Интервью с Омаровой С.К.

Апанович Татьяна Анатольевна

Интервью с преподавателем кафедры струнных инструментов Казахского национального университета искусств, руководителем ансамбля виолончелистов "Япурай"Омаровой Сауле Кабылкариевной,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intervyu_s_omarovoy_s.k.doc284.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Апанович Т.А.

Преподаватель ПЦК Теория музыки

КазНУИ

Большего счастья не надо...

        Многолетняя история Казахского национального университета искусств, его профессиональный имидж и творческая жизнь немыслимы без концертной и воспитательной деятельности кафедры струнных инструментов и ее выдающегося педагога, бессменного руководителя ансамбля виолончелистов «Япурай» Омаровой Сауле Кабылкариевны.

        После окончания Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы Сауле Кабылкариевна работала в государственном оркестре казахских народных инструментов им. Курмангазы и оркестре ГАТОБ имени Абая, а после ассистентуры-стажировки преподавала по классу виолончели, читала лекционные курсы в консерватории. В 1997 г. была назначена деканом оркестрового факультета. Тем не менее, уже на следующий год, оставив престижную должность и налаженный быт, по приглашению ректора А.К. Мусахаджаевой приехала в Астану для работы в качестве декана факультета народных инструментов во вновь созданной Академии музыки.

 – С каким чувством Вы ехали в Акмолу?

– Бывает момент, когда хочется что-то кардинально поменять в жизни, и у меня он совпал с приглашением Айман Кожабековны. Наверное, в первую очередь профессиональный интерес, своеобразное любопытство. Мне предложили возглавить факультет народных инструментов, куда входили кафедра казахских и кафедра русских народных инструментов. Большой коллектив, оркестры. Конечно, было и трудно, и ответственно, но, в конце концов, факультет состоялся. Мы участвовали в создании Госстандарта, типовых и рабочих учебных планов, силлабусов, приемных требований для поступающих во все звенья Академии музыки (КазНУИ). Мы до сих пор поддерживаем очень теплые взаимоотношения.

 – Наверное, были бытовые трудности? 

– Мы ехали всей семьей, с мужем, сыном, даже с котом (!) в неизвестность, с сознанием того, что назад вряд ли вернемся, после трехкомнатной квартиры очутившись в комнатке в общежитии. Однако, таких как мы было множество, и за время этого скитальчества мы так сдружились, так поддерживали друг друга, что сейчас это время вспоминается только с теплотой и нежностью. Труднее было поставить на рельсы учебный процесс. Ребят приходилось набирать буквально «с улицы», без музыкального образования и усиленно заниматься, с тем, чтобы через несколько лет они уже могли пополнить оркестры.

– Ваши ученики около пяти десятков раз становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов и фестивалей, многие многократно, среди них Дюсембина Ботагоз, Канапина Зарина, Уалиева Назым, Толкынулы Талгар, Абжатова Ажар, Ахатов Курванжан... В унисон

 – Конкурсы для музыкантов-исполнителей, конечно, очень важны. Это огромный стимул к самосовершенствованию. Возможность познакомиться с новыми произведениями, яркими исполнителями, проверить свои собственные силы. После конкурса ребята приезжают вдохновленные, окрыленные, сами просят дать им то или иное сложное конкурсное произведение при выборе программы. По себе знаю, что конкурс может многое изменить в отношении и к музыке и к учебе. До своего первого республиканского конкурса я уделяла занятиям ровно столько времени, сколько было нужно, чтобы успешно сдать экзамен, не больше, ходила на специальность как на школьный кружок. Лишь после конкурса, спасибо моему педагогу – Отто Оттовичу Узингу, начала осознавать, что значит музыка в моей жизни, и как необходимо заниматься, чтобы чего-то достичь. Поэтому, поощряю стремление учеников участвовать в конкурсах. Хотя, конечно, этому предшествует огромная подготовительная работа, и допускаем к конкурсу мы всей кафедрой только тех, кто к этому по-настоящему готов.

