомпанемент, создавать инструментовки и аранжировки произведений на основе банка тембров и стилей, редактировать звучание синтезатора с помощью банка эффектов.

Синтезатор оснащен функциями, которые направляют образовательный процесс в новое русло. Банк voice, или tone, открывает возможности для исполнения музыки разнообразными тембрами. Исполнение на синтезаторе нефортепианными тембрами требует от исполнителя основательных знаний в области инструментоведения и инстурментовки. Несмотря на то, что клавишный синтезатор имеет клавиатуру фортепианного типа, исполнение на этом инструменте имеет специфические приемы, подчиненные особенностям звукоизвлечения на имитируемом акустическом или электронном инструменте. Одновременное сочетание в одном исполнении нескольких тембров,  split – разделение клавиатуры на части с определенным тембром и dual – добавление второго тембра к основному, также связано с тщательным отношением к настройке звучания. Используя эти функции, клавишник вступает в область инструментовки и аранжировки произведения. Необходимо определить какой именно тембр может удачно дополнить основной звук, или составить с ним равноправный дуэт. В поиске верного решения музыкант ищет художественное обоснование своего выбора. Инструментовка и аранжировка занимают одну из главных позиций среди форм современного музцирования  на клавишном синтезаторе.

Параграф 3 посвящен изучению места клавишного синтезатора в системе музыкального образования. В параграфе содержится анализ методической литературы, посвященной вопросам преподавания игры на синтезаторе, рассмотрению форм презентации результатов образовательной деятельности в этой области и направлений повышения педагогической квалификации (конкурсы, фестивали, семинары, курсы повышения квалификации).

Началом методического рассмотрения процесса обучения игре на клавишном синтезаторе можно считать 1996 год, когда И. М. Красильников выпустил программу «Клавишные синтезаторы (киборды)» для высших учебных заведений, выпускающих педагогов со специализацией «Преподаватель игры на клавишных синтезаторах (кибордах)». Программа по тем временам имела фантастический характер, так как, естественно, о такой специализации в вузе еще не было и речи. Однако процесс заполнения образовательного пространства методическими разработками был запущен. В 1998 году В. Г. Пешняк создает учебное пособие для класса синтезатора детских музыкальных школ «Уроки игры на синтезаторе» [69]. Спустя два года это пособие было доработано и вышло  под названием «Курс игры на синтезаторе». Это была первая образовательная программа по классу синтезатора для детской музыкальной школы в России. Основной акцент пособия делается на освоении технических функций синтезатора.  В программе изучаются исполнительские навыки в различных музыкальных стилях – старинная клавишная музыка, джазовые исполнительские приемы.  Автор включает в репертуар учащихся академическую классическую, народную музыку. Рассматривая синтезатор как инструмент авангардной электронной музыки, автор вводит в программу обучения освоение учащимися академических музыкальных направлений 20 века – пуантилизм, серийная техника.  

В том же 1998 году выходит в свет «Школа игры на синтезаторе» С. С. Важова. Автор пособия изложил понятным языком основные функции синтезатора и способы их применения для создания выразительного художественного образа.

В 2002 году была написана программа И. Г. Шавкунова «Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения» для общеобразовательных школ [98]. Основной акцент в работе сделан на освоении исполнительских приемов игры на синтезаторе.

Наиболее полным, отвечающим запросам современного музыкального образования стала программа дополнительного образования детей И. М. Красильникова, вышедшая в свет в 2006 году, и позже, в отредактированной версии, в 2010 году [49, 74]. Программа «Клавишный синтезатор» предназначена для учащихся музыкальных школ и детских школ искусств. Сроки реализации программы – 5 или 7 лет обучения. Объем знаний и навыков, которые должен обнаружить, обучаясь по данной программе, выпускник класса клавишного синтезатора имеет внушительные мамштабы – творческая самостоятельность, широкий круг музыкальных способностей к аранжировке, импровизации, композиции, исполнению музыкальных произведений, игре по слуху и в ансамбле, звукорежиссуре, звуковому синтезу, созданию авторских тембров.

Авторская программа обучения игре на синтезаторе М. Ю. Черной, выпущенная в 2011 году, рассчитана на пятилетнее обучение с последующим переходом в музыкально-компьютерный класс, в котором образовательный процесс продолжается еще 4 года. Особенностью программы является то, что автор предлагает начинать обучение с 5-6 летнего возраста.

