Основы лекторского мастерства в музыкальном колледже

Апанович Татьяна Анатольевна

Лекторами не рождаются, лекторами становятся. Что предпринять, чтобы студенты-теоретики овладели искусством лекторского мастерства. Как с пользой провести учебные часы и преодолеть страх перед выходом на сцену.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Апанович Т.А.

Преподаватель ПЦК Теория музыки

КазНУИ

«Основы лекторского мастерства»

в музыкальном колледже

«Основы лекторского мастерства» – один из новых предметов цикла музыкально-теоретических дисциплин, предназначен для учащихся отделений «Теории музыки» музыкальных колледжей. Необходимость его введения продиктована требованиями практики. Основными сферами деятельности выпускников-теоретиков являются преподавательская, лекторская, конферанс, немыслимые без хорошего владения устной речью, знания закономерностей композиции устного выступления разных жанров, психологии межличностной коммуникации. Если вопросы лекторского мастерства в педагогике частично получали освещение в курсе «Психологии и педагогики», а также «Методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин», то искусство конферанса и концертно-лекторская деятельность до недавнего времени познавались учащимися эмпирически. И соответственно, путем проб и ошибок. Уже в процессе обучения на старших курсах учащиеся проходили лекторскую практику, во время которой проводили концерты, лекции-концерты, музыкальные конкурсы, в том числе международного уровня, где от них требовалось владение лекторским мастерством.

Под Лекторским мастерством как правило подразумевается целый спектр разнообразных навыков и умений. Оно включает в себя:

- богатый интеллектуальный багаж, позволяющий свободно оперировать информацией, по необходимости сжимая и расширяя ее, адаптируя к особенностям слушательской аудитории, импровизируя в процессе выступления;

- актерское мастерство, выраженные в свободе сценического движения, мимики, в динамике, выразительности, особой артикуляции сценической речи, как с микрофоном, так и без него, грамотном и органичном использовании невербальных средств коммуникации;

- соблюдение сценического этикета, который, начиная от костюма и прически ведущего, включая моменты взаимодействия с выступающими и заканчивая прощанием и уходом со сцены регламентирует все моменты концерта;

- знание психологии зрительского (слушательского) восприятия. Многообразие форм концертной деятельности ставило перед лекторами-учащимися в каждом случае различные практические задачи, к решению которых они еще не были готовы. Кроме того, учитывая тот факт, что теоретики реже всех остальных выходят на сцену, и соответственно, сталкиваются с дополнительными сложностями и технического и психологического порядка, результат, зачастую, оставлял желать лучшего. Концерты со слабым конферансом были тому печальным подтверждением.

Курс «Основы лекторского мастерства», проводимый в третьем семестре на втором курсе обучения и предшествующий проведению лекторской практики, призван дать минимально необходимую теоретическую базу и способствовать развитию профессиональных навыков для более успешного осуществления лекторской деятельности. Дисциплина – лекционно-практическая. Наряду с теоретическим освоением материала, учащиеся значительную часть времени уделяют составлению программ концертов, вступительного слова к концертам разных жанров, аннотаций к концертным номерам, текстов лекции-концерта, текста ведущего исполнительского конкурса. Естественно, предотвратить или решить все проблемы, которые могут возникнуть в ходе лекторской практики, курс не в состоянии, но обозначить пути их решения, предостеречь от типичных ошибок, представляется возможным.

Программа курса «Основы лекторского мастерства» состоит из четырех основных разделов:

  1. Виды и жанры устных публичных выступлений;
  2. Принципы работы над различными видами и жанрами устных выступлений;
  3. Сценическая культура лектора;
  4. Предконцертный режим.

Рассмотрим некоторые вопросы содержания курса.

Раздел 1. Виды и жанры устных публичных выступлений.

Основные виды публичных выступлений, с которыми сталкиваются учащиеся-теоретики, можно условно разделить по функциональным признакам на академические и творческие. При общем генезисе – публичное монологическое «говорение» – они отличаются по своим задачам, содержанию, способам подачи информации, стилем речи и целевой аудиторией.

Одним из самых первых элементарных видов публичного выступления академического типа, хорошо знакомых учащимся, является устный ответ на уроке. Требования к устному ответу – корректность содержания, полнота, логичность, стройность формы, уверенность и свобода в изложении материала, культура речи. Все те же критерии можно применить к любому типу публичного выступления. Поэтому, нацеливая учащихся на овладение лекторским мастерством, важно обращать их внимание на ежедневное, из урока в урок, совершенствование навыков устного ответа. Этому будет способствовать краткий анализ (самоанализ) ответа и указание методов устранения недостатков. К тому же академическому типу относятся выступления на семинаре, экзамене, на защите исследовательского проекта (электронной презентации, реферата, курсовой, дипломной работы и др.). Целевая аудитория выступлений данного типа сугубо профессиональная, отсюда и стиль изложения материала – научный[1]. Для успешного овладения данным типом выступления учащимся важно знать не только структурные закономерности каждой из учебных форм, но и логику их построения[2].

