ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Статья 

Использование

информационно-коммуникационных технологий

на уроках  музыки (дистанционное обучение)

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.И. Нинилина

                                                                                                                                      учитель музыки

центр дистанционного обучения  МОУ «Средняя                                    общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

(г. Надым)

                                                                        

        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ  МУЗЫКИ (ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Пора предметы искусства в школе

осознать не просто как обучающие

каким-то навыкам и знаниям,

а как предметы, формирующие мышление, способность к художественно-эмоциональному познанию действительности.

Б.В. Неменский

Обращение к словам, взятым в качестве эпиграфа неслучайно, поскольку в них заключена основная идея и смысл предмета искусства (музыка). Традиционно принято считать, что задачей предметов художественно-эстетической направленности в общеобразовательной школе, в том числе и музыки, является воспитание художественного вкуса, развитие общего кругозора и эрудиции. На практике же повсеместно возникает ситуация, когда уроки, связанные с искусством, трактуются как второстепенные.

Между тем, многие исследователи в своих работах подчеркивают мысль, что значительное место принадлежит формированию у ребенка заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности. Ученые  подтверждают значимость эмоционально-творческого начала в процессе познания действительности и реальным состоянием в организации современного процесса учебной деятельности школьника.

Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных и дистанционных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед предметами искусства встаёт сегодня актуальная проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений ответственному действию к жизни и профессиональной деятельности. Система музыкального педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Использование информационных технологий позволяет повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности. Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными.

       В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный   дистанционный процесс для обучения  детей-инвалидов. Одной из основных целей дистанционного обучения становится формирование информационной культуры, в том числе на уроках музыки. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения информационных коммуникативных технологий являются возможность индивидуального обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности ученика. Предмет музыка, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора  музыкального произведения, личности учителя и личности ребёнка, где ведущее значение приобретает потенциал его личности, его потребность и способность к творчеству, самореализации и совершенствованию. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души. Во вступительной статье к программе по музыке Кабалевский Д.Б. подчеркивал, что различные формы приобщения детей к музыке основываются на её активном восприятии, которое нельзя сводить к одному из видов деятельности, «…активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев».  

Интернет ресурсы как источник информации

на уроках музыки

Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации школьнику, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ составляется план урока, определяются цели и при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер, должен не заменять учителя, а только дополнять его.

Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. Интернет-ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это, количество полезной информации в сети стремительно продолжает расти. Детьми информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету «Музыка» – это библиографическая информация, аудио-, видео-фонд. Интернет – это тот мир, где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации.

Процесс активного восприятия музыки носит творческий характер и зависит от эмоционального отклика детей, от их интеллектуального уровня, от способности учителя вести беседу. Осознанность является существенной стороной восприятия музыкального произведения.

Основные функции использования ИКТ по предмету

«Музыка» для дистанционного обучения детей-инвалидов.

С помощью программ, а в частности  программы «книга музыкальных открытий»  предназначенной для детей инвалидов дистанционного образования по предмету «Музыка, дает возможность учащимся знакомиться с творчеством композиторов в занимательной форме.  Обучение нотной грамоте с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, интерактивных наглядных пособий и музыкальных тренажеров.

Процесс обучения содержит самостоятельные практические занятия ребенка в интерактивной среде или очные занятия с педагогом,   а также позволяет проследить уровень знаний учащихся с помощью викторин, интерактивных игр, тестов и т.д.

В работе, можно использовать  следующие ИКТ-средства:

Энциклопедии – справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и т.д. С помощью мультимедийных энциклопедий дети не только подготовят качественные и интересные презентации, но и работают самостоятельно на уроках или дома.

Мультимедийные презентации, работа в программе Garage Band.

Как правило, демонстрация презентаций проводится с проекцией на  экран. Основные этапы при такой работе следующие:

  • Наименование разделов выступления и основные тезисы.
  • Неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликация).

Звуковой компонент  видеофрагменты и другие источники звука могут быть использованы  при работе с программой Garage Band

Garage Band – это программа для тех, кто хочет попробовать свои силы в создании музыки.

