Принцип наглядности в фортепианной педагогике

Сухорукова Галина

В данной методической разработке отображено применение и востребованность принципов дидактических материалов и видов наглядности в педагогике музыкального образования (натуральная, изобразительная, словесно-образная, внутренняя, практический показ). Используются примеры выдающихся педагогов, исполнителей. Представлены комментарии к современный репертуарным сборникам и пособиям для начинающих пианистов младшего школьного возраста и пособия по обучению игре на клавишных инструментах малышей от 2-х лет, которые отвечают требованиям наглядности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принцип наглядности в фортепианной педагогике

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки,  рисунка, фантазии, творчества

В.Сухомлинский

Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке,

тот ключик, при помощи которого они могут вступить

в волшебный сад музыки…

Золтан Кодай

Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. “Золотое правило” дидактики гласит:  «Все видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию». Основные принципы основоположника дидактики чешского педагога Я Коменского: «природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность».  Немецкий педагог А. Дистервег, отвечая на вопрос о том, как люди достигают знаний, отмечал: «никаким другим путем, кроме как путем наглядности».

Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это тем, что все органы чувств взаимосвязаны. Поэтому применение наглядности в сочетании со словом преподавателя способствует более прочному усвоению материала.

В общей педагогике разделяют следующие виды наглядности:

  • Натуральная или естественная наглядность.
  • Изобразительная наглядность. (Макеты, экранные средства, графические учебные пособия - плакаты, схемы, рисунки, фотографии).
  • Словесно-образная наглядность (яркие словесные описания, рассказы).
  • Практический показ обучающимся тех или иных действий.
  • Внутренняя наглядность (учащимся предлагается представить какую-либо ситуацию, явление) [2; 19-20].

Все вышеперечисленные виды наглядности находят отражение и в педагогике музыкального образования. В частности, мастера фортепианной педагогики традиционно опираются на методы показа и пояснения. Б. Милич в своей книге «Воспитание ученика-пианиста» пишет о методе исполнительского показа: «Показ-исполнение необходим для ученика до начала работы над музыкальным произведением. Однако такой целостный показ переходит далее в стадию расчлененного показа отдельных художественных и технических деталей» [7;12-13]. Указывает Милич и на гиперболизированный показ, «подчеркнуто демонстрирующий ученику не вполне удающиеся ему детали исполнения».

Выдающийся пианист Г. Нейгауз рекомендовал такой прием как «средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки». [7;14]. С другой стороны, педагог-пианист С. Савшинский предостерегает: «Не исключается «карикатурный показ», или «передразнивание» ученика. Цель такого показа ясна – подчеркнуть методом преувеличения ту или другую деталь. Но надо соблюдать такт и меру, чтобы не слишком больно ударить ученика по самому чувствительному месту и не обескуражить его» [11;46]. Савшинский подчеркивает и отрицательную сторону простого показа: «Это злоупотребление «натаскиванием»: учитель заставляет копировать свое исполнение…» [11;46].

Гибкое сочетание показа и связанных с ним словесных пояснений дает наиболее эффективные результаты в развитии исполнительских навыков ученика и устранении недочетов.  «Для усиления слухового контроля над качеством звучания педагог прибегает к проверке свободного движения руки в плечевом поясе путем отведения ее от корпуса в локтевом суставе или некоторого поднятия выше уровня клавиатуры.». [7;15] Здесь мы сталкиваемся уже с сочетанием 3х уровней восприятия – зрительным, слуховым и тактильным, что особенно повышает результативность работы.

Всех учеников необходимо с самого начала учить осмысленно разбирать нотный текст, понимать и выполнять все стоящие в нем знаки. Слуховое восприятие и осмысление основных элементов музыкальной выразительности – фразы, лада, интервалов – развитие технических навыков, организованность, координация движений, рациональные аппликатурные навыки, теоретические знания необходимы всем при обучении игре на фортепиано.

Именно здесь и сыграет свою важную роль применение изобразительной наглядности. Сведения об элементарной теории музыки и нотной грамоте, инструменте фортепиано и исполнительских приемах игры на нем можно представить на уроках в виде схем, таблиц, конспектов, правил, условных обозначений, рисунков. Например, «Правила поведения за фортепиано» –  шуточные рекомендации-загадки в стихах, образно-наглядно демонстрируют учащимся особенности посадки за инструментом и постановки рук пианиста:

Чтобы правильно играть, пальцы надо... ЗАКРУГЛЯТЬ.

