Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты", срок обучения 5 лет

Cкребец Нелли Валерьевна

Программа по учебному предмету "Фортепиано" составлена в соответствии с Федеральными государственными требовании (ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в области музыкального искусства "Народные инструменты" (приказ № 165 Министерства Культуры от 12 марта 2012г.). Программа ориентирована на профессиональное, творческое, эстетическое и духоано-нравственное развитие детей, выявление музыкально-одарённых детей в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.01.up_.03_fortepiano_srok_obucheniya_5_let.docx70.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   учреждение

дополнительного образования

«Максатихинская детская школа искусств»

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Народные инструменты»

Предметная область

ПО.01. Музыкальное исполнительство

ПО.01.УП.03 Фортепиано

                                                                            Подготовила: Скребец Нелли Валерьевна –

                                                                                                     преподаватель высшей категории

                                                                                                     по классу фортепиано

п. Максатиха 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение……………………………………………………………

3

2.

Пояснительная записка. …………………………………………..

3

3.

Цели и задачи учебного предмета………………........................

4

4.

Объем учебного времени и виды учебной работы………………

4

5.

Учебный план………………………………………………………

5

6.

Техническое развитие……………………………………………...

5

7.

Чтение с листа………………………………………………………

5

8.

Контроль и учет знаний……………………………………………

6

9.

10.

11.

12.

Подбор репертуара…………………………………………………

Требования по годам обучения……………………………………

Репертуарный список………………………………………………

Рекомендуемая литература………………………………………..

7

7

9

18

1. Введение

Настоящая программа по учебному предмету «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» ( приказ № 165 Министерства Культуры от 12 марта 2012 г.).

Программа ориентирована на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие детей,  выявление музыкально – одарённых детей в раннем возрасте.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов.

2. Пояснительная записка

Основная направленность настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.

На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.

Предмет «Фортепиано» вводится со 2-го класса при 5-летнем курсе обучения,во 2,3,4 классах  по 0,5 часа в неделю, а в выпускном (5) классе по 1 часу в неделю.

Определенные трудности возникают при обучении игре на фортепиано, так как фортепиано отличается от тех инструментов, на которых они занимаются по специальности. Большая клавиатура с множеством белых и черных клавиш, несколько октав, другая постановка рук и пальцев, игра двумя руками, особенности аппликатуры, педализация.  Педагог должен заинтересовать его, раскрыть возможности этого многогранного инструмента.

На уроках нужно больше внимания уделять развитию навыков, практически необходимых музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте, чтению с листа, игре ансамблем и аккомпанементов.

Форма проведения занятий – индивидуальная.

При работе с обучающимся педагог использует следующие методы:

-     словесные (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

-     эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

-    практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

Большое значение имеет распределение времени на уроке. Нельзя загружать ученика сразу чрезмерным количеством заданий. С другой стороны, урок надо проводить очень организованно, с максимально возможной пользой и отдачей.

Виды внеаудиторной работы (2 часа в неделю):

- выполнение домашнего задания. Предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической,

-   посещение учреждений культуры ( филармоний, театров,  концертов в ДШИ),

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности в ДШИ).

3. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,

- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, эмоциональности,

-обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальными произведениями, чтению с листа, игре в ансамбле, аккомпанированию на фортепиано,

- формирование музыкальной грамотности и развитие хорошего музыкального вкуса на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки,

- расширение музыкального кругозора детей,

- повышение статуса  ДШИ и активное участие  в жизни социума, приобретению навыков публичных выступлений.

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

4. Объем учебного времени и виды учебной работы

Срок обучения 5 лет.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (2 – 5кл.)

           364,5

- индивидуальные занятия

             82,5

- самостоятельная работа

             264

- зачёты,контрольные уроки (по полугодиям)

         4,6,8,10

- участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность

В течение учебного года

5. Учебный план

Срок обучения 5 лет.

Наименование предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

ПО.01.УП.03фортепиано

-

0,5ч

0,5ч

0,5ч

6.Техническое развитие

При изучении предмета «Фортепиано», обучающемуся  необходимо получить определенные профессиональные навыки, которые нужно планомерно развивать. Для этого наряду спрохождением произведений различных жанров и стилей надо изучать гаммы, арпеджио, различные упражнения и этюды. К техническому развитию надо подходить индивидуально, но желательно определить общие задачи: вырабатывание ощущения клавиатуры для правильного звукоизвлечения, развитие координации посредством специальных упражнений, освоение тональностей и простейших гармонических последовательностей в различных тональностях. Для учеников, у которых дома есть фортепиано, а также для тех, кто быстро усваивает материал, технические требования можно разнообразить и усложнить.

