Творческий проект «Зримая песня» инсценирование вокально - хорового произведения «Снег», муз. М.Славкина, в рамках внеурочной деятельности
«Зримая песня» - инсценировка песни, как вида сценического представления, учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения. Это маленький спектакль - здесь возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства.
Настоящий творческий проект – «Зримая песня» на вокально-хоровое произведение М.Славкина «Снег» был осуществлен в 2014 году в МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3». Отмечен дипломом Лауреата I степени на открытом рождественском конкурсе «Рождество в Югре православной» в г. Ханты-Мансийск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrimaya_pesnya.docx | 28.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Волкова Екатерина Петровна
Концертмейстер
МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 3»
Творческий проект «Зримая песня»
инсценирование вокально - хорового произведения «Снег», муз. М.Славкина, в рамках внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Эффективность образования и воспитания ребенка школьного возраста очень сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют образовательное учреждение и семья. Успех взаимодействия преподавателя, концертмейстера детской школы искусств (ДШИ) и родителей обучающихся зависит от того, насколько обе стороны доверяют друг другу. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в образовании и воспитании обучающихся ДШИ, соответственно объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития каждого ребёнка.
Данный проект определяет конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся - возможность творческого участия, включение в образовательный процесс, получение удовлетворённости от совместного взаимодействия.
Позволяет выявить цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия - создание условий для благоприятного климата в установлении доверительных и партнёрских отношений с родителями, привлечение родителей к совместному творчеству;
Жанр мероприятия – «Зримая песня» - инсценировка песни, как вида сценического представления, учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения. Это маленький спектакль - здесь возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства.
Правовые основы организации конкретного мероприятия в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г., детской школе искусств важно наладить взаимодействие с родителями в целях создания единого образовательно-воспитательного пространства, направленного на успешное обучение ребенка музыкальному исполнительству, формирование духовно-нравственных качеств его личности.
Данный проект позволяет определить: механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс (в данном случае, в конкретное мероприятие) – подготовительный этап работы, репетиционный этап, непосредственно само выступление;
- выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс (в данном случае, в конкретное мероприятие) – в данном мероприятии родители обучающихся задействованы в подготовке сценического реквизита – (окна, снежки, снежинки 3 шт., плащ белый 3 шт.). Репетиции проходили с участием родителей. Один из родителей участник сценического действия;
- предусматривает разработку инструментария обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей) – Итоговый этап, включает в себя обработку результатов выступления обучающихся, впечатлений родителей (опрос, анкетирование) и соотношение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами;
Детские школы искусств, осуществляющие обще эстетическую подготовку детей в области хорового и сольного пения, инструментального исполнительства, хореографии, изобразительного искусства, обладают уникальными возможностями организации музыкально-театральной деятельности. Музыкальный театр в детской школе искусств помогает преодолеть односторонность раннего обучения в одной из областей искусства, вовлекая учащихся различных отделений (музыкального, хореографического, изобразительного искусства) в совместную творческую деятельность.
Музыкально-театральная деятельность, являясь совместной творческой деятельностью, требует согласованных усилий всех ее участников: режиссера, музыкантов, актеров, художников. Освоение языка музыкально-драматического искусства закладывает основу для развития навыков восприятия, понимания мотивов и особенностей поведения людей, навыков общения, включающих способность передавать эмоционально окрашенную вербальную, телесно-двигательную, изобразительную информацию, что способствует формированию умений творческого взаимодействия у участников музыкально-театральной деятельности.
Настоящий творческий проект направлен на решение одной из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования - это формирование нравственной культуры, приобщения к мировой музыкальной культуре и развитие творческой личности, формирование патриотических чувств, гражданского мировоззрения, понимание и сохранение русской культуры. Отражена основная цель федеральных государственных требований: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
1. Краткая аннотация творческого проекта.
«Зримая песня» - инсценировка песни, как вида сценического представления, учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения. Это маленький спектакль - здесь возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства.
Настоящий творческий проект – «Зримая песня» на вокально-хоровое произведение М.Славкина «Снег» был осуществлен в 2014 году в МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3». Отмечен дипломом Лауреата I степени на открытом рождественском конкурсе «Рождество в Югре православной» в г. Ханты-Мансийск.
