Статья: "Формирование психологической устойчивости к сценическим выступлениям у юных музыкантов"

Елена Валерьевна Токарева

Статья: "Формирование психологической устойчивости к сценическим выступлениям у юных музыкантов". Как работать с одарёнными детьми, в помощь преподавателям детской школы искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование психологической устойчивости к сценическим               выступлениям у юных музыкантов

(Работа с одаренными детьми).
            Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях системы дополнительного образования детей. Сложившаяся за многие десятилетия система художественного образования, безусловно, является основой для создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. История отечественного образования в сфере культуры и искусства за годы своего существования позволила сформировать уникальную систему подготовки творческих кадров, эффективность которой доказана временем и признана всем миром. Учреждения дополнительного образования детей являются особым развивающим пространством, ориентирующим своих воспитанников на личностные достижения.
              Понятие одаренности – понятие нестабильное, меняющееся в ходе истории, приобретающее новые особенности и новое понимание. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. Поэтому столь же важным, как способность усваивать знания и умения, является жизненное пространство, в котором вырастает ребенок. От его влияния зависит, осознает ли ребенок свои способности и насколько он их реализует.
             Современные психологи пересмотрели и представление о том, что одаренный ребенок – это такой же, как все, только немного лучше, и выдвинули на первый план иное понимание.  Одаренный ребенок не просто опережает своих сверстников по ряду параметров развития - это ребенок, качественно отличающийся от сверстников. Согласно концепции американского ученого Джозефа Рензули, одаренность – это не просто высокий коэффициент интеллекта, это результат сочетания трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и мотивации.
Главную роль в мотивации одаренного ребенка ученые – психологи отводят потребностям познания и достижения успеха. Именно эти постоянные потребности резко отличают одаренных детей от обычных. Наличие мотивации к данным потребностям играет основную роль в формировании стабильности конкурсных и концертных выступлений.
             В жизни детей выступление в концерте или конкурсе занимает особое место. В целях поощрения одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности проводятся открытые сценические выступления. Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсная деятельность. Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы, предшествующей к нему подготовки.
             Исполнительская готовность юного музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая, исполнительская подготовка и психологическая подготовка к выступлению. Психологическая устойчивость, на наш взгляд, является доминантой.
Наиболее успешным периодом формирования у музыканта-исполнителя навыков сценического поведения и эмоциональной устойчивости является начальный период обучения. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется со сценическим волнением. Но, настаивать только на этой точке зрения не стоит, поскольку в биографиях выдающихся артистов столько же свидетельств «за» эту точку зрения, сколько и «против».
             Вся работа, проведенная учащимся над концертным музыкальным произведением, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик в силу тех или иных причин терпит сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда показать себя с хорошей стороны может учащийся не слишком яркой одаренности. Все зависит от состояния творческого вдохновения и удовлетворенности ребенка процессом выступления. Вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивость психики.
            Для формирования творческого подъёма во время концертного выступления наиболее ценными являются потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с публикой, потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе. Достижение поставленных целей и удовлетворение данных потребностей возможны лишь при умении музыканта-исполнителя концентрироваться на определенном психологическом состоянии в момент выступления.
            Описание музыкально одаренными людьми психологических состояний и собственных переживаний в процессе музыкальной деятельности и подготовки к концертному выступлению схожи с так называемыми пиковыми состояниями (А. Маслоу), с состоянием сверхсознания (С. Станиславский), с оптимальным творческим состоянием (Г.М. Цыпин). Причину таких состояний можно описать как вдохновение, психологическое сознательное творческое переживание, возникающие по ходу деятельности.
            Н. Тараканова в своей работе «Развитие мотивации у юных музыкантов» трактует это особое состояние сознания, переживаемое именно в музыкальной деятельности, как состояние творческой эйфории или вдохновения. Способность к переживанию состояния эйфории свойственно всем людям. Это состояние контролируется человеческим сознанием и вызывает активность всей нервной системы. Но поскольку музыканты обладают определенными особенностями нервной системы, они более склонны к переживанию стрессовых творческих состояний. Поэтому главная задача педагога сформировать у начинающего музыканта-исполнителя навык стрессоустойчивости и преодоления усилий психологических трудностей в момент публичного выступления.
            Существует множество психологических методов  и техник по формированию навыка стабильности концертного выступления.