Приобретение и закрепление навыков должно проходить с учётом индивидуальных способностей обучающегося.

Каждая педагогическая задача ставится в доступных для ученика упражнениях и пьесах.

7. Чтение с листа

Чтение с листа – это сложный навык.

Для успешного формирования навыка чтения с листа необходимо знать составляющие его компоненты:

              - быстрое прочтение нотных знаков,

              - хорошая ориентация на клавиатуре, не глядя на клавиши,

              - чёткая координация движений рук,

              - слуховое представление нотного текста.

На начальном этапе обучения важно научить ученика грамотно разбирать текст, что станет основой для  чтения нот с листа в дальнейшем, а также грамотного самостоятельного разбора новых произведений.

В 1 год обучения на уроках идёт развитие звуковысотного слуха, ощущение внутренней пульсации, чувства ритма, умение считать, свободного владения клавиатурой, игра за инструментом, умение читать ноты группами или фразами, внимательное отношение к аппликатуре, развитие музыкально-слуховых представлений.

Далее можно начинать чтение нот с листа очень простых песен, с умением видеть на один такт вперёд. Для этого можно использовать сборники по сольфеджио, которыми в данный момент пользуется обучающийся.

     Далее нужно подбирать пьесы для двух рук с движением мелодии поступенно или через одну ноту. Ритмический рисунок постепенно усложняется.

Можно читать  двухручные пьесы вдвоём с педагогом: ученик играет правой рукой, а педагог левой рукой, и наоборот. Читать ансамбли, меняясь партиями. При этом ученик учится бегло читать ноты в двух  ключах и прослушивать всё произведение целиком.

При чтении нот с листа необходимо предварительное продумывание всех действий, чтобы процесс исполнения прошёл без ошибок.

 В произведении должны быть определены:

- размер,

- тональность,

- звуковысотное расположение нот и фразировка,

- ритмический рисунок,  

- исполнительские приёмы (темп, штрихи, динамика, аппликатура),

 - характерные особенности фактуры,

- характер музыки.

Зрительно разобранное произведение должно быть исполнено безостановочно. У учащихся вырабатывается быстрота реакции, цепкость внимания, сообразительность.

 Заниматься развитием этого навыка нужно регулярно на протяжении всего периода обучения, чтобы выработать беглое чтение по нотам, с умением просматривать текст на один-два такта вперёд.

Следует подбирать музыкальный материал с постепенным усложнением задач (смена  тональностей, ноты на добавочных линейках, разнообразный ритмический рисунок, аккорды и т.д.).

Чтение нот с листа в процессе обучения может играть роль и как средство контроля за прочностью усвоения приобретённых учеником знаний и навыков. Умением применять эти знания в самостоятельной работе, не допуская ошибок (ритмических, динамических и других).

Для чтения нот с листа можно использовать сборники:

- Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Сост. Н.Баева, Т.Зебряк.

- Сольфеджио 3 класс. Е.Давыдова, С.Запорожец.

- Чтение с листа в классе фортепиано 1-2 классы  ДМШ. Сост. И.Рябов, С.Рябов.

- Т.Камаева, А.Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс.

- Хрестоматии и нотные сборники 1-го класса.

- Детские песенные сборники.

8. Контроль и учет знаний

Одна из форм текущего контроля - контрольный урок в конце четверти без присутствия других педагогов фортепианного отделения.

Контрольные  уроки  направлены  на  выявление  знаний,  умений  и навыков  учащихся  по предмету«Фортепиано».  Они  не  требуют  публичного исполнения  и  концертной  готовности.  Это  своего  рода  проверка  навыков самостоятельной  работы  обучающегося,  проверка  технического  роста,  проверка степени овладения исполнительскими  навыками  игре на фортепиано.На основании результатов текущего контроля выставляется четвертная отметка.

Промежуточная аттестация проводится в конце второго полугодия каждого года обучения в форме контрольного урокав  присутствии другого педагога по классу фортепиано, на котором ученик должен исполнить программу, в соответствии с зачетными требованиями по годам обучения.

