"Начальный этап обучения детей вокалу" программа для оказания платных образовательных услуг

Программа "Начальный этап обучения детей вокалу"  разработана для оказания платных образовательных услуг и поможет организовать учебный процесс с детьми, желающими  научиться петь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mihaylusovoy.docx48.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА «АПРЕЛЬ»

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИОНОВИЧА МИХАЙЛУСОВА

города Димитровграда Ульяновской области

 

Программа по  предмету

«Вокал»

«Начальный этап обучения детей вокалу»

(дополнительные платные образовательные услуги)

 

Рассмотрена и одобрена на                                                 Разработана     Михайлусовой                       заседании педсовета                                                                Ларисой Ивановной

ДМХШ «Апрель»                                                                преподавателем

им. В.И. Михайлусова                                                дополнительного образования    

                                                                                               Высшей квалификационной

Протокол № 19                                                                      категории

от  18.02.2014 г.                                                                     год разработки – 2014г.

Секретарь __________                                                         Стаж работы –  года.

                                                                                               

г. Димитровград

Структура программы

I. Пояснительная записка

- Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации программы;

- Объем учебного времени, предусмотренный  на реализацию программы;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи программы;

- Обоснование структуры программы;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации  программы;

II. Содержание программы

- Сведения о затратах учебного времени;

- Распределение учебного материала  по этапам урока.

III. Требования к уровню подготовки  обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели,  форма, содержание;

- Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы  обучающихся.

VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;

- Список рекомендуемой  нотной литературы.


  1. Пояснительная записка

1. Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе

        Предмет «Вокал» преподается в ДМХШ «Апрель» с 1995 года. Педагогами школы накоплен огромный опыт в преподавании данного предмета. Учитывая, что в последнее время в обществе появился интерес к индивидуальному обучению детей, в школе появилась возможность детям, не имеющим музыкального образования, обучаться вокалу.

        Данная программа предназначена для занятий с детьми первого года обучения,  не являющихся учениками школы.

           Программа предполагает  овладение учащимися начальными  навыками вокала, раскрытие их вокальных возможностей, воспитание художественного вкуса, знакомство с лучшими образцами вокальной музыки, умение ориентироваться в сложном многообразии музыкальных стилей и, в конечном результате, привить любовь к музыкальному искусству.

         Начальный этап обучения вокальным навыкам  включает в себя овладение навыками правильной постановки дыхания, звукообразования, дикции, звуковедения, овладение навыками самостоятельной работы.

        И, поскольку  каждый человеческий голос уникален в своем роде, работа с ним требует индивидуального подхода. Данная программа рассчитана на дифференцированный подход к каждому учащемуся, помогает в полной мере раскрытию музыкальных способностей каждого ребенка. Занимаясь вокалом, дети не только воспитывают свой музыкально-эстетический вкус и творчески развиваются, но и знакомятся с лучшими достижениями мировой вокальной культуры.

2. Срок реализации программы «Начальный этап обучения детей

 индивидуальной постановке голоса».

        Срок освоения программы «Начальный этап обучения детей

вокалу» составляет 1 год. Программа объединяет теоретический и практический учебный материал и предусматривает два этапа его усвоения: изучение и исполнение.

 3. Объем учебного времени

        Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию программы «Начальный этап обучения детей индивидуальной постановке голоса»:

Срок обучения/класс

1 полугодие

2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

54

54

Количество часов на аудиторные занятия:

18

18

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

36

36

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

        В соответствии с программой урок вокала проводится один раз в неделю,  продолжительность урока  40 минут.

        Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, что помогает более полному раскрытию музыкальных способностей ученика, познать его духовный мир, его психофизиологические особенности и, как результат, воспитать певческий голос, его художественный вкус, научить любить и понимать музыку во всем ее многообразии. Именно на уроках формируются и развиваются эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, происходит его приобщение к миру музыки.

