Открытый урок "Элементы работы над преодолением технических трудностей в процессе разучивания произведений".

Новосёлова Лилия Васильевна

Показать приемы работы над преодолением технических трудностей. Учить самостоятельно видеть технические трудности уметь работать над их преодолением в изучаемом произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок27.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок преподавателя МБОУДОД «Восходненская ДМШ»

по классу фортепиано Новосёловой Л.В.

Тема: Элементы работы над преодолением технических трудностей в процессе разучивания произведений.

Предмет: Специальность.

Тип урока: Бинарный (учащиеся 2класса, ученица 8класса).

Цель урока: Развивать и активизировать творческий подход учащегося в работе над освоением технических навыков. Учить самостоятельно видеть технические трудности уметь работать над их преодолением в изучаемом произведении.

Задачи урока: Показать приемы работы над преодолением технических трудностей. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом. Воспитывать в учащемся умение управлять своим поведением.

Методы урока: словесный, практический, игровой.

План урока:

  1. Организационный момент – тема урока, постановка учебной задачи.
  2. Подготовка игрового аппарата. Гаммы: H-dur, Des-dur; E-dur, упражнения Ш.Ганона.
  3. Основная часть урока. Работа над произведениями: С.Майкапар. Этюд a-moll; К.Черни. Этюд.
  4. Заключение.

Ход урока:

          Музыкальное обучение в школе выполняет две функции: развитие музыкально-творческих способностей (развитие музыкальной памяти, слуха, фантазии, воображения) и формирование музыкальной культуры учащегося. Очень важно научить детей понимать, что мысль существует и без словесного выражения.

 Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в изучаемых произведениях. Задача педагога показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы дома он смог самостоятельно отрабатывать технически сложные места.

Важно так построить работу, чтобы в ее ходе ученик сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть в каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приемов следует наводящими вопросами подвести ребенка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться, другими словами – учить «играя».

Постановка рук, посадка за инструментом, изучение клавиатуры, работа над гаммами, произведениями являются первостепенными задачами педагога и техническими трудностями учащегося.

На фортепиано взятие одного звука, как считает Г.Нейгауз, уже техническая задача, поскольку взять его можно столькими разными способами. Даже на одном звуке можно исследовать динамический диапазон фортепиано. Кроме того, можно эту ноту брать разными пальцами, с педалью и без педали. Можно её брать как очень «длинную» ноту и выдерживать до полного исчезновения звука, затем как более короткую, вплоть до самой короткой.

Специфика игры на фортепиано такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно.

Разминка. Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки.

Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики "не пускают" своих "братьев" достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду. 

Упражнения на гибкость. Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнения на подвижность. Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы скоро заметите, что пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже сложное музыкальное произведение.

ПОКАЗ УЧЕНИКОВ

Самые первые упражнения заключаются обычно в извлечении отдельных звуков, переносом руки, снятии звука, знакомство со штрихами, дослушивание звука до конца. Для того чтобы ученик научился дослушивать звуки до конца необходимо, чтобы он понял, что музыка - искусство временное и схему длительностей ему лучше показывать не на яблоке, а на длинной полоске бумаги (Нарисовав целую ноту одновременно выполняя тройное действие: вести карандашом по полоске бумаги, голосом тянуть звук и отстукивать пульс ногой). 

Ученик должен связывать качество получающегося звука с соответствующими движениями; полный, красивый звук со спокойным погружением пальца в клавишу, «сухой» и «жёсткий» звук с напряжённостью руки и пальцев.

В процессе работы над упражнениями и пьесами необходимо следить, чтобы учащиеся воспринимали звуки, исполняемые non legato, как своего рода последовательность звуков, как мелодию, звучащую non legato. Поэтому очень важно, чтобы ученик чувствовал переход от одного звука к другому, ощущая при исполнении движение вперёд. В этом очень хорошо помогает подтекстовка, которая, как правило, предлагается в пьесах.

ПОКАЗ УЧЕНИКА: пьеска на штрих non legato

Исполнение самого, пожалуй, трудного штриха legato, на практике неразрывно связанно со слуховым контролем. Приступая к работе над legato надо помнить, что это постепенный процесс от двух соединенных нот. Выполняется на фортепиано отдельными руками, при исполнении легато следим за активным переступанием каждого пальца, но без лишнего взмахивания.

Материал для упражнений может быть разнообразный, но достаточно эффективным является метод работы, основанный на позиционной «формуле Шопена», предполагающей естественное положение руки и пальцев с применением черных клавиш. Эта позиция приемлема для самых разных упражнений – извлечения отдельных звуков, упражнений на «дыхание» руки, игры двойных нот и т.д.

Удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре бемоль мажора для левой руки, так как в их звукоряде есть так называемая Формула Шопена. Эту формулу Шопена Г.Нейгауз называл "гениальной по своей дальнобойности" фортепианной формулой. Играя эти гаммы, ученик сразу учиться придерживаться середины клавиатуры, а не спускаться к краям клавиш. Располагая длинные пальцы на четырех клавишах, кисть приобретает естественную, непринужденную форму, исключающую зажим мышц, а первый палец не имеет возможности «лечь» на клавишу. Разбиваем данные гаммы на аппликатурные позиции. Первый палец "сохраняет" верность белым клавишам. Остальные пальцы располагаются на черных клавишах.

