История празднования народных зимних праздников

Борзенкова Светлана Викторовна

Народные зимние празднаики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatki.docx126.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                              Святки

Наиболее яркие отличительные особенности приобрели в нашем крае народные Святочные обряды (Святки — святые, торжественные вечера в честь Рождества Христова). Празднование Святок среди крестьян начиналось под день Рождества Христова. В Орловской губернии, в уездах Дмитровском, Кромском, отчасти Ливенском и особенно в Трубчевском это празднование открывалось общественным обрядом "колядования" (Коляда у славянских народов, по мнению историка Н. Карамзина, — бог пиршества и угощения). Так как обычай отмечать Новый год пришел с времен язычества, а Новый год считался праздником Солнца, то в обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.
С течением времени, как многие другие обряды, обряд колядования приобрел христианскую направленность: хождение со звездой по домам (вырезанная из бумага звезда являлась образом светящейся в небе звезды в ночь рождения Иисуса Христа), исполнение "
Тропарей" и "Христославлений", благословение домов священнослужителями.
В Орловском крае обрядовые формы имели свои, характерные для каждого уезда черты и особенности. В Дмитровском уезде молодежь ходила по домам и разыгрывала представления:
— Христос рождается.
— Что в печи жарится?
— Петух да курица.
— А по что они трудятся?
— На свои труды.
— Подавай их сюды.
И назывался этот
обряд "Ломать Коляду".
В Кромском уезде получило распространение "хождение с Колядой". Парни и девушки обходили дома с величальными и корильными песнями, прося угощения: "Коляда, Коляда! Пришла Коляда у Ивана двора. Дай Вам, Боже, лошадь с жеребеночком, корову с теленочком, свинью с поросеночком". Местные жители называли обряд колядования интересным словом "шандрыкать", значение и происхождение которого можно лишь предположить. В Костромской области встречается слово "шиндра" — шваль, бедняки. В Ярославской области — слово "шандорить" — бездельничать. В Орловской области (в Болховском, Мценском, Шаблыкинском (Хотетово) и ряде других районов) слово "шандек" — неженатый молодой человек. Анализируя приведенные слова и сам обряд "колядования", можно объяснить значение слова "шандрыкать", как хождение молодежи (орловское слово "шандек") с увеселениями (ярославское слово "шандорить") по домам с просьбой угощений и даров (костромское слово "шиндра"). Молодые люди бездельничают и бродят, словно бедняки, за подаяниями по домам.
В Севском уезде на Святки парни
"водили козу" (в древности коза являлась символом плодородия и природы). Ведущий — "михоноша" (мехоноша) вел парня в вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки, который изображал козу. Другой — "Журав" — палкой с крюком бил присутствующих, а те откупались дарами. Обряд сбора даров назывался "щедровать".
"Щедровками" считались дары и песни, исполняемые в честь хозяев дома. В Дмитровском уезде "козой" была девушка, которую водили по домам, и она отвечала на все вопросы, получая за это угощенье: "Эй, станьте в ряду, я козу веду".

На границах Орловщины с Курской и Черниговской губерниями под Новый год получил распространение обряд "Овсень" или "Таусень", похожий на "Колядки". Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень! Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд "Овсень" был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень). Название произошло от слова "юсинь" — первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника. Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом. Распространение обряда "Таусень" отмечалось в деревнях Орловщины, расположенных по правому берегу реки Оки. Данный обряд наиболее близок к народным играм:
Попрыгала козка,
Таусень!
По бабьим, по грядкам,
Таусень!
Что козка ищет?
Таусень!
Я ищу брусочек,
Таусень!
В деревне Степное и в селе Троицком Орловского уезда Орловской губернии бабы и девки с молодыми ребятами ходили на берег реки
кликать зиму:
Новый год приходи,
Старый год угони,
Себя покажи.

Почти во всех крестьянских избах под Новый год, чтобы умилостивить мороз,
варили овсяной кисель.
Мороз, Мороз,
Не бей наш овес!
Лен да конопли
Как хочешь колоти.

Распространенным семейным обычаем у крестьян Орловщины был обряд "
Касарецкого молить". Был он связан с христианским праздником в честь святого Василия Великого (Кесарийского), смешавшегося в народной жизни с языческими ритуалами. Вечером, накануне Нового года, зятья съезжались в гости к тестю. В центре стола стоял поросенок, около которого горела свеча. После молитвы гости получали заранее раз и навсегда назначенную часть угощения. Объяснить, почему этот ритуал был связан именно с поросенком, никто не мог. Но очевидно, что слово "Касарецкий" является искажением слова "Кесарийский".
В Дмитровском уезде поросенка обычно разламывал старший зять, поэтому там и говорили не "касарецкого молить", а "касарецкого ломать".
Развлечения простого народа на Орловщине иногда бывали жестокими: кулачные бои, травля собак и петухов, драки. "А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Наугорской заставе: тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность. Правило такое было, чтобы бить в подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы медных больших гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось. Часто случалось, что стащат домой человека на руках, отысповедовать не успеют, как уже преставился. А многие оставались, но чахли", — писал о нравах орловчан Н. С. Лесков.
В Севском уезде
накануне Рождества крестьяне избивали воробьев, объясняя это приверженностью к христианской вере. Избивались воробьи в наказание за то, что при крестных страданиях и смерти Спасителя они якобы кричали: "Жив! Жив!", когда другие птицы ворковали: "Умер! Умер!".
Немалый вред приносило и
купание на крещенском морозе. Хотя и считалось, что освященная крещенская вода в проруби спасала от порчи, болезней и бед, но сколько было случаев со смертельными исходами вместо исцеления.

Новогодье, рубежная дата начала большого круга обрядов древних славян на Руси, связано в основном с землепашеством. Русские люди издавна справляли Новогодье сразу же после зимнего солнцеворота: землепашество всецело зависело от тепла, посылаемого солнцем. Стало быть, и обрядность в основном посвящалась солнечному культу. У народов скотоводческих Новогодье приурочивалось также к своему занятию: ненцы его приспосабливали к оленеводческой практике, монголы свой «цагаан cap» - белый месяц - отмечали в феврале, сообразуясь с охотничьим промыслом.