К другой разновидности публичного выступления академического типа можно отнести проведение уроков в ходе педагогической практики. Стиль речи  - научный, с его подвидами – научно-учебный, научно-популярный. Вопросы методики построения уроков разных типов, а также особенностей возрастной психологии подробно освещены в учебной педагогической литературе. Меньше затронуты вопросы сознательного использования и контроля невербальных средств межличностной коммуникации, как утверждают психологи, раскрывающие основной объем информации, и, следовательно, являющиеся важнейшим фактором успешности выступления. Восполняя этот пробел, полезно обратиться к опыту ведущих педагогов, оставивших ценные наблюдения в данной сфере,[3] а также к литературе по психологии.

Творческие виды публичного выступления составляют крупнейшую область приложения лекторского мастерства, и их освоение является главной целью данного курса. Среди форм выступления – концерт, лекция-концерт, фестиваль, исполнительский конкурс. Концерты различаются:

- По содержанию – дивертисментные (составленные из номеров различных жанров, бессюжетные); тематические (через весь концерт проводится сквозная тема, номера подбираются в соответствии с темой); театрализованные (синтетическое представление на основе общего сценария, с четкой сюжетной линией).

- По стилевому направлению – концерт народной, академической, джазовой, эстрадной, рок-музыки, смешанный;

- По составу исполнителей – сольный, ансамблевый, хоровой, симфонический, смешанный.

Степень участия лектора в концерте может быть различной. Минимально, от лектора требуется вступительное слово к концерту, объявление номеров, заключение. Зачастую объявлению номера предшествует аннотация – комментарий к номеру концерта. Самой информативно насыщенной формой является разновидность тематического концерта – лекция-концерт. Здесь на первое место выступает слово лектора, а музыкальные номера служат иллюстрациями рассказа.

Одной из распространенных форм публичного выступления учащихся-теоретиков является проведение исполнительских конкурсов. Роль ведущего – представление состава жюри, оглашение регламента и программы конкурса.

Особый вид выступления, в частности часто используемый на международных конкурсах – это выступление на иностранном языке.

К особым видам, реже, но встречающимся в лекторской практике учащихся-теоретиков, относятся выступление на радио и телевидении.

Стиль речи творческого вида выступления может варьироваться от официально-делового[4], научно-учебного до публицистического[5] и художественного[6] в зависимости от конкретных задач. Зачастую представляет собой некий синтетический сплав. Так, комментарий к номеру может быть выражен художественным стилем, а объявление программы – официально-деловым.

Безусловно, в любом стиле речи приветствуется точность, логичность, правильность, чистота, соответствие литературным нормам языка, выразительность, самобытность, отсутствие речевых штампов.

Факторы восприятия публичного выступления.

Выступая перед аудиторией, следует помнить, что публика является равноценным участником межличностной коммуникации. Все, что делает, говорит, как выглядит лектор – должно учитывать особенности ее восприятия.

Среди факторов восприятия можно выделить визуальные –

а) пространственные: персональное пространство, место лектора в пространстве и по отношению к аудитории, поза и движения, жестикуляция.

б) фактурные: одежда, прическа, обувь, аксессуары.

в) мимические: полнота и адекватность мимических реакций, выразительность мимики.

акустические –

а) интонации, темп, высота, музыкальность, тембр, громкость речи, артикуляция, дыхание.

гностические:

а) содержательность, красота речи, грамотность речи,

б) соответствие стиля речи цели выступления и целевой аудитории

Важно учитывать и состав аудитории. Детская аудитория характеризуется отзывчивостью, повышенной эмоциональной реакцией на происходящее. В то же время быстрой утомляемостью и стремлением к двигательной активности.

Профессиональная аудитория предъявляет больше требований к содержательной части текста и академизму преподнесения. Не стоит недооценивать уровень познаний публики, попытки навязчивого «ликбеза» могут вызвать раздражение или утомление зрителей. Напротив, предполагая в публике собеседника, разбирающегося в предмете обсуждения, вы делаете ей своеобразный комплимент и заручаетесь ее благожелательным отношением.

 

Раздел 2. Принципы работы над различными видами и жанрами устных выступлений 

Второй раздел курса предполагает подготовку нескольких вариантов текстовки конферанса концерта, лекции-концерта, фестиваля, исполнительского конкурса.

Подготовка вступительного слова к концерту, аннотаций, комментариев.

Вступительное слово к концерту содержит приветствие, анонсирует тематику и особенности содержания, в зависимости от которых может включать творческий облик исполнителя или характеристику определенной музыкальной культуры, эпохи, стиля, жанра, композитора, произведения.

