Авторская образовательная программа "Академическое сольное пение"
Позиция автора данной работы определяется, во-первых, необходимостью постоянного и строжайшего отбора того, что выносится на урок. Отбор этот корректируется каждый раз реальными условиями, его конечный этап осуществляется непосредственно на уроке в живом ощущении обратных связей с учениками. Точное попадание – это огромный выигрыш, поэтому любой, заранее найденный оптимальный вариант не может быть застывшим и единственным. Этими соображениями и определяется то, что в предлагаемой программе автор скорее стремится познакомить с собственными размышлениями и поисками, чем с какими бы то ни было рецептами. Во-вторых, и это, главное, мы верны классическим традициям предметам. Его изначальным, отнюдь не устаревшим и требующим реформ установкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157 КБ |
![]() | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цель:
Формирование художественной культуры личности ученика, как части духовной культуры, приобщение к мировой художественной культуре.
Задачи:
- Образовательная
- понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися, развитие внутреннего слуха и эмоционального мира.
- Развивающая
- освоение вокальной техники, вокального репертуара, пение в концертах, профессиональная ориентация особо одаренных, развитие творческих способностей.
- Воспитывающая:
- Приобщение к высшим образцам Мирового и Российского вокального исполнительства.
- Воспитание слушательной культуры и эстетического вкуса, формирование высоких нравственных качеств учащихся средствами вокального репертуара.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Класс сольное пение ( в ДШИ №3 ) представляет собой комплексное явление. Диалектика технического и чувственного, этического и эстетического, эмоционального и художественного и, наконец, слова и музыка даёт возможность всю жизнь совершенствоваться и учителю и ученику. Она, диалектика, служит залогом вечного двигателя. Редко удается достигнуть такого результата, которым был бы полностью удовлетворен вокалист – педагог, концертмейстер и ученик. В этом особая радость и особая трудность.
Трудностей в вокальной работе не следует бояться, но нельзя и недооценивать их. Комплексность предмета обязывает педагога реагировать на многие явления в жизни его ученика, как психофизические, так и вокально-технические. Сориентироваться во всех этих направлениях бывает непросто, особенно для молодого педагога.
Позиция автора данной работы определяется, во-первых, необходимостью постоянного и строжайшего отбора того, что выносится на урок. Отбор этот корректируется каждый раз реальными условиями, его конечный этап осуществляется непосредственно на уроке в живом ощущении обратных связей с учениками. Точное попадание – это огромный выигрыш, поэтому любой, заранее найденный оптимальный вариант не может быть застывшим и единственным. Этими соображениями и определяется то, что в предлагаемой программе автор скорее стремится познакомить с собственными размышлениями и поисками, чем с какими бы то ни было рецептами. Во-вторых, и это, главное, мы верны классическим традициям предметам. Его изначальным, отнюдь не устаревшим и требующим реформ установкам.
Установки эти в основном таковы: классическое сольное пение опирается на традиции классического европейского пения; округлость звука «А» и других гласных должны соответствовать итальянскому округлому «А»; пение должно быть легким, на мягкой атаке; дыхание грудно-брюшное, технические и эмоционально-исполнительские задачи решаются параллельно друг другу.
Очень многому в раскрытии и постижении музыкальных произведений ученики учатся у педагога, и это обязывает последнего разнообразить формы их показа. Незаменимую пользу юным исполнителям-певцам приносят, как нам кажется, и живой показ самого учителя – вокалиста и бесценные сокровища фонотеки школы и учителей, магнитозаписи концертов, сделанные с радио и телеконцертов.
Таким образом ребенок в классе сольное пение приобщается к великим образцам музыкального искусства. Учитель дает учащимся также общее музыкальное развитие, формирует их эстетические вкусы на высокохудожественных образцах классической и современной отечественной и зарубежной музыки, народной песни, детской песни и вокализов. Одновременно учащиеся овладевают элементами пения, развивают свои творческие способности.
Наиболее одаренные, с красивыми голосами готовятся учителем для поступления в музыкально педагогические и музыкальные училища или подготовительные отделения консерваторий и институтов искусств.