В силу своей компактности и законченности, Garage Band позволяет быстро записать родившуюся идею, наложить необходимые партии, дописать живые инструменты или голос, обработать эффектами, смикшировать всё это и получить готовую композицию.

Программа представляет собой цифровую студию с готовым набором инструментов, барабанных петель, различных эффектов, обработки и т.д., что позволяет ученику дистанционного обучения создавать музыку на компьютере. При запуске программы ученик  получает выбор из восьми пунктов. Используется подход «от простого – к сложному», так что программа сразу не обрушивается на разум любителей музыки лавиной меню, галочек, кнопочек и регуляторов. Переход происходит постепенно, и на каждом этапе можно вникать и осваивать все функции сколько угодно, до готовности. Каждый из пунктов представляет собой отдельный раздел, ориентированный на ту или иную функцию Piano, Electric Guitar, Voice, Loops, Keyboard Collection, Acoustic Instrument, Songwriting и Podcast.

Использование программы Garage Band на уроках дистанционного обучения музыке повышает эффективность, и заинтересованность в учебном процессе. Применение новых компьютерных технологий помогает учителю в подготовке и проведении учебных музыкальных занятий. Восприятие учащихся активизируется за счёт использования зрения и слуха и каналов восприятия. Запас изобразительного и видеоматериала не ограничен. Экономится время на подготовку занятий с использованием ИКТ. Если раньше использовались стандартные дидактические материалы и ТСО, то сейчас, с использованием ИКТ стало возможным создание собственных слайд-шоу с применением новейшего программного обеспечения, где повышение познавательного интереса идёт за счет использования не только иллюстраций к рассказу, но и использования медиа файлов – звука, видео, анимации.

В работе можно использовать:

Музыковедческие библиотеки – он-лайн библиотеки с большим количеством литературы по разным темам. Даже сейчас, когда, кажется, что на книжных полках можно купить любую книгу, часто бывает проблемой найти то, что необходимо для уроков музыки. И в этом случае приходит на помощь Интернет с электронными библиотеками.

Медиатека – это современные информационные технологии обусловливающие  необходимость в создании учителем музыки медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» – фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, – всё это является неотъемлемой частью каждого урока. Базы данных – широкие возможности компьютера позволило ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени. Караоке – это современная информационная технология нашего времени. Принцип караоке довольно прост – воспроизводится музыка без вокала, на экран выводятся, ритмично выделяясь, слоги, которые поются в данный момент, а вокальная строчка исполняется каким-либо музыкальным инструментом. Вообще у детей караоке позиционируется как развлекательное устройство, но под этим словом сейчас принято понимать и стиль отдыха, и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и многочисленную цифровую бытовую технику, и компьютерные программы. В области караоке можно предложить детям  чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций. В интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений – от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки – это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен детьми.

Программы-редакторы – это средства для создания мультимедийных приложений, т.е. профессиональные звуковые редакторы, средства для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах. Транспонирование – в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио - файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на музыкальный файл. Записанные произведения можно использовать на уроках  музыки  при прослушивании песенного материала, и произведений известных композиторов.  

Прежде чем научить ребёнка чему-либо, «дать задание услышать произведение», его нужно УДИВИТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ. Только тогда он захочет открыть для себя новое, не побоится «большой симфонии», загорится желанием одолеть, прослушать, спеть и т.д.

Благодаря формированию устойчивого интереса к музыке, у учащихся изменилось отношение к предмету: стало более осознанным. Усилился интерес к музыке  различных жанров. У школьников появилась учебная потребность, выражающаяся в желании и умении заниматься музыкой

         


ЛИТЕРАТУРА  И  ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ:

1.  Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке.   Серия  «Модернизация общего образования». - СПб., 2004.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.:    Академия, 2003.

3. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005.

4. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. – М., 2007.

5. http://festival.1september.ru/articles/310931/

6.Галкина В.Л., Максимова О.Г. Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории. – М.; 2002. – 56 с.