Чтобы всех не напугать, кулаки НЕ… ЗАЖИМАТЬ!

Чтобы правильно играть, наша кисть должна... ДЫШАТЬ.

Чтобы  выглядеть красиво, не держите ноги... КРИВО

Если сел за фортепьяно, то держи ты спину... ПРЯМО

Чтобы правильно сидеть, локти не должны … ВИСЕТЬ.

Пальцы приучай к культуре – держи на КЛАВИАТУРЕ,

Каждый пианист ученый пальцы ставит ближе к…  ЧЕРНЫМ.

Есть для рук такой закон – первый палец как... БАЛКОН

Можно оформить подобными материалами стенд в кабинете фортепиано на цветной бумаге, подобрав разные цвета к разделам:  «Из чего состоит музыка», «Фортепиано», «Нотный стан», «Длительность, такт, доля», «Знаки альтерации» и др. А в качестве закрепления пройденного материала учащимся можно предложить самостоятельно изготовить дополнительные наглядные пособия – ребусы и музыкальные загадки, которые будут затем использованы в работе с другими учениками.

Несомненный «виртуоз образной наглядности» – профессор Санкт-Петербургской консерватории Натан Перельман. Остроумные мысли о музыке и фортепианной технике он облек в изящную форму афоризмов в своей книге «В классе рояля» [8]. Это бесценные практические советы начинающим и зрелым музыкантам. Цитаты его гениальных записок послужат прекрасным наглядным пособием словесно-образной и внутренней наглядности для учащихся. Вот лишь некоторые из них:

«Пой не ЗА роялем, а НА рояле. Аккомпанируй себе не громче, чем ближнему своему».

Взаимоотношения паузы с педалью – извечный вопрос. Снимать или не снимать? Отвечу вопросом на вопрос: скажите, пожалуйста, разговаривая, вы в паузе оставляете рот открытым или закрываете его?» [8;31,12].

В фортепианном обучении мы обязательно сталкиваемся с итальянскими терминами. Зачастую ученики забывают их или запоминают лишь на короткий срок. Поэтому наличие в кабинете словарика или стенда с расшифровкой итальянских обозначений в качестве наглядного пособия также необходимо.

Используя в работе наглядные средства, необходимо учитывать основные правила применения принципа наглядности:

  1. Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  2. Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
  3. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
  4. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической. [10;448-449]
  5. Таблицы, карточки, рисунки изготавливаются для каждого учащегося индивидуально или для работы педагога с группой учащихся. Они должны быть доступны и понятны детям, хорошо видны, ярки, удобны в работе.
  6. Желательно привлечь детей и к самостоятельному изготовлению наглядных материалов – придумать и нарисовать ребусы и музыкальные загадки, составить кроссворд, изготовить музыкальное домино или лото.

Репертуарные сборники для работы с юными музыкантами также должны отвечать требованиям наглядности. Из огромного числа пособий для начинающих пианистов младшего школьного возраста современные преподаватели ДМШ и ДШИ часто отдают предпочтение работе О.Геталовой и  И. Визной «В музыку с радостью» [1]. В этом пособии удачно применяются и «опорные конспекты» для учащихся, и использование популярного «детского» репертуара со стихами или подтекстовкой, и изложение нотного материала крупным шрифтом (наиболее приемлемое для детского возраста), и оформление сборника иллюстрациями-раскрасками.

Уникальна разработка М. Печковской «Букварь музыкальной грамоты» [9]. Материал здесь представлен в виде конспектов, что дает педагогу возможность большую часть времени урока посвящать практическим занятиям, а не записям в дневнике или тетради ученика. Элементарная музыкальная грамота сопровождается занимательными рисунками, схемами, которые придают обучению большую наглядность и доступность, помогают заинтересовать ученика, будят его воображение.

