История джаза

Большакова  Надежда  Владимировна

История джаза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhaz.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз»,- говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов нашего столетия. Кто не испытывает очарования от яркого, сочного, волнующе чистого звучания его трубы, от его хриплого, гортанного, «не музыкального» голоса, от его пения, воспроизводящего не только слова, но и звуки инструментов, тот не поймет, в чем красота джаза.

Джаз многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи, не связаны с приливами популярности этой музыки. История джаза – часть истории XX века. В 20-е годы существовало выражение «век джаза». Джаз восходит к фольклору американских негров. Его разнообразные жанры «Филд край», «холер», «уорк сонг», «ринг – шаут» - музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций. В мелодии и гармонии его узнается влияние «белой» культуры. От африканских «корней» унаследованы сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый, «нечистый» тембр звучания.

Вывезенные в Америку негры – рабы вначале посещали церковь и участвовали в пении церковных гимнов. Когда же их изгнали, то в своих отдельных церквях и на религиозных собраниях они стали исполнять христианские гимны уже на африканский манер. Так появились спиричуэлс. Из спиричуэлса и «уорк – сонг» (трудовой песни) возник блюз. Блюз (этот термин образовался от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра) существует как самостоятельный музыкальный жанр. Исполнительницы блюза Бесси Смит, Билли Холидей вошли в историю джаза.

В начале века зародился и регтайм – другая форма «пра – джаза». Регтайм или стиль «рег» представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. В конечном счете регтайм приобрел самостоятельность, появился танец, основанный на регтайме, - кэйкуок. Произведения титана регтайма скота Джоплина исполняют и сейчас.

Как же случилось, что негритянская музыка вышла на первый план в стране, где цвела пышным цветом расовая нетерпимость? Объяснение простое. Еще в эпоху рабовладения страсть к музыке среди негров поощрялась. В поместьях существовали негритянские оркестры. В армии оркестры составлялись из чернокожих. В музыкантах нуждались хозяева многочисленных увеселительных заведений. Для негра в музыкальном искусстве заключалась едва ли не единственная возможность избавиться от тяжелого труда. Исполнители регтайма, кочуя по маленьким оркестрам, которые играли в клубах, салунах, на речных пароходах, распространяли новую музыку повсюду. Конкуренции со стороны белых они не испытывали.

Негры – музыканты в большинстве своем не знали нотной грамоты. Они изучали то, что им нравилось, - конкретную технику, манеру определенных музыкантов, конкретные произведения. Поэтому широко было развито ученичество и наставничество. Начинающие музыканты ходили за своим «учителем» по пятам, слушали часами его игру. Музыканты джаза очень рано становились самостоятельными. Но чтобы возник джаз, необходимо было существование такого города, как Новый Орлеан.

Новый Орлеан – город – легенда и  город легенд (одна из них – джаз). Три оперные труппы при населении в пятьсот тысяч человек. Несколько симфонических оркестор, десятки танцевальных. Город, в котором с помощью музыки мог быть преодолен непреодолимый расовый барьер. С точки зрения истории джаза очень важно присутствие среди расовых групп Нового Орлеана  цветных креолов. По своей культуре и образованию они были белые. Примесь цветной крови приравнивала их по закону к неграм. Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских композиторов классической школы, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы – все это было на слуху и в конечном счете, в первом десятилетии XX века возникла новая музыка, которая получила название джаз.  

Новый Орлеан –юг.  Музыка исполняется, в основном, на улицах, на пикниках, на открытом воздухе. Ранний джаз играли марширующие оркестры – корнет, тромбон, кларнет, флейта – пикколо, один или два медных духовых  типа валторны и ритм – группа (барабан, контрабас, труба).

Основа джаза – импровизация. Джаз, записанный нотами, весьма отдаленно передаст содержание этой музыки и почти ничего не скажет о её характере. Каждое новое поколение джазменов осваивает джаз благодаря записям. Джаз не знал застоя одни течения сменялись другими. Новоорлеанский стиль лег в основу так называемого традиционного джаза. В 1925 году Луи Армстронг сделал серию записей, совершивших переворот в джазе.  Он первым – за ним последовали остальные – сменил корнет на трубу, и во владении этим инструментом достиг мастерства, ошеломившего музыкальный мир. С Армстронга началась эра солистов – виртуозов.