Предновогодье и первые дни нового года обыкновенно называли Святками. Продолжались они двенадцать дней. С 7 по 14 января (нового стиля) их называли святыми вечерами, с 14 до 19-го числа Святки слыли как страшные вечера. Деление новогоднего периода на светлую и темную части восходит к весьма отдаленным верованиям, когда полагали, что радость от разгорания солнца и увеличения дня раздражает нечисть, подстраивающую всяческие козни на вечерних игрищах крестьян. Согласно же христианским преданиям Бог, справляя рождение Сына, отворяет ад, чтобы выпустить оттуда бесов повеселиться на празднике.

Накануне Святок - рождественский сочельник. К этому времени в избах делали большую уборку: мыли потолки и стены, скоблили ножом и натирали можжевельником полы. Ходили в баню, меняли белье, накрывали соломой стол. Ели в сочельник по строгому: капусту с квасом, хлеб, взвар или сочиво, вроде компота из яблок, груш, слив и вишен. Пожилые люди старались не есть «до звезды». Вечером на стол ставили скудную кутью: разваренную пшеницу или ячмень с черемухой, а кто побогаче - рис с изюмом. Стряпухи начинали готовиться к завтрашнему пированию: затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску» — печенье, месили кислое тесто для пышек.

В средневековые времена, чтоб не уронить благочестие, люди сторонились, боялись масок. Полагали, что, изображая животное, человек теряет свой образ. Маскирование, или, как тогда говорили, «машкирование», было уделом скоморохов. Маскарады с ряжениями и играми вошли в широкий обиход только в петровские времена, когда отменили всякие гонения на обрядовые увеселения. По улицам стали ходить толпы ряженых, во всех домах веселье не кончалось до глубокой ночи. В домашних театрах вошло в моду давать спектакли. Запрещалось только (и то с 1750 года) «в платье, приличном к комедии», появляться на улицах. Повсеместны стали и святочные гадания. Особенно в их силу верили под Новый год (по-теперешнему, с 13 на 14 января). Людей крестьянствующих, естественно, в этот вечер больше всего волновал будущий урожай: какой хлеб больше уродит, будет ли лето ненастным или сухим, долго ль протянется зима? Чтобы предсказать урожай того или иного злака, убеленные сединами старики отправлялись под Новогодье в риги, набирали там соломины с колосками разных хлебов, затем отправлялись чародействовать по оврагам. Там они втыкали соломины в снег и уходили. Наутро шли читать предвещания: какая соломина покроется инеем, тот злак и будет в предстоящем году урожайным. Ну а молодежь гадала о своей судьбе: девушкам хотелось знать о суженом, о свекрови, о доме, где придется жить; парням - о невестах. Гадали на вечеринках и посиделках, в банях и возле храмов. Для вечеринок нанимали избу вдовы или солдатки.

Рождество Христово

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЕгорьев день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif26 ноября / 9 декабря
Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: в декабре и в мае. Зимний установлен в честь освящения храма св.Георгия в Киеве в 1051 году. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота, один из самых почитаемых святых.
Егорьев день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifНиколин день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif6 / 19 декабря
Праздник православной церкви в память св.Николая Мирликийского (Николая Чудотворца). Этот святой воспринимался в России как покровитель русского народа, крестьянский святой, "мужицкий заступник". Праздновался дважды в году: в декабре и в мае.
Николин день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВведение
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif21 ноября / 4 декабря
Праздник в честь приведения в церковь господню Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме. В народе был связан с началом ("вводом") зимы.
Введение

Святки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря/6 января - 6/19 января
Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря. Знаменует переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, Новый год (Васильев день), Крещение Господне.
Святки

Сочельник
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря/ 6 января и 5 / 18 января
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. В эти дни обязательно соблюдение строгого поста до обрядовой трапезы в полночь. Время девичьих святочных гаданий.
Сочельник

Рождество Христово
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif25 декабря/7 января
Великий двунадесятый праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСлавление Христа (Христославление)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif25 декабя/ 7 января
Святочный обряд в честь прихода Волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Дети, парни и девушки ходили по дворам с рождественской звездой, славили Христа, поздравляли хозяев с праздником, собирали угощение и деньги.
Славление Христа (Христославление)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПосевание
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif25 декабря / 7 января
Магический обходной обряд для обеспечения урожая хлебов в новом году. Производился в первый день Рождества или в Новый год.
Посевание

Кутья
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifСвятки, дни поминовения усопших
Ритуальная каша из цельных зерен, ягод и меда. Готовилась в канун святочных праздников: Рождество, Новый год, Крещение, дни общего поминовения усопших (родительские дни). Обрядовое значение кутьи обусловлено символикой трех ее составляющих ингредиентов.
Кутья

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСеливерстов день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif2/15 января
День памяти св.Сильвестра Печерского. В народе считался куриным праздником, когда хозяева чистили и окуривали курятники, произносили заговоры от нечистой силы.
Селиверстов день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifДень Пророка Малахии
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif3/16 января
День памяти последнего ветхозаветного пророка Малахии. В народном календаре приходился на период "страстных вечеров" на Святках, когда активизировалась нечистая сила.
День Пророка Малахии

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКрещение Господне
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif6/19 января
Великий двунадесятый праздник, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в Иордане. Праздник Крещения завершал "нечистые" Святки, поэтому его обрядность носила очистительный характер.
Крещение Господне

  • Водосвятие
    http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif6-7/18-19 января
    Церковный обряд освящения воды в канун и в сам праздник Крещения.
    Водосвятие

Кликанье мороза
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Обряд зазывания мороза на трапезу и его угощение ритуальной пищей. Обычно приурочивался к святочному периоду (канун Рождества, Васильев вечер, крещенский сочельник). В некоторых губерниях России обряд совершался на Пасху.
Кликанье мороза