Кроме этого, ученик может выступать на концертах, классных собраниях. Пьесы, которые он там исполняет, можно учитывать в зачет.

     Оценка за год ставится по результатам успеваемости  обучающегося в течение года.

Контрольные  уроки  проводятся  в  счет  аудиторного  времени, предусмотренного на учебный предмет.    

В «Свидетельство» об окончании учебного заведения выставляется итоговая оценка, полученная по предмету в выпускном классе.

На каждого ученика нужно завести индивидуальный план, где записывается программа на год, фиксируются зачетные и концертные выступления, выставляются оценки, отмечается выполнение плана. Все оценки выставляются в журнал преподавателя и дневникобучающегося.

                                                Критерии оценки качества исполнения

 

По  итогам  исполнения  программы  наконтрольном урокепромежуточной аттестации выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически  качественное  и  художественно осмысленное  исполнение,  отвечающее  всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка  отражает  грамотное  исполнение  с небольшими  недочетами  (как  в  техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.  

2 («неудовлетворительно»)

комплекс  недостатков,  причиной  которых является  отсутствие  домашних  занятий,  а  также плохой посещаемости аудиторных занятий

9.Подбор репертуара

Исходя из многолетнего опыта педагогов, работающих на отделении специального фортепиано, можно сделать вывод, что ученик,  может пройти за год 6 – 8 произведений. Сюда должны входить этюды, пьесы различные по жанрам, в том числе – с элементами полифонии, а в старших классах произведения крупной формы. С большим интересом ребята работают над ансамблями, где каждая партия сама по себе не сложная, а в четырехручном исполнении произведение звучит интересно.

На уроках фортепиано занимаются по тем же сборникам, что и на отделении специального фортепиано. Это классический репертуар начинающих пианистов. Но надо учесть, что появилось много сборников новых изданий, в которые введены пьесы, ранее не исполняемые. Педагог должен хорошо ориентироваться в традиционной и новой фортепианной литературе, подбирать в репертуар ученика разнообразные пьесы, чтобы ребенок мог познакомиться с произведениями композиторов-классиков, а также пьесами современных авторов. Этюды надо подбирать на различные виды техники, с целью наиболее эффективного развития пианистических навыков. В программе дается обновленный репертуарный список, по которому рекомендуется заниматься в классе общего фортепиано. При подборе произведений нельзя забывать об индивидуальных особенностях и возможностях ученика.

10.Требования по годам обучения

1 год обучения

Знакомство с инструментом, развитие музыкально-слуховых представлений, изучение нотной и ритмической грамоты.

Организация пианистического аппарата: гимнастика для рук, пальцев и тела, упражнения на развитие координации движений, посадка и упражнения за инструментом, формирование игровых навыков на материале упражнений.

Исполнение пьес на nonlegato для 3, 2, 4 пальцев, затем игра со сменой рук и пальцев, постановка 1 и 5 пальцев и игра всеми пальцами.

 Осуществляем контроль за правильными, удобными игровыми движениями, следим за свободой мышечно-двигательного  аппарата.

 Воспитываем слуховой контроль  - связь между прикосновением и звуковым результатом.

 Переходим к игре legato, учимся играть мотивы из 2-х и 3-х звуков с опорой на разные звуки, осваиваем игру  4-5 нот под лигой. Каждую новую задачу вводим постепенно, изучаем игру staccato, учимся играть  двумя руками одновременно.

В течение учебного года ученик должен играть упражнения,10-12 пьес из сборников 1-го класса.

Разучить гаммы ДО и СОЛЬ мажор, ля минор – отдельно каждой рукой на одну октаву, аккорд - тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.

Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста.

     Изучать музыкальную терминологию.

В конце года  проводится  контрольный урок, обучающийся исполняет 2 разнохарактерные пьесы, в том числе ансамбль.

2 год обучения

В течение учебного года ученик должен изучить 10-12 пьес, несколько в порядке ознакомления. Усовершенствовать игру двумя руками, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

Изучить:

       - 2 -3 этюда

      -  3- 4 разнохарактерных пьесы

      - 1 пьеса с элементами полифонии

      - 2-3  ансамбля

Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа.

  Изучать музыкальную терминологию.

Техническое развитие. Продолжать разучивание гамм – РЕ, ЛЯ, ФА мажор, МИ и РЕ минор -   на две октавы отдельными руками.Играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками.