Подготовительный этап разработан концертмейстером хорового отделения Волковой Е.П., реализован преподавателем и концертмейстером хорового (вокально-хоровое исполнение) и театрального отделений (инсценирование песни) при взаимодействии с родителями обучающихся (подготовка сценического реквизита). Возраст детей от 7- 12 лет.
2. Обоснование необходимости проекта.
В условиях политических и социально-демократических преобразований и духовного обновления общества, гуманистической направленности в сфере образования и культуры особое значение приобретают проблемы воспитания подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребенка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. Предоставленный творческий проект дает детям возможность шире взглянуть на мир, расширить их кругозор, раскрыть свои творческие способности.
В настоящее время существует немало программ по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей. Так же анализ отчетов тематических мероприятий школы, с участием обучающихся музыкального отделения показал снижение активности в разработке и написании сценариев и недостаточно тесное творческое взаимодействие с родителями, отмечена низкая посещаемость родителями школьных мероприятий.
Федеральные государственные требования устанавливают необходимость создания условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей, как одной из важнейшей задач, стоящей перед дополнительным образованием. Введение в образование детей того вида музыкальной деятельности в которой он может активно развиваться и само реализоваться как творческая личность, заставило меня обратиться к этой теме. Разработать материал для практического применения по формированию у обучающихся духовно-нравственного воспитания, приобщения учащихся к мировой музыкальной культуре и развитие творческой личности, формирование патриотических чувств, гражданского мировоззрения, понимание и сохранение русской культуры.
3. Новизна
Новизна проекта заключается в том, что при разработке сценария учитывалась интеграция предметов художественно-эстетического цикла, и на уровне меж предметных связей формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДШИ (развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности; активизация коллективистской направленности хоровой деятельности учащихся; формирование интереса к ценностям хоровой музыкальной культуры; реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей учащихся в процессе их вокально-хоровой деятельности; воспитание способности учащихся к осознанию своей сопричастности к исполняемой музыке);
- разработана педагогическая модель развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ на основе музыкально-театральной деятельности;
- выявлены параметры творческой активности младших школьников: мотивация к творческой деятельности, умения творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства.
4. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Сформировать мировоззрение обучающихся и развить их творческие способности с помощью музыкально-театральной, исполнительской деятельности
Задачи проекта:
- освоить различные формы приобретения опыта исполнительской деятельности;
- активизировать познавательные интересы обучающихся;
-создать условия для благоприятного климата в установлении доверительных и партнёрских отношений с родителями, привлечение родителей к совместному творчеству;
- приобщить детей, наделенных музыкальными способностями к творческой деятельности;
5. Основное содержание проекта.
Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения и семьи. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с родителями обучающихся, выстраивает партнёрские отношения между ними.
Для реализации творческого процесса был составлен план-график подготовки и утверждена дата первого показа. Формировалась творческая группа. В творческую группу входили преподаватели, учащиеся и их родители. Ответственный за мероприятие преподаватель координировал работу творческой группы, ответственных за передачу информации, за написание сценария и проведение репетиционного периода, подготовку сценического реквизита (три окна, снежки, блестки, мешочки, санки на колесах, снежинки, одежда) и оборудования (техническое обеспечение) концертного мероприятия.
6. Ресурсы.
Обеспечение организационных условий (проведение заседаний ответственных за мероприятие, создание творческой группы по реализации творческого проекта, выработка методов, подходов и приёмов работы для решения задач).
Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, подбор репертуара нужного для реализации проекта).
Обеспечение мотивационных условий (действия, признанные сформировать заинтересованность в решении задач для реализации проекта).
Обеспечение материально-технических условий для осуществления проекта (концертный зал, видеопроектор, ноутбук, интернет).
Реквизит: Деревянные окна (2,0*1,0) 3 шт., снежинки (D=80) – 3 шт., снежки – 40-50 шт., мешочки с блестками – 2 шт., санки на колесиках - 1 шт. Все участники одеты в белое.
7. Партнёры.
Преподаватель хорового отделения Навалихина С.С.
Преподаватель театрального отделения Марченко Н.А.
Учащиеся 2-3 класса хорового отделения и родители МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств №3»;
- Целевая аудитория.
Участники творческого проекта– преподаватель и концертмейстер хорового отделения, преподаватель театрального отделения, учащиеся хорового отделения «ДШИ № 3», (от 7-12 лет), родители учащихся. Предположительно всего 46 человек.