Некоторые дети занимаются сольным пением параллельно с занятиями в хоре или вокальном ансамбле. В этом случае педагог – вокалист им призван помочь избежать усталости голоса, вокальных травм, обучить вокальному режиму, обучить приёмам ансамблевого пения, познакомить с гигиеной голоса.
Особая миссия педагога – научить учащегося двигаться на сцене , держать себя у рояля (пианино) , общаться с концертмейстером, а также выходить на сцену в концерте в чрезвычайно опрятным, элегантном виде.
Перечисленные задачи предмета «сольное пение» определяют содержание обучения, формы и методы индивидуальной работы.
Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы. На уроке «сольное пение» на педагога ложится основная задача – музыкальное развитие учащегося, обучение его искусству пения, формирование его внутреннего и внешнего духовно-культурного облика.
Индивидуальные вокальные занятия, беседы дают учителю возможность всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, обуславливая конкретные дифференцированные педагогические задачи и вокальные приемы. Юный вокалист должен научиться серьёзно относиться к музыке, к пению, особенно, если у него выявлены яркие профессиональные данные.
Учащиеся должны читать книги о вокальном искусстве и музыкантах, посещать различные выставки, музеи, посещать концерты вокально-инструментальной музыки, слушать оперу, звукозаписи.
Нельзя искусственно сдерживать развитие одаренных, целеустремленных.
Постановка голоса ребенка имеет некоторые особенности.
В зависимости от возраста детский организм находится на определенной стадии развития. Он окончательно не сформирован. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, какие возможны для взрослого певца. Педагог обязан знать специфику развития детского голосового аппарата, особенности возрастной психологии и физиологии, чтобы верно строить практические занятия, чтобы трудиться на научно-обоснованных требованиях.
Изучая голоса в процессе их развития. Можно разделить их на три основных группы:
- голоса чисто детские.
- голоса формирующиеся.
- голоса сформировавшиеся.
Взрослея. Ученик значительно изменяется. Эти изменения связаны с ростом всего организма и голосового аппарата в частности. Однако, точно установить связь этих изменений с возрастом – невозможно. Эта связь индивидуальна: у одних развитие происходит ускоренно, у других – замедленно.
ГОЛОСА ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Эта группа голосов, чисто детская, включает детей в возрасте от 7 до 11 лет и характеризуется очень легким голосовым звучанием. Легкость определяется тем, что при пении работают лишь края ещё не развившихся связок. Воспитание голоса в этом возрасте сводится главным образом к поддержанию лёгкого звучания и охране детей от крикливого пения.
Диапазон голосов этой группы: До1 - Ре1 = Ре2 – Ми2
ГОЛОСА ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Это формирующаяся группа ( дети в возрасте от 12 до 14 лет ). Чаще всего дети находятся в стадии формирования. Голос, его состояние зависит от физического роста гортани и всего организма. Голос становится более плотным, ярким. Звук характеризуется большей содержательностью. Важнейшей задачей педагога и ученика на этой стадии является охрана голосовых связок от перегрузок и поддержание лёгкого звучания. Нельзя пользоваться насыщенным. Грудным звуком.
Диапазон голосов 2ой группы приблизительно простирается от Сим – До1 до Ми2 или До1 – Ре1 – Ми2 – Фа2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны – возрастает самостоятельность ребенка, значительно расширяется сфера его деятельности, а главное, ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе, как к члену общества. Подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке.
Происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба. Меняется содержание писем, которые теряют свой описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного на отвлеченное, наблюдается рост интересов к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.
Личность не только формируется, но и самоутверждается в труде.
ПЕРХОДНОЙ ПЕРИОД ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ.
Этот период приходится примерно на 14 – 16 лет. В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосовершенствование ( стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, многознающим человеком ) и связанный с ним интерес к учению. Значительно увеличивается привязанность к своей школе.
В процессе познания своего «Я» дети начинают переживать наличие у себя отрицательных черт.
Потребность в неформальном, доверительном общениии со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого периода.
Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской взрослости.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРОСТА.
Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звук и музыки, новые краски. Открытие своего внутреннего мира – очень радостное, важное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма юношеской самокритики.
Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.
Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.
Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят – и имеют на это полное право – оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».
ПРОГРАММА
МЛАДШАЯ ГРУППА (7-11ЛЕТ)
Установка корпуса. При пении, стоя, держать корпус прямо, свободно ненапряженно. Смотреть прямо перед собой, не поднимая голову излишне верх и не наклоняя её.
Плечи слегка отвести назад.
Руки свободно отпустить или держать перед собой.
Стоять лучше на левой ноге, ощущая на ней всю тяжесть тела. Правая полусогнута.
Уметь правильно делать вдох. Он должен быть глубоким, носовым. Плечи не поднимаются во время вдоха. Дыхание расходуется равномерно при пении. Короткие фразы поются на одном дыхании.
Ясно выговаривать текст произведения. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные на центре голоса. Приобретать необходимую активность артикуляционного аппарата.
Пользоваться только мягкой атакой звукообразования. Без напряжения, лёгким, звонким, напевным звуком исполнять выразительно и эмоционально песни разного характера и содержания.
Песни плавные исполнять легко, но не вяло. При исполнении песен героического характера не допускать форсирования звука. Уметь находить кульминации в отдельных частях, фразах и песне в целом.
Знать, что певчий голос надо беречь.
Мелодии петь при поддержке инструмента.
Музыкально петь вокализы. Простейшие песни петь выразительно, осмысленно.
В течение учебного года обучающийся должен пройти приблизительно ( по усмотрению педагога ) 2 вокализа и 3-4 простейших произведения с текстом.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (12-14 ЛЕТ)
Соблюдать при пении правильную певческую осанку.
Научиться петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его. Укреплять навык спокойного равномерного выдоха при пении. Уметь делать вдох в характере исполняемого произведения.
Округлять гласные во всех регистрах.
Учиться прикрывать звук.
Совершенствовать дикцию.
В звукообразовании использовать мягкую атаку.
Уметь петь legato, staccato, петь на полузевке, свободным, мягким, ровным звуком.
В произведениях в быстром темпе уметь верно петь мелкие длительности ( не укорачивая их ).
В произведениях с пунктирным ритмом сохранять напевность.
Совершенствовать фразировку.
Работать над освобождением мышц лица.
Чисто интонировать хроматизмы в песнях и вокализах.
Петь мелодии без поддержки инструмента.
Определять наиболее важные слова во фразе.
Мальчикам – мутантам петь мягко, легко на удобноберущихся звуках.
В течении учебного года учащийся должен пройти:
Упражнения, включающие гаммы, арпеджио трезвучий и доминантсептаккордов;
Четыре вокализа;
Пять – шесть нетрудных вокальных произведений с текстом.
СТАРШАЯ ГРУППА (15-17 ЛЕТ)
Соблюдать верную установку голосового аппарата.
Верно дозировать дыхание в произведениях различного характера. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат. Гласные звуки округлять единообразно. Открывать горло при пении и при этом прикрывать звук.
Совершенствовать дикцию. В песнях подвижного характера быстро и легко произносить слова. Уметь пользоваться мягкой атакой, а в отдельных случаях и твердой, как средством выразительности.
Альты поют мягко с элементом грудного дыхания.
Сопрано хорошо округляют верхний регистр.
Юношам петь нефорсированным звуком, округлять верхний регистр.
Уметь правильно, без резкой смены характера звучания, петь переходные ноты.
Осмысленно и выразительно исполнять вокальные произведения с текстом. Добиваться чистой интонации. Уметь менять характер звучания в соответствии с исполнительскими задачами.
Продолжается работа над развитием технических навыков.
Предусматривается расширение ряда правильно формируемых звуков в следующих пределах (примерно):
СОПРАНО До1 – Ля2
АЛЬТ (МЕЦЦО-СОПРАНО) Лям - Ми2, Фа2
ТЕНОР Дом - Фа1
БАРРИТОН Сиб - Ре1
В течение учебного года учащийся-вокалист должен изучить:
Две арии различных стилей;
Два романса (русского и зарубежного композитора);
Две песни (народную и современную);
Четыре – пять вокализов;
Формы проверки и оценки.