Цель аннотации – переключить внимание слушателей и в емкой краткой форме настроить на восприятие художественного образа следующего номера программы. Это могут быть исторические или аналитические сведения, пояснения к авторскому замыслу или исполнительской трактовке, подходящие по смыслу цитаты, афоризмы, стихотворные строки. Аннотация не должна выбиваться из общего стиля ведения концерта. В ряде случаев аннотации не требуются.

Учащимся предлагается разработать текстовку вступительного слова, аннотаций, комментариев к концертам сифонической музыки, камерно-вокальной музыки, к оперному или балетному спектаклю, к юбилейному вечеру, к концерту эстрадной (джазовой, рок-) музыки. Составленные тексты анализируются в классе, предлагаются разные варианты текстовок, обсуждаются их достоинства и недостатки.

Подготовка текста лекции-концерта.

Исходя из тематики лекции и предполагаемых музыкальных номеров программы, нужно определиться с целью, задачами, структурой, что позволит наметить основной костяк, план ведения лекции-концерта. Проработать имеющуюся литературу по вопросам лекции. Конспективно обозначить важные положения объяснения. Составить и записать весь предполагаемый текст лекции.

Поскольку написанный текст должен трансформироваться в устную речь, его нужно несколько раз произнести вслух, чтобы выявить возможные недостатки. Как правило, устная форма подразумевает меньшее количество утяжеляющих звучание сложноподчиненных предложений с причастными и деепричастными оборотами. По возможности, нужно убрать громоздкие предложения и словосочетания. Проанализировать текст фонетически. На слух плохо воспринимается преобладание свистящих, шипящих звуков, большое количество согласных на стыке слов. Подготовленный текст редактируют с учетом требования хронометража. Для практической работы предлагается подготовка текста лекции-концерта монографического типа, тематической лекции-концерта, для разной возрастной аудитории и аудитории смешанного типа.

Подготовка текста конферанса к исполнительскому конкурсу.

Обсуждается регламент проведения конкурса. Рассматриваются особенности преподнесения текста в Представлении состава жюри. Уточняются нормы объявления программы конкурсантов. При необходимости ведения на разных языках, обращают внимание на формат очередности языков, корректность перевода и чистоту произношения. Учащимся предлагается подготовить текст конферанса к международному конкурсу творческой молодежи в номинации «фортепиано» и «вокал».

Безусловно полезным для начинающих лекторов будет посещение концертов, просмотр видеозаписей с концертов и анализ конферанса.

Раздел 3. Сценическая культура лектора.

Важнейшим фактором успешного выступления на публике является знание особенностей сценического этикета, сценического костюма, сценического движения и сценической речи, что в комплексе представляет сценическую культуру лектора. Занятия в классе лучше чередовать с работой в обстановке максимально приближенной к концертной. Цель – закрепление теоретических знаний практическими навыками, мышечной памятью. Подобно актеру в работе над ролью, лектор должен не только продумать, но и физически прочувствовать каждый элемент своего выступления. Методом моделирования ситуаций можно проработать варианты выхода из-за кулис (при пустой сцене, при сцене занятой оркестром, с занавесом, без занавеса), работу с микрофоном, уход за кулисы, взаимодействие с участниками концерта, зрителями. Если текст выступления произносится не наизусть, и находится в руках у ведущего, следует обратить внимание на технику совместного обращения и с микрофоном, и с текстом. Моделируются ситуации с различными акустическими особенностями зала, в том числе без микрофона или в случае внезапного отказа техники. В связи с этим необходимо уделять внимание правильности постановки голоса, дикции, дыханию, звукоизвлечению, артикуляции.

Зачастую, работа ведущего не прекращается в момент ухода за кулисы. Необходимо еще раз сверить программу с участником, дать распоряжения рабочим сцены при этом, естественно, отслеживая происходящее на сцене. Следует учесть, что в отличие от репетиции, само выступление займет большее количество времени, соответственно потребует физической выносливости и сосредоточенности внимания на всем протяжении выступления. Следовательно, нужно постараться организовать работу лектора за кулисами максимально энергоэффективно.

Параллельно должна вестись работа по выявлению и устранению двигательных и речевых дефектов, как изначально присущих лектору, так и связанных со сценическим волнением. Учащихся нужно познакомить с приемами, упражнениями, нацеленными на достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, лицевой мимикой, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха. Знание природы возникновения, этапов протекания сценического волнения и сопутствующих ему физических проявлений поможет контролировать и коррелировать его в момент выступления.