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСвяточные гадания
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Семейные и девичьи гадания во время Святок об урожае и судьбе в пределах следующего года. Особенно "верными" считались гадания в Сочельники и в канун Васильева дня под Новый год.
Святочные гадания

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПодблюдные гадания
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Святочные гадания, основанные на вытаскивании жребия. Как правило, приурочивались к Васильеву вечеру 31 декабря.
Подблюдные гадания

Подблюдные песни
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Песни, сопровождающие подблюдные святочные гадания, в которых в иносказательной форме представлялась судьба их участников.
Подблюдные песни

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГадание об урожае
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Одна из главных тем гаданий во время Святок и на Рождество (наряду с гаданиями о судьбе).
Гадание об урожае

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gif"Страшные" гадания
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif1-5 января
Наиболее опасные святочные гадания на стыке старого и нового года, когда, по народным представлениям, особенно буйствовала нечистая сила.
"Страшные" гадания

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПосиделки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifОт Иоанна Богослова (26 сентября / 9 декабря) до Рождества Христова (25 декабря / 7 января).
Форма общения сельской молодежи в виде собраний парней и девушек в закрытом помещении для работы и развлечений.
Посиделки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЗагадывание загадок
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Широко бытовавшее в русской деревне занятие и развлечение в период Святок.
Загадывание загадок

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРассказывание сказок
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря/6 января по 6 /19 января
Одно из развлечений на Святках в кругу семьи или на молодежных чаепитиях после колядования. Процесс носил отчасти ритуальный характер и был призван магически воздействовать на окружающий мир.
Рассказывание сказок

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСвяточные бесчинства
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Форма необычного поведения, отличающаяся от общепринятых норм. Допускалась во время святок, но осуждалась в повседневной жизни. Святочные бесчинства чаще всего совершались в ночь на Новый год и в ночь на Крещение Господне.
Святочные бесчинства

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСвяточные игрища
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Форма времяпровождения молодежи в период святок: хождение ряженых, вождение хороводов, пляски, святочные бесчинства и другие. Имели развлекательный и сакральный характер.
Святочные игрища

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРяженье На Святки, на Масленицу
Ритуальное изменение облика людей и особая форма игрового поведения во время календарных праздников, прежде всего на Святках. Рядились также на Масленицу, в Кузьминки, на Русальной неделе, в Семик и Духов день. С языческих времен ряженье наделялось особой магической силой, но постепенно превратилось в игровое времяпровождение молодежи.
Ряженье

Виноградье
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Тип величально-поздравительных песен во время колядования в период зимних Святок.
Виноградье

Колядование
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Магический святочный обряд, который совершался в рождественский Сочельник, утром в Рождество, в день наступления Нового года или накануне Крещения. Ватаги молодежи ходили по дворам, поздравляли и славили хозяев, требовали и получали дары, а в случях отказа - следовали угрозы, сулившие большие неприятности в семье и хозяйстве.
Колядование

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifОвсень
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Тип величально - поздравительных песен, исполняемых во время святочного обряда колядования.
Овсень

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВертеп
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Народный кукольный театр - традиционный атрибут зимних святочных развлечений.
Вертеп

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКулачный бой
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение холостых парней и молодых мужчин в период от Рождества до Крещения, редко в Семик.
Кулачный бой

Масленица
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifНачинается за 56 дней до Пасхи
Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
Масленица

Масленичное чучело  Масленичная неделя Соломенное чучело в женском или мужском обличье. Главный атрибут обрядовых действий на Масленицу. Масленичное чучело

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГостевание молодоженов Масленичная неделя
Ритуальное посещение молодоженами своих родителей, родственников и участников свадьбы в период масленичной недели.
Гостевание молодоженов

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСмотры молодоженов Масленичная неделя
Обычай особого чествования молодых супругов во время Масленицы с целью представления односельчанам новых семейных пар и закрепления в общественном сознании их нового статуса.
Смотры молодоженов

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСъездки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifУвеселительные катания в лошадиных санных упряжках и конные соревнования с четверга по воскресенье масленичной недели. Съездки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКатальные горы  Масленичная неделя
Сооружения из снега и льда для массового катания во время Масленицы.
Катальные горы

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВзятие снежного городка  Масленичная неделя

Традиционная спортивная игра во время празднования Масленицы.
Взятие снежного городка

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПроводы Масленицы  Масленичная неделя
Обрядовое действие в последний день Масленицы, главным ритуалом которого было сожжение или похороны масленичного чучела.
Проводы Масленицы

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПрощёное воскресенье  Масленичная неделя Последнее воскресенье масленичной недели, когда совершался обряд взаимного прощения грехов и обид, связанный с поминовением усопших. Прощёное воскресенье

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСретенье Господне 2/15 февраля
Двунадесятый праздник православного календаря. Название связано со знаменательной евангельской встречей богомладенца Иисуса Христа с праведником Симеоном в Иерусалимском храме. В народе название осмыслялось как встреча в этот день зимы и лета, с праздником связано много земледельческих примет.
Сретенье Господне

Чистый понедельник
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifНародное название первого дня первой недели Великого поста.
Означал размежевание с греховной масленичной неделей и приобщение к святому. День особо строго поста, очистительного мытья в бане и приготовления постной пищи.
Чистый понедельник

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВеликий пост
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifВ период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.
Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.
Великий пост

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТужилки по Масленице Один из дней первой недели Великого поста
Отдельные проявления масленичных увеселений как сожаление об ушедшей Масленице. В это день пекли "туженники" - хлебцы из остатков блинного теста, устраивали кулачные бои, катались с ледяных гор, пекли постные блины, ходили ряжеными.
Тужилки по Масленице

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСредокрестие
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifСреда (или четверг) на четвертой недели Великого поста.
В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли "Средокрестной", когда пост "переламывался" пополам. В этот день пекли печенье в форме крестов, которое должно было воздействовать на будущий урожай, здоровье людей и скота, благополучное окончание полевых работ.
Средокрестие

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПасха
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifОтмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая).
Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.
Пасха