5. Цель и задачи программы «Начальный этап обучения детей

 индивидуальной постановке голоса»:

Цели программы:

1. Образовательные:

-    приобретение  навыка владения своим голоса;

- знание возможностей и особенностей своего певческого голоса;

- формирование навыка художественного исполнения музыкального произведения;

- знакомство с лучшими образцами  русской, зарубежной и народной музыки.

2. Профориентационные:

- формирование устойчивого интереса к пению;

- стимулирование у учащихся стремления к дальнейшему обучению с целью поступления в музыкальную школу.

3.Развивающие:

- развитие музыкальных способностей ребенка;

- развитие метро-ритмического чувства, диапазона голоса, точного интонирования;

- развитие психофизиологической сферы (внимания, воображения, воли, музыкальной памяти и т.д.);

- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами музыкального искусства;

- развитие навыка самостоятельной работы.

4.Воспитательные:

- формирование посредством вокальной музыки духовной культуры и нравственной сферы ребенка;

- воспитание трудолюбия, чувства ответственности, упорства к достижению поставленной цели;

- воспитание творческой личности, обладающей музыкально-эстетическим вкусом;

- воспитание патриотизма и гражданской ответственности.

Задачи:

- обучить певческим навыкам, развить музыкальные способности;

- развить эмоционально-образную сферу детей, их эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;

- воспитать любовь и уважение к традициям своего народа, его фольклору;

- сформировать основы музыкальной культуры;

- познакомить с лучшими достижениями мировой вокальной культуры;

- подготовить обучающихся к концертным и публичным выступлениям.

6. Структура программы «Начальный этап обучения детей

 индивидуальной постановке голоса»

        Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение программы;

- требования к уровню подготовки обучающегося;

- формы и методы контроля;

- методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел  «Содержание программы».

7. Методы обучения

Основная форма обучения – учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:

  • посещение и последующее обсуждение с учащимся концертов мастеров вокального искусства;
  • знакомство с видео и аудиозаписями шедевров русской и зарубежной вокальной музыки;

-  выступления учащегося на концертных площадках.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

        На уроках вокала для достижения поставленной цели и реализации задач программы «Начальный этап обучения детей вокалу»  используются следующие методы обучения:

- сопоставление музыкального материала с явлениями окружающей действительности;

- сопереживание (погружение в эмоциональный строй исполняемого произведения);

- сравнение;

- личный показ педагогом вокальных произведений, предлагаемых для разучивания;

- словесный анализ исполняемой музыки;

- обобщение (создание стройной системы знаний о вокале, развитие осознанного отношения к музыке);

- метод самоконтроля;

- метод закрепления умений и навыков в концертных выступлениях;

- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

8. Описание материально-технических условий реализации  программы

Для реализации программы «Начальный этап обучения детей вокалу» необходимы следующие условия:

- учебный класс  для индивидуальных занятий;

- музыкальный  инструмент фортепиано (рояль);

- зеркало для учащегося;

- наличие нотного, дидактического и учебно-методического материала;

- технические средства обучения: музыкальный центр, аудио и видеозаписи.

Помещение для занятий должно соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальный инструмент должен быть настроен.


II. Содержание программы

  1. Сведения о затратах учебного времени.

        

        Учебное время, предусмотренное на освоение программы  «Начальный этап обучения детей вокалу» разделяется на  аудиторные занятия и самостоятельные занятия  обучающихся.  

        Аудиторная нагрузка по программе   распределяется по этапам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного программой. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- тренировка и подготовка голосового аппарата к пению в домашних условиях (дыхательные упражнения, работа над движениями, предшествующими фонации, работа над певческой установкой, распевка и т.д.);

- выступление на концертных площадках;

- посещение творческих мероприятий с последующим анализом услышанного.

2. Распределение учебного материала по этапам обучения.

        В течение учебного года планируется ряд творческих показов:  концерты для родителей,  мероприятия по пропаганде музыкального искусства  (концерты в детских садах).

Основные принципы подбора репертуара.