На сегодняшний день методика преподавания продолжает оставаться на стадии становления. Многие актуальные вопросы обсуждаются в рамках педагогических семинаров, конференций. Активный обмен педагогическим опытом происходит в формате творческих соревновательных форм обучения – конкурсы, фестивали. В ходе творческих встреч учащихся и педагогов устанавливается и развивается культура сценического исполнения на синтезаторе, педагогические принципы, прививаются традиции подачи музыкального материала новейшими электронными средствами. Благодаря тому, что пионерами электроклавишного движения являются высокообразованные музыканты, находящиеся к тому же в постоянном процессе познания и повышения квалификации, синтезатор имеет надежную перспективу внедрения в систему музыкального образования, включая  среднее и высшее звено.

Во второй главе раскрывается методика обучения навыкам музицирования на клавишном синтезаторе.

Параграф 1 освещает ход экспериментального исследования уровня развития навыков музицирования на клавишном синтезаторе. 

Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников,; эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов музыкально-творческой деятельности, педагогический эксперимент.

Методологическая основа работы: системный и деятельностный подходы, идеи отечественных исследователей в области теории и практики музицирования (Л. А. Баренбойм [4, 5], Г. М. Цыпин [94, 95] и др.), методики обучения игре на синтезаторе (И. М. Красильников [48], М. Ю. Черная [96] и др.), методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин (Н. А. Бергер [9]). 

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г. Казани» в период 2005-2015 гг. В работе приняли участие 110 учащихся, 150 родителей учащихся, 10 педагогов – преподавателей по классу клавишного синтезатора ЦДТ «Детская академия», ДШИ №4 и ДМШ №19 Советского района г.Казани.

Этапы исследования: На первом этапе (2005-2007 гг.) изучалась литература по проблеме обучения игре на синтезаторе, формировались базовые теоретико-методические основы исследования; выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; разрабатывался инструментарий планируемого экспериментального исследования.

 На втором этапе (2007-2013 гг.) изучались теоретические основы музицирования; выявлялись сущность и особенности музицирования на синтезаторе; осуществлялась разработка авторской программы «Музицирование на клавишном синтезаторе» и видеоприложения к ней, а также составление сборника произведений для детей «Звуки времени»; осуществлено внедрение программы и методических материалов в образовательный процесс МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г. Казани».

На третьем этапе (2013-2015 гг.) проводилась оценка эффективности авторской программы; подведены итоги экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации для педагогов; оформлен текст работы.

В параграфе 2 представлен процесс внедрения и оценка эффективности авторской программы «Музицирование на клавишном синтезаторе». Главный принцип образовательного процесса по данной программе – возрождение, привитие культуры музицирования. Теоретические знания учащийся получает и закрепляет через практическую работу за клавишным синтезатором в различных формах музицирования.

Целью обучения по авторской программе является приобщение широких масс учащихся к музицированию на клавишном синтезаторе в разнообразных формах: подбор по слуху, чтение с листа, импровизация, сочинение, исполнение музыкального произведения, инструментовка, аранжировка, звукорежиссура, саунд-дизайн, и на этой основе – активное развитие музыкальных способностей, формирование широкого круга интересов учащихся, воспитание художественного вкуса, привитие культуры музицирования.

Классические требования фортепианной методики (аппликатура, позиция рук, исполнение штрихов и др.) в программе дополнены особыми задачами – освоение технической базы синтезатора, различных приемов управления фактурой музыкального звучания, раскрытие художественных возможностей иснтрумента.

В программе рассматриваются возможности личностной самореализации учащегося через музицирование дома, в классе и на сцене; обозначены открытые, концертные формы презентации результатов учебного процесса. Работа в классе по данной программе связана с изучением музыкально-компьютерных технологий.

Содержание программы. Первый год обучения «Основы музыкальной грамотности» включает изучение базовых компонентов нотной грамоты, знаков альтерации, ключевых знаков, басового ключа, изучение строения музыкальной речи, изучение музыкальных интервалов, трезвучий, других аккордов, знакомство с жанрами и стилями музыкального искусства, освоение навыков подбора по слуху, чтения с листа, исполнения музыкального произведения на клавишном синтезаторе. На следующих этапах обучения изучение музыкальной теории продолжается, обрастая новыми художественными задачами.

