«Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста»

Леонова Елена Евгеньевна

Одним из главных вопросов, стоящих перед педагогом – это подбор репертуара. В первую очередь песня должна быть интересна и понятна самому исполнителю. Но ее следует рассматривать не только как материал для выработки вокально-исполнительских приемов, но и как способ вовлечения детей в фольклор, и средство эстетического и нравственного развития.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста»

Автор:

педагог дополнительного образования

ДШИ №3 «Младость»

Тимофеева Елена Евгеньевна

Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста

Фольклор - это художественная педагогика!

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. При этом назидательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки - художественный способ познания окружающего мира, дня.

Психология детей, основные законы детской логики и детского восприятия - всё это учтено в фольклоре. Даже чувство страха используется в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств.

Основной целью деятельности учащегося является сам процесс совместного пения в сочетании с движением, фрагментами обрядов, с добавлением инструментального сопровождения, разводок народных песен.

Глубокое проникновение в сущность народно-песенного творчества невозможно без изучения основ народного исполнительства, без воспитания у учащегося народной исполнительской манеры, которая способствует стилистически верной интерпретации народной музыки. Для овладения ею необходимо наряду с общими певческими навыками дыхания, звукообразования, и вокальной дикции

Весь процесс обучения народному хоровому пению должен быть направлен на воспитание у учащихся творческого отношения к песне, составляющего одну из главных черт народного исполнения. Когда я работаю над произведением, то не стараюсь навязать учащимся свое отношение к песне, а добиваюсь, чтобы каждый «был собой» и пропустил через свое сердце и мышление данное произведение.

Стиль русской песни постичь нелегко, проникнуться им можно только через создание внутри себя соответственной духовной атмосферы. Учащимся необходимы раскрепощенность, непосредственность в выражении чувств, свобода в проявлении эмоций. Неуклюже выглядят поющие навытяжку стоящие в напряженных позах учащиеся.

Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образцы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие (мимика, жест)

Известно, что яркая образность музыкального языка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Особое многообразие красок произведений песенного фольклора, яркий музыкальный язык, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Яркие образы в детских народных песнях, припевках доступны и понятны детям; причем сказки, песни дети не просто слушают, но они сами вовлекаются в сказочную игру. Дети – участники и постановщики игровых композиций, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игра в детском возрасте может нести в себе функциональную нагрузку: познавательную, физического развития личности, импровизационно-творческую, организационно-деятельную.

Одним из главных вопросов, стоящих перед педагогом – это подбор репертуара. В первую очередь песня должна быть интересна и понятна самому исполнителю. Но ее следует рассматривать не только как материал для выработки вокально-исполнительских приемов, но и как способ вовлечения детей в фольклор, и средство эстетического и нравственного развития.

Игра сопровождает человечество на всём пути его исторического развития и представлена в разных формах. По-разному играет человек от рождения до старости, но основа игровых форм в нашем восприятии приходится на детство.

С малых лет ребенок живёт в мире игры. Игра является ведущей формой деятельности ребёнка, характеризующей мир детства.

В игре развивается творческое воображение. Оно не появляется само собой, а воспитывается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства содержания игры, её характера зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует  свой круг эмоций, образов, привычек.  Уклад жизни ребёнка и окружающая его среда, несомненно, влияют на формирование творческой личности.

Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, плясками, народная песня воспринимается как синтез искусств. И в наибольшей степени этот синтез проявляется во взаимодействии слова и напева.

Существует множество музыкальных фольклорных игр. Исполняя их, они раскрывают тайники своих душ, способности к творчеству. И здесь решающую роль играет руководитель. Он должен уметь заразительно, образно передать сюжет игры-сказки, правильно и точно определить актёрские задачи, выбрать нужную линию поведения персонажей. И всё это связано со знаниями законов драматического искусства

Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

Репертуар должен быть разнообразен в образно-стилистическом отношении (включать в себя произведения различных жанров);

Программный репертуар должны составлять произведения различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями (плясками), вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает их интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. При освоении детьми программного репертуара педагогу следует, как можно объёмнее представить всё многообразие существующих певческих традиций. В начале обучения это может быть одна из местных певческих традиций, а в дальнейшем - певческие традиции соседних регионов. В течение всего периода обучения репертуар необходимо пополнять, выученный же материал должен «вспоминаться» детьми на занятиях ансамбля, совершенствоваться, а главное - постоянно реализоваться в различных формах концертной и фестивальной деятельности коллектива.