- Ежемесячная аттестация.
- Академический концерт в конце 1-го полугодия.
- Академический концерт в конце 2-го полугодия.
Для учащихся 1-го года обучения достаточно одного выступления в год.
СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
- Младшая группа, 7-11 лет.
Программные требования по предмету, формы оценки.
а) По окончании каждого месяца учебного года провести аттестацию:
учесть посещаемость занятий, овладение начальными элементами правильного творческого звукообразования.
б) Выступление на академических вечерах.
Каждый учащийся-вокалист должен не менее 1 раз год ( по усмотрению педагога) выступить в академическом концерте, исполнить 1-2 вокальных произведения: вокализ, простой романс или детскую песню.
В течение учебного года вокалист должен пройти:
- Два простейших вокализа в сопровождении фортепьяно
- Три, четыре простейших произведений с текстом (концертмейстер всегда играет мелодию).
По результатам работы в классе педагог за каждую четверть выставляет оценки, а в конце года – годовую оценку.
2. Средняя группа, 12-14 лет.
Программные требования по предмету, формы оценки, виды контроля.
а) Каждый месяц проводится аттестация по предмету, где учитывается развитие художественно-исполнительских, вокально-технических навыков, а также посещаемость занятий.
б) Вокалист участвует в не менее двух академических концертах класса.
- 1-ый концерт в декабре. Исполняются два разнохарактерных вокальных произведения и вокализ.
- 2-ой концерт в марте. Исполняются два разных по форме и стилю вокальных произведения. Мелодии петь без поддержки инструмента.
в) По окончании четверти – выставляется оценка за четверть;
В конце года – годовая оценка, по результатам работы в классе, пению в академических концертах, учитывается участие вокалиста в конкурсах, фестивалях, различных выступлениях в общих концертах в школе и за её пределами.
В течение учебного года учащийся должен пройти упражнения, включающие гаммы, упражнения трезвучий и доминантсептаккордов, 4 вокализа, 5-6 нетрудных вокальных произведений с текстом.
3. Старшая группа, 15-17 лет.
Программные требования по предмету, формы оценки, виды контроля.
а) Ежемесячная аттестация по работе учащегося в классе, в различных выступлениях.
б) Академический концерт в конце 1-го полугодия; исполняется два различных по форме и содержанию вокальных произведения: несложная ария, зарубежный или русский романс, народная или современная песня, вокализ.
в) Академический концерт во 2-ом полугодии (март или апрель).
Используется два разнохарактерных вокальных сочинения в сопровождении фортепьяно ( без поддержки мелодии, за исключением 1-го года обучения ).
За год необходимо изучить:
- 2 арии различных стилей.
- 2 романса зарубежного и русского композиторов.
- 2 песни (современную и народную)
- 4-5 вокализов и упражнений в сопровождении фортепьяно без поддержки мелодии, за исключением 1-го года обучения.
г) Оценки выставляются за каждую четверть, а также за год.
Оценивается выразительность и осмысленность исполнения, работа над развитием технических навыков, расширение ряда правильно формируемых звуков, а также участие в концертах, конкурсах и фестивалях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Учебного предмета «сольное пение». (70 часов)
Младшая группа.
№ п/п | Основное содержание или тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Установка корпуса. Снятие зажимов. Элементы правильного певческого тона. Пение легато без подъездов и толчков. Стаккато. Развитие артикуляции, чёткого произношения согласных. Певческий вдох. Развитие активности и подвижности диафрагмы. Округленный, свободно звучащий гласный звук «а». | 1 3 3 5 2 3 3 3 |
ИТОГО | 23 | |
1. 2. 3. 4. 5. |
Упражнения в сопровождении фортепьяно. Детские песни. Вокализы. Классические романсы. Русские народные песни. | 8 10 7 12 10 |
ИТОГО | 47 |
ИТОГО ЗА ГОД 70 ЧАСОВ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Учебного предмета «сольное пение». (70 часов)
Средняя группа.
