|
Ильин день 20 июля / 2августа
День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка. |
Верба Вербное воскресенье. Атрибут празднования Вербного воскресения, последнего перед Пасхой, когда верба освящалась в храме или на церковном дворе. В народе вербу наделяли магической силой, способностью передать здоровье, силу и красоту человеку или животному. |
Преображение (Яблочный Спас)6/19 августа Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих. |
Чистый четверг (Великий четверг) Четверг на Страстной неделе Церковь в этот день вспоминает Тайную вечерю в первый день Иудеской Пасхи. В народе воспринимался как день духовного и физического очищения в пограничный период между Великим постом и Пасхой. В этот день поминали усопших, строго воздерживались от скоромной пищи, очищали дома и дворы от мусора и грязи, мылись в бане. |
Пение Христа На Пасху Исполнение в церкви песнопений в честь воскресенья Христа. Происходили во время пасхальных молебнов, крестных ходов и гуляний. |
Христова свечка На Пасху. Свеча, с которой верующие обходили крестным ходом вокруг церкви на Пасху. По поверью, защищала дом от удара молнии и помогала при родах. |
Магия пасхальной заутрени На Пасху Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту. |
| Пасхальная неделя
Первая неделя после праздника Пасхи
Праздничная неделя после Пасхи (Светлая Седмица), с ежедневными богослужениями, возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном. Вся неделя сопровождалась гуляниями молодежи, качанием на качелях, спортивными играми, угощениями, христосованием с родными и знакомыми. Особенно торжественно отмечалась вторая половина пасхальной недели. |
| Неделя Жен-Мироносиц
Третье воскресенье и четвертая неделя после Пасхи
Праздник посвящен Женам-Мироносицам, первым свидетельницам воскресения Иисуса Христа. У русских известен как "бабий праздник" с женскими гуляньями и трапезами, на юге России - с обрядами кумления девушек и похоронами кукушки. |
|
| Заклички весенние
Во время обряда закликания весны
Заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. |
Параскева
20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).
Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли. |
| Егорьев день
23 апреля / 6 мая и 26ноября / 9 декабря
Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. Весенний установлен церковью в день, когда, по преданию, Святому Георгию отсекли голову. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. |
| Акулина-гречишница
13/26 июня
День памяти святой мученицы Акилины (Акулины). В крестьянском сознании была покровительницей и пособницей урожая гречихи. С этого дня начиналось лето. |
| Успенье Богородицы (второй спас)
15/28 августа
Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви. Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в память о ее вознесении. Широко праздновался в народе. По времени совпадал с завершением жатвы хлебов и сопровождался многими жатвенными обрядами. В этот день проходили проводы лета, в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете. |
Покров Богородицы
1/14 октября
Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы. | Параскева
20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).
Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли. |
Гадания (ворожба)
Магические действия для узнавания судьбы человека или целого коллектива людей. Большая часть приходится на Святки - от Рождества до Крещения, а также в другие дни зимнего периода. В весенне - летний период были частью обрядов на праздники Сороков, Благовещения, Среднекрестия, Вознесения, Егорьева дня, Семика, Троицы, Духова дня, Николина дня, Ивана Купалы и Петрова дня. |
| Застолье (столование)
Совместная трапеза во время престольных и заветных праздников, на Масленицу, а также при проведении Братчин и Свечи. Они могли быть семейными, родственными или для всех жителей деревни. В праздничном пиршестве обычно участвовали только мужчины и женщины, не утратившие работоспособности и возможности иметь детей. Трапеза устраивалась дома, на деревенской улице или на церковной площади. Существовал строгий, освященный традицией порядок размещения участников трапезы за столом и набор праздничных блюд. |
| Просфора
Специально выпекаемый церковный хлеб из двух наложенных друг на друга кружочков с православной символикой. Просфора считалась священной, ей приписывали особые магические свойства. Просфору хранили до сева, когда сеятель первых хлебов съедал ее в поле. |
|
|
|
|