Только с развитием джаза стало очевидным, какими огромными выразительными средствами располагают труба, кларнет, тромбон, контрабас, барабан. Из глубокой тени выбился в знать саксофон. Саксофон, с  его текучим, глубоким звуком, является, наряду с фортепиано, основным солирующим инструментом. Ударные.  В симфоническом оркестре их партии, как правило, короткие. В джазе барабанщик – центральная фигура ритм - группы. Существование ритм – группы принципиально для джаза. Это же относится и к соло контрабаса – инструмента, вызывающего особую симпатию публики за свою интонацию благородной мужественной сдержанности.

Джаз сделал мировыми знаменитостями саксофонистов (Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Чарли Паркер, Пол Десмонд), трубачей (Луи Атмстронг, Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис). В джазе пианист не только, может быть, виртуозом сколько мыслителем. Джелли Ролл Мортон, Фэтс Уоллер, Арт Тейтум, Телониус Монк, Кит Джаррет, Чик Кориа – все они внесли свою лепту в развитие джазового фортепиано.Поэтом фортепиано был Дюк Эллингтон, умевший передавать тончайшие нюансы настроения.

Дюк Эллингтон, само имя которого стало символом музыкальной культуры джаза, добился признания как создатель и руководитель одного из лучших в истории джаза больших оркестров – биг – бендов (их типичный состав: четыре трубы, четыре тромбона, пять саксофонов и ритм – группа, включающая фортепиано, гитару, бас, ударные)

Блистательная карьера Эллингтона продолжалась на протяжении нескольких десятилетий, несмотря на то , что эра биг – бендов и связанный с нею свинговый бум закончились уже к середине 40-х годов. Свинг связан с постоянным отклонением ритма от сопровождения. Достигаемый с помощью свинга эффект «раскачивания» звуковой массы, был наиболее заметен в биг – бенде с его мощным, красочным звучанием.

Вообще эра свинга совпала по времени с эрой радио. Радиоприемники появились в каждом доме, и многие радиокомпании ежедневно по два – три часа транслировали выступления знаменитых биг – бендов. Таким образом джаз вышел из стен ресторанов, ночных клубов и дансингов, стал достоянием широкой публики.

С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в СССР. Джаз – оркестр Александра Цфасмана был создан в Москве уже в 1927 году. С 1929 ленинградцы слушали джаз – капеллу Георгия Ландсберга. Мног сделали для развития советского джаза в 30 – годы Александр Варламов, Николай Минх, Леонид Утесов.

Из сохранившихся записей видно, что исполнительский уровень наших джазовых коллективов был достаточно высок. Но, конечно же, флагманами джазового искусства продолжали оставаться ведущие американские оркестры. Кроме оркестра Бенни Гудмена наивысших успехов добились «белые» биг – бенды Глена Миллера, Томми Дорси, Харри Джеймса. Из негритянских наиболее преуспевающими и интересными в творческом отношении были оркестры Дюка Эллингтона и Каунта Бейси. Белые и негры еще не выступали на одной сцене. Но к концу эры биг- бендов и во многом благодаря именно джазу произошел перелом в сознании общества. Представители нового поколения джазменов, вышедшего на авансцену в конце 40-х годов, уже не были рожденными в гетто неграми с ущербным сознанием изгоев. Это были молодые люди с подчеркнуто независимым характером.

Они одевались достаточно небрежно, вели себя на сцене сдержанно, не желали развлекать, не шли на поводу у вкусов публики. Они играли новый джаз. Стиль, получивший название бибоп, или боп, провозгласил культ свободных импровизаций в рамках пьес, разыгрываемых малыми ансамблями. Из создателей и пионеров бибопа (альт – саксофонист Чарли Паркер, трубачи Диззи Гиллеспи, ФэтсНаварро, Клиффорд Браун, барабанщики Кенни Кларк, Арти Тейтум, Бад Пауэлл). С бибопа началась эпоха современного джаза, и все последующие течения (кулджаз, фриджаз, джаз –рок) разрабатывались на основе бибопа.

История джаза романтична и поучительна. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз был подвержен влиянию моды, но сейчас ни один из стилей, некогда волновавших публику, - традиционный джаз, диксиленд, свинг, бибоп – нельзя считать устаревшим, эту музыку играют, записывают, слушают.

                                                                                                                           Е. Билькис