№ п/п | Основное содержание или тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 1. Распевание и приобретение основных вокально-технических навыков ( на вокальных упражнениях ) Певческий вдох. Округление звука Высокая вокальная позиция. Артикуляция, установка гортани. Дикция. Певческая кантилена. Стаккато. Певческий выдох, дыхание, опора звука. | 1 3 5 3 2 5 2 2 |
ИТОГО | 23 | |
1. 2. 3. 4. 5. |
Вокализы. Детские песни. Классические зарубежные и русские романсы. Современные песни России. Народные песни Мира. | 7 6 20 8 6 |
ИТОГО | 47 |
ИТОГО ЗА ГОД 70 ЧАСОВ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Учебного предмета «сольное пение». (70 часов)
Старшая группа.
№ п/п | Основное содержание или тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Развитие кантилены. Усовершенствование артикуляции. Развитие дыхания. Расширение диапазона. Укрепление верхних звуков. Подвижность и гибкость голоса. Гибкость и упругость гортани. Интонация и ритмическая чёткость. | 3 2 4 3 2 5 2 2 |
ИТОГО | 23 | |
1. 2. 3. 4. 5. |
Вокализы. Арии. Классические зарубежные и русские романсы. Классические русские романсы. Народные и современные песни. | 6 7 10 10 14 |
ИТОГО | 47 |
ИТОГО ЗА ГОД 70 ЧАСОВ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Примерный репертуарный список.
Младшая группа.
Зейдлер Г. Вокализ №1-5.
Абт Ф. Вокализы №1-5.
Лютген Б. Вокализ №1,2.
Моцарт В. Колыбельная.
Брамс И. Колыбельная.
Бетховен Л. Сурок.
Глинка М. Жаворонок.
Шуман Р. Совенок.
Тарокадомский М. Весёлые путешественники. Любитель - рыболов.
Парцхаладзе М. Здравствуй, Школа.
Чичков Ю. Простая песенка.
Антонов Ю. Родные места.
Савельев Б. Колючки. Настоящий друг. Карусельная лошадка.
Дунаевский И. Сон приходит на порог.
Казенин В. Понарошку.
Фельцман О. Огромное небо.
Берковский В., Под музыку Вивальди.
Никитин С.
Пахмутова А. Песня о смешном человечке.
Паулс Р. Колыбельная из фильма «Долгая дорога в дюнах».
Крылатов Е. Ябеда-корябеда. Ласточка. Песенка о шпаге.
Это знает всякий.
Ренев В. Белая дорожка.
Кюи Ц. Осень.
Чайковский П. Мой садик.
Яковлев А. Зимний вечер.
Маги С. Мы тоже сложим песенку.
Ханок Э. Дельфиненок.
Компанеец З. Пять котят.
Соколова И. Чистоплотный Васька.
Голиков В. Хвастун.
Кожевникова В. Лягушки поют.
Сушева Н. Летний ветер.
Адлер Е. Тишина.
Назарова-Метнер Т. Шла старушка с чемоданом.
Шаинский В. Улыбка. Голубой вагон.
Средняя группа.
Зейдлер Г. Вокализы.
Абт Ф. Вокализы.
Лютген Б. Вокализы.
Алябьев А. Зимняя дорога. Я вижу образ твой. Я вас любил.
Монюшко С. Золотая рыбка.
Григ Э. К отчизне. По дороге на родину. Козлята.
Лесная песня.
Гурилев А. Внутренняя музыка. Домик–кошечка. Радость-душечка
Римский-Корсаков Н. Тихо вечер догорает.
Варламов А. Горные вершины. На зарее ты её не буди. Белеет парус
одинокий. Ты не пой, душа – девица.
Глинка М. Не щебечи соловейко. Что, красотка молодая.
Жаворонок. Признание.
Даргомыжский А. У него ли русы косы. Юноша и дева.
Лядов А. Гуленьки. Колыбельная.
Бетховен Л. Сурок. Волшебный цветок.
Кравченко Б. Утро Родины.
Петров А. Я шагаю по Москве.
Гречанинов А. Острою секирой.
Моцарт В. Тоска по весне. Маленькая пряха. Волшебник.
О, цитра.
Лепин А. Дни разлуки.
Лоу Я танцевать хочу.
Дунаевский И. Звезды милой Родины.