Второй год обучения «Выразительные возможности клавишного синтезатора» включает знакомство с инструментами симфонического оркестра, изучение банка тембров клавишного синтезатора, изучение основ инструментовки на клавишном синтезаторе, изучение банка автоаккомпанементов клавишного синтезатора, знакомство с функцией записи аранжировки на синтезаторе, изучение аккордов и их обращений, освоение навыков гармонизации произведения, освоение навыков сочинения и импровизации в пентатонном ладу, в полифоническом изложении.

Третий год обучения «Основы аранжировки на клавишном синтезаторе» включает изучение законов музыкальной формы и формообразования, овладение навыками инструментовки и аранжировки на клавишном синтезаторе, изучение секвенсора, возможностей редактирования аранжировки на синтезаторе, освоение навыков исполнения произведения с автоаккомпанементом, освоение навыков импровизации и сочинения с автоаккомпанементом, изучение возможностей редактирования и создания авторского автоаккомпанемента.

Четвертый год обучения «География и история музыки» включает знакомство и изучение музыки народов мира, исполнение, чтение с листа народной музыки в соответствующей инструментовке и аранжировке, импровизацию и сочинение в народной стилистике, знакомство и изучение жанров и стилей музыкального искусства, исполнение, чтение с листа музыки разных жанров и стилей в соответствующей инструментовке и аранжировке, импровизацию и сочинение в разных стилях и жанрах.

Пятый год обучения «Компьютерные технологии в клавишном синтезаторе» включает исполнение музыкальных произведений, чтение с листа, инструментовку и аранжировку, импровизацию и сочинение музыки, подбор по слуху, изучение возможностей сохранения, редактирования музыкального материала, созданного на клавишном синтезаторе, изучение компьютерных программ – звуковых, нотных редакторов, программ для компьютерного музыкального творчества, обучение основам звукорежиссуры, саунд-дизайна, обработки и записи звука на клавишном синтезаторе и музыкальном компьютере.

За пятилетний курс обучения учащийся узнает и осваивает разнообразные формы музыкального исполнительства, и по окончании обучения он может самостоятельно продолжать занятия музицированием. Выпускник по классу клавишного синтезатора может остановиться на достигнутом уровне обучения и использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, к примеру, стать грамотным и вдумчивым ценителем музыки или исполнителем и аранжировщиком для домашнего круга слушателей. Уже в процессе обучения бывает ясно, что ученик тяготеет к одной из форм музицирования и не хочет, или с трудом продвигается в освоении других. Это естественно для любого человека, в том числе и для ребенка. Сказываются свойства темперамента, приобретенные ранее музыкальные вкусы, особенности воспитания и т.п. В соответствии с индивидуальными наклонностями и стремлениями учащегося можно сделать тот или иной акцент в обучении (заниматься больше творческими заданиями, или разучивать произведения по нотам, или направить усилия на постижение основ музыкальной аранжировки).

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению синтезатора, является весомым фактором, дающим необходимую для творческой атмосферы заинтересованность в обучении. В равной степени составляющими репертуара являются классическая, народная, а также современная музыка академических и массовых жанров. При составлении репертуарного плана равнозначное отношение к музыкальным произведениям столь различных стилевых направлений поможет преодолеть бытующее представление о синтезаторе как связанном исключительно с молодежной развлекательной музыкой. Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры учащихся жанров и направлений, служат яркость музыкального материала, формирование на его основе хорошего музыкального музыкального вкуса, соответствие уровню развития музыкального мышления учащихся.

Параграф 3 содержит методические рекомендации по развитию  навыков музицирования учащихся в классе синтезатора.

Авторская образовательная программа нацелена на обучение разнообразным навыкам музицирования – подбор по слуху, чтение с листа, импровизация, сочинение, исполнение разученного музыкального произведения, инструментовка, аранжировка. В программу также опосредованно включено изучение музыкально-компьютерных программ с целью приобретения глубоких знаний основ электронного звучания.

Одним из принципиальных отличий образовательной программы от существующих программ по преподаванию клавишного синтезатора является построение учебного процесса на освоении теоретической базы через процесс музицирования. В ходе овладения навыками музицирования на синтезаторе для получения эффективности обучения осуществляется  интеграция с другими предметными областями искусства – музыкальная информатика, инструментовка, инструментоведение, акустика, звукорежиссура, художественная литература и живопись.