При исполнении программного репертуара в рамках концертов, фестивалей следует учитывать, что фольклорный материал имеет свою особую специфику. Большая протяжённость песенных текстов (иногда до 20 куплетов), требует их сокращения. Но, если при исполнении сокращённого варианта песни её музыкальная сторона полностью реализовывается, (то есть становится понятна ладовая организация, высвечивается тембровая окраска, проявляет себя вариационность и импровизация), то смысл текста зачастую теряется, разрушается художественный образ. В таком случае, следует донести текст до зрителя в виде словесного монолога от лица исполнителя или досказать текст после исполнения песни. Ещё одной специфической особенностью фольклорного песенного материала в некоторых случаях является его приуроченность к обрядовым действиям. Исполнение таких песен вне рамок обряда становится по сути бессмысленным и непонятным для зрителя. Помещение песен в контекст обряда достигается включением в концертное выступление элементов сценической театральной постановки, в рамках которой будет показан конкретный обряд. Если же календарная песня исполняется вне показа обрядового действия, следует кратко рассказать зрителям о самом обряде и о месте в нём данного песенного образца.

Песенный материал для пополнения репертуара педагог может почерпнуть в следующих источниках:

• в опубликованных расшифровках экспедиционных записей;

• в нотных сборниках;

• в нотных приложениях к статьям и книгам по фольклору. Каждый из песенных (танцевальных) образцов включается в репертуар с

опорой на календарно - тематический план:

Репертуар.

Решающим фактором в успешном функционировании фольклорного коллектива является выбор репертуара целесообразного именно для данного состава ансамбля. Необходимо учитывать возрастные, голосовые, технические возможности детей.

Подбор музыкального материала должен быть хорошо продуманным, ярким, разнообразным по характеру и стилю, он должен вызывать к детей живой эмоциональный отклик, и способствовать наиболее успешному раскрытию возможностей учащихся.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет план работы ансамбля в соответствии с общим планом работы отдела и с учетом конкретных условий (контингент учащихся, их загруженность и т.д.).

В план должны быть включены 2-3 обязательных произведения, различных жанров, например:

а) аутентичный фольклор;

б) обработка народной песни;

в) использование авторских произведений для народного голоса или фольклора других народов.

Обязательный список может быть расширен и дополнен по желанию преподавателя.

В процессе жизнедеятельности коллектива обязательно повторение ранее выученного репертуара, особенно приуроченного к календарным и семейно-бытовым датам. Круг этих

произведений необходимо ежегодно пополнять, чтобы выученный репертуар можно было в дальнейшем использовать в быту.

Проблема репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар как совокупность произведений, исполняющихся тем или иным хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим к деятельности любого хора.

От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь. Репертуар самодеятельных коллективов столь же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике, художественному уровню, сколь многогранно и однородно само понятие «художественная самодеятельность».

Задача репертуара - неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память»! Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальные удобства - эти качества делают народную песню незаменимым материалом для школы хорового пения. Пропаганда народных песен, как в подлинном, так и в обработанном виде имеет принципиально важное значение для творчества самодеятельных хоров.

Кружкам и коллективам, не обладающим высокой исполнительской культурой, творчески еще неопределившимся, малочисленным по составу, с ограниченным диапазоном голосов и тесситурными возможностями целесообразно начинать с пения простых массовых народных песен. Хоровая самодеятельность много черпает из репертуара профессиональных хоров. Но не все песни доступны, они отбираются по соответствию их репертуарным интересам, творческим и техническим возможностям. Перспективной линией в репертуаре хоровой самодеятельности можно считать обращение коллективов к местной теме. На сцене все чаще появляются «свои» песни, в которых рассказывается о местных событиях, фактах.

Нередко для того, чтобы старинная песня стала «репертуарной» требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Каждый народный хор интересен, прежде всего, показом своего местного народно-песенного творчества. Для того чтобы правильно и интересно отобразить культуру народного пения данной местности, руководитель должен изучать народное творчество, говор, исполнительские традиции народного искусства. Наблюдая народное пение в быту, можно определить, что и как поют в настоящее время люди в данной местности.

