Формирование музыкальной памяти и чтение с листа
Методические рекомендации по эффективному формированию музыкальной памяти и чтению с листа. Разработка предназначена для преподавателей музыкальных школ и студий..
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование музыкальной памяти и чтение с листа
(из опыта работы педагога дополнительно образования
Игошевой Виктории Владимировны).
Что такое музыкальная память?
Это сложный комплекс различных видов памяти. Хорошая музыкальная память – это быстрое и точное запоминаиие музыкального произведения, его прочное сохранение и точное вопроизведение даже спустя длительный срок после выучивания.
Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Рахманинов, Антон Рубинштейн, которые без труда могли удерживать в памяти почти все музыкальные произведения. Но это великие музыканты, а нам. Ряовым музыкантам, особенно учащимся, даже при наличии способностей приходится развивать музыкальную память с большим трудом.
Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховой, двигательный, логический и зрительный вид памяти.
У музыканта должны быть развиты по крайней мере три вида памяти – слуховая, логическая, связанная с содержанием произведения, и двигательная – технические возможности музыканта.
Американская исследовательница музыкальной памяти Л. Маккиннон сравнивает музыкальную память с оркестром, в котором каждая партия – это вид памяти – слуховая, тактильная, мускульная. И воспитание этого оркестра должен взять на себя требовательный дирижер – разум. Дирижер должен проявить максимум терпения, чтобы репетиция (т.е. тренировка музыкальной памяти), проходили с наибольшей пользой.
При разучивании произведения наизусть хорошо зарекомендовали себя приемы пассивного и активного повторении, при которых материал сначала играется по нотам, а затем делается попытка воспроизведения его по памяти. Пробное проигрывание наизусть, как правило, сопровождается неточностями и ошибками, требует от учащегося повышенного слухового контроля, сосредоточенного внимания, собранной воли.
Чтобы выучить наизусть произведение, его необходимо вначале проанализировать: поделить пьесу наряд частей, определить форму, найти повторяющиеся элементы. На начальном этапе – это простая 3-хчастная форма, где 1-я и 3-я части повторяются. В дальнейшем – это сложная 3-хчастная форма или вариации, разучивание которых происходит по частям.
Основная трудность – это чтение нот. Для более эффективного их изучения применяется чтение с листа. Это умение, глядя в нотный текст, сразу исполнять пьесу.
Изучение нот – это самый нелюбимый детьми вид работы на уроке, т.к. очень трудоемок и для многих скучен. В связи с этим у ребят возникает вопрос: а если воспользоваться табулатурой, т.е. безнотным письмом.
Что такое табулатура? Проще объяснить так: рисуют 6 гитарных струн и цифрой на нужной струне указывают номер лада, на котором необходимо эту ноту извлечь.
Сначала я была противником такого способа разучивания, но, проанализировав новую музыкальную литературу, я увидела, что современные гитаристы охотно пользуются табулатурой, а некоторые и вообще не знают нот.
Вот пример, гитарист фламенко Пако де Лусиа решил выучить ноты только в 44 года, хотя прослыл виртуозом и выступал на радио в 8-и лет.
У табулатуры есть существенный недостаток: без прослушивания пьесы в записи нельзя понять ритмический рисунок произведения, В нашей студии мы пользуемся табулатурой нечасто, только если пьеса нам понравилась, но нот ее мы не нашли, и можно найти оригинал в интернете. Часто приходится на слух писать ноты, если и табулатуры нет, но очень хочется исполнить это произведение.
Если ребенок задает мне вопрос: «Зачем мне ноты, если есть табулатура?», я отвечаю, что ноты – это международный язык профессиональных музыкантов, а табулатура существует только для гитары. А если захочется выучить мелодию понравившейся песни, а в интернете не найдется записи табулатурой?
Все классические произведения мы изучаем только по нотам.
Надо сказать, что табулатурой пользовались еще в 16 веке, играя на виоле, виеле, предшественнице гитары. В 18 веке испанский гитарист Таррега придумал запись гитарных произведений по нотам, и мы до сих пользуемся его системой записи.
В настоящее время существуют самоучители, которые рекомендуют начинать с табулатуры, а уже потом изучать ноты, Есть современные сборники для гитары, где классические пьесы даются в двух вариантах: табулатурой и нотами. Но я считаю, что более эффективно развивает память изучение пьес по нотам.
Для хорошего усвоения нот я предлагаю игру «Угадай мелодию». Это всем известная игра, только правила у нее такие: учащийся сам исполняет с листа, т.е. с первого раза мелодию и сам пытается ее угадать. Так в нескучной форме мы тренируем знание нот, длительностей, ключевых и случайных знаков, музыкальных размеров.
Изучение нот я практикую по струнам: разбираем расположение нот на первой струне до 5 лада, на этой же струне я даю для чтения с листа пьеску. Далее переходим ко 2-й струне, и я даю мелодию на этой струне с привлечением изученных на 1-й струне нот.
В итоге после изучения нот на 6-и струнах, даю для чтения простые произведения, привлекая несколько струн.
Надо отметить, что специально для каждого музыканта нет готового рецепта по запоминанию произведений, это зависит от того, какой вид памяти наиболее развит у учащегося.
Один из способов запоминая – начать играть пьесу с различных мест, т.к. бывает, что учащийся может играть только сначала, т.е. заучил пьесу механически, без предварительного анализа.
При разучивании пьесы пытаюсь развить музыкальный кругозор детей, Например, при разучивании мазурки, рассказала учащемуся, что мировую славу этому танцу принес Фридерик Шопен, написавший более 60-и мазурок.
Этот факт восхитил ученика, появилась заинтересованность в изучении этой пьесы.
Большую роль в запоминании играют ассоциации, что пробуждает эмоциональную память. Можно выделить это фразой: «В этой музыке, как будто…»
Например, пьеса Минисетти «Вечер в Венеции», баркарола – песня лодочника, В этой пьесе как будто происходит покачивание на волнах. Произведение называется «Вечер в Венеции» и в связи с этим возникают определенные ассоциации…
Музыкальная память – это специфическая особенность. Скажем в итоге, что механическое запоминание менее эффективно. Педагог Я. Коменский пришел к выводу, что «Ничего нельзя заставить заучить, кроме того, что хорошо понятно». Первоочередное условие успешного запоминания музыки – это углубленное понимание музыкально произведения, его образно -поэтической сущности, особенностей его структуры и формообразования.