Исполнение на клавишном синтезаторе. В отличие от фортепианной методики, обучение игре на клавишных инструментах не связано с освоением сложных пианистических навыков. Электронная клавиатура более лёгкая, отличается от фортепиано по размерам и способу звукоизвлечения. В то же время исполнение на клавишном синтезаторе для учащегося связано с новыми, не совсем музыкальными задачами - например, оперативным переключением функций на панели управления. Взамен скрупулёзному оттачиванию пианизма учащиеся получают достаточно звукорежиссуры, инструментовки, аранжировки, композиции, компьютерных технологий.

Навыки подбора по слуху осваиваются с первого года обучения. В течение пяти лет обучения по программе «Музицирование на клавишном синтезаторе» методы развития слуха за инструментом постепенно усложняются: подбор простейших одноголосных мотивов в ансамбле с педагогом, подбор басовой линии, слуховой анализ и подбор одноголосной мелодии, подбор аккордовой последовательности, гармонический подбор к заданной мелодии, подбор музыкального текста по фонограмме, музыкальный подбор с последующим переложением для синтезатора – аранжировка, импровизация.

Чтение с листа на клавишном синтезаторе на первом этапе обучения может включать в себя чтение одноголосной мелодии, игру аккордовой последовательности, игру гармонической цепочки в режиме автоаккомпанемента. Последующее усложнение процесса чтения с листа включает исполнение фортепианных произведений двумя руками, мелодии с одновременным исполнением аккордовой последовательности, мелодии в сопровождении автоаккомпанемента.

Импровизация и сочинение. Творческие формы музицирования воспитывают в ученике чувство самостоятельного и ответственного отношения к музыкальному искусству. Благодаря активной творческой деятельности, учащийся учится глубже понимать музыкальный язык и, освоив азы музыкальной речи на практике, получает прекрасную возможность выразить свой богатый эмоциональный мир через сферу звуков. Музыкальное творчество развивает фантазию, является стимулом к созидательности и новаторству в повседневной жизни, рождает активное отношение к окружающему миру. Как автор, учащийся начинает стремиться демонстрировать свое творчество, пусть сначала даже неглубокого содержания, ища слушательский, или просто человеческий отклик на собственные поиски. Как следствие, в учащемся зарождается сценическая смелость, даже настойчивость, психологическая свобода выражения, что, безусловно, положительно влияет на формирование его личности вообще, и артистических способностей в частности.

Теория музыки и музыкальное творчество. Составление образных сравнений, выяснение выразительного значения музыкального явления сильно воздействует на эмоциональную сферу ученика, помогает закрепить его знания. Пробуждение образного восприятия – естественный методический приём на уроках в классе электронной музыки.

Как один из вариантов обучения навыкам музицирования может быть метод совместной импровизации учителя и ученика, когда ученик играет в определенной ритмической последовательности цепочку аккордов в виде классического аккомпанемента или в режиме автоаккомпанемента на синтезаторе, а учитель импровизирует мелодию. Затем педагог и ученик меняются ролями.

Инструментовка и аранжировка. Инструментовкой называется переложение музыкального текста для исполнения другим составом музыкантов. Под инструментовкой на клавишном синтезаторе подразумевается исполнение музыкального произведения новыми тембрами из банка тембров синтезатора. Необходимо учитывать особенности слияния двух или нескольких тембров, правильно выстроить соотношение динамики голосов, внимательно относиться к точности штрихов, исполняя произведение в новой тембральной окраске.

Аранжировка – художественное переосмысление музыкального произведения. Часто музыкальная аранжировка включает в себя процесс инструментовки. В период изучения банка тембров клавишного синтезатора для последующей работы над инструментовкой или аранжировкой произведения учащийся должен познакомиться с устройством и видами звукоизвлечения акустических музыкальных инструментов.

В период изучения банка тембров клавишного синтезатора для последующей работы над инструментовкой или аранжировкой произведения учащийся должен познакомиться с устройством и видами звукоизвлечения акустических музыкальных инструментов. Ученик через опыт должен почувствовать характерные особенности звучания инструмента, понять разницу звукоизвлечения на разных инструментах, и сделать соответствующие выводы о способах исполнения электронными тембрами.

В исследованиях иногда употребляется термин «тип звучания», отражающий художественно-стилевые представления о характере звучания и манере исполнения, принятой в определенной эпохе [83]. Клавишный синтезатор позволяет подчеркнуть принадлежность музыки данному стилю особой инструментовкой произведения и акустическими настройками. А можно, наоборот, усилить эффект аранжировки, придав музыкальному тексту новое звучание. Тип переложения музыки для исполнения на клавишном синтезаторе выбирается в зависимости от художественного замысла аранжировщика.