Новиков А. Звенит гитара над рекой.
Чайковский П. Осень.
Крылатов Е. Три белых коня. Ольховая серёжка.
Петренко В. Наших песен ждет земля.
Смирнов А. В минуты музыки.
Туликов С. Не зря мне люди говорили.
Арутюнов А. Море.
Старшая группа.
Абт Ф. Вокализы.
Бахуташвили Н. Упражнения.
Зейдлер Г. Вокализы.
Лютген Б. Вокализы.
Алябьев А. Плачет дева гор. Я вижу образ твой. Незабудочка.
Соловей (упрощенный вариант).
Что поешь, душа девица.
Бах И. Свершилось всё.
Блантер М. Колыбельная.
Брамс И. Песочный человек.
Булахов П. Тук, тук, тук! Как сердце бьётся. Прелестные глазки.
Колокольчики мои.
Гендель Г. Dignare.
Гурилёв А. Вьётся ласточка сизокрылая. Право, маменке скажу.
Сарафанчик. Домик-крошечка. Матушка-голубушка.
Римский-Корсаков Н. Не ветер, вея с высоты. Пленившись розой соловей.
Глюк К. Ария Орфея из оперы «Орфей».
Гречанинов А. Колыбельная.
Глинка М. Если вдруг средь радостей. Ах, ты, ночь ли, ноченька.
Забуду ли я. Признание. Не пой красавица при мне.
Григ Э Колыбельная Сольвейг. К отчизне.
Варламов А. Красный сарафан. Ты не пой душа девица.
Векерлен Ж. Менуэт Экзоде. Мама, что такое любовь.
Гайдн Й. Тихо дверце в сад открой.
Шопен Ф. Желание.
Монюшко С. Пряха.
Дунаевский И. Я вся горю. Знать любовь не надо. Дорогой широкой.
Весна идет, весне дорогу.
Даргомыжский А. Что мне до песней… Как часто слушаю.
Чаруй меня, чаруй. Я вас любил. Юноша и дева.
Дога Е. Любовь пришла.
Скарлатти А. Перестаньте сердце ранить.
Чайковский П. Мой Лизочек. Осень. Легенда. Кукушка. Весна.
Моцарт В. К цитре. К Хлое. Ария Керубино из оперы «свадьба
Фигаро».
Мендельсон Ф. На крыльях чудной песни. Зюлейка.
Шостокович Д. Родина слышит.
Шуберт Ф. Форель. К весне. Рыбачка. К луне.
Кюи Ц. Царкосельская статуя. Коснулась я цветка.
Хренников Т. Казак уходил на войну. Песня о Москве.
Баневич В. Дорога.
Шуман Р. Альбом песен для юношества:
- Вечерняя звезда.
- Мотылек.
- Весенняя весть.
- Весенний привет.
- Небывалая страна.
- Песочный человечек.
- Песня горного пастуха.
- Песнь мая.
- Совёнок.
- На просмотр.
- Пестрый мотылек.
Народные песни.
Русские:
Калина. Пряха. Обр. А. Березина.
У зари-то, у зореньки. Обр. И. Зикса.
Пойду ль я, выйду ль я. Обр. А. Лядова.
Во поле береза стояла. Обр. Н. Римского-Корсакова.
Уходила младешенька по борочку. Обр. Н. Римского-Корсакова.
Зеленейся, зеленейся. Обр. П. Чайковского.
Речка. Обр. П. Чайковского.
На зеленом лугу. Обр. А. Лядова.
Скок, поскок. Обр. А. Лядова.
Журавель. Обр. А. Лядова.
Заинька. Обр. Н. Римского-Корсакова.
Я на камушке сижу. Н. Римского-Корсакова.
У меня ли во садочке. Н. Римского-Корсакова.
Вставала ранешенько. Обр. А. Гречанинова.
Со вьюном я хожу. Обр. А. Гречанинова.
Коровушка. Обр. М. Красева.
Подуй, подуй, непогодушка. Обр. М. Балакирова.
Среди долины ровные. Обр. П. Воротникова.
Неаполитанская колыбельная. Обр. В. Мельс.
