К вопросу подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению

Будкевич Ирина Александровна

Статья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И.А.Будкевич, г.Самара

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Вопросы публичных выступлений учащихся неоднократно обсуждались в трудах выдающихся педагогов-пианистов (Г.Г. Нейгауза, Г.М.Когана, И.О.Рейнгбальд и др.). Во всех работах отмечается важность и необходимость исполнительской деятельности, ее развивающие возможности, среди которых необходимо выделить следующие:

во-первых, исполнение на публике ускоряет развитие способностей ученика благодаря: более точному и рациональному выбору программы; тщательной шлифовке и реализации конкретных исполнительских задач;  большей ответственности; более раннему оформлению профессиональных ориентиров на будущее;

во-вторых, публичные выступления значительно обогащают сценический опыт учащихся за счет тренировки воли, памяти, приспособляемости к неожиданным условиям; приобретения творческой свободы на эстраде;

в-третьих, у педагога появляется дополнительная возможность проверить на практике достижения своего ученика, где немаловажным критерием оказывается восприятие таких концертов публикой.

Нередко исполнители и педагоги полагают, что для подготовки полноценного выступления вполне достаточно как можно тщательнее выучить сочинение, однако ограничение задач лишь этим требованием далеко не всегда гарантирует успешность игры и творческое состояние на сцене. Для достижения оптимальных результатов необходимо обеспечить выполнение, по крайней мере, еще четырех важных условий, на которые обращают внимание В.Ю.Григорьев, И. Пилипенко и др. педагоги и психологи.

1. Осуществить психологическую подготовку – т.е. создать максимальную психическую устойчивость. «Если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия и было закреплено игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние концертного вдохновения» [6,с.190], - отмечает И. Пилипенко.

2. Создать определенные резервы различных сторон исполнительской деятельности — «запасы» художественной, технологической, психологической стабильности и мобильности процесса воссоздания произведения на эстраде, а также «запасы»  собственной индивидуально-личностной устойчивости.

3. Сформировать особое умение «прочитывать» сочинение внутренним слухом в значительно убыстренным – до десяти раз – темпе, что позволит воплощать целостные игровые структуры, т.е. создавать «кодовую» форму музыкального произведения. Также следует привить учащимся необходимые навыки «раскодирования» в процессе концертного исполнения.

4.Научиться максимально реализовывать на эстраде свои творческие возможности и резервы, которые могут способствовать достижению высших художественных результатов.

Выполнение этих целей, бесспорно, зависит от умело составленного репертуара. Ученик, который развивается в соответствии со своими индивидуальными качествами, а не идет по общей «накатанной репертуарной дороге», оказывается гораздо устойчивее на эстраде и обычно испытывает меньшее волнение. Игра непонятного произведения вызывает чувство неполноценности из-за невозможности до конца внутренне «включиться» в художественный мир произведения, вынуждает юного музыканта идти путем механического зазубривания текста.

Особое значение для успешной исполнительской деятельности приобретают вопросы развития эмоциональной сферы учащегося. Можно говорить о технической оснащенности юного музыканта, о стабильности исполнения, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Однако, начиная учиться играть на инструменте, маленький музыкант довольно долгое время не может «получить в руки» по настоящему содержательный материал, а именно начальный период обучения необходимо посвятить развитию эмоциональной сферы. Если чувства ребенка не развиты, если он не в состоянии определить и назвать их, если не может вызвать в себе в нужный момент и произвольно изменить их, то играть выразительно он не сможет. На помощь приходит поэзия, пластическая импровизация под музыку, пение и т.д. Получение таких ярких эмоций формирует у детей устойчивое желание выступать, которое не теряется с возрастом, а только растет [7, с.293].   Если исполнитель сконцентрирован на произведении, то есть живет им, творит его, эмоционально переживает каждую ноту,  каждую фразу, то другие эмоции и мысли, например, забыть текст, сбиться в трудном месте, не могут поместиться в нем – места не осталось.

         Критериями достижения искомой степени художественно- технической готовности сочинения к концертному исполнению могут быть следующие моменты:

  • завершение стадий поиска путей воплощения авторского и собственного исполнительского замысла, выбора адекватных исполнительских средств, а также известное равновесие, устойчивость формы, обретение качественной игры в целом.
  • появление особого ощущения мобильности в игровом состоянии рук, возникновение чувства легкости, управляемости, что, в порядке цепной реакции, ведет к улучшению качества звучания, более виртуозному исполнению.
  • нарастание процесса стабилизации, что свидетельствует об активной редукции целого и возникновении необходимой «кодовой» формы сочинения – сокращение времени «проигрывания» произведения внутренним слухом, фиксация в сознании плана исполнения, его динамического и звукового «рельефов».  
  • выявление искомой художественной образности и выразительности игры, сведение к минимуму повторения мелких отрывков, исполнение пьесы целиком или крупными разделами[1].

Практика выступлений учащихся на сцене обрела устоявшиеся формы - экзамены, отчетные концерты, концерты класса, тематические концерты, участие в различных мероприятиях, юбилеях, гала-концертах. Нетрадиционной и очень полезной формой является сольный концерт, как в школе, так и за ее пределами. Сам факт поездки – большой стимул в занятиях учеников. Смена же привычной обстановки «родных пенатов» дает дополнительную возможность развить и укрепить приспособляемость учащихся.

Важная грань публичных выступлений – участие в музыкальных конкурсах. Здесь «ученическая» манера игры просто неприемлема, т.к. в первую очередь оценивается художественная выразительность, точность, техничность и стабильность игры, без этих качеств рассчитывать на успех не приходится. Предварительная нацеленность на ту или иную премию порой сковывает, заставляет тяготиться бременем ответственности, закрепощает в эмоциональном отношении. Необходим психологический настрой, не обремененный  чрезмерной тревогой.

Сохранению достоинств игры, достигнутых в подготовительном периоде поможет знание отличительных исполнительских и психологических состояний пианиста в условиях домашней обстановки, в классе и на эстраде. Эти особенности были систематизированы Григорьевым В.Ю. Схема, предложенная им, дает общую ориентировку в принципиальных различиях исполнительского состояния музыканта в разных условиях, помогает различать присущие им психофизиологические характеристики, корректировать работу учащихся и педагога.  Если разучиваемая музыка ученику нравится, вызывает у него живой и непосредственный эмоциональный отклик, то выступление на эстраде будет успешным и убедительным. Удачным выступлениям сопутствует приподнятое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Юному музыканту необходимо уметь приводить себя  в оптимальное концертное состояние. Научить этому умению – важная задача преподавателя по специальности.

Литература

1. Бергер Н.А.Современная концепция и методика обучения музыке. –    СПб., 2004. - 325с.

2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. – М., 2006. - 153с.

3. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на    фортепиано. – М., 2001. – 367с.

4. Москаленко М.С. Еще раз о фортепиано. – М., 1997. – 48с.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.,1997. – 383с.

6. Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления // Музыкальная педагогика. Крюкова В.В. - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 189-193

7. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М., 2008. – 361с.

8. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.  – М., 1989. – 144с.

9. Цыпин Г.М. Исполнение и техника. – М., 1999. – 185с.

10. Щапов А.В. Фортепианная педагогика. – М., 1960.


[1] Следует отметить, что А.П.Щапов придерживался другого мнения и советовал в период достижения эстрадной готовности «отнюдь не пренебрегать и многократными (10-15 раз) повторениями мелких звеньев» [10, с.114].