                Выбранная для ребенка  вокальная программа должна:

- соответствовать пониманию и возрасту;

- иметь художественную ценность;

- соответствовать возможностям учащегося;

- способствовать выработке определенных вокальных навыков;

- развивать духовно, иметь воспитательное значение;

- вызывать интерес к пению, быть разнообразной по характеру;

- способствовать приобретению новых навыков и умений путем постепенного усложнения музыкального материала.

        В течение учебного года дети знакомятся примерно с  15 - 20  вокальными сочинениями. Это произведения композиторов-классиков, написанные специально для детей, несложные в техническом плане, произведения русских и  зарубежных композиторов, народные песни. Ученик знакомится с правилами певческой установки, вокальным дыханием, звукообразованием. В течение года учащимися осваиваются вокально-технические навыки:

-  правильная вокальная установка (осанка) при пении стоя и сидя;

- чистое интонирование в пределах доступного диапазона;

- умение правильно артикулировать все гласные, петь на «зевке» с высоким мягким нёбо;

- работа над освобождением нижней челюсти, активизацией губ;

- овладение первичными навыками  дыхания (вдох, задержка дыхания, распределение выдоха в соответствии с характером упражнения или произведения);

- пение интервалов в пределах октавы;

- пение упражнений и музыкальных произведений с использованием половинных, четвертных, восьмых длительностей как отдельно, так и в различных (доступных) сочетаниях в среднем темпе;

- наличие первичные навыки пения: legato, non legato, staccato;

- работа над дикцией;

- исполнение динамических оттенков: пиано, меццо форте, форте (сила звука индивидуальна), начало работы над контрастной динамикой.

Примерный репертуарный список

Автор

Название

Народные песни

Русская народная песня

«Во поле береза стояла»

Французская народная песня

«Пастушка»

Русская народная песня

«Ай, во поле липенька»

Русская народная песня

«На зеленом лугу»

Русская народная песня

«Речка», «Летом»

Латышская народная песня

«Где ты был так долго?»

Немецкая народная песня

«Лиса-плутовка»

Английская народная песня

«Спи, засыпай», «Веселый пекарь»

Французская народная песня

«Танец утят»

Произведения русских композиторов

А.Аренский

«Там вдали за рекой»

А.Аренский

«Расскажи, мотылек»

В.Калинников

«Мишка», «Журавль»

Ц.Кюи

«Мыльные пузырики», «Белка»

Ц.Кюи

«Котик и козлик», «Осень»

В.Калинников

«Тень-тень», «Киска»

Л.Лядов

 «Окликание дождя», «Заинька», «Колыбельная»

Произведения зарубежных композиторов

И.Бах

«За рекою старый дом»

Л.Бетховен

«Малиновка»

А.Тома

«Вечерняя песнь»

Й.Брамс

«Петрушка», «Божья коровка»

Произведения современных композиторов

А.Островский

«Галоши», «Кролик»

Р.Паулс

«Колыбельная», «Кашалотик»

М.Раухвергер

«Ой, летят, летят снежинки»

Е.Тиличеева

«Веснянка»

З.Левина

«Весенний луч», «Пришла весна», «Белочки»

А.Пахмутова

«Песня о веселом человечке»

С.Никитин

«Ваня-пастушок»

 

 Б.Савельев

«Из чего наш мир состоит», «Настоящий друг»

Ю.Чичков

«Мой солнечный зайчик»

В.Шаинский

«Песенка мамонтенка»

Г.Гладков

«Край, в котором ты живешь»

О.Хромушин

«Любимые сказки»

Я.Дубравин

«Всюду музыка живет»


III. Требования к уровню подготовки  обучающихся

        В программу «Начальный этап обучения детей вокалу» заложен комплекс диагностических мероприятий по контролю за освоением программы учащимся. Исполнительские успехи демонстрируются учащимся и оцениваются во время выступления на концертах или  в классе (по устной договоренности с родителями).

Диагностика достижений учащихся

Входящая

Первое знакомство, прослушивание, где определяются психофизиологические особенности ребенка, его музыкальные способности, состояние голосового аппарата, общее развитие.

