Гражданский подвиг великих композиторов.

Целью данной работы является донесение до все большего числа подростающего поколения лучших примеров музыки Российских композиторов, которые воспитывают патриотические, гражданские и высоко нравственные чувства.

В данном материале представлен сценарий занятия, в котором использованы произведения великих композиторов,  воспитывающие активную гражданскую позицию человека. В частности сочинения П.И.Чайковского - первый концерт для фортепиано с концертом, М.И.Глинки - опера "Иван Сусанин", С.С.Прокофьева - контата "Александр Невский", Д.Д.Шостаковича - седьмая симфония и А.И.Хачатуряна - балет "Гаяне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vospitay_grazhdanina.docx34.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

Занятия – лекции

для воспитанников средней школы

педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Находка Бабенко В.Н.

Тема: Гражданский подвиг великих композиторов

Цель занятия:

Сформировать идейно-гражданские убеждения, нравственную несгибаемость и непримиримость к злу.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить с произведениями великих композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатуряна, А.В. Александрова;
  2. усвоить особенности музыкальных жанров: «кантата», «опера», «симфония»
  3. пополнить словарный запас;

Развивающие:

  1. научить внимательно слушать  информацию и музыкальные произведения;
  2. укрепить бережное отношение к истории своего народа;

Воспитательное:

  1. воспитывать чувство патриотизма, сплочённости и гордости за свою страну;
  2. заложить основу понимания гражданского долга.

Место проведения: актовый зал

Оснащение: медиопроектор фортепиано, синтезатор, микрофоны

Дидактический материал: плакаты, фонограмма, презентация

Ведущие: педагог дополнительного образования,  2 воспитанника

Ход лекции

Начинается занятие с выступления хора «Доминанта», который исполняет произведение «Мир красоты» слова и музыка Е.О. Обухова

Воспитанник: (в дальнейшем В) читает стихотворение

Стихи о Российском гражданстве
Я, гражданин одной страны – Россия. 
И за неё готов работать, воевать. 
Отдать ей мысли, энергию и силы, 
Её народы-братья уважать. 

Хочу, чтоб она спину разогнула, 
Чтоб заработали заводы и цеха. 
Прочь от развала и от пропасти шагнула, 
На богатырских встала бы ногах. 

Пока есть те, кто чтит её как мать, 
Кто понимает слово мир и дружба, 
Что выручать в беде друг друга нужно, 
Что одному сейчас не устоять. 

Нас Русь зовёт, так значит наш черёд: 
Отдать ей всё – и мускулы и знания 
Построить общее и мирным наше здание, 
И чтить лишь труд, который нас спасёт. 

Гражданство есть одно и до могилы, 
Всё остальное словоблудие и ложь. 
Служи своей стране родной – России, 
Рождён ты, где и где на век уйдёшь.

Педагог:  (в дальнейшем П)

Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны  физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином.
Понятие
«гражданин» пускает свои корни во времена Древней Греции. Само слово в прямом переводе с греческого обозначает «житель города». Граждане имеющие право голоса были зажиточными людьми,  с большим социальным весом. Чтобы заслужить право голоса мужчинам необходимо было прослыть богатым,  добропорядочным человеком.

Либеральное отношение к гражданству зародилось относительно недавно в 19 веке именно тогда женщины приобрели право голоса.

 Гражданство – это устойчивое правовая связь государства и человека она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей: право на жизнь, право на труд, право на образование и др.

В-1: - В какой вы стране живёте? (Россия)

В-2: Каждый человек живущий в нашей огромной-многонациональной стране гордо называют себя гражданином Российской Федераций.

П: Запомните основные нормы нравственности, которые являются начальной школой гражданственности:

- делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо;

- ты пользуешься благами созданными другими людьми. Плати им за это добром;

- учение твой первый труд;

 - будь добрым и чутким к людям;

- не будь равнодушен к злу.

Каждый из нас может и должен трудиться приносить пользу Отечеству. Ваши мамы и папы, взрослые сёстры и братья ежедневно  трудятся на благо общества и для того чтобы вы могли успешно учиться. Учёба для вас является главной обязанностью. Этим вы приносите пользу обществу. Любой труд в почете и может быть полезным.

Композитор это профессия, которая требует от человека больших физических  и душевных затрат. Великие композиторы внесли неоценимый вклад в трудные исторические периоды нашей страны.

В-1:(слайд №3 )Михаил Иванович Глинка – гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической.

В-2: Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к родине, её народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

П: Опера Глинка «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера. Сюжетом для неё послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана  Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Во время военных действий Сусанин согласился провести польский отряд,  но сам завёл их   в непроходимые дебри и болота. Крестьянин погиб и его подвиг увековечил Михаил Иванович в своей опере.

В-1: В героическом поступке простого человека композитор усматривал проявление силы и патриотизма всего  русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

П: (слайд №6) Сейчас мы послушаем хор «Славься». Народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским отстоявших свободу России.

В-2: Музыка хора величава и торжественна и это передаёт ей черты гимна.

В-1: (слайд №8) Чайковский П.И.- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Один из величайших композиторов в истории мировой музыкальной культуры.

В-2: Имя этого композитора дорого любителям музыки всего мира . Всё своё творчество посвящено человеку его любви к родине его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с силами зла.

П:  (слайд №9) Первый концерт для фортепиано с оркестром фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23 был написан П.И. Чайковским в 1874―1875 годах и впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым  с оркестром под управлением  Бенджамина Ланга.