ПОКАЗ УЧЕНИКА:  гаммы H-dur, Des-dur.

На примере гаммы H-dur. Размер 4/4.  

1-й палец правой руки нажимает ноту си и держит её первые четыре доли («раз-и», «два-и», «три-и», «четыре-и»);

на следующую первую долю 2-й палец нажимает ноту до -диез и держит её весь такт;

1-й палец при этом продолжает держать ноту си на счёт «раз-и», «два-и», а на счёт «три-и» отпускает клавишу, но не поднимается выше, чем высота клавиши и при подъёме продолжает ощущать поверхность клавиши.

По этой схеме выполняется всё упражнение, как в восходящем, так и в нисходящем движении, а также левой рукой. Важно, чтобы слух пианиста чётко фиксировал следующие моменты: звучание максимально объёмного и певучего одного звука (си); возникновение секундового звучания (си, до-диез); постепенное перетекание звука си в звук до-диез высвобождение звука до-диез от обертонов смешения звуков си и до-диез.

Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца, который должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно утлом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими.

 

Осваивать гаммы двумя руками удобно начинать с E-dur. Большое количество черных клавиш роднят ее с позицией Шопена. Остается то же расположение руки на средней линии клавиатуры и ощущение того же мышечного удобства. Ученик знакомится с симметричной, «зеркальной" аппликатурой, запоминая положение 4 пальца: на VII ступени в правой руке и на II ступени в левой.

ПОКАЗ УЧЕНИКА: гамма E-dur.

При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным.

2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.

3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору пальцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.

4. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

Упражнения Ш.Ганона на координацию рук в одновременном непрерывном движении. В этих упражнениях отрабатывается навык правильного звукоизвлечения. Упражнения, состоящие из секвенционных мотивов в восходящем и нисходящем движении, в основу взято пятипальцевое движение, но уже ритмически оформленное. Сложность представляет контроль за движением рук при игре вместе. Так как они движутся в одну сторону, движения рук совпадают, но необходимо соблюдать точное выполнение аппликатуры, которая полностью совпадает с природными возможностями учеников младших классов. Руки несколько поданы в инструмент, приближены к чёрным клавишам. Какую цель мы ставили при разучивании этого упражнения – развить гибкость рук и приспособленность их к любым положениям.

ПОКАЗ УЧЕНИКОВ: Ш.Ганон. Упражнения №1, №6.

Работа педагога с учащимися над музыкальным произведением многообразна. Это сложный путь, где невозможно применение безоговорочных правил и штампов. Одно и то же произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения.

ПОКАЗ УЧЕНИКОВ: Этюд. С.Майкапар (учащиеся 2 класса – разное исполнение, разные технические трудности)

      Учащиеся младших классов эмоциональны, впечатлительны, они легко поддаются внушению, но быстро устают от однообразной работы. У младших школьников преобладает механическая память, поэтому они чаще механически заучивают текст. Музыкально-слуховые проявления в этом возрасте отличаются конкретностью.

Работая над произведением, педагог должен еще при разборе текста распознать причины неизбежного появления погрешностей в игре ученика, условно разделив на две группы: первая связана с потерей слухового контроля, другая обусловлена неграмотным прочтением нотной записи. Во всех случаях педагог должен натолкнуть ученика на самостоятельное обнаружение своих ошибок.

Приёмы работы:

  1. Прием вычленения (предполагает работу над музыкальными фрагментами: работа над фразировкой – метод «вокального дыхания», преодоление остановок – метод «остановок», работа над терциями – non legato, legato);
  2. Приём сочетание темпа и динамики (при этом следует обратить внимание ученика, чтобы при усилении динамики не было отклонений в темпе);
  3. Приём многократных повторений (при этом способе работы ученик находит нужные движения, запоминает их);
  4. Стремимся объединить малое в большое, охватить произведение целиком.

У каждого из нас есть определенный багаж методов работы над техническими трудностями. Иногда это методы взяты из педагогических практик, а иногда они обусловлены жизненным опытом. Мне бы хотелось остановиться на некоторых из них.

ПОКАЗ УЧЕНИКА: Этюд.К.Черни.

Приёмы работы:

МЕТОД «ОСТАНОВОК» - это упражнение заключается в том, что пассаж или фрагмент произведения разделяется на несколько частей (пусть даже две). Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию). Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода в исполнении. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).

МЕТОД «УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ТЕМПА» Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе. Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако недопустимо играть только быстро. Необходимо помнить: медленная игра – умная игра. В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроль слуха.  И если учащийся не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение как в быстром, так и в медленном темпе, значит, оно не выучено, как следует.

МЕТОД ОБМЕНА МЕЖДУ РУКАМИ. Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения). То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения. В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.

МЕТОД НАКОПЛЕНИЯ. Он состоит в том, что пассаж или фрагмент произведения проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты или такта, затем к ним постепенно добавляются остальные пока не сыгран весь пассаж или текст отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго указанные в тексте. Накапливать можно не только сначала, но и с конца произведения или пассажа. Вообще, полезно учить отдельно окончание пассажей. Ну а если проработать сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.

 Работа над техническими заданиями начинается с их осмысления. Это правило должно стать законом для исполнителя.  Только полностью познанное умом, может стать предметом тренировок. Ферруччо Бузони говорил: «Для технического совершенствования требуются в меньшей степени физические упражнения, а в гораздо большей – психически ясное представление о задаче.