Японская народная песня «Среди цветов». Обр. В. Локтева.
Литовская народная песня «Дудочка». Обр. Н. Ракова.
Латышская народная песня «Петушок». Обр. А. Машистова.
Средняя группа.
Русские народные песни:
Во лесочке комарочков много уродилось. Обр. Л. Бетховена
У зари-то, у зореньки. Обр. И. Зикса.
Здравствуй, гостья зима. Обр. В. Соколова.
Ты поди, моя коровушка домой. Обр. Н. Римского-Корсакова.
Грушица кудрявая. Обр. Н. Римского-Корсакова.
Как повадился коток. Обр. Ю. Шишакова.
Чешская народная песня:
«Спи, моя милая». Обр. В. Неедлин.
Украинская народная песня:
«Солнце низенько». Обр. А. Рубца.
Неаполитанская народная песня:
«Санта Лючия»
Мордовская народная песня:
«Ой, летят, летят». Обр. Г. Тихомирова.
Литовская народная песня:
«Дудочка». Обр. Н. Ракова.
Русская песня-былина :
«Про Добрыню». Обр. Н. Римского-Корсакова.
Старшая группа.
В обработке Л. Бетховена.
Русские народные песни: «Как пошли наши подружки».
«Во лесочке комарочков…»
«Ах, реченка, реченка».
Украинская народная песня: «Ехал козак за Дунай».
Венецианская канцонетта: «В минуты свиданья».
Шведская народная песня: «Колыбельная».
Немецкая народная песня: «Проснись, голубка». «Для Меня».
Грузинская народная песня: «Светлячок». Обр. Гокиели.
Армянская народная песня: «К ласточке». Обр. А. Долуханяна.
Латышская народная песня: «Ярче розы я девчонка». Обр. Я. Медыня.
Польская народная песня: «Вишня». Обр. В. Иванникова.
Эстонская народная песня: «Синичку ветер убаюкивал». Обр. Таутса.
Польская народная песня: «Канцона». Обр. Дж. Фара.
Тирольская народная песня: «Пусть парень свеж камаков цвет».
СБОРНИКИ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ.
Абт Ф. Школа пения. М. 1985.
Зейдлер Г. Искусство пения. М. 1958.
Лютген Б. Ежедневные упражнения. М. 1936
Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для тенора; составитель Кильчевская А. М. 1972.
Хрестоматия для пения. Народные песни для среднего и низкого голосов в сопровождении фортепьяно. Составитель Тихонова К. Фортунатова К. М.
Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. Ч. 1 для 1 и 2сопрано, составитель Фуки С. И Фортунатова К. М. 1969.
Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для баса, составитель Аден А. М. 1966.
Хрестоматия для пения. Русский классический романс. Вып. 4 Для срелнего и низкого голоса. И. Петров М. 1986.
Бетховен Л. Песни разных народов. М. 1959.
Шуман Р. Альбом песен для юношества. М. 1978.
Монюшко С. Избранные песни. М. 1966.
Шуберт Ф. Избранные песни. М. 1961.
Чайковский П. Романсы. Т. 3. Полное собрание. М. 1959.
Глинка М. Романсы и песни. Т. Т. 1,2; Выпуск 2. М. 1988.
Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений. Т. 45. М-Л. 1946.
Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание. Тома 1 и 2. М. 1973.
Гурилев А. Избранные романсы и песни. М. 1989.
Булахов П. Романсы и песни. М. 1969.
Даргомыжский А. Полное собрание романсов и песен. М-Л. 1947.
Алябьев А. Избранные романсы и песни. М. 1989.
Песни радиостанции «Юность». Вып. 2 Сост. Мага С., М. 1983.
«Веселые звездочки». Сборник песен для детей младшего и среднего школьного возраста. М. 1986.
«Весенние капельки». Сборник русских народных песен для детей младшего школьного возраста. М. 1983.
Крылатов Е. Песни. Люблю тебя. М. 1991
Песня 84. Сборник. Вып. 9. СК 1984. Сост. Цветков И.
