Образовательный проект "Звуки живописи". В разделе "Видео" вверху страницы можно посмотреть ролики, сделанные в рамках проекта

Титова Анна Александровна

Проект, осуществляемый в классе электронной музыки под руководством педагога дополнительного образования Титовой А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_zvuki_zhivopisi.docx886.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Звуки живописи»

Цель проекта - электромузыкальное прочтение живописи

Задачи - изучение основ аранжировки через погружение в живопись;

поиск методов воплощения технических приёмов живописи в аранжировке;

изучение средств выразительности музыкальной компьютерной программы.

Этапы работы:

 изучение живописного полотна, определение и изучение стилевого направления;

знакомство с методами воплощения идеи в живописи;

 создание плана аранжировки, исследование ресурсов (тембры, эффекты, настройки) компьютерной программы;

 реализация плана аранжировки, редактирование.

Метод перенесения приёмов живописи в процесс создания аранжировки заключается в подробном изучении приёмов живописи различных направлений с последующим применением этих методов в аранжировке. Учащийся знакомится с явлением изобразительного искусства, изучает живописные полотна различных направлений, способы заполнения художественного полотна. Затем вместе с педагогом ищет средства музыкальной выразительности, сходные по фактуре, образному содержанию, техническому решению. Этот метод эффективен  различных точек зрения:

учащийся получает наглядное представление о различных способах заполнения музыкальной фактуры;

учащийся знакомится с художественными явлениями, связывавшими в определённые исторические периоды и музыкантов, и художников, и литераторов и пр.;

рассмотрение в единстве музыкального и изобразительного искусства придаёт цельность фактуре, форме музыкального произведения, художественную обоснованность музыкального образа.

«Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. Идеи органичного слияния искусств витают давно и остаются популярными сегодня. Для электромузыкального творчества визуализация также актуальна и естественна. Визуальные образы возникают в процессе сочинения и аранжировки. С одной стороны при работе за клавишным синтезатором звучание синтетических тембров, их обработка, наложение… всё это активно будит виртуальные зрительные образы. С другой стороны при работе за компьютером сам процесс создания музыки уже завязан на зримости звучания – ноты в виде midi-событий, уровень громкости сигнала, панорама голоса, движущийся курсор и т.п. Погружение в живопись помогает ясно «увидеть» задачу музыкального воплощения, наполняет ученика позитивной энергией творчества и, конечно, вдохновляет на поиск.  

Метод перенесения приёмов живописи на процесс аранжировки состоит из нескольких этапов:

изучение живописного полотна, определение и изучение стилевого направления;

знакомство с методами воплощения идеи в живописи;

создание плана аранжировки, исследование ресурсов (тембры, эффекты, настройки) компьютерной программы или синтезатора;

реализация плана аранжировки, редактирование, мастеринг.

В качестве примера применения метода можно предложить изучение наиболее ярких и интересных стилевых направлений.

Импрессионизм. Художественный смысл данного стилевого направления – впечатление, случайность, размытость, изображение мира в его изменчивости и подвижности, фиксация мимолетных впечатлений.

Технические приёмы импрессионистической живописи - размытые контуры, цветные тени и рефлексы, сложные тона раскладываются на чистые отдельные, рядом положенные мазки, в расчете на оптическое смешение их в глазу зрителя.

Импрессионизм в аранжировке – внимание на pad’ы, звуковые пятна, расплывчатая фактура, усиление голосов второго плана за счёт ярких тембров, плавное переплетение тембров, разделов формы. Музыкальными творческими заданиями на освоение аранжировки в стиле импрессионизма могут стать любые фортепианные пьесы, от учебных этюдов до произведений К. Дебюсси, М. Равеля или собственных сочинений. В качестве примеров наиболее характерных полотен можно предложить картины К. Моне, П. Сезанна, О. Ренуара и др. 

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

Кубизм. Художественный смысл стиля – первичность мысли, познания сути, объективность субъективности во всей ее простоте. Познание предмета без привлечения эмоциональной составляющей. Изобразительные средства кубизма – предметность, разложение формы на элементарные составляющие (куб, шар, конус и т.п.). Отсутствие цветовой палитры, только коричневый, черный и серый тона. Предмет изображался не целиком, а частями и не с одной, а сразу с нескольких точек зрения.

Аранжировка в стиле кубизма должна обладать чёткой формой, ясно различаемыми элементами фактуры. Особенно близкой кубизму представляется работа с рельефными, характерными loop’ами в компьютерной программе. На основе сочетания музыкальных кубиков – сэмплов – можно создать яркую музыкальную композицию в стиле кубизма. Сэмплы могут быть как готовыми, т.е. вписанными в программу или память клавишного синтезатора, так и, для более продвинутых аранжировщиков, создаваться самостоятельно. Можно также взять за основу музыку Э. Вареза, идеи которого близки кубизму, Дж. Кейджа, А. Шёнберга, ровесников кубизма в живописи. Для изучения живописи кубизма прекрасно подходят характерные полотна П. Пикассо – «Аккордеонист», «Девушка с мандолиной», «Три музыканта» и др.

O:\Проект\Pablo-Picasso_Les-Trois-Musiciens-aux-masques_1921.jpg

Пабло Пикассо. Три музыканта в масках

Минимализм. Художественный смысл минимализма – простота, минимум вмешательства художника в окружающую среду. "Меньше - значит больше" – таков девиз минималистов. Техническими приёмами художников-минималистов являются минимальная трансформация используемых в процессе творчества материалов, простота и единообразие форм, монохромность.

Музыкальный минимализм довольно актуален и в наши дни. Существует множество произведений, которые можно использовать как материал для аранжировки (авторы – А. Пярт, М. Найман, Ф. Гласс и др.). Занимаясь аранжировкой в стиле минимализма необходимо заострить внимание на чистых тембрах, прозрачности, чёткости фактуры, простоте формы.

Ричард Анушкевич

Ричард Анушкевич. Композиция

Ташизм (от франц. tache — пятно). Художественный смысл – беспредметное, алогичное искусство, живопись, рождённая эмоцией без предварительного обдумывания. Технические приёмы – живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Пятна наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. Ташизм в аранжировке – импровизирование электронными тембрами, как акция;    атональность, кластеры, хаотичность.

Ханс Хартинг

Ханс Хартинг. Композиция

Супрематизм. Художественный смысл – живопись ради живописи, а не ради объекта, его изучения или отображения. «Первый шаг чистого творчества в искусстве». Технические приёмы – абстрактность, игра красок, сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, иногда объединённых в более сложные фигуры. Супрематизм в аранжировке – отказ от мелодии в пользу фактуры, сочетание созвучий, эксперименты с наложением и обработкой тембров, чистый синтез звука.

Иван Клюн

Иван Клюн. Супрематическая композиция

Кроме обозначенных стилевых направлений, большой интерес представляют такие направления живописи как наив, фэнтези, граффити и многие другие. Метод перенесения технических приемов живописи на процесс аранжировки может быть применён в образовательных курсах для детей старшего школьного возраста, студентов музыкальных колледжей, училищ. Этот метод, благодаря заложенной в нём высокой эстетической направленности, возвышает процесс обучения основам аранжировки до академического уровня.

Сулимов Александр        Граффити 

Майкл Уэлан Таинство