В конце года  проводится  контрольный урок, обучающийся исполняет 2 разнохарактерные пьесы, в том числе ансамбль.

3 год обучения

В течение учебного года  ученик должен играть упражнения для технического развития, пройти 10-12 различных по характеру и форме музыкальных произведений, в том числе ряд пьес  в порядке ознакомления:

     -  2-3 этюда

     - 1 полифоническое произведение или пьесу с элементами полифонии

     - вариации на тему р. н. песни или лёгкая сонатина

     -  пьесы, ансамбли  классического репертуара        

     - облегчённые переложения классической и популярной музыки, джазовые пьесы

Техническое развитие.Играть гаммы: МИ, СИ мажор и СОЛЬ и ФА минор  на 2 октавы, тоническое трезвучие с обращениями аккордами по 3 звука  и хроматическую гамму  на 2 октавы каждой рукой, дляболее продвинутых обучающихся - гаммы играть двумя руками.

 Читать с листа пьесы с несложным аккомпанементом  из сборников 1-го класса.

Изучать музыкальную терминологию.

В конце года  проводится  контрольный урок, обучающийся исполняет 2 разнохарактерныхпроизведения, допускается исполнение в ансамбле.

4 год обучения

В течение учебного года ученик должен играть упражнения для технического развития и изучить 8-10 различных по характеру и форме музыкальных произведений:

  - 2- 3 этюда

  - 1 полифоническое произведение

  - 1 произведение крупной формы

  - 2 пьесы классического репертуара

  - облегчённые переложения классической и популярной музыки, джазовые пьесы.

Продолжать игру в  ансамбле и заниматься чтением с листа, изучать музыкальную терминологию.

Техническое развитие. Расширить круг изучаемых тональностей до 4-х знаков. Ранее изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками. Гаммы и аккорды новых тональностей играть отдельными руками на 2 октавы. Расходящиеся гаммы от одного звука играть по выбору педагога и ученика. Начать изучение коротких арпеджио в одной – двух тональностях отдельными руками.

На контрольном уроке в конце года ученик должен исполнить 2 разнохарактерных произведения.

11. Репертуарный список

Рекомендуемые пособия: 1, 2, 3 год обучения.

  1. Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». (Задания по выбору педагога).
  2. Сафарова И. ИГРЫ для организации пианистических движений.
  1. Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано  (игровые упражнения).
  2. Глушенко М. «Волшебный мир фортепиано»  ч.1, 2.
  3. «Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова.
  4. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью».
  5. Геталова О. «Секреты Дилидона» - нотная грамота для маленьких музыкантов. Рабочая тетрадь, в которой даны необходимые теоретические знания, музыкальная терминология, творческие задания, которые помогут закрепить пройденный материал. Педагогу позволит сэкономить время урока и освободит от записи правил. Эта тетрадь в дальнейшем поможет повторять пройденный материал и готовится к техническим зачётам.
  6. Игнатьевы В. И Л. «Я музыкантом стать хочу».
  7. Милич Б.. Маленькому пианисту.
  8. Милич Б. Хрестоматия 1 класс.
  9. Королькова И. «Крохе-музыканту» ч.1,2.
  10. А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».
  11. Николаев А.. Школа игры на фортепиано.
  12.  «Весёлые нотки» 1 класс. Сост. С.Барсукова.
  13.  Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 класс,  выпуски 1, 2.

                                                                                                         Сост. С.Барсукова.

  1. Сумелиди А. «Малышатник».
  2. Геталова О. «Весёлый слонёнок». Фортепианные ансамбли.
  3. Тушинок О.В. «Забавное музицирование». Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Детские песни, популярные мелодии в облегчённом переложении.
  4. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. Ч.1.  
  5. Стрельбицкая Е. « Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше».

Во многих пособиях представлен музыкальный материал разнообразный по стилю, форме и жанрам, для всех направлений работы с учащимися. Педагог может выбрать упражнения, этюды, пьесы, детские песни и ансамбли исходя из индивидуальных возможностей обучающегося.

В нотных сборниках для 1 класса есть детские песни, пьесы композиторов классиков и популярные мелодии в ансамблевом переложении, которые по желанию обучающегося впоследствии можно выучить в двухручном исполнении:

 - М.Красев. «Ёлочка»,

- В.Витлин. «Дед Мороз»,

-Л.Бекман. «В лесу родилась ёлочка»,

- В.Шаинский. «Песенка про кузнечика», «Песенка Чебурашки»,

- Г.Гладков. «Песенка львёнка и черепахи»,

- С.Савельев. «Песенка кота Леопольда» и другие.