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifБлаговещение  25 марта/ 7 апреля
Великий двунадесятый праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.
Благовещение

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКресты Средокрестная неделя
Обрядовое печенье из ржаной муки в форме креста. В народе верили в магическое воздействие печения на будущий урожай и благополучие в семье. Означало перелом Великого поста: "ломает говенье - крестов печенье".
Кресты

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТроица На пятидесятый день после Пасхи
Великий двунадесятый праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.
Троица

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВербное воскресенье
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifВоскресенье на шестой неделе Великого поста перед праздником Пасхи.
Церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. В христианских храмах освящают пальмовые ветви деревьев (у православных - вербу). Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия.
Вербное воскресенье

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifИван Купала 24 июня / 7 июля

Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.
Иван Купала

http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif

Ильин день 20 июля / 2августа

День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.
Ильин день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВерба Вербное воскресенье. Атрибут празднования Вербного воскресения, последнего перед Пасхой, когда верба освящалась в храме или на церковном дворе. В народе вербу наделяли магической силой, способностью передать здоровье, силу и красоту человеку или животному. Верба

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПреображение (Яблочный Спас)6/19 августа
Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.
Преображение (Яблочный Спас)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСтрастная неделя
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifПоследняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе.

Церковь вспоминает страдание Иисуса Христа и предписывает верующим особенно строгое воздержание, покаяние и причастие. С понедельника начиналась подготовка к Пасхе. Особенно много обрядов приходилось на Чистый четверг. В это время по весеннему украшали вербой помещения, приготовляли и освящали в церкви куличи, творожную пасху и крашеные яйца.
Страстная неделя

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЧистый четверг (Великий четверг) Четверг на Страстной неделе
Церковь в этот день вспоминает Тайную вечерю в первый день Иудеской Пасхи. В народе воспринимался как день духовного и физического очищения в пограничный период между Великим постом и Пасхой. В этот день поминали усопших, строго воздерживались от скоромной пищи, очищали дома и дворы от мусора и грязи, мылись в бане.
Чистый четверг (Великий четверг)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifБогослужение Великого четверга
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifЧистый четверг
В этот день богослужение в церкви включало обряды мироосвящения, крестный ход и всенощную.
Богослужение Великого четверга

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВерес
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifЧистый четверг
Можжевельник, собираемый в Чистый четверг Страстной недели Великого поста. Атрибут предпасхальных очистительных и защитных обрядов.
Верес

Вытирание огня

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВеликая пятница
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gifСтрастная неделя

Пятница на Страстной неделе Великого поста в память о дне распятия и смерти Иисуса Христа.
Великая пятница

Пение Христа На Пасху
Исполнение в церкви песнопений в честь воскресенья Христа. Происходили во время пасхальных молебнов, крестных ходов и гуляний.
Пение Христа

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifХристова свечка На Пасху.
Свеча, с которой верующие обходили крестным ходом вокруг церкви на Пасху. По поверью, защищала дом от удара молнии и помогала при родах.
Христова свечка

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifМагия пасхальной заутрени На Пасху
Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту.
Магия пасхальной заутрени

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЯйцо
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
На Пасху

Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Занимает центральное место в пасхальной обрядности. Церковь видит в нем символ гроба Господня, а в красном цвете пасхальных яиц - символ возрождения верующих "кровью Христа". Крашенными яйцами обменивались при христосовании, дарили родным и знакомым. Пасхальному яйцу приписывали магическую силу: исцеление больных, способность потушить пожар, найти пропавшую корову, помочь найти клад.
Яйцо

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКулич
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
На Пасху

Пасхальный обрядовый хлеб с обычаем его освящения, угощения и раздачей верующим на пасху. Этот обычай уходит корнями в языческие времена. Разговление после поста начиналось с поедания кулича. Остатки от кулича использовали при гаданиях об урожае и приплоде скота.
Кулич

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТворожная пасха
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
На Пасху

Ритуальное творожное блюдо пасхального стола. Приготовляется с помощью разборной деревянной или металлической пасечницы с христианскими символами на стенках
Творожная пасха

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifХристосование
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
На Пасху

Пасхальный ритуал поздравления верующими друг друга, с троекратным целованием и взаимным одариванием крашеными яйцами.
Христосование

Пасхальная неделя
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Первая неделя после праздника Пасхи

Праздничная неделя после Пасхи (Светлая Седмица), с ежедневными богослужениями, возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном. Вся неделя сопровождалась гуляниями молодежи, качанием на качелях, спортивными играми, угощениями, христосованием с родными и знакомыми. Особенно торжественно отмечалась вторая половина пасхальной недели.
Пасхальная неделя

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПасхальные молебны
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Пасхальная неделя

Обычай обхода домов прихожан крестным ходом во главе со священником, служением молебнов и поздравлениями. В благодарность хозяева одаривали священника деньгами, угощением и горстью зерна, после чего "вся нечисть сходит с дома".
Пасхальные молебны

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВьюнишник
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Суббота пасхальной недели

Обычай весеннего обхода дворов с поздравлением и чествованием молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года.
Вьюнишник

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВолочебный обход
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Воскресенье пасхальной недели

Обход домов группами мужской или женской молодежи в пасхальное восресенье с пением волочебных песен (от слова "волочиться" - идти, брести) и с просьбой о вознаграждении.
Волочебный обход

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГулянье
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Пасхальная неделя

1. Форма общения деревенской холостой молодежи в период с пасхальной недели до Петрова дня.
2. Хождение по улицам в праздники с песнями, плясками, разговорами.
Гулянье

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifИгры и забавы с яйцами
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Пасхальная неделя и Фомино воскресенье (Красная горка)

Развлечения сельской молодежи с использованием яиц: катание яиц с бугорков и деревянных лотков, сбивание мячом и т.д. Эти игры восходят к древним земледельческим обрядам.
Игры и забавы с яйцами

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКачели
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
В период от Пасхи до Троицы

