Пение как основное средство музыкального исполнительства детей и подростков

Панайотова Валентина Ивановна

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Именно творческая сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся. Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, умения выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др.- и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пение как основное средство

музыкального исполнительства

детей и подростков

Панайотова  В.И,

педагог дополнительного образования

МБОУ НШ № 30, г. Сургут

            Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Именно творческая сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся. Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, умения выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др.- и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

             Дети отличаются один от другого степенью музыкальной одаренности, независимо от степени их одаренности все дети любят петь. Чтобы научиться правильно петь необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать их. Недоразвитость одного из компонентов может стать причиной неправильного интонирования. Обучение пению детей - одна из труднейших задач музыкального воспитания учащихся. Чтобы добиться результатов в пении, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Поэтому я подбираю и комплектую группы соответствующего уровня, т.е. подбираю детей одного года обучения, возраста и с одинаковыми способностями. Но этого недостаточно. Хотелось бы заниматься с каждым ребенком индивидуально (особенно постановкой голоса) и раскрыть у них творческие способности. Для этого нужно хотя бы 30 минут на одном занятии выделить каждому ребенку. А т.к. в группе 12-15 учащихся, то это сделать невозможно. Поэтому приходится делить детей на 2-3 подгруппы. Так же хотелось бы чтобы дети занимались в синтезе, т.е. дополнительно посещали актерское мастерство и хореографию. Это помогло бы им на сцене, выступая со своим репертуаром раскрепоститься, а также сам номер смотрелся бы интересней и ярче.

При разучивании песен важно предложить детям упражнения, непосредственно связанные с их отдельными элементами. Характер связи песен с упражнениями различен. Так, упражнение "Андрей-воробей" можно исполнить перед разучиванием песни А. Филиппенко "На мосточке". Эта попевка помогает добиваться точного интонирования высокого звука без "подъезда". В этом случае можно проследить взаимосвязь звуковысотного характера

               Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует « научиться играть». Если основы певческой грамоты ребенок усваивает в младшем возрасте с помощью компетентного педагога, то можно считать, что фундамент певческой культуры заложен. Огромное значение в воспитании певческой культуры является создание детских хоровых коллективов.

        Вокально – хоровая работа в детском хоре проводится с учетом психофизических особенностей детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свой механизм голосообразования. При организации хора нужно придерживаться однородности возрастного состава. Важным условием правильной постановки вокального воспитания является подготовленность руководителя. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. В этом случае вся работа строится на показах, которые проводит сам хормейстер. Воспитание вокально - хоровых навыков требует от детей постоянного внимания и конечно, интереса и трудолюбия. Следует заметить , что детский голос находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста ребенка. Пение в хоре не только не вредно, но и полезно. Пение способствует

развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Нужно отметить, что детскому голосу абсолютно противопоказано громкое пение. Петь следует с предельной осторожностью. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной с максимальной естественностью – только при этих условиях создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Только регулярное пение в удобном для детей диапазоне помогает развить голос. Нужно беседовать с детьми о том, как важно относиться к своему голосу бережно.

         Особое внимание я хочу уделить  дыханию, его важной роли в процессе звукообразования. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Внимание хормейстера должно быть направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание.

        Непрерывно льющийся звук составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выполняемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего. Упражнения на Legato являются основным средством выработки кантилены, которая непрерывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Также нужно знакомить детей  с отрывистым пением, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту, используя дыхание с активным движением диафрагмы. Такое исполнение называется staccato, при таком исполнении звуки как бы подчеркиваются голосом, легко атакуются, отделяются друг от друга короткими паузами. Пение фразы на staccato должно проходить на одном дыхании.

        Следующий прием , который я использую в своей работе- это non Legato, этот прием предусматривает подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Особое значение в хоровом  пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, я стараюсь выбрать наиболее приемлемый темп, который соответствует содержанию, наиболее полно раскрывает смысл исполняемого произведения. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленное ударение, смысловая логика. Много работая над синкопированным и пунктирным ритмом. Использую ряд приемов для точного исполнения того или иного ритмического рисунка.  Например,  дети недодерживают или передерживают длительность, заостряю на этом внимание. В этом случае дробим длительность и просчитываем их более мелкими единицами.