Для усиления характерности звучания, придания аранжировке оригинальности, потребуется владение обработкой звукового сигнала. В образовательной программе «Музицирование на клавишном синтезаторе» освоению навыков звукорежиссуры и саунд-дизайна отводится пятый год обучения. Хотя отдельные элементы редактирования звука рассматриваются уже с первого года.

Одним из методов обучения аранжировке на клавишном синтезаторе в образовательной программе выступает поиск средств музыкальной выразительности с опорой на технику изобразительного искусства. Он заключается в подробном изучении приёмов живописи различных направлений с последующим применением этих методов в аранжировке. Учащийся знакомится с явлением изобразительного искусства, изучает соответствующие живописные полотна, способы заполнения художественного полотна. Затем вместе с педагогом ищет средства музыкальной выразительности, сходные по фактуре, образному содержанию, техническому решению. Этот метод имеет несколько важных преимуществ:

учащийся получает наглядное представление о различных способах заполнения музыкальной фактуры;

учащийся знакомится с художественными явлениями, связывавшими в определённые исторические периоды и музыкантов, и художников, и литераторов и пр.

слитность процесса музыкального творчества и изобразительного искусства придаёт цельность фактуре, форме музыкального произведения, художественную обоснованность музыкального образа.

Для электромузыкального творчества визуализация представляется особенно естественной. С одной стороны при работе за клавишным синтезатором звучание синтетических тембров, их обработка, наложение – всё это активно будит виртуальные зрительные образы. С другой стороны погружение в живопись помогает ясно «увидеть» задачу музыкального воплощения, наполняет ученика позитивной энергией творчества и, конечно, вдохновляет на поиск.

В заключении отражены несколько аспектов, сделавших актуальным разговор о музицировании в системе музыкального образования и способствующих развитию электроклавишного направления музыкального образования. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством Российской Федерации 4 сентября 2014 года, звучит идея обновления содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества. Согласно документу, современное дополнительное образование должно предоставлять человеку большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять цели и стратегии индивидуального развития. Оно должно помогать и в профессиональном самоопределении, и в реализации личных жизненных замыслов и притязаний человека. Участие в образовательных программах должно быть основано на добровольном выборе детей (семьи) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями. В Концепции подчеркивается право учащегося на выбор режима и темпа освоения образовательной программы, в связи с чем, предполагается возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

На фоне актуальных вопросов модернизации системы музыкального образования в 2012 году создан Национальный совет по современному музыкальному образованию (НССМО), в который вошли ведущие педагоги в области преподавания клавишного синтезатора и музыкального компьютера. Задачи НССМО сосредоточены на признании и профессионализации новых форм электромузыкального творчества:

продвижение идеи создания самостоятельных направлений (в виде стандартов специальностей) высшего и среднего образования, а также предпрофессиональных программ для начальной ступени музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств) в области электромузыкального искусства;

создание условий для введения в перечень предпрофессиональных учебных программ инновационных курсов «Электронное музыкально-инструментальное творчество», «Электронные музыкальные инструменты», «Электронная музыкальная аранжировка» и т.п.;

ускорение процесса введения в номенклатуру специальностей научных работников специальности «Информационные системы в области искусства» (по отраслям наук: технические, искусствоведение) с предложением к ВАК внести соответствующие дополнения в паспорта специальностей.

Возвращение в систему музыкального образования традиции музицирования отвечает духу времени. Остро назрела потребность в преобразовании образовательного процесса, где строгое следование стандарту будет заменено на свободное, творческое ведение обучения, способное привлечь и заинтересовать учащихся. Клавишный синтезатор обладает всеми качествами, позволяющими развернуть музыкальное образование в сторону творческого понимания. Синтезатор дает возможность развивать и исполнительские и композиторские навыки. Учащиеся могут выбирать формы и виды деятельности, к которым имеют наибольшее стремление и способности – ансамблевое или индивидуальное музицирование, сочинение, импровизация, чтение с листа, подбор по слуху, исполнение музыки, аранжировка, импровизация.