Основные, которые мы можем использовать в работе с юными музыкантами,  метод  мультиплицирования (преумножения), метод метафоры и аутотренинг. Опишем более подробно содержание данных практик.
Основной целью метода преумножения является пробуждение скрытых возможностей юного музыканта через осознание творческого подъема, преувеличение этого состояния. Реализация данного метода осуществляется путем применения определенных техник.
             Техника «расширения осознания» основывается на расширении ощущения трех зон: внутренней (осознание себя), внешней (осознание мира, окружения) и третьей зоны (чувства, мысли, фантазия). При использовании определенного упражнения педагог учит учащегося осознавать и контролировать свои состояния творческого подъема, вдохновения, эмоционального всплеска в процессе сценичного выступления.
Упражнение: 
             Учащийся по просьбе педагога закрывает глаза и концентрируется на внутренних ощущениях. Ребенок может описывать ощущения в мышцах, внутренних органах и т.д. Затем открывает глаза и фокусирует внимание на внешних признаках обстановки (свет, звук, запахи и т.д.), рассказывая о них. Далее учащийся переключается на свой мир фантазии и чувств. Ученик рассказывает об ощущениях. Это упражнение дает существенный результат через определенное время и позволяет детям без особого напряжения работать со своими ощущениями.
Техника «реконструкции ощущений» позволяет детям менять свои ощущения и создавать собственные состояния в необходимый момент.
Упражнение:
            Ученик воображает свою любимую мелодию и по просьбе педагога меняет внутреннюю звучащую картинку на любую другую. Учащемуся необходимо объяснить, что он может менять свои ощущения в нужный момент так же быстро, как он меняет картинки и звуки внутри себя. Также поочередно ученику предлагается вообразить гнев, радость, восторг, грусть. После выполнения задания педагог акцентирует внимание юного музыканта на том, что так же быстро он может менять свое самочувствие во время концерта, конкурсного выступления, на экзамене, где собственные состояния ему в данный момент не нравятся.
               Техника «якорение» разработана на основе нейролингвистического программирования и имеет основное понятие «якорь», создающие связь ассоциаций между чувством и действием. В качестве «якоря» выступают жест, поза, прикосновение, интонация, мимика.
Цель этой техники – научить педагога восстанавливать у ребенка ранее созданное состояние путем воспоминания ощущений и действий, с ними связанных.
Упражнение:
              Педагог акцентирует внимание ученика во время исполнения на некоторых физических состояниях и технических моментах, помогая ведением меха, прикосновением к игровому аппарату, регулируя положение музыкального инструмента. Ученик должен осознать взаимосвязь ощущения физического состояния тела (поза корпуса, плеча, запястья, положения ног и. т.д.), постановки инструмента и момент творческого подъема, исполнительского вдохновения, провести внутреннюю психологическую горизонталь, определив для себя «точки пресечения» этих составляющих и «заякорить» их взаимосвязь в собственном сознании.
           Высокие результаты в применении данной техники дает использование в процессе занятий метронома. Ученик во время игры под метроном подсознательно выстраивает взаимосвязь между звучанием ноты и метрическим акцентом, «ожидая» данное соотношение во время сценического исполнения.
             Метод метафоры (от греч.- перенесение, образ) очень эффективен в условиях критических психологических ситуаций (концертов, конкурсов, экзаменов), когда юному исполнителю необходимо быстро и точно сконцентрироваться на собственном внутреннем состоянии. Задача педагога применением данного метода «перепрограммировать» главную цель публичного выступления ребенка – высокой оценки зрителей.     Желание понравиться публике порой порождает неуправляемую для юного возраста эмоциональную волну, которая доминирует над контролем исполнительского процесса и уничтожает личное удовольствие и наслаждение выступлением.
Суть метода заключается в сочинении учеником совместно с педагогом метафор. Главное содержание метафоры – преобразование проблемной для ребенка ситуации (страх сцены, боязнь ошибки, чрезмерная ответственность и т.д.) в сказочную, выдуманную реальность.  
Упражнение:
              Ребенок боится трудностей (выражается в страхе перед исполнением сложного нотного текста). Педагог предлагает ученику представить восхождение на гору. Метафора символизирует прохождение трудного пути вверх, преодоление трудностей «восхождения», «прохождение пути» небольшими отрезками от точки до точки опоры.
             Ребенок эмоционально закрыт (выражается в чувственной и эмоциональной зажатости во время выступления). Педагог в работе с учеником использует символ «реки». Спокойное внутреннее «созерцание воды» помогает ученику успокоиться и выразить свое эмоциональное состояние, имитируя образный рисунок

«течения реки».
    После выполнения упражнения необходимо проговорить с учеником описание образа и личные ощущения состояния.
     Аутогенная тренировка (саморегулирующая психику) последнее время широко используется музыкантами-исполнителями при подготовке к сценическому выступлению. Достаточно подробно данный метод описан в трудах Л.Л. Бочкарева, А.В. Вартаняна и др.[6].
    С помощью аутогенной тренировки педагог и юный исполнитель смогут предупреждать утомление во время подготовки к концерту (конкурсу), быстро концентрировать внимание в процессе сценического выступление, обеспечить творческий и психологический комфорт во время концерта, предотвращая возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний во время выступления.
    
Упражнение:
    Ученик должен сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (собственном теле, мышцах, содержании сознания и т.д.). Упражнение выполнять при предельно расслабленной мускулатуре и в момент наступления полной релаксации (расслабления).
    Использование выше приведенных методов по формированию у юных исполнителей психологической устойчивости к концертным выступлениям способствует тому, что сценическое волнение переходит на новый уровень и перерастает в творческое вдохновение.
    Важно объяснить детям, что на сцене нужно получать удовольствие от исполняемой музыки и все мысли направлять к ее осмыслению. Ребенок-исполнитель должен выступить посредником между композитором и слушателем.
    С.Т. Рихтер однажды так описал ощущения, испытанные им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя».
             Подготовка к концертному выступлению учащихся в детской школе искусств должна быть сугубо индивидуальной, как для ребенка, так и для педагога, и включать различные приемы и методы по формированию психологической устойчивости детей. Но они все должны быть направлены на помощь юному дарованию в формировании позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в условиях концертной деятельности, на получение удовольствия во время главного творческого процесса - сценического выступления.

Список литературы:
1. Тараканова Н. Э. Развитие мотивации у юных музыкантов// Музыкальная психология и психотерапия. 2008. №6.
2. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1973.
3. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя //Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68 – 79.
4. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 2008.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М., 1985, Т.1.
Интернет-ресурсы:
6. Савенков А. И. «Одаренные дети в школе и дома» - режим доступа:
http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti.
7. Мастер-класс «Одаренные дети» - режим доступа:
http://socobraz.ru/