Текущая

Проводится на уроке. Исполнение выученного вокального произведения (песни) в классе с последующим обсуждением.  

Итоговая

В качестве итоговой диагностики используется:

- выступление перед родителями, в школе, детском саду;

- выступление на конкурсах, концертах.  

Результатом освоения программы «Начальный этап обучения детей

 вокалу» являются следующие знания, умения, навыки:

- знание выразительных  особенностей и возможностей голоса;

- знание в соответствии с программными требованиями вокальных музыкальных произведений, написанных для детей зарубежными и отечественными композиторами;

- овладение основными певческими навыками: певческой установки, певческого дыхания, опорой звука, звукообразования, кантиленой, приемов звуковедения;

- навыки публичных выступлений;


IV. Формы и методы контроля.

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

         Оценка качества реализации программы «Начальный этап обучения детей вокалу» заключается в основном в текущем контроле за успеваемостью. Контроль успеваемости, а также промежуточная  и итоговая аттестация обучающегося могут  проводиться  как с выставлением оценки, так и без таковой (по устной договоренности с родителями).

        Текущий  контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель.

        Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени и  отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.  Форма аттестации – прослушивание. Концертные публичные выступления также могут считаться одной из форм промежуточной аттестации.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных учебных и творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

 «Прежде чем действовать – оцени ситуацию». Это правило нужно взять за основу на начальном этапе обучения. Оценить вокальные возможности, музыкальные способности ребенка на данный момент и только потом можно осторожно наметить путь его вокального развития. Буквально первое прослушивание дает достаточно ясное понимание,  какой тип дыхания использует ребенок во время пения.

Прерывистое дыхание с укороченными фразами укажет на разговорный тип, напевное исполнение с более длинными фразами – на певческий тип дыхания. Очень важно определить зону примарных звуков, ибо она станет отправной точкой в обучении. Здесь бывают случаи, когда ребенок говорит на одних звуках, а петь начинает или выше или ниже. При этом считает, что ему так удобнее. Поэтому нужно выяснить, что для него естественно, а что искусственно.

Интонация. К сожалению, детей с неточной интонацией у нас значительно больше, чем с точной. Здесь сказывается недостаток музыкального воспитания в семье и детских садах. Причина неточного интонирования достаточно известна:  отсутствие вокальных навыков, слабо развитый звуковысотный слух, болезни голосового аппарата, отсутствие музыкального слуха (своеобразные звуковысотные дальтоники), которое встречается достаточно редко.

Самая распространенная причина неточного интонирования – отсутствие координации между голосом и слухом (слышит, но спеть чисто не может). Эта причина достаточно быстро устраняется, как только начинаются регулярные серьезные занятия вокалом.

Чаще всего уже на первом занятии ребенок понимает, где он поет правильно, а где нет. Для этого используется самый простой прием: найти на фортепиано звук, который поет ученик, и обратить внимание на то, что звук его голоса совпадает со звуком инструмента. Этот прием дает хороший результат, и ученик уже сам стремится находить это совпадение. Интонация выправляется при приобретении вокальных навыков, так как параллельно с этим идет воспитание слуха.

Слаборазвитый музыкальный слух можно выправить, но это требует времени и настойчивости со стороны педагога и ученика.

Иногда бывает сложно поначалу определить причину неточного интонирования (отсутствие координации или слаборазвитый музыкальный  слух), так как проявляются они до начала занятий почти одинаково (поет фальшиво). Но по ходу занятий ситуация проясняется и намечаются способы исправления недостатков.

Болезнь голосового аппарата – это прежде всего прерогатива врачей. Но, если правильно заниматься постановкой голоса, найти правильный посыл звука, то звуковые вибрации окажут положительное воздействие и могут помочь в лечении болезни. Но этим может управлять только опытный педагог.

