Специфика и особенности работы концертмейстера в детском хоре

Волкова (Коврикова) Екатерина Петровна

Концертмейстер всегда будет сомой  распространенной профессией среди пианистов. Концертмейстер нужен везде: в оркестровых классах и классах народных инструментов, в хоровых классах и классах хореографии, сольного пения, дирижирования, театрального искусства. Он исполняет аккомпанирующую партию в произведениях, написанных с сопровождением фортепиано, или играет роль аккомпанирующего инструмента, часто заменяющего оркестр. Концертмейстер активно участвует в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводит занятия и репетиции. Данная статья  посвящена работе концертмейстера в детском хоре, ее специфике и особенностям. Здесь раскрываются основные способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера, работающего с детским хоровым коллективом, а так же умения необходимые для плодотворной работы с руководителем хора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волкова Екатерина Петровна

Концертмейстер

МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №3»

Специфика и особенности работы концертмейстера

в детском хоре

“Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства”. Это высказывание   профессора Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения   К.Г.Мостраса, достаточно точно передает образ концертмейстера. Несмотря на то, что к данному виду деятельности часто относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются “в тени”,– их искусство требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии.

 Детский  Хор — это минимум 16–20 человек, для которых необходимо создать ряд определенных условий для дальнейшей плодотворной творческой работы.  

При организации детского хора особое значение имеет коллектив сотрудников, близких по духу и профессиональным взглядам, который помогал бы руководителю в осуществлении поставленных им задач. Практика показывает, что помимо руководителя хора,  необходимо иметь концертмейстера хора, обладающего высокими профессиональными качествами и владеющего навыками вокально-хоровой работы; он может не только аккомпанировать хору на уроках и концертах, но также заниматься с учащимися индивидуально, помогая им разучивать партии, а зачастую и замещать отсутствующего педагога,  работая со всем хоровым коллективом.

Значительная часть работы концертмейстера – музыкальное сопровождение произведений, исполняемых  детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Но на  этом обязанности концертмейстера в хоровом классе  далеко не заканчиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых, сводных и разводных репетициях, помогает дирижёру в формировании репертуара, разучивании хоровых партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению.  

Дубровина Ю.В.   отмечает в своей методической работе «Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором», что: «Концертмейстеру необходимо уметь приспосабливаться к творческой манере тех преподавателей, в классе которых он работает. Ведь полноценный творческий союз невозможен без сотворчества, в данном случае сотворчества дирижер — концертмейстер — хоровой коллектив». Здесь возникает много трудностей. Во-первых, концертмейстер должен знать основные приемы дирижирования: 2х,3х,4х — дольные сетки,  владеть хоровыми жестами и понятиями. Во-вторых, концертмейстер должен знать и учитывать индивидуальные особенности конкретного дирижера, понимать его смысловые устремления, приспосабливаться к его творческой манере исполнения. И, в-третьих, концертмейстеру просто необходимо в совершенстве владеть многоплоскостным вниманием – это значит одновременно удерживать во внимании и нотный текст и жесты дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием. «Совершенствование этого многоплоскостного внимания требует напряжения всех духовных и физических сил»[2,c 154] -  говорил Дж. Мур в своей книге «Певец и аккомпаниатор».

Знание основ дирижерской техники, таких как «точка», «ауфтакт», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижерских сеток дает возможность концертмейстеру играть «по руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать» на хор. Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. В этом случае, хор, дирижер и концертмейстер – это единый ансамбль, опора которого лежит на плечах концертмейстера.

Чем выше класс дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую совсем не «считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не дирижирует, а лишь слушает звук. Концертмейстерам приходится сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и хор должны составлять слаженный ансамбль.

Е.А.Пономарева отмечает, что концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:

-  Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

- Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.

-  Чувство партнерства, сопереживания.

- Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.

-   Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

- Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающее ситуацию” во время публичного концерта.

- Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.

- Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

 Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, знаний специфики работы с детскими голосами.

Алексеева Н.Е выделяет в своей работе «Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств» ряд основных специфических черт в работе концертмейстера детского хора: «Наиболее значимой  из таких важных особенностей является готовность и умение быть “вторым”. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс. Отсутствие данного качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, когда концертмейстер, увлекаясь своей игрой, может заглушить, “задавить” детское пение, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Во время работы в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки, а в процессе разучивания произведения с хором, концертмейстеру не редко приходится  пользоваться методом  вычленения хоровой партитуры, сводя фортепианную партию к основным гармоническим и ритмическим функциям. Это предполагает наличие у концертмейстера хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Исполняя же это произведение в концертном зале, концертмейстер должен  уметь создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой масштабности рояля.

Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является также развитое умение чтения с листа и транспонирование. В рабочем процессе в классе эти качества крайне необходимы».

Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при абсолютном профессиональном доверии и взаимодействии с педагогом. Концертмейстер в детском хоре  – это помощник, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи. Контакт концертмейстера и хорового дирижера – очень важный фактор в полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним дирижёром, концертмейстер понимает его с «полу-взмаха» и «полу-взгляда». Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее взаимопонимание между ними и даже «рабочая терминология» у них становится общей. Смена по какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для хора сложным периодом.

А закончить хочется мыслью К. Виноградова: «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”.

Список литературы:

  1. Алексеева Н.Е Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств/ Н.Е Алексеева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/597883/
  2. Дубровина Ю.В. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором/ Ю.В.Дубровина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ramhor.edumsko.ru
  3. Дж. Мур. Воспоминания. М.,Радуга,1987.
  4. Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. М.,Радуга,1987.
  5. Искусство концертмейстера: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н.Чачавы. СПб., 2004.                        
  6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально -творческая деятельность//Музыка в школе. – 2001. –№ 2. – С. 38-40.