Концертмейстерство как тип творческой деятельности музыканта-исполнителя.

Головина Анна Борисовна

Методический доклад на тему "Концертмейстерство как тип творческой деятельности музыканта-исполнителя" объединяет в себе некоторые аспекты работы концертмейстера и личный опыт.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концертмейстерство как тип творческой деятельности музыканта-исполнителя.

Понятие концертмейстер многозначно. Как правило, первое, что приходит в голову и с чем ассоциируется данное понятие, - это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю. Однако, по признанным канонам, концертмейстером, во-первых, называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера , в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра (в струнных ансамблях он, как правило, является художественным и музыкальным руководителем); во-вторых, так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестра; и уже, в-третьих, следует считать, что это пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.

                 Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что не трудно назвать многих солистов-пианистов, весьма крупных концертантов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, однако абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста.

                 Следует особо подчеркнуть: плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Как говорила Мария Николаевна Баринова, профессор Ленинградской консерватории: «Влияющий на успех солиста аккомпаниатор должен быть не ниже солиста по талантливости. Деятельность аккомпаниатора вовсе не является менее достойной, чем деятельность эстрадного пианиста. Талант пианиста, если таковой есть, выразится ярко и в аккомпаниаторе, если же таланта нет, то и эстрада пианиста не спасет».                  Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее при этом сохранить свой индивидуальный облик. Нужно выработать особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнера, но при этом быть музыкальным управляющим, уметь донести до слушателя единую концепцию произведения.

            Солист-пианист выносит на эстраду давно разученное произведение. Его исполнение обладает значительной технической прочностью, план исполнения проверен многократными повторениями в период домашних занятий, репетиций и концертных выступлений. Концертмейстер же часто выходит на сцену, читая с листа незнакомое произведение! Каким же надо обладать хладнокровием, мастерством и мобильностью реакции, чтобы выйти из трудного положения, сделав это почти незаметно для слушателя (не говоря уже об удобстве партнера-солиста!). Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом, - это основное условие для совместной работы с любым солистом, главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера.

           Еще одно не менее важное условие – знание концертмейстера специфики инструмента своего партнера – законов звукоизвлечения, дыхания, техники; особенностей хореографии, когда приходится аккомпанировать балету, оперного жанра. Аккомпанируя оперные отрывки или сцены из опер, концертмейстер должен выработать в себе дирижерские качества: тембральный слух, представление об оркестровом звучании, знание традиций оперного спектакля и т.д.

Естественно, знание терминологии просто необходимо концертмейстеру. Важную роль в практике концертмейстера имеет и навык транспонирования. Иногда болезненное состояние голосового аппарата певца требует более низкой тесситуры, подчас строй фортепиано не соответствует звуку ля гобоя, по которому настраивается оркестр. Следует добавить – чтение с листа и транспонирование требуют постоянной тренировки.

          Умение выделить в исполняемой музыке главное, отбросив некоторые второстепенные детали – основное при овладении навыком чтения нот с листа. Только концертмейстер, владеющий этим навыком, будет предвидеть исполнительские намерения партнера и станет соответственно строить свой аккомпанемент. Главное условие чтения нот с листа – не останавливаться! Все время смотреть вперед и уметь целостно охватывать трехстрочную партитуру, обязательно включая партию исполнителя!

           За годы обучения фортепианной игре у пианиста вырабатывается система мышечных рефлексов, которые приносят особую пользу при чтении с листа, так как помогают моментально ориентироваться на клавиатуре. Пианист привыкает к расположению нот на нотном стане и рефлекторно ощущает их на клавиатуре.

         То есть внешняя форма аккордов, фигураций и других структур, часто повторяющихся в фортепианной фактуре, вырабатывает моментальную реакцию мышечного аппарата – руки пианиста рефлекторно принимают форму, соответствующую фактуре конкретного музыкального отрывка.

          Самое главное качество концертмейстера – чуткость. Он должен всегда выручить солиста, который может забыть слова, не вовремя вступить, подыграть нужную ноту, растянуть вступление, если солист запаздывает. Еще более важно предчувствовать, как сегодня солист звучит – легко или с трудом берет верхние ноты, имеет ли длинная нота перспективу развития, или ее лучше искусно сократить! Вообщем, на концертмейстера ложится огромная ответственность в экстремальной ситуации не растеряться, а, наоборот, суметь найти правильное решение.