Но знакомство с миром музыки и первое прикосновение к фортепиано происходят задолго до поступления ребенка в музыкальную школу. Поэтому в поисках наглядности стоит обратиться и к методикам раннего развития и обучения, которые особенно богаты наглядными средствами. Несомненно, заслуживают внимания следующие издания для дошкольников:

Е.Железнова. Бим-бом [4] – пособие по обучению игре на клавишных инструментах малышей от 2-х лет. Этот альбом призван помочь родителям и педагогам приобщить малышей к совместному музицированию – пению песенок, освоению начальных приемов игры на металлофоне, синтезаторе или пианино, а также развивать абсолютный слух и чувство ритма ребенка. Оригинальна запись мелодий – забавными нотками-картинками. Ко всем песенкам нарисованы картинки-раскраски, а текст песенок изложен в специальной форме, удобной для обучения по слогам.

В книге «За роялем без слез» [14] педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина описывает методы и основные приемы работы, которые позволяют в игровой форме заложить основы пианистической школы у детей 3х-летнего возраста. На своих уроках Юдовина-Гальперина использует естественную наглядность (игрушки),  образную (сказки и ролевые и сюжетные игры), изобразительную (картинки, музыкально-дидактические игры). В занятия включены логопедические упражнения и элементы гимнастики, приемы стихо-ритмического воспитания. А нотную грамоту маленькие ученики изучают при помощи системы цвето-музыкальных представлений Ньютона.

Е.В.Толкунова «Учебное пособие для детей дошкольного возраста» ориентировано на занятия  с детьми 3-4-летнего возраста. Методическая последовательность и структура подачи дидактического материала, цветовая дифферинциация, сочетание музыки со стихами и рисунками, наличие особых тестовых заданий – все это создает комплексный подход в работе с маленькими учениками, при этом музыкальное и общее развитие гармонично дополняют друг друга

 «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.Королевой [5] выполнена в лучших традициях реализации принципа наглядности. Цветные иллюстрации, стихи с образными сравнениями, изложение теоретического материала в доступной форме («Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино»), игровые формы работы (музыкальное лото, ребусы, загадки). Творческие задания (раскрасить, дописать названия), задания для развития мелкой моторики (перерисовать, наклеить, разрезать). Самостоятельное изготовление карточек детьми. Второй раздел книги – методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с использованием наглядных пособий, игрушек и музыкального оформления.

Книга-пособие И. Домогацкой «Учусь вместе с мамой»[3] состоит из ряда сигнальных картинок-иллюстраций. Сигнальная картинка (для ребенка) – это принцип подачи учебного материала, импульс к действию. Раскрыть содержание сигнальной картинки помогает пояснительный текст (для педагога или мамы). Сформировать у ребенка ощущение связи между тем, что он слышит и тем, что воспроизводит, труднее всего. И здесь на помощь взрослым и детям приходят ручные знаки и звуки-символы.

Материалы этих «дошкольных» трудов могут с успехом применяться и в работе со школьниками, «свежей струей» вливаясь в укоренившуюся систему преподавания, расцвечивая обучение красками детства и праздника, тем самым создавая положительный фон урока и формируя заинтересованность в занятиях музыкой и фортепиано.

        Использование принципа наглядности в обучении в разнообразных его видах и применительно к любой возрасту обучаемых способствует приобретению осознанных знаний, обеспечивает прочность их усвоения, вызывает познавательную активность обучаемых, оказывает положительное эмоциональное воздействие, способствует успешному решению практических, развивающих, образовательных и воспитательных задач в общей педагогике и в педагогике фортепианного обучения в частности.

Использованная литература

  1. О.Геталовой и  И. Визной «В музыку с радостью» Издательство композитор Санкт-Петербург – 2001.
  2. Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой. - М: Классика-ХХI – 2001.
  3. Е.В.Толкунова «Учебное пособие для детей дошкольного возраста»
  4. Селезнова Е.С. Бим-бом. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах.– М: Изд. Дом Катанского – 2006.
  5. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М: Просвещение – 1994.
  6. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Р/на-Д.: ФЕНИКС – 2002.
  7. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М: Кифара, 2002.
  8. Перельман Н.Е. В классе рояля. - М: Классика-ХХI – 2003.
  9. Печковская М.П. Букварь музыкальной грамоты.- М: «Международная программа образования»-1996.
  10. Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика. // Сб. статей «Как научить играть на рояле». – М: Классика – ХХI. – 2005г.
  11. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. - М: Классика-ХХI –
  12. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами.- Р/на-Д.: ФЕНИКС–2002.
  13. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. – СПб: Союз художников-1996.