Праздничное развлечение детей и молодежи в период от Пасхи до Троицы. Большие качели сооружали для гуляний на пасхальной неделе. Качание на качелях - это отголосок древнего магического действия, призванного стимулировать рост посевов.
Качели

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКумление
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
В период от Пасхи до Духова дня

Обычай установления духовного родства на определенное время между представительницами женского пола, не имеющими детей, с клятвенным обещанием дружбы и взаимопомощи. Кумление сопровождалось завиванием березок, обменом магическими вещами и подарками, ритуальной трапезой. Обряд обычно совершали на Пасху, день Иоанна Богослова, Николин день, Вознесение и Духов день.
Кумление

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКрасная горка
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.
Красная горка

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРадуница (родительский понедельник)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
На десятый день после Пасхи, реже в первое воскресенье после Пасхи (Фомино воскресенье)

День поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. По народным представлениям в этот день мертвые встают из могил, разговляются после Великого поста, радуются, что дети о них помнят. Генетически праздник восходит к культу предков.
Радуница (родительский понедельник)

Неделя Жен-Мироносиц
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Третье воскресенье и четвертая неделя после Пасхи

Праздник посвящен Женам-Мироносицам, первым свидетельницам воскресения Иисуса Христа. У русских известен как "бабий праздник" с женскими гуляньями и трапезами, на юге России - с обрядами кумления девушек и похоронами кукушки.
Неделя Жен-Мироносиц

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifМоргосье (братчины)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
В период с третьей недели после Пасхи до Троицы

Праздник молодых замужних женщин, имеющих детей, с совместными тайными трапезами в лесу или на берегу водоемов. Обычай корнями уходит в глубокую древность и связан с поклонением божеству растительности.
Моргосье (братчины)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВознесение
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Сороковой день после Пасхи (конец мая - начало июня)

Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне. Отмечается на сороковой день после Пасхи, когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета
Вознесение

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКрещение и похороны кукушки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
В период от Вознесения (сороковой день после Пасхи) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи)

1. Аграрно-магический девичий и женский обряд с "кукушкой" - это травяной или тряпичной куклой в виде женской фигуры, птицы или украшенного деревца. Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой.
2. Ритуальная трапеза, хоровод, молодежное гуляние в период весеннее - летних праздников. Обычно устраивались в Вознесенье (конец мая - начало июня) и в Петров день (29 июня/12 июля).
Крещение и похороны кукушки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПреполовение
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Середина четвертой недели после Пасхи

Праздник в половине периода в пятьдесят дней, отделяющих Пасху от Троицы. В этот день православная церковь вспоминает наставления Христа о значении спасения, принесенного им людям. Совершается малое водосвятие, после чего вода считается целебной. Праздник преимущественно женский.
Преполовение

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРусальная неделя
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Неделя перед Троицей

По народному поверью это время пребывания русалок на земле, когда они могут вступить с человеком во вредоносный контакт. Была полна очистительными обрядами, сопровождалась гуляньями, хороводами, играми ряженых, трапезами. В русальную неделю существовал запрет на женские работы - прядение, ткачество, отбеливание холстов. Последний день русальной недели назывался русальным или крапивным заговеньем.
Русальная неделя

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРусалка
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Русальная неделя

1. Демонологический персонаж мифологии восточных славян. По народным представлениям русалками становились умершие до замужества девушки, самоубийцы и некрещеные младенцы. Известны русалки в образе молодой прекрасной девушки с рыбьим хвостом или безобразной нечесаной нечисти. Во всех случаях русалок опасались и избегали встречи с ними.
2. В некоторых губерниях России русалками называли колдуний и ведьм, которые летают на помеле.
Русалка

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПроводы (похороны) русалок
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Воскресенье русальной недели

Праздник символического изгнания русалок в поля за деревню подальше от человеческого жилья. Русалок изображали ряженые в образах устрашающей нечестии, чучело в "бабьем" наряде или в образе ряженого коня.
Проводы (похороны) русалок

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСемик (зеленые святки)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Седьмой четверг после Пасхи

1. Праздник за три дня до Троицы. Открывал комплекс Троицких празднеств, знаменовал окончание весны и предвестие лета. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
2. Украшенная троицкая березка или антропоморфное чучело, с которым молодежь обходила дома в семик.
Семик (зеленые святки)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТроицкая суббота (родительская суббота)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
В канун праздника Троицы

Один из четырех общерусских дней поминовения умерших, когда церковь поминает всех от века умерших православных христиан, а прихожане - своих усопших родственников. В этот день посещали и украшали зеленью могилы, общались с душами покойных, устраивали ритуальные трапезы.
Троицкая суббота (родительская суббота)

http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТроицкая зелень
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Троицкая неделя

Ритуальная растительность, которой русские люди украшали церкви, дома и дворы в троицко-семитские праздники. Травам, листьям и цветам в это время приписывалась особая магическая сила.
Троицкая зелень

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТроицкая березка
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Троицкая неделя

Срубленное березовое дерево, главный атрибут троицко-семитских обрядов. Ее вырубали, завивали и украшали, ставили в домах, оставляли в полях. Эти действия должны были повлиять на будущий урожай, а молодых женщин наделить потомством.
Троицкая березка

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТроицкий венок
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Троицкая неделя

Ритуальный девичий венок из свежей зелени и цветов, атрибут участников Троицких обрядов и гуляний. Их носили на голове, или вешали на шею, по ним девушки гадали о будущем замужестве. Троицкие венки хранили и использовали как обереги и лекарственные средства.
Троицкий венок

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЗавивание берез
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Троицкая неделя

Один из основных весенне летних обрядов: витье и плетение ветвей берез девушками и молодыми женщинами. Обряд совершали в Семик, Егорьев день, Николин день, Вознесение, Духов день.
Завивание берез

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifДухов день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Первый понедельник после Троицы

Праздновался в начале недели Всех Святых. Утверждает божественную сущность Святого Духа и его единство с другими ипостасями Святой Троицы. В этот день крестьяне славили землю - именинницу, совершали обходы полей "кормили земельку", отдавая ей часть трапезы.
Духов день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПохороны Костромы
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Воскресенье Всесвятской недели или в Духов день