Самым верным способом его преодоления является пресловутая «чистая совесть». То есть сознание того, что работа проделана досконально, текст выступления грамотно составлен и проучен, есть четкое представление о всех моментах сценария концерта. Подобно репетиции самого выступления, возможно и прорабатывание сопутствующих эмоциональных реакций, которые в процессе многократного повторения снизят качество своих проявлений. То есть репетиция выступления перед зеркалом, перед друзьями или родственниками запускает те же природные механизмы физического проявления волнения, но и с другой стороны способствует их устранению. Доза адреналина, которую организм будет выделять в ответ на одну и ту же стрессовую ситуацию неизменно снижается по мере привыкания к этой ситуации.

Упражнение. Проанализируйте динамику своего состояния как сторонний наблюдатель. Сколько времени вы ощущали сердцебиение, дрожь в руках, спазм в горле, потливость ладоней, потемнение в глазах, зажатость мускулатуры лица? К какому моменту эти симптомы начали проходить, сменяясь состоянием эйфории, ощущением творческого подъема, свободы, вдохновения? Это стадии одного физиологического процесса. И то, что вначале воспринималось как негатив, послужило основой позитива. Проделайте дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц лица, рук. Какие изменения вы отметили в своем физическом состоянии во время следующей репетиции?

Простое осознание естественности, физиологичности, кратковременности и взаимообусловленности негативных и позитивных сторон сценического волнения  поможет избавиться от страха перед ним и научиться если не управлять им, то принимая его как данность, нейтрализовывать его нежелательные проявления. В конце концов, напомните учащимся, что в ряду регулярно преодолевавщих боязнь сцены у них были достойные предшественники – Ф. Шопен, Д. Ойстрах, М. Лонг и многие, многие другие.

Особый элемент выступления – сценический костюм ведущего. Это первое на что обратит внимание зритель еще до произнесения первых приветственных слов. Костюм должен не только красиво смотреться, выгодно подчеркивая достоинства фигуры, но и гармонировать со стилем выступления лектора и концерта в целом.

Таким образом, освоение данного раздела программы предполагает создание целостного образа выступления, через осознание компонентов и их взаимосвязи.

Раздел 4. Предконцертный режим

Построение предконцертного режима за день и в день выступления – дело  индивидуальное, и зависит от психологических особенностей личности, но имеет и несколько общих принципов. Правильно организованный предконцертный режим позволит избежать переутомления, как физического так и эмоционального, обеспечит нормальный сон и отдых, поможет справиться со сценическим волнением и в итоге приведет к успешному выступлению. Конечно при условии, что основной этап подготовки к выступлению был организован конструктивно и весь груз работы не был оставлен на последний момент.

Предконцертный режим подразумевает этап относительного отдыха, когда интенсивность репетиций можно снизить. По возможности ведущий должен избегать бесцельного общения, суеты. Часто масса мелких, несвязанных друг с другом мероприятий, которые нужно завершить перед выступлением сливаются в один бесконечный хаос, а боязнь упустить что либо из виду приводит именно к этому результату. Лучше записать все, что необходимо сделать и наметить  оптимальную последовательность действий, это позволит избежать нерациональной траты сил. В день концерта нужно выйти заблаговременно, чтобы успеть настроиться, но и не слишком рано, чтобы не устать от ожидания.

Если все идет не по правилам. Идеальных концертов не бывает почти никогда, программа временами перекраивается на ходу, меняется порядок номеров, случаются заминки, связанные с отказом аппаратуры и человеческим фактором. Важно быть морально готовым к таким неожиданным поворотам и воспринимать импровизацию как интересную и неотъемлемую часть работы ведущего. Роль преподавателя в этот момент важна как никогда. Слова поддержки, уверенности в силах, способностях ученика будут весьма кстати.

В момент выхода на сцену просто вспомните, что самый лучший побудительный мотив и залог успешного выступления – это любовь – к музыке, к исполнителю, к композитору, к произведению, к публике. Проникнитесь ею и поделитесь со слушателем, и ваше выступление всегда встретит ответный отклик.

Литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. — М.: Дело, 2002.
  3. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство учебное пособие для вузов. – М: Юнити-Дана, 2004.
  4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002.
  5. Савкова Зинаида Васильевна. Искусство оратора учебное пособие. - СПб: Знание, 2002.


[1] Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания, характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика

[2] Учащиеся на примере музыкальной формы (например, фуга, соната, вариации) уже имеют представление о логике развертывания мысли – «тезис-антитезис-синтез», «тезис – доказательство» и другие. Можно использовать эти аналогии для усвоения логики построения речи.

[3] В частности, рассуждения Ш. Амонашвили о значении интонации, тембра, темпа речи и др. во фразе «Здравствуйте, дети» становятся источником для серьезного осмысления всего педагогического процесса.

[4] Для официально-делового стиля характерны  точность, не допускающая иного толкования, внеличный характер информации, Стандартизированность, стереотипность построения текста,

[5] Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства.

[6] Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.