День учителя. Сборник, песни и стихи для школьников. Сост. Сергеева Л. М. Белеет парус одинокий. Сборник. Хоры, дуэты, романсы на стихи М. Ю. Лермонтова, для детей среднего и старшего школьного возраста. М. 1984.
Пение в школе. Сборник вып. 1. Сост. Гаценко А. Зикс И. М. 1974.
Пение в школе. Сборник вып. 1. Сост. Левандовская Л., М. 1968.
Вечер советского романса и песни. Сборник сост. Жаров В. М. 1972.
Золотая коллекция русского романса. Сост. Кулев. М. 2000.
Песни великой победы. Сост. Кулев. М. 2000.
ЛИТЕРАТУРА.
- Масленников В.В. Сольное пение. – М.; Просвещение, 1981.
- Детский голос: Сборник статей. Ред. Шацкая В. Н.– М.; Просвещение, 1980.
- Назаренко И. К. Искусство пения. – М.; 1978.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. –М.; 1963.
- Горячкин В. В. Фортунатова К. Л. Фуки С. Н. Сольное пение. - М.;
- Гарсиа М. Школа пения. –М.;1957.
- Дмитриев Л. Гласные в пении (вопросы вокальной педагогики) – Вып.1 – М.; 1962.
- Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. – М.; 1962.
- Морозов В. Вокальный слух и голос. – М.; 1965.
- Морозов В. Тайны вокальной речи. – Л.; 1967
- Иванов И. Об искусстве пения. – М.; 1963.
- Павлищева О. Методика постановки голоса. – М.; 1964.
- Прянишников И. Советы обучающимся пению. – М.; 1958.
- Юдин С. Певец и голос. – М.; 1947.
- Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.; 2000.
- Юдин С. Формирование голоса певца. – М.; 1962.
Предварительный просмотр:
Психологический анализ
Авторской образовательной программы
«Академическое сольное пение»
Автор: педагог дополнительного образования ДШИ № 3
Атюшина Л.В.
Одной из главных образовательно-воспитательных задач программы по вокалу является всестороннее художественно-эстетическое развитие учащихся, приобщение их к вокальному искусству, расширение и углубление их музыкальных интересов и исполнительских возможностей. Поэтому возникает необходимость постоянного обновления содержания музыкального материала, введения новых предметов и форм работы в детских школах искусств.
В задачу данного предмета входит приобретение учащимися навыков вокального пения, развитие их вокальной исполнительской культуры, расширение музыкального кругозора.
По своей структуре программа содержит все необходимые разделы: в ней четко обозначены цель и задачи предмета, раскрыты программные требования по каждому году обучения, даны краткие методические указания по их реализации. Программа отличается четкой последовательностью, логичностью изложения, в ней подробно раскрыты все методические приемы по вокальному пению: применению, освоению и результативности.
Работа с дыханием дает возможность тренировать себя в навыках взаимодействия с чувствами, находить конструктивные, безопасные для себя и окружающих способы выражения чувств. Во время дыхательных процессов ученик получает возможность встретиться со своими дискомфортными чувствами в безопасных условиях и осознать степень своего неумения воспринимать и выражать эти чувства.
Не только работа с дыханием дает нам возможность получить терапевтический и психотерапевтический эффект.
Арттерапевтические техники, это техники, в которых используются возможности художественной экспрессии, творческого самовыражения человека с помощью различных видов искусства.
Музыкотерапия здесь активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений при коммуникативных затруднениях и др.
Вокалотерапия - восстановление свободного дыхания, заблокированного различными страхами и ограничениями в проявлении чувств, при занятии пением происходит неосознанно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человеку угрожающими и опасными.
Работа со звуком (силой, долготой, высотой), ритмом, интервалами приближает не только к качественному и техничному исполнению песен, но и формирует, корректирует личность человека. Меняется тональность жизни, тональность взглядов на внутренние и внешние трудности, и меняется она в сторону мажорного строя. В процессе освоение голоса мы лечим сами себя, не отрицая или отвергая, но умея в каждой данной ситуации звучать согласно с тем, что есть вокруг или внутри нас, с наименьшим травматизмом.
С этой точки зрения представленная по данному предмету учебная программа, разработанная педагогом, является оригинальным методическим пособием для педагогов.