Основой репертуара каждого хора должно быть то, что бытует именно в данной местности, что является наиболее типичным, характерным для данного хора.

В репертуаре народных хоров особое место принадлежит частушке - наиболее активному жанру современного творчества народа.

Руководитель обязан помнить, что при формировании репертуара необходим строгий качественный отбор, особенно любительских сочинений, часто имеющих серьезные художественные и технические недостатки, установка на исполнение таких любительских песен тормозит творческое продвижение коллектива.

Основные принципы в выборе репертуара:

1. Полноценность идейно-художественного содержания.

2. Соответствие репертуара исполнительскому стилю.

3. Доступность для коллектива (осмысление текста, вокальная техника).

4. Постепенное увеличение исполнительских трудностей.

5. Возможность использования изучаемых произведений в концерте.

6. Подбирать произведения для учебных целей, но количество таких произведений должно быть ограничено.

7. Разнообразие репертуара.

Главная задача хора - пропаганда лучших образцов народно-песенного творчества. Задачи репертуара развивать музыкально-образное мышление участников хора, обогащать интонационный слушательский опыт.

При составлении репертуара мы соблюдали принцип «от простого к сложному». Включали в репертуарный план произведения, которые помогают решению конкретных учебных задач в коллективе.

У каждого хорового коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть, как бы нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле «одолевать».

Репертуар определяет художественно-исполнительское направление хорового коллектива.

Репертуар фольклорного ансамбля составляют также и театрализованные формы народного искусства. К ним относятся обряды, игрища, игры-представления. Также сказки, загадки, приговоры, прибаутки. Концертный репертуар коллектива складывается и определяется в основном в процессе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой формы и тематики будущей концертной программы.

Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле

Детские фольклорные музыкальные ансамбли, призванные сохранять и пропагандировать народное музыкальное искусство, ориентированы на концертное исполнительство, что обусловливает специфику организации музыкально-образовательного процесса: сочетание стационарной учебной и концертной деятельности с выездами на гастроли, фестивали, конкурсы, в фольклорные экспедиции. Объединяя учащихся разного возраста, фольклорный ансамбль становится для них не только школой музыкально-исполнительского мастерства, но и средой, способствующей расширению социального опыта, обогащению жизненных впечатлений.

Однако, как показывает практика, деятельность подобных ансамблей в настоящее время сопряжена с рядом проблем. Младшие школьники, пополняющие контингент ансамбля, как правило, не владеют народно-певческой манерой, не знают сути народных обычаев, обрядов, особенностей народного костюма, а также, в подавляющем большинстве, не владеют нотной грамотой, что в значительной степени осложняет процесс освоения базового репертуара и включения в концертно-исполнительскую деятельность ансамбля. В общении друг с другом они нередко допускают грубость, смеются над ошибками, отказываются от сотрудничества с детьми, которых не знают. В сложившихся условиях представляется актуальной постановка вопроса о целенаправленном формировании у младших школьников умений взаимопомощи с учетом реалий фольклорного музыкального ансамбля.


Заключение.

  Народно-певческое творчество – самая массовая и демократичная форма музыкального воспитания детей. Через пение в коллективе осуществляется музыкально-творческое развитие ребенка. Пение способствует обучению детей с раннего возраста эстетическому восприятию явлений окружающей жизни, прививают любовь к различным видам искусства, воспитывает общую и духовную культуру.

Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.

Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод, чем многограннее идет процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в Вокально-хоровую работу, тем выше уровень испольнительсткого мастерства у юных исполнителей.

Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованию вокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выбор необходимых методических приемов в процессе освоения вокально-хоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебно-творческого песенного репертуара.

Список литературы

  1. Алиев Ю. Когда запоют в наших школах/Музыка в школе №2,1982.
  2. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.
  3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М.,1986.
  4. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.
  5. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М.,1985.
  1. .Шамина Л. Школа русского народного пения. – М.,1998.
  2. Шамина Л.В.  Об искусстве народного пения. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. / Ред. – сост. В.А. Лапин. – Л., 1989