        Большое значение в музыкально-слуховом развитии  участников

хорового коллектива имеют тембровые представления, т.е. умение представить себе окраску и характер звука, мыслить «воображаемыми» тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Вокальное обучение начинается с  формирования у учащегося  представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембр, а я широко применяю образные определения. Причем используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительным, осязательными , резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, светлый, яркий, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук). Возникают ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами  различных органов чувств. Пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Вместе с детьми мы определяем характеристику звука, связанную  с эмоциями (Радостный, ласковый, лиричный, драматичный звук.) Различные по тембру голоса певцов при едином принципе дыхания, звукообразования, дикции, голосоведения должны сливаться в общий ровный тембр ансамбля. Тембр может изменяться в зависимости от музыкально – образного содержания конкретного произведения. Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенося точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражение лица поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Моя задача – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это коллективу, помочь ему найти верные тембровые краски.

             В качестве упражнения часто использую русские народные песни,  попевки. Предлагаю учащимся каждый раз петь в той или иной тембровой окраске (светло, мечтательно, сумрачно, темно, радостно).

            Одновременно с развитием тембрового слуха стараюсь расширить палитру динамических оттенков. Динамический план продумываю очень тщательно, составляя его для каждой фразы и произведения в целом. Работу над динамикой необходимо я связываю с работой над певческим дыханием и звукообразованием.

Хочу остановиться на музыкальной фразировке. Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью. Владеть фразировкой – значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение). Эти построения нужно умело связывать в единое целое, законченную мысль. Обычно стремление выделить главное слово. Основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются все ранее упоминавшиеся средства музыкального выражения : дыхание, динамика, тембр.

           Таким образом, становится очевидным единство художественных и технических навыков в пении. Формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью. Певцы  не владеющие своим голосом (техническими навыками) беспомощны при исполнении художественных произведений. Они также беспомощны, если не умеют передать музыкально - поэтическое содержание.

              Также хочу остановиться на методике вокальной работы в детском коллективе. Задача руководителя связана с  общеэстетическим  развитием ученика, с расширением знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. Воспитание осуществляется  в процессе обучения певца профессиональным навыкам усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности. Воспитывая певца, руководитель формирует в нем личность человека с определенной идейной убежденностью. Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию инициативы, творческого отношения к делу. Тема дружбы и мира, военная и лирическая, пейзажная лирика: все это способствует глубокому проникновению детей в мир прекрасного, пробуждает такие чувства как доброта, отзывчивость, которые помогают формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей.

                  Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему искусству" и подчеркивал: "Пение первоначально и существенно  подобно разговору". Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению

                  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии

                Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

               Исходя из вышеизложенного,  вытекает следующее: Хор – это коллектив, где каждое занятие, собирает единомышленников, детей любящих хоровое искусство. Конечно в любом коллективе нелегко, нужно обладать качествами, которые способствуют творческому развитию коллектива, исполнительскому мастерству. Поэтому мне, как руководителю необходимо создать для ребят условия, чтобы наиболее полно проявились общественные и организаторские способности участников хорового коллектива. Для того, чтобы привлечь к занятиям хора как можно больше ребят, мне нужно постоянно проводить мероприятия по агитации. Объявления, беседы, афиши выступлений коллектива, конечно стенные газеты . Но самым важным видом агитации являются концертные выступления хорового коллектива на разных площадках и меропрятиях. Несомненно, очень важной формой агитации являются мои контакты с родителями учеников на родительских собраниях.

              Ребенок, занимаясь в хоре, начинает понимать специфику певческого искусства, он понимает, что музыкальное искусство безгранично и затрагивает все аспекты и события жизни. В процессе обучения ребенок начинает определять жанры хоровой музыки. Образовательная среда – вот что нужно создать мне, как руководителю школьного хора. Именно образовательная среда способствует развитию и выявлению творческих способностей ребенка, помогает в самореализации и конечно   успешной социальной адаптации, мотивирует детей к познанию и творчеству, развивает способности хористов в различных видах деятельности. Как результат, ребенок растет всесторонне развитой личностью, любящим и понимающим культуру.

           

                   Литература:

Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования.// Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

Назайкинский Е. Психология музыкального восприятия./  Назайкинский Е. - М., 1972.

Психология одаренности детей и подростков: Сборник /Под. Ред. Н.С. Лейтеса.- М., 2000.

Энциклопедия. Музыка наших дней. М. 2002.