В результате исследования мы пришли к следующим основным выводам:

  1. Традиция музицирования имеет глубокие исторические основы. С распространением музыкального инструментария развивались различные виды и формы музицирования. В связи с историческими и социальными причинами традиция музицирования к концу 20 века в России перестала быть популярной. Между тем занятия музцированием имеют большое значение для духовного развития человека. Через них происходит процесс индивидуального самовыражения, создание психологического комфорта, эстетическое переживание искусства.
  2. Появление и распространение в быту клавишного синтезатора создало предпосылки для возрождения традиции домашнего и любительского музицирования.
  3. Первые методические разработки по клавишному синтезатору были связаны с академическими представлениями о преподавании.  Образовательный процесс сосредотачивался на разучивании произведений для презентации результата в зачетно-экзаменационных формах контроля успеваемости.
  4. Клавишный синтезатор обладает возможностями озвучивания музыки практически любой стилевой направленности. Существует необходимость нового педагогического подхода к преподаванию клавишного синтезатора, в котором академические требования к исполнительским навыкам были бы дополнены или замещены методами обучения, соответствующими современному содержанию музыкального искусства.
  5. Авторская методика преподавания клавишного синтезатора включает в себя обучение традиционным (чтение с листа, разучивание произведения по нотам, подбор по слуху, импровизация, сочинение) и современным (инструментовка, аранжировка, звукорежиссура, саунд-дизайн) формам музицирования .
  6. Основными методическими условиями эффективности обучения музицированию являются правильная разработка репертуарного плана, соразмерность технических сложностей произведения и исполнительских навыков учащихся, закрепление теоретических знаний через творческие формы музицирования, расширение кругозора учащихся через обращение к смежным областям искусства, развитие навыков современных форм музицирования.
  7. Эффективность обучения по авторской методике определялась по      следующим критериям: наличие мотивации к  обучению музыке, владение различными навыками музицирования, стремление к самостоятельному музицированию. В экспериментальном исследовании участвовали две группы учащихся – контрольная, в которой обучение велось по традиционной методике, и экспериментальная, в которой апробировалась авторская методика преподавания.
  8. Результативность внедрения в образовательной процесс авторской образовательной программы «Музицирование на клавишном синтезаторе» была доказана экспериментальным исследованием, результатом которого стала высокий суммарный показатель у учащихся из экспериментальной группы по сравнению с учащимися из контрольной группы.
  9. Благодаря широкому распространению в образовательной среде клавишного синтезатора мы наблюдаем возрождение традиции музицирования. Интересно, что приобщая учащихся к музыкальному искусству через игру на клавишном синтезаторе, педагоги сами становятся участниками процесса музицирования. Находясь в постоянном поиске, изучении инструментария, создавая аранжировки для учебного процесса, они раздвигают рамки традиционного облика педагога. Они музицируют для себя дома и среди друзей, становятся пропагандистами электромузыкального творчества, приобретают новые профессиональные качества, находя применение своим навыкам в области аранжировки, звукорежиссуры, музыкального сочинительства. Можно сказать, что процесс увлечения музыкой и музыкальными занятиями охватывает все больше поклонников, что ведет к росту нравственности и гуманизации общества.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

  1. А.А.Титова. Принципы организации творческой деятельности в классе электронной музыки учреждения дополнительного образования детей /  Педагогика и психология, культура и искусство: Материалы VII  Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования» (г.Климовск, 3 декабря 2013 г.) / Отв. ред. Ф.Ш.Салитова. – Казань: изд-во «Отечество», 2014. – Вып.VII. - 628 c.
  2. А.А.Титова. Клавишный синтезатор: проблемы методики преподавания / Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып.7: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 2 апреля 2014 года / Сост. В.И.Яковлев; Казан. Гос. Консерватория. – Казань, 2015. – 372 с.
  3. А.А.Титова. Методика преподавания основ музыкальной аранжировки / Образование и наука: современное состояние, проблемы и перспективные направления развития: научно методический сборник. Выпуск I / гл. ред. Романова И.В. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014 г. – 196 с.
  4. А.А.Титова. К вопросу реализации инновационных направлений в музыкальном образовании / Инновации в образовании XXI века: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 10 июня 2014 года / Институт теории и истории педагогики Российской академии образования.

5.         А.А.Титова. Музицирование ни синтезаторе: новый облик музыкальной традиции/ Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып.8: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 1 апреля 2015 года / Сост. В.И.Яковлев; Казан. Гос. Консерватория. – Казань, 2015. – 372 с.