    «…Певец и сопутствующий ему пианист должны быть друзьями в искусстве. Никто, кроме солиста, не может в должной степени оценить это музыкальное содружество. Если певец по наитию слетевшего к нему вдохновения изменит свое толкование песни тут же, на эстраде, чуткий друг мгновенно разгадает его замысел, новый «угол преломления» песни. Такой пианист уже за несколько тактов чувствует силой интуиции художника малейшие изменения, которые произойдут в движении песни, и последует за ними. Чем сильнее индивидуальность пианиста, тем лучше и выгоднее певцу, ибо сознание, что с ним его надежный, чуткий друг, придает ему силы». Так говорил замечательный певец-музыкант, один из основоположников вокального камерного исполнительства Анатолий Леонидович Доливо.

           Всвязи с этими словами мне вспоминается концерт в городе Ханты-Мансийск, который проходил в рамках фортепианного форума «Белое и черное», в 2004году, пианистам нашего курса посчастливилось участвовать в этом форуме, главным лицом которого был выдающийся пианист современности Андрей Борисович Диев. В завершении этого форума был концерт, на котором Диев предстал перед нами не только как пианист, но и великолепный концертмейстер. Аккомпанировал он Наталье Герасимовой (не менее выдающейся певице), но честно сказать, слышала я в тот вечер только пианиста, который невероятным образом заставлял всех окунуться в эпоху исполняемых ими произведений (от Пергалезе и Беллини, до Римского-Корсакого и Рахманиного). И всем было слышно, как два великолепных исполнителя сошлись в настоящем ансамбле – это было великолепно!

  Возвращаясь к теме моего доклада, хочется сказать, что важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. Исполнительство дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных особенностях концертмейстера.

          Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс,  - это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представляемого. Применительно к деятельности концертмейстера, творческий процесс – это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению.

Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом, художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте.

           Формирование концертмейстерских навыков и умений в процессе музыкальных занятий не может состояться без рассмотрения вопросов более общего характера. Прежде всего, обратимся к понятию творчество.

                   В широком смысле слово «творчество» можно представить как универсальную категорию, раскрывающую сущность наивысшего уровня развития человека. Иными словами, творчество – это родовая черта только людей, выступающая характеристикой их деятельности, указывающая на высшую форму этой деятельности, непременное условие совершенствования человечества.

          Творчество – это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Это активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Элементы творчества находят место в любой человеческой деятельности.

          Творческая задача психологически никогда не имеет однозначного решения. Каждый предмет или явление имеет много сторон и качеств. Но нередко мы привыкаем видеть его только в определенном аспекте. Поэтому для эффективной музыкально-творческой деятельности аккомпаниатора обычно бывает недостаточно знаний только по одному своему предмету, необходимы широкие познания по другим дисциплинам музыкально-теоретического и музыкально-исполнительского циклов. Разносторонность и гибкость мышления, способность к глубокому усвоению знаний в различных областях музыкальной науки, широкая осведомленность в проблематике своего предмета – все это может помочь концертмейстеру творчески, с наибольшей эффективностью переработать имеющийся материал.

  Для начинающих концертмейстеров большое значение имеет участие в различных видах художественной деятельности. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к прогрессу, к совершенству. Именно это Концертмейстерство и воспитывает  в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.

          По своей удивительной способности будить в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех разнообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Развитие концертмейстерских навыков и умений представляется важным условием для успешного музыкального творчества. Оно дает широкие возможности для проявления своего Я и способствует успеху в исполнительской деятельности. Следует отметить, что Концертмейстерство – явление музыкально-творческой деятельности и вне ее рассматриваться не может.  

 

   

Список используемой литературы:

  1. Е.И. Кубанцева. Концертмейстерский класс. Учебное пособие. – Москва, 2002г.
  2. Е.М. Шендерович. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – Москва, «Музыка», 1996г.
  3. Н.П. Корыхалова. За вторым роялем. – С.-Петербург, «Композитор», 2006г.
  4. М.В. Булучевская. Мария Николаевна Баринова. Пианистка, методист, педагог, общественный деятель. – С.-Петербург, 2007г.