Тема урока "Всю жизнь несу Родину в душе"

Руденко Ольга Васильевна

Разработка урока по теме  "Музыка и литература"5 класс. Программа Г. Критская, Т. Шмагина. Показано раскрытие музыкальных образов в симфонии-действо "Перезвоны" В.Гаврилина на основе произведений В.Шукшина. Вводится новое понятие симфония - действо.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Звучит музыка Рахманинова сюита «Светлый праздник»

Звонят, звонят колокола России,

 Благую весть несут во все края.

 Любовью к ближнему, живет Россия

И молодость свою хранит в веках.

И снова избавляется от скверны,

 И очищенья слышен перезвон.

В веках ее все беды неизменны,

В веках ее бурлацкий слышен стон.

 

Уч. И в стихах и в музыке звучит (колокольный звон, любовь к родной земле, ближнему человеку, любовь к России).

Колокольный звон –это символ России. Колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о собрании и пожаре, церковном празднике. Колокольный звон  мы часто слышим в музыке русских композиторов. Приведите пример, в каком произведении мы слышим звучание колоколов?(русский композитор Рахманинов сюита «Светлый праздник).Сегодня мы будем говорить о любви к русской земле, родному краю, к России. Давайте подумаем, как звучит тема урока(предлагается составить из слов тему: «Всю жизнь несу Родину в душе». Эти слова принадлежат  Василию  Макаровичу  Шукшину- писателю, кинорежиссёру, сценаристу и актёру .  (Портрет В.М. Шукшина). 

О чем писал Шукшин? (Работа в паре чтение отрывка.с.30  абзац 3, обсуждение) В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»(Ответ о родном доме, земле…) 

Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину.

  Валерий Александрович Гаврилин написал произведение «Перезвоны» В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов Шукшина. Произведение имеет подзаголовок «По прочтении Шукшина».

 «Перезвоны»-так назвал свою симфонию-действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов. (Вспомнить, что такое симфония.) «Симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития.  Другое жанровое определение – «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.

Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки.

Слушание. «Весело на душе».

«Весело на душе» - создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Сели-поехали,
Весело  на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе. 

Слушание.

«Вечерняя музыка». 

Находит тень и дню конец.
Свет гаснет в чаще леса.
На море пал златой багрец,
На землю тьмы завеса.
Среди вечерней тишины
Чуть шепчутся берёзы...
К сынам земли приходят сны,
Над миром веют грёзы.


Слушание.

Работа в паре, четверке. (На парте лист с названием «Весело на душе», «Вечерняя музыка». Пара записывает свои впечатления от музыке, затем с ребятами другой пары меняются листочками, они корректируют работу предыдущей пары и дополняют свои впечатления).

Физ. Минутка Песня «Хохлома»

2 задание. «Звучащие картины». Назвать  картины созвучны настроению и характеру фрагментов симфонии-действа. (Работа в паре. Найди  ответ, обосновывают).

Итог.

Почему темой урока мы взяли слова«Всю жизнь несу Родину в душе»?    Можно ли назвать программным  произведением?

Назовите прием исполнения «Вечерняя музыка»(вокализ).

Почему композитор Гаврилин взял за основу произведение Шукшина?

Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».

Песня о России.

Релаксация деятельности учащихся

Дом. Задание. Подбери из учебника по литературе отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке.

Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» - это эпическая песенная хоровая симфония.

Уч.«Вечерняя музыка» - песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это - песня, молитва, воспоминание?

Учитель: В заключении мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения нашего современника Юрия Сомова.

Звон колоколов

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.