Очень важно на первых занятиях определить тип характера ученика. Кто он: экстраверт или интроверт? На что лучше реагирует: на объяснение или показ, или на все вместе? Как он приходит к пониманию задачи интуитивно или сознательно? Какова реакция на сказанное слово – быстрая или замедленная? Какую интонацию голоса педагога он воспринимает и принимает? Ответ хотя бы на эти вопросы облегчит дальнейшее обучение, ускорит его и даст лучший результат. Важно понять степень коммуникабельности ученика. Повышенная стеснительность может перерасти в комплекс и станет преградой в общении между учеником и учителем. Обратная сторона поведения – развязность, вседозволенность – говорит о большой внутренней свободе, но также свидетельствует и об отсутствии самоконтроля или неправильных жизненных ценностях в сознании ученика.

Конечно, наше внимание сразу привлекают музыкальность и артистизм. И, если эти качества природные, то перед педагогом стоит сложная задача: направить талант в нужное русло.

Суммируя выше сказанное, можно определить параметры оценки ученика для организации дальнейшей работы:

1. Общие психофизические особенности:

- внешний вид;

- телосложение;

- манера общения;

- эмоциональные реакции;

- характер;

- внимание и общение.

2. Специальные психофизиологические особенности:

- постановка корпуса, головы, рта в пении;

- мимика, жесты;

- музыкальная память;

- быстрота формирования навыка;

- воображение;

- волевые качества;

- внимание в работе.

3. Голос:

- тип;

- тембр;

- сила;

- чистота звука;

- диапазон;

- вибрато;

- регистровые границы;

4. Вокально-технические навыки:

- дыхание;

- свобода челюсти;

- опора звука;

- зевок (открытие горла);

- регистры;

- резонирование;

- атака звука;

- позиция звука;

- кантилена;

- стаккато;

- филировка.

5. Музыкально-исполнительские данные:

- дикция;

- ритмичность;

- интонация;

- фразировка;

- выразительность пения (артистизм);

- музыкальность.

По данным параметрам можно оценивать  ученика как в начале года, так и в конце, отмечая индивидуальный рост и намечая перспективы работы.

Очень важным для педагога вокала является установление человеческого контакта с учеником. Голосовой аппарат настолько тонкий инструмент (особенно у детей), что буквально сразу реагирует на дискомфорт. Проявляется это в зажиме дыхания (учащенное или замедленное, энергичное или вялое), зажиме гортани (спазмы горла), а голосовые связки как средоточие нервных окончаний просто становятся неуправляемыми. И пусть первые уроки станут уроками духовного сближения. Не стоит бояться «потерянного времени» - это вернется с торицей. Ученик должен приходить на уроки вокала с радостью!

Первые задания должны быть простыми и доступными. Касаться они должны певческой установки. Положение корпуса при пении стоя (позже сидя), положение головы (чуть-чуть вздернутый вверх носик), положение рук и ног – все изначально должно превратить ученика в артиста. И на всех последующих уроках крайне важно это поддерживать (быть в концертном состоянии), будь то работа над упражнениями или произведениями.

Затем начинается работа над триадой дыхание – звук – интонация. Конечно, необходимо стремится к проверенному временем типу дыхания – нижнереберному, но вот подходить  к нему нужно постепенно (если только нет природной постановки). Итальянцы часто призывают: «Дыши как удобно», - и главным мерилом ставят звук. Поэтому в начале обучения нет смысла уделять много внимания дыханию. Но нужно приучить ученика: «Взял дыхание (через нос и рот одновременно), задержал и только потом пой». Дальше дыхание регулировать через звук. Для этого нужно брать упражнения, в которых звук требует более ровного выдоха. Если поставить в центр внимания ученика само дыхание, то он потеряет главное на данном этапе – контроль над звуком, желание его созидать. Более скрупулезная работа над дыханием приходит позже, когда ученик с помощью педагога начинает понимать, что основой пения является дыхание. Тогда эта работа покажется ему нужной и будет иметь смысл. Этот принцип, когда новая техническая задача должна быть осознана и необходима в понимании ученика для улучшения исполнения, нужно использовать постоянно. Понятная работа во многом облегчит ученику выполнение задачи.