Целевые группы и их интересы в проекте:
Учащиеся: получение возможности раскрыть свои способности, воспитание уверенности в своих силах; формирование адаптивности, развитие коммуникативно-эмоциональной сферы; расширение контактов учеников с родителями и преподавателями, возможность общения в совместной работе.
Преподаватели: возможность значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал; возможность установления творческого, доверительного общения между учителем и учеником, взаимодействие с родителями учащихся, установление психологических коммуникаций, определение собственного уровня педагогического мастерства;
Родители: возможность творческого участия, включение в образовательный процесс, получение удовлетворённости от совместного взаимодействия.
Реализация данного проекта будет проходить в 4 этапа:
- этап - подготовительный (сентябрь 2013года — октябрь 2013 года)
На этом этапе создавалась информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная компания:
- разрабатывается сценарий, изучается и анализируется материал по теме;
- определяется место реализации проекта;
- формируется творческая группа.
- готовится сценический реквизит
- этап - рабочий (с октября по декабрь 2014года)
- начало работы творческой группы;
- составление, корректировка и утверждение сценария,
- организация репетиций;
- оформление сцены.
- этап — основной (23 декабря 2014года)
- Первый показ инсценированной песни
- этап — заключительный (2-6 марта 2015года)
- подведение итогов;
- анализ.
Итоговый этап, включает в себя обработку результатов выступления обучающихся, впечатлений родителей, и соотношение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
- Действие:
На сцене разбросаны снежки…
С первых аккордов на сцену выкатываются три окна (окна выкатывают Гущина Александра, Примак Яна, Нечепуренко Елена).
В момент вступления хора (учащиеся 3 класса хорового отделения), с разных кулис выходят две девочки, они разбрасывают блестки из мешочков. (Беляк Александра, Кайдаулова Виктория)
Далее на сцену выходит главная героиня – «девочка-сиротка» (Пилипенко Дарья)
Она подходит к первому окну и заглядывает в него – там сидит за столом семья, пьет чай и ведет беседу (Аксакова Арина, Кобелева Дарья).
Она подходит ко второму окну, и видит, как старшая сестра одевает младшу на улицу, завязывает ей шарф и надевает на нее шапку (Бугайченко Елизавета, Загорская Александра).
у всех этих людей есть свой дом, где тепло и уютно. А Она совсем одна…
Она подходит к третьему, центральному окну (оно задернуто шторой), расстроенная, она садится на корточки и засыпает (ей сниться сон….).
В этот момент звучит музыкальный проигрыш (16-тактов):
из-за кулис выбегают дети, начинают играть в снежки, в догонялки, кататься на санках.
Участники хорового коллектива тоже вовлекаются в игровое действие (играют в снежки).
Проигрыш заканчивается.
Участники занимают свои места на сцене, окружают спящую девочку и осыпают ее блестками, и в этот момент в центральном окне отдергивается штора и появляется мама (Андреева С.М. – родитель) которая находит свою девочку…
Творческий проект «Зримая песня» на муз. М.Славкина «Снег», стал значимым мероприятием в культурной жизни школы и города - отмечен дипломом Лауреата I степени на открытом рождественском конкурсе «Рождество в Югре православной» в г. Ханты-Мансийск 2014г. Создание ситуации общения позволило каждому участнику проекта проявить свои творческие способности, самостоятельность, творческую фантазию и воображение, оценить свою деятельность не только по конечному результату, но и в процессе его достижения. Не менее важна коллективная работа участников проекта, которая дает положительный эффект в совместной творческой деятельности, где они лучше узнают друг друга и, сопереживая за общее дело, становятся друзьями. Особенно понравилось учащимся и родителям делать «Снежки» для данного концертного номера, это особенно сплотило родителей и детей и позволило выявить не только музыкальные способности обучающихся (снежки использовались детьми во время выступления). Андреева Светлана Михайловна – мама Андреевой Анастасии, учащейся 3 класса хорового отделения, была задействована на сцене. Такие мероприятия помогают устанавливать комфортный тип сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса - концертмейстером, преподавателем, обучающимися и родителями.
- Перспективы дальнейшего развития проекта.
Планирую, что эта форма творческого проекта будет использоваться во внеурочной деятельности и дальнейшей работе преподавателей всех отделений школы для проведения социо-значимых и тематических концертов, что позволит поднять качество проводимых мероприятий, укрепит сотрудничество с родителями и поднимет престиж нашего учебного заведения.