– Приходилось ли Вам самой бывать в составе жюри конкурсов?

Да, это тоже важная страница в моей жизни, здесь происходит много знаменательных встреч. Мне довелось участвовать в Республиканском конкурсе молодых исполнителей на струнных инструментах в Кызылорде, (2007г.), на Международных Дельфийских играх в г.Минск, (2008г.), на Межрегиональном конкурсе молодых исполнителей на струнных инструментах г.Магнитогорск, (2008г., 2010г.), Международном конкурсе-фестивале «Надежда-2011» в г. Красноярске. Кроме того приходилось также разрабатывать требования к Республиканскому конкурсу молодых исполнителей среди музыкальных колледжей, Международным конкурсам – «Шабыт» и «Астана-Мерей».

 

С членами жюри ІХ-го  Красноярского Международного музыкально-театрального фестиваля – конкурса «Надежда-2011»

– Одно из ваших успешных детищ – ансамбль виолончелистов «Япурай», являющийся визитной карточкой университета, также неоднократно становился дипломантом различных конкурсов («Созвездие надежд» (г.Алматы), Международного конкурса «Шабыт», Международном конкурсе исполнителей музыки Асторо Пьяцолло). Какие еще планы и задачи у коллектива?

– Помимо участия в конкурсах коллектив постоянно принимает участие в концертах КазНУИ и на других сценах города и района. Неоднократно принимал участие в передачах телевидения городов Астаны и Караганды. Мы любим выступать в Кокшетау, Темиртау, Караганде, Павлодаре. В 2006 году ансамбль выезжал также на гастроли по городам США. Для ребят это – настоящий праздник музыки. Когда в переполненном зале публика стоит в проходах и искренне аплодирует, хочется жить и творить, расти профессионально! Конечно, есть сложность в том, что коллектив постоянно меняется, одни заканчивают учебу, другие приходят на смену, но мы стремимся поддерживать и наращивать уровень. Сейчас в нашем репертуаре более двадцати произведений, недавно пополнили его прекрасными сочинениями Асторо Пьяцолло.

Ансамбль виолончелистов «Япурай»

– Вы даете концерты с профориентационной целью? Какие аргументы вы приводите в пользу Астаны?

– В Казахстане всего два ВУЗа, готовящих профессиональных музыкантов, конечно, возникает здоровая конкуренция. Это стимулирует и нас, преподавателей и исполнителей. Но, как мне кажется в Астане сейчас такое обширное поле для деятельности, столько новых коллективов открывается, что выбор для абитуриентов очевиден.

– Вы были деканом факультета, заведующей кафедры, артистом оркестра, преподавателем. Как вам удавалось все совмещать, и что ближе всего вашей натуре?

– Все идет из семьи. Мои родители всегда были партийцами, из той старой гвардии, что шла в партию не ради карьеры, а из любви к Родине и служили ей как истинные патриоты, всегда были на передовой. И нас детей воспитывали так же. Если у меня есть какие-то организаторские способности, чтобы руководить такими крупными коллективами, то это от родителей. Что касается преподавания, то мой класс – это без преувеличения одна большая семья, где все делается вместе, старшие заботятся о младших, справляются дни рождения. Уезжая на конкурс или на гастроли, я спокойно доверю старшекурсникам позаниматься с остальными, они прекрасно знают все мои требования.

С учениками и концертмейстерами

Мои выпускники сейчас работают по всем регионам Казахстана, в оркестрах областных филармоний, оперных театров имени Абая ГАТОБ и имени К.Байсеитовой. Конечно, я всегда слежу за их успехами, радуюсь им. Так что, если говорить о том, что ближе мне лично – это, без сомнения, преподавание. Когда ты отдаешь все свои знания, всю душу, и у ребенка загораются глаза и начинает что-то получаться, то большего счастья не надо...