- П.Чайковский. «Болезнь куклы», «Танец маленьких лебедей»,

- Л.Бетховен. «Сурок», «Романс» из сонаты Соль мажор,

- Р.Шуман. «Смелый наездник», «Весёлый крестьянин» и другие.

          Для начинающих педагогов можно рекомендовать  методические поурочные            разработки Е.А.Стрельбицкой:

  «Начинаю играть на рояле» или 30 первых уроков маленького пианиста ч.1,

  «Начинаю играть на рояле» или первая академическая программа

                                                                  маленького пианиста ч.2.

1 год обучения

Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная:

- Андреева М.«Ехали медведи»

- Артоболевская А. «Вальс собачек»

- английская народная песня «Игрушечный медвежонок» ансамбль

- Берлин Б. «Пони-звездочка»

- Визная И. «Вальс»

- Витлин В. «Серенькая кошечка»

- Геталова О. «Рыжий кот»

- Геталова О. «Добрый гном»

- Геталова О. «Часы»

- ГретриА.«Кукушка и осел»

- Красев М. «Гуси»

- Красев М. «Елочка»

- Лещинская Ф. «Лошадки»

- Литовко С. «Паровозик»

- Металлиди Ж. «Кот-мореход»

- польская народная песня «Два кота»

- русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

- русская народная песня «У кота-воркота»

- русская народная песня «Каравай»

- Тиличеева Е. «Про елочку»

- Томпсон Д. « Вальс гномов» ансамбль

- украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»

- Уотт Д. «Три поросенка» ансамбль

- Филиппенко «Цыплята» ансамбль

- французская народная песня «Колыбельная» ансамбль

- Игнатьева В. «Тихая песня» ансамбль

Этюды

- Беркович И. «Маленькие этюды» №№ 6-14

- Гедике А. Соч. 6. «20 маленьких пьес для начинающих»

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1 Сост. «Фортепиано». 1

класс. Ред. Б. Милич (этюды по выбору).

- Черни К. Избранные фортепианные этюды (ред. Гермера). Ч.1 №№ 4-10.

- «Школа игры на фортепиано». Ред. А. Николаева (этюды по выбору).

Произведения крупной формы

- Беркович И. Сонатина C-dur,Вариации «Во саду ли, в огороде»

- Гедике А. Соч. 36. №20. Сонатина C-dur

- Литкова А. Вариации на тему «Савка и Гришка».

- Салютринская Т. Сонатина D-dur.

- Тюрк Д. Сонатина C-dur.

- Штейбельт Д. Сонатина C-dur.

- Хаслингер Т. Сонатина C-dur.

Полифонические произведения

- Бах Ф. Менуэт.

- Власова Л. «На лужочке, на лугу».

- Каттинг Ф. Куранта.

- Корелли Ф. Сарабанда.

- Кригер И. Менуэт.

- Любарский Н «Дедушкин рассказ»,«Чешская песня».

- Моцарт В. Менуэт C-dur,Ария Es-dur.

- Моцарт Л. Менуэт d-moll.

- Сигмейстер Э. «Песня в тёмном лесу».

- Сперонтес. Менуэт d-moll.

- Телеман Г. Пьеса.

- Тюрк Д. «Весёлый Ганс»,«Спи, усни».

Пьесы

- Александров А. «Новогодняя полька».

- Берлин Б. «Марширующие поросята».

- Бетховен Л. «Немецкий танец».

- Глинка М. «Жаворонок».

- Гречанинов А. «В разлуке»,«Мазурка».

- Кабалевский Д. «Вроде вальса»,«Ёжик»,«Маленькая полька».

- Канэда В. «Марш гусей».

- Кореневская Н. «Дождик».

- Любарский Н. «Курочка».

- Майкапар С. «Вальс», «В садике», «Дождик», «Мотылёк», «Пастушок».

- Моцарт В. «Вальс».

- Стрибогг И. «Вальс петушков».

- Шевченко С. «Весенний день».

- Штейбельт Д. «Адажио».

- «Я музыкантом стать хочу». Сост. В. Игнатьев (по выбору).