Именно Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского стал первым классическим образцом этого жанра в русской музыке.

Это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций русской души, эта поющая философия жизни России,  принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.

Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, знать русские культурные корни,  глубоко понимать русскую философию.  

П: (слайд №10)   Сейчас мы с вами прослушаем первый концерт Чайковского в исполнении Дмитрия Маликова.

В-1:  (слайд№11) Сергей Сергеевич Прокофьев - русский и советский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Один из наиболее значимых композиторов XX века.

В-2: Смелый художник - наватор. Он открыл «новые миры» музыки, в его сочинениях перед нами оживает русская история и современность.

П: (Слайд №12) Кантата «Александр Невский» -это музыкальное произведение из семи частей, для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938-1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С.Эйзенштейна.

(Слайд №13) Мы с вами прослушаем 4-ю часть кантаты «Вставайте люди русские»- это хоровая песня - призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны этот хор звучал очень часто по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской армий.

 В-1: Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

В-2: (слайд №14) Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор, доктор искусствоведения. Один из крупнейших композиторов XX века.

П: Музыка Шостаковича –сильнейшее художественное воплощение нашего времени – это искусство обличающее всё враждебное человеку: фашизм , и другие формы тирании подавляющее человеческое достоинство.

(Слайд-№15) - самая значительная из 15 симфоний, которые создал композитор.

  •  Она посвящена городу Ленинграду и называется «Ленинградская»
  • Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра.

Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к Ленинграду. Город был окружён со всех сторон, единственный свободный путь был – это Ладожское озеро. Прекрасный город оказался в блокаде. Как и многие ленинградцы, Д. Шостакович остался в своём родном городе. Он вместе с другими дежурил в народной дружине: на крышах домов они гасили горящие головешки после бомбёжек, несли дежурство на улицах, где бесчинствовали мародёры. Вот в таких условиях сочинялась 7 симфония.

Писал композитор. «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа, и мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни.

Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д. Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. 

В-1: (слайд №16) Хачатурян Арам Ильич - Советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). Один из крупнейших деятелей музыки XX века.

П: (слайд №17) Балет «Гаянэ» - Самое известное произведение А. И. Хачатуряна. Жизнь и благополучие героев балета, по замыслу создателей неотделимо от благополучия всего народа.

Премьера балета состоялась в Перми 1942г. силами эвакуированного туда Ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова.

За балет «Гаянэ» композитору в 1943 г. была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза.

Музыка из «Гаянэ» сразу завоевала народную любовь — постоянно звучала в концертах и радиопередачах. Благодаря «Танцу с саблями» во многих странах мира за его автором утвердился титул «мистер Танец с саблями».

В-2:  (слайд №18) Авторы гимна Российской Федерации

Впервые россияне услышали гимн первого января 1944  - в годы Великой Отечественной войны. Его авторы - великий хоровой дирижер и композитор Александр Васильевич Александров,  поэт и писатель Сергей Владимирович Михалков.

П: (слайд №19) Слова и музыка гимна слились  воедино став мощной духовной поддержкой солдатам Красной армий, труженикам тыла – всему советскому народу, сражающемуся с фашистскими захватчиками. (слайд №20) Стихи гимна гениально передают величие и могущество России, красоту ее необъятных просторов и богатейшую историю великой и непобедимой страны. Поэту удалось объединить своим творением людей всех национальностей, которые любят Россию, гордятся ею и желают ей процветания на протяжении долгих столетий.
         Красивая, торжественная и величественная музыка заставляет каждого россиянина ощутить чувство гордости за свою страну, а легко запоминающиеся слова гимна ярко описывают бескрайние поля России, ее реки, озера, деревни и города. Российский гимн знают практически во всем мире, ведь он является шедевром, который был создан двумя патриотами своей Родины
, любящими ее всем сердцем.
 В-1: (слайд №21) 

Я, гражданин одной страны – Россия. 
И за неё готов работать, воевать. 
Отдать ей мысли, энергию и силы, 
Её народы-братья уважать. 

П: Мы должны быть достойны героям минувших веков: тех.  кто в трудные военные годы,  отстаивал наше мирное будущее, кто восстанавливал разрушенное хозяйство,  кто воспел эти подвиги в великих произведениях искусства.

Список литературы

  1. Владимиров В., Лачугин А. Музыкальная литература: учебник для муз. колледжей: – Москва: «Музыка» 2005.
  2. Глинке М.И. биография/составитель Руданова Е. - М.: «Музыка», 1982г.
  3. Гражданское право: учебник; В 3-х т./Е.А.Абрамова, Н.Н.Аверченко, Ю.В.Байтушева под ред. А.П.Сергеева.- М.; ТК Валби, 2009
  4. Крылетов Е.П. Всё сбивается на свете: Муз. сборник. - М.: Дрозда, 2001-64с.
  5. Лабковский А. Родные берега. - Москва: «Советский композитор», 1988.
  6. Левашов В. Нет ничего дороже родины. Песни для голоса.- Москва: «Советских композиторов», 1981
  7. Лопатин А., Скребцова Ю. Азбука мудрости. – М.: Сфера, 1999.-576с.
  8. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном: выпуск 2/Л.Марченко.-Ростов н/д: Феникс, 2002.-72.
  9. Советские композиторы и музыкоыеды. Справочник в 3-х томах./Григорьев Л., Мозин А., Платек Я. – Москва: «Советский композитор», 1989.
  10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х Т./составитель О. С. Богданова, В. З. Смаль. – М. Педагогика, 1980.