В программе предусмотрено освоение академической манеры пения. Вот основные ее моменты:

1. Высокое положение мягкого нёба – «зевок» - основное требование в формировании звука еще и потому, что с подъёмом мягкого нёба автоматически освобождается гортань.

2. Активное, но не форсированное смыкание связок.

3. Среднее положение гортани.

4. Активная работа голосового аппарата: подвижность нижней челюсти, активная работа губ (особенно следить за верхней менее  подвижной губой), постоянно следить за манерой пения «на улыбке» (уголки рта удаляются друг от друга, даже в вертикальной манере пения), вырабатывать привычку свободно держать язык.

Работа над вокальной интонацией достаточно кропотливое дело. Интонационно чистому пению научить нельзя – его можно воспитать, так как здесь задействованы и вокальная техника, и вокальный слух. В отличие от инструментального обучения, где в основе лежит темперированный строй, в вокале используется натуральный  строй (особенность русской вокальной школы), где очень важно понятие «чуть-чуть» (чуть выше, чуть ниже). Нужно постоянно обращать внимание ученика на точную интонацию. Со временем он и сам начинает слышать и исправлять даже мелкие неточности.

О работе над артикуляцией и дикцией написано  много, и сказать что-то новое достаточно сложно. Дети должны усвоить, что каждая гласная должна иметь свою артикуляционную форму. Переход же из одной гласной в другую – задача более сложная. Здесь нужно следить за единой вокальной линией, чтобы не было звукового контраста между гласными. Согласные  доставляют больше хлопот, во-первых потому, что они произносятся в пении более быстро и на них труднее зафиксировать внимание, и, во-вторых, их значительно больше. К тому же согласные не столько поются, сколько произносятся. Им нужно специально выделять время на уроках и постоянно контролировать, пока этот контроль не станет заботой ученика.

Атака  звука.

В основном в пении используется три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака часто приводит к форсировке звучания, так как в момент атаки звука перенапрягаются дыхательные и артикуляционные мышцы и связки. В сознании детей твердая атака звука связывается с большой мышечной энергией. Необходимо научить петь активно без напряжения. Мягкая атака часто переходит в придыхательную, так как понятие «мягкая» у детей сочетается с понятием «вялая» (особенно вялое смыкание связок). Необходимо научить детей мягкой активности.

Диапазон.

«Злоупотребление высокими звуками разрушило больше голосов, чем старость», -  эту фразу вокального педагога М.Гарсиа нужно помнить постоянно. Тем не менее,  работа над расширением диапазона должна вестись до окончательного его формирования в соответствии с типом голоса. Во-первых, нужно использовать тот момент, что в семилетнем возрасте у детей в большинстве случаев нет четкой градации между грудным, смешанным и головным резонатором (из-за слабо развитого грудного резонатора), а во-вторых, именно в этом возрасте нужно научить детей проходить в пении зоны будущих переходных звуков. С развитием грудного резонатора у них сохраняется мышечная память ровного пения, и снимутся многие регистровые проблемы. Нужно только помнить, что долго останавливаться на пении в низком или высоком регистрах нельзя, чтобы не утомлять голосовой аппарат.

Работа над тембром сугубо индивидуальна, так как тембр голоса – это звуковое лицо человека. Здесь многое зависит от педагога, от его умения распознать естественную окраску голоса. Естественно, что с возрастом тембр голоса меняется. Важно заметить это изменение и включать новые краски в работу.

Помимо чисто вокальной работы на уроках нужно уделять внимание и теории. Ученик должен не только уметь, но и знать. Он должен владеть специальной терминологией, знать строение голосового аппарата, знать правила гигиены голоса, уметь оценивать свое исполнение, сравнивать варианты и находить лучшее. Так же на уроках нужно проводить прослушивание записей вокальной музыки, чтобы накапливать слуховой опыт.

  Предлагаемые для изучения репертуарные списки являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателя в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

        Большая часть разучиваемых произведений предназначено для изучения в классе с целью приобретения исполнительских навыков.  Возможно также участие ученика в концертах класса и школы (по устной договоренности с родителями).                                                  

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной  работы обучающихся

Самостоятельные занятия учащегося должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь выполнения поставленных задач, быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному планированию деятельности для достижения оптимального результата.


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемой  методической литературы

1. Вопросы методики музыкального воспитания, «Музыка», 1975 г.;

2. Дышлевская В. «Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе», «Музыка», 1949 г.;

3. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе», «Просвещение», Москва, 1983 г.;

4.Зиатдинова Л. «Воспитание голоса», Казань, 1998 г.;

5. Ригина Г. «Уроки музыки в начальных классах», «Просвещение», Москва, 1979 г.;

6. Виноградов К. «Работа над дикцией в детском хоре», Москва, 1967 г.;

7. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе», «Просвещение», Москва, 1986 г.;

8.Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе», «Музыка», Москва, 1972г.;

9. Крутицкий В. «Психология обучения и воспитания школьников», «Просвещение», г.Москва, 1976 г.;

10.Беркман Т., Грищенко К. «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению», Академия педагогических наук, Москва, 1962 г.;

11.Органов П. «Певческий голос и методика его постановки», «Москва», 1951 г.;

12.Люблинская А. «Учителю о психологии младшего школьника»;

13. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе», «Просвещение», Москва, 1976 г.;

14. «Вопросы вокальной педагогики», вып.5, «Москва», 1976 г.;

15. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе», «Просвещение», Москва, 1970 г.;

16. «Психология музыкальной деятельности», ред.Цыпина Г, «АКАДЕМА», г.Москва, 2003 г.;

17. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе», «Просвещение», Москва, 1979 г.


2. Список рекомендуемой  нотной  литературы

1. «Искорки», песни для дошкольников, вып.19, сост. В.Модель и Н.Осетрова-Яковлева, «Советский композитор», 1989 г.;

2. «Пение в школе», пособие для учителя, вып.1, «Музыка», Москва, 1966г.;

3. «Искатели», песни для школьников младшего и среднего возраста, сост.А.Григорян, «Музыка», 1967 г.;

4. В.Шаинский «Избранные песни для детей», «Советский композитор», Москва, 1989 г.;

5. Е.Поплянова «А мы на уроке играем», «Москва», 1994 г.;

6. Й.Брамс «Детские народные песни», «Музыка», Москва, 1975 г.;

7. «Карусель», песни для детей, «Советский композитор», Москва,1983 г.;

8. «Твои любимые песни», вып.3, «Советский композитор», Москва, 1991г.;

9.В.Успенский «Солнечный день», «Советский композитор», Москва, 1979 г.;

10. Л.Марченко «Детские песни о разном», вып.1, Москва, 1999 г.;

11. «Пение в школе», вып.3, пособие для учителей, «Советский композитор», 1976 г.;

12. «Пение в школе», вып.10, пособие для учителей, «Советский композитор», 1983 г.;

13. «Искорки», песни для дошкольников, вып.17, «Советский композитор», 1987 г.;

14. «Русская природа», сост. Т.Белоненко, В.Литвинова, «Музыка», 1970 г.;

15. «Чудо-лошадка», вып.1, «Современная музыка», 2002 г.;

16. «Чебурашка», песни из мультфильмов для малышей, вып.6, «Советский композитор», 1987 г.;

17. «Праздник урожая», венгерские песни для детей младшего возраста, «Музыка», 1963 г.;

18. «Чебурашка», песни из мультфильмов для малышей, вып.3, «Советский композитор», 1982 г.;

19. «Песни для малышей», вып.2, «Советский композитор», 1979 г.;

20. «Наша дружная семья», песни для детей, «Советский композитор», Москва, 1980 г.;

21. Ю.Слонов «Мне сегодня ровно пять», «Советский композитор», Москва, 1972 г.;

22. Л.Абелян «Как Рыжик научился петь», «Советский композитор», Москва, 1989 г.;

23. «Весна», песни для детей младшего возраста, «Музгиз», Москва, 1953 г.;

24. «Мы поем», песни для детей младшего возраста.