«Методические рекомендации по формированию оптимального концертного состояния учащихся фольклорного отделения»

Леонова Елена Евгеньевна

В данной методической разработке говорится, о значении концертной деятельности учащихся. Изложены приемы преодоления сценического волнения, а также приведены методы работы по снижению концертного волнения юного исполнителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по формированию оптимального концертного состояния учащихся фольклорного отделения»

Автор:

педагог дополнительного образования

ДШИ №3 «Младость»

Тимофеева Елена Евгеньевна

В данной методической разработке говорится, о значении концертной деятельности учащихся. Изложены приемы преодоления сценического волнения, а также приведены методы работы по снижению концертного волнения юного исполнителя.

Подготовка к концертным выступлениям - необходимая часть воспитания исполнителя, поэтому эта разработка актуальна для представителей всех исполнительских специальностей. Результаты эстрадных выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика и в большей мере влияют на его дальнейшее продвижение и учебу.

Сведения об авторе

Тимофеева Елена Евгеньевна

Педагог дополнительного образования

ДШИ №3 «Младость»  г.о. Самара

Кон.тел. 89270097388

Пояснительная записка

Данная методическая работа направлена на нахождение оптимальных музыкально-педагогических методов и приемов для формирования эмоционально-волевых качеств учащегося в условиях подготовки к концертному исполнению.

Цель работы оказать методическую помощь педагогам в работе подготовки к концертным выступлениям. Определить психолого-педагогические составляющие успешного формирования эмоционально-волевых качеств у учащихся. Проанализировать причины эстрадного волнения и выработать методы работы для их устранения.

Исполнительская готовность ученика к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.

Наиболее успешным является формирование у исполнителя навыков сценического поведения и эмоциональной устойчивости с детских лет, именно в начальный период обучения. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением. Впрочем, настаивать только на этой точке зрения вряд ли имеет смысл, поскольку в биографиях выдающихся артистов столько же свидетельств «за» эту точку зрения, сколько и «против».

Вся работа, которая была проведена учащимся в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.

Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и на наш взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности: потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.


Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

В настоящей работе мы рассматриваем концертное выступление учащихся фольклорного отделения. Понятие «концертное выступление» включает в себя конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении музыкальных произведений перед публикой. Концертное выступление фольклорных ансамблей включает в себя вокальный и даже театральный вид деятельности и связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива.

Для успешного формирования оптимального концертного состояния следует поощрять выступления учащихся в отчетных концертах, тематических музыкальных гостиных, смотрах-конкурсах, фестивалях. Выступление перед публикой помогает раскрытию творческих способностей детей, возможно, становлению в будущем талантливых артистов. Здесь и радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности.

Если концертная деятельность учащихся приобретает систематический характер, то на самом концерте выступление юных артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые со всей полнотой сразу передаются зрителям.

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся.

Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям.

Однако помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект – психологический. Именно он и составляет второй блок, непосредственно связанный с психологической подготовкой исполнителя к публичному выступлению, которая предполагает волевую саморегуляцию исполнителя, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. Психологическая подготовка, иными словами, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.

К сожалению, в учебном процессе подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше внимания, нежели собственно исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению, хотя для молодых, малоопытных музыкантов она особенно важна.

Что касается молодых музыкантов, только начинающих осваивать азы исполнительского искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка.

В связи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческого наставничества, должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту.


Методы работы со сценическим волнением

На практике перед педагогом и учащимся возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и психологической готовности музыканта к общению с публикой.

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. Сильное волнение может проявляться в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции.

Виды волнения

1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям, нежелание играть.

2. Волнение – паника –выступление ребенка лишено творческого начала, память подводит исполнителя.

3. Волнение - подъем – юный исполнитель может перевести сценическое волнение в творческое вдохновение.

        

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным артистом характера деятельности, и как результат - растерянность. Исполнителю важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

Методы работы по снижению концертного волнения

1. Систематические домашние занятия над произведениями. Важный элемент в начале ежедневных занятий – самостоятельное повторение произведения. Оно необходимо не только для разминки мышц, но и для психического аппарата музыканта в целом.

2. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или конкурсу может служить момент, когда учащийся выучил целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии.

3. Непосредственно перед выступлением нельзя загружать внимание ученика многими замечаниями, так как это обычно отрицательно сказывается на исполнении. Последние замечания перед выступлением должны быть направлены на устранение самых важных недостатков - преимущественно связанных с трактовкой целого, но иногда и отдельных важных деталей.

4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных гостиных. Обыгрывание программы на разных концертных площадках.

5. Повышение «сценического самочувствия» (Станиславский), единство интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д. Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Репетируя самостоятельно, ученик  мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко исполняет свою концертную программу. Таким образом, исполнитель вырабатывает в себе условный рефлекс, который способствует более свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на выступление.

6. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол.

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного исполнителя, имеющего успешный опыт публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе другого человека. Волшебная сила воображения, магического «если бы» способна дать возможность человеку по-новому взглянуть на свое эмоциональное состояние. Образ талантливого человека может способствовать повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех.  Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.

9. Исполнение репертуара в ансамбле.

Использование выше приведенных методов по уменьшению концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на новый уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во время исполнения к музыканту приходит легкость и свобода движений.

Важно объяснить детям, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем.

Увлечённость исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить своё волнение в нужное русло.


Заключение

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта трудно переоценить. В ходе подготовки к ней перед музыкантом-исполнителем важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене.

В ходе образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи ребенку в проживании волнения как творческого вдохновения, в выработке алгоритма улучшения самочувствия музыканта при подготовке и в процессе самого выступления.

Подготовка к концертному выступлению учащихся в учреждении дополнительного образования включает различные приемы и методы, направленные на помощь ребенку в повышении уровня исполнительских навыков, результативности в обучении, в формировании позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в условиях концертной деятельности.

Успех во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и степени одаренности будущего музыканта. Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, не один из методистов и педагогов. Каждый человек - неповторимая индивидуальность. Следовательно, направления, формы и методы подготовки к концертному выступлению всегда должны основываться на индивидуальных качествах музыканта.


Список использованной литературы

1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: «Музыка», 1974.

2. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя. // Вопросы психологии. –– 1975. – № 1. –– С. 68 – 79.

3. Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997.

4. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада: М.: Классика-XXI, 2006.

5. Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: «Академический проект», 2008.

6. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. / Избранные труды. – Вып. 43. – М.: «ГМПИ им. Гнесиных», 1979. – С. 107–118.