Завершает троицко-семитские праздники, отсюда ритуалы проводов - похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или парень в женской одежде. Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми.
Похороны Костромы

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВождение колоска
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Всесвятская неделя

Обряд хождения девушек и замужних женщин к озимым полям, "величание" ржи с целью воздействия на урожай. Включал гадание парней, девичьи хороводы, молодежные гулянья.
Вождение колоска

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСороки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
9/22 марта

Народное название церковного дня памяти Сорока мучеников - христиан, которые под пытками иноверцев - язычников пошли на смерть, но не отреклись от своей веры. Особое значение этому дню придавала его близость к весеннему равноденствию - одной из ключевых точек календарного года. По народным представлениям на Сороки сорок птиц на крыльях приносили весну. В этот день из теста выпекали птичек и с ними дети закликали весну.
Сороки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКликанье (закликание) весны
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
В зависимости от местных условий совершается 1/14 марта (Евдокия- Плющиха), 4/17 марта (Герасим-Грачевник), 9/22 марта (сороки), 25 марта/7 апреля Благовещенье, 23 апреля/6 мая (Егорьев день), 9/22 мая (Николин день), а также в отдельные дни Великого поста.

Обряд был связан с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. Сопровождался пением закличек, действиями с жаворонками (ржаным печеньем) и очистительными обрядами. Главными участниками обряда были дети и девушки.
Кликанье (закликание) весны

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЖаворонки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
9/22 марта, 17/30 марта, 25 марта

Печенье из ржаного теста в форме птичек атрибут обряда закликания весны с целью ее приближения.
Жаворонки

Заклички весенние
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Во время обряда закликания весны

Заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны.
Заклички весенние

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЕвдокия Плющиха
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 марта

День памяти святой преподобной мученицы Евдокии. По народному поверию, она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод. Считался "бабьим" праздником.
Евдокия  Плющиха

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГерасим Грачевник
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
4/17 марта

По церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Этот праздник в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе в этот день избавлялись в доме от кикиморы.
Герасим Грачевник

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГрачи
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
На праздник Герасима Грачевника

Обрядовое печенье из ржаной муки выпекаемое в день Герасима Грачевника
Грачи

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПараскева
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.
Параскева

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifБлаговещенская просфора
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
25 марта/ 7 апреля Специальный храмовый хлеб (просфора), который выпекали специально на Благовещение и наделяли особыми магическими свойствами.
Благовещенская просфора

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifБлаговещенская соль
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
25 марта/ 7 апреля

Соль, приготовленная в день Благовещенья. По поверью наделялась особой целительной силой.
Благовещенская соль

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifДень Иоанна Лествичника
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
30 марта/12 апреля

День памяти преподобного богослова Иоанна Лествичника, когда пекли хлебные лесенки - символы восхождения человека к нравственному совершенству.
День Иоанна Лествичника

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЛесенки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
30марта/12 апреля и на Вознесение

Обрядовое печенье в форме лестницы. Выпекается на Вознесение (сороковой день после Пасхи) и в день памяти Иоанна Лествичника. По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.
Лесенки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifНикита Водопол
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
3/16 апреля

День памяти преподобного Никиты. Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.
Никита Водопол

Егорьев день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 апреля / 6 мая и 26ноября / 9 декабря

Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. Весенний установлен церковью в день, когда, по преданию, Святому Георгию отсекли голову. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота.
Егорьев день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifОкликание Егория
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
22-23 апреля 5/6 мая

Обрядовый обход дворов накануне или в сам Егорьев день в Костромской губернии. "Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие.
Окликание Егория

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПервый выгон скота
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 апреля / 6 мая

Первый весенний выгон скота на пастбище, обычно приуроченный к Егорьеву дню. Сопровождался традиционными обрядами до восхода или на восходе солнца: троекратным обходом и ритуальным кормлением скота, одариванием пастуха, молитвами.
Первый выгон скота

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЗасевки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 апреля / 6 мая по 9/22 мая Магические действия накануне или в день начала сева. Наиболее подходили для начала ритуального сева день пророка Иеремии (Еремея Запрягальника). День засевок считался праздничным, сопровождался молебнами и праздничными трапезами.
Засевки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВождение стрелы
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение.

Обряд, который "замыкал" весну и "отмыкал" лето. Был приурочен к Егорьеву дню, пасхальной неделе или Вознесению. Включал ритуальное захоронение женщинами стрелы (сулы) в защитных и репродуктивных целях.
Вождение стрелы

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifНиколин день (Никола Вешний)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
9/22 мая

Праздник православной церкви в память о святом Николае Миркилийском (Николае Чудотворце). Воспринимался в России как покровитель русского народа, крестьянский святой, "мужицкий заступник".
Николин день (Никола Вешний)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifОлена-льняница
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
21 мая/3 июня

Народное название христианского праздника в память о святых Константине и его матери Елене. Важный этап в сельскохозяйственном календаре, когда заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен, коноплю, овес и гречиху, сажать огурцы. Сопровождался магическими обрядами в полях при посеве льна.
Олена-льняница

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifФедосья -колосяница
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
29 мая/14 июня

День памяти святой мученицы Феодосии. По народному наблюдению в этот день начинает колоситься рож. Совершались обряды величания ржи и молодежные гуляния.
Федосья -колосяница

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifИсаакий-змеевник
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
30 мая / 12 июня

День преподобного Исаакия-исповедника. По народному поверью в этот день "выползает из нор всякий гад",а укус змеи был смертельным.
Исаакий-змеевник

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifФедор Стратилат
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
8/21 июня

День памяти святого великомученика Феодора Стратилата. В русской традиции известен под именем "колодезник": если в этот день рыть колодцы вода в них будет "и чиста, пьяна". С этого дня крестьяне начинали пропалывать сорняки и вывозить в поле навоз.
Федор Стратилат

Акулина-гречишница
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
13/26 июня

День памяти святой мученицы Акилины (Акулины). В крестьянском сознании была покровительницей и пособницей урожая гречихи. С этого дня начиналось лето.
Акулина-гречишница

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifАграфена- купальница
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 июня/ 6 июля

1. День памяти святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции известна как Агрипина купальница, поскольку день ее памяти приходился на канун праздника Ивана Купалы и осмыслялся как день подготовки к нему.
2. Народное название трав, собираемых в ночь на Ивана Купалу.
Аграфена- купальница

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКупальская ночь
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 июня/6 июля

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, самая короткая ночь в году. По народным поверьям это ночь разгула нечистой силы, лучшее время для порчи посевов и домашнего скота. В купальскую ночь собирали колдовские и лекарственные травы, совершали очистительные обряды.
Купальская ночь

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКупальский костер
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 июня/6 июля

Ритуальный костер во время молодежных гуляний в Иванову ночь. Обязательным было перепрыгивание поодиночке или парами через огонь в залог здоровья и удачи. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.
Купальский костер

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКупальский костер
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23 июня/6 июля

Ритуальный костер во время молодежных гуляний в Иванову ночь. Обязательным было перепрыгивание поодиночке или парами через огонь в залог здоровья и удачи. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.
Купальский костер

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifИвановские травы
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
24 июня / 7 июля

Травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор которых входит в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы. По поверью они отличаются особой колдовской силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Ивана Купалу, засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и скота.
Ивановские травы

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПапоротник
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
23-24 июня / 6-7 июля

Растение, которое по народному поверью, расцветает один раз в году в ночь на Ивана Купалу и обладает чудодейственными свойствами. Листья папоротника использовали в качестве оберега.
Папоротник

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПетров день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
29 июня / 12 июля

Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве.
Петров день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКузьма и Демьян
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 июля (летние Кузьминки), 17/30 октября, 1/14 ноября.

Народное название дней памяти святых Космы и Дамиана. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага.
Кузьма и Демьян

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПервый спас
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 августа

Народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу- Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам и освящение воды. В этот день происходили массовые гулянья, купания людей и скота и всюду отдавалась дань воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мед. Народная традиция связывала первый спас с проводами лета.
Первый спас

Успенье Богородицы (второй спас)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
15/28 августа

Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви. Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в память о ее вознесении. Широко праздновался в народе. По времени совпадал с завершением жатвы хлебов и сопровождался многими жатвенными обрядами. В этот день проходили проводы лета, в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете.
Успенье Богородицы (второй спас)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifТретий спас (Хлебный Спас)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
16/29 августа

Народное название церковного праздника в честь перенесения в Константинополь из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в 944 году. В третий Спас происходили ярмарки, где торговали холстами. К нему же приурочивались дожинки и сеянье озимой ржи.
Третий спас (Хлебный Спас)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifДожинки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
15/28 августа, 16/29 августа

Магические действия в последний день жатвы, означавшие завершение уборки урожая и приуроченная к ним праздничная трапеза. Самый распространенный обряд был "завивания бороды" - последних несжатых колосьев и ритуально магические действия с серпами. Обряд должен был обеспечить плодородящую силу земли.
Дожинки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifДожиночный сноп
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
15/28 августа, 16/29 августа

Сноп из последних сжатых в поле колосьев - атрибут дожиночной обрядности. Срезание снопа сопровождалось рядом ритуальных действий и запретов. Сноп обряжали в женскую одежду, использовали для гаданий, ставили под иконы и хранили до Покрова Богородицы, затем скармливали скоту, чтобы уберечь его от зимней бескормицы.
Дожиночный сноп

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifФлор и Лавр
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
18/31 августа

День памяти святых мучеников Флора и Лавра. В народе святые считались покровителями лошадей, в этот день отмечали конский праздник, лошадей не использовали для работы, купали и кормили "в полную сыть". Совершали молебны от падежа и для приплода скота.
Флор и Лавр

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСвеча
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Весна-лето-осень

Общедеревенский праздник с трапезой - складчиной в южных и западных губерниях России. Приурочивался к престольным и заветным праздникам. В эти дни производились ритуальные действия с восковой свечой, которая изготовлялась из воска, собранного со всех дворов. Каждый год на нее налепляли новые куски, со временем она могла весить до пяти пудов. Свечу хранили по очереди в семьях.
Свеча

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРождество Богородицы
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
8/21 сентября

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Рождество Богородицы

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСеменов день
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 сентября

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.
Семенов день

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВоздвижение
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
14/27 сентября

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.
Воздвижение

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПокров Богородицы
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 октября

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Покров Богородицы

Параскева
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.
Параскева

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКузьма и Демьян
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 июля (летние Кузьминки), 17/30 октября, 1/14 ноября.

Народное название дней памяти святых Космы и Дамиана. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага.
Кузьма и Демьян

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКузьминки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1/14 ноября

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.
Кузьминки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЗаветный праздник (обетный праздник)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Праздник, установленный жителями деревни или города по обету - обещанию, принятому из религиозный побуждений. Поводом могли быть избавление от пожара, засухи, эпидемий и других бедствий. Праздник приурочивался к восьмой или десятой пятнице после Пасхи, к неделе перед Петровым или Ильиным днями. Обязательно включал мирской молебен, крестный ход, праздничную трапезу.
Заветный праздник (обетный праздник)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПрестольный праздник (храмовый праздник)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Деревенский праздник в память о святом или событии, во имя которых поставлен сельский храм. Справлялся всем приходом. Каждая деревня имела в году не менее двух престолов. Праздник включал молебны, водосвятие, крестный ход. Мирская часть праздника состояла из коллективной трапезы, всеобщего гулянья и гостевания.
Престольный праздник (храмовый праздник)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifБорьба
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Рукопашные состязания без применения оружия одной или нескольких пар мужчин. Устраивались на различные весеннее- летние или престольные праздники, а также после уборки зерновых культур. Победитель был почитаем в деревне, а сама борьба имела ритуально - магический смысл.
Борьба

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifБратчина
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
1. Коллективная ритуальная трапеза членов деревенской общины, устраиваемая в складчину в дни памяти святых, двунадесятые, престольные и заветные праздники, а также по обету данному общиной Богу в благодарность за избавление от несчастий и в день закладки храма.
2. Мужской общественный пир, приуроченный ко дням святых.
3. См. Моргосье
Братчина

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifВодосвятие
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Церковный обряд освящения воды с троекратным погружением в воду креста и молитвами. У православных христиан различают великое и малое водосвятия. Великое совершалось в канун Крещения. Святую воду хранили в течение всего года, по народным представлениям, она никогда не портится и обладает целебной силой. Малое водосвятие совершалось в среду на третьей неделе после Пасхи, в Первый Спас и дни храмовых праздников, а также в любое время по желанию прихожан.
Водосвятие

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГадания (ворожба)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Магические действия для узнавания судьбы человека или целого коллектива людей. Большая часть приходится на Святки - от Рождества до Крещения, а также в другие дни зимнего периода. В весенне - летний период были частью обрядов на праздники Сороков, Благовещения, Среднекрестия, Вознесения, Егорьева дня, Семика, Троицы, Духова дня, Николина дня, Ивана Купалы и Петрова дня.
Гадания (ворожба)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifГадание на сон
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Один из видов гадания с заклинаниям и магическими предметами, которые клали под подушку. Самый разнообразный цикл этих гаданий приходился на Святки, а также на Ивана Купалу и Введение, когда сны считались вещими. Этим гаданием занимались поодиночке, как правило, девушки.
Гадание на сон

Застолье (столование)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Совместная трапеза во время престольных и заветных праздников, на Масленицу, а также при проведении Братчин и Свечи. Они могли быть семейными, родственными или для всех жителей деревни. В праздничном пиршестве обычно участвовали только мужчины и женщины, не утратившие работоспособности и возможности иметь детей. Трапеза устраивалась дома, на деревенской улице или на церковной площади. Существовал строгий, освященный традицией порядок размещения участников трапезы за столом и набор праздничных блюд.
Застолье (столование)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКатание (кувыркание по земле)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Обряд катания или кувыркания через голову, зимой- лежание, валяние или кувыркание на снегу или соломе. Обряд выполнялся группой девушек или женщин, сопровождался магическими заклинаниями.
Катание (кувыркание по земле)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКаша
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Известное с глубокой древности любимое русскими блюдо из зерна, крупы или муки, основной продукт питания каждой крестьянской семьи. Каша была как будничным так и праздничным блюдом, использовалась во многих семейных обрядах.
Каша

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКисель
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Ритуальное блюдо из зерна, муки, ягод, молока. Употреблялся в различных обрядах, выполнял функцию жертвенной пищи, был обязательным блюдом в дни общих поминовений усопших: Дмитровскую субботу и на Радуницу.
Кисель

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКозули
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Обрядовое печенье из пшеничной или ржаной муки. В разных губерниях выпекали на Рождество, Крещение, Благовещенье, на Чистый четверг, Средокрестие, Вознесение, Семик.
Козули

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifКрестный ход
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Торжественное церковное шествие с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями, с чтением молитв. Считалось, что крестный ход несет собой особую благодать и целебную силу, а участие в нем избавляло человека от грехов.
Крестный ход

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifМолебен
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Церковное богослужение, моление, обращенное к Богу, Богородице или святым для испрошения их помощи и для благодарения за помощь. Совершается в храме по определенным датам (календарные) или от случая к случаю - по заказу. Деревенские молебны сопровождались крестными ходами и водосвятиями. В этот день запрещалось работать, после молебна устраивались коллективные праздничные угощения.
Молебен

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifОпахивание селения
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Магический обряд, проводимый в чрезвычайных для жизни селян ситуациях: эпидемиях или массовом падеже скота. Девушки запрягались в соху и проводили ею борозду вокруг деревни. Опахивание сопровождалось звоном, громкими криками и пением с требованием к смерти покинуть селение.
Опахивание селения

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПляска
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Необходимый компонент любого русского праздника, средства развлечения и общения. Плясали под инструментальные наигрыши на балалайке или гармошке, редко - под пение. Пляски могли быть массовыми или групповыми, мужскими или женскими, парными или сольными.
Пляска

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifПрогон через тоннель
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Очистительный обряд в экстремальных для селения ситуациях. Включал в себя молебен с водосвятием, вытирание деревянного огня, прогон скота через земляной ров или земляные ворота, по обе стороны которых были разожжены костры от вытертого огня.
Прогон через тоннель

Просфора
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Специально выпекаемый церковный хлеб из двух наложенных друг на друга кружочков с православной символикой. Просфора считалась священной, ей приписывали особые магические свойства. Просфору хранили до сева, когда сеятель первых хлебов съедал ее в поле.
Просфора

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifРяженье
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Ритуальное изменение облика людей и особая форма игрового поведения во время календарных праздников, прежде всего на Святках. Рядились также на Масленицу, в Кузьминки, на Русальной неделе, в Семик и Духов день. С языческих времен ряженье наделялось особой магической силой, но постепенно превратилось в игровое времяпровождение молодежи.
Ряженье

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifСбитень (взвар)
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Горячий безалкогольный напиток из меда с добавлением целебных трав, специй и ягод. Варили дома, пили на улицах во время ярмарочных и других гуляний. Взвар продавали сбитенщики из специальных медных чайников.
Сбитень (взвар)

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifХмельные напитки
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Необходимый компонент русского праздника. Традиционными напитками были меды ("питейный мед"), пиво, брага, водка. Напитки изготовляли в домашних условиях к дням, строго определенным традицией. При варке коллективного пива существовало множество магических процедур и примет. Приготовленные к праздникам хмельные напитки освящались в церкви.
Хмельные напитки

http://www.ethnomuseum.ru/img/point.gifЧаепитие
http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif
Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.
Чаепитие

http://www.ethnomuseum.ru/img/active_l.gif

http://www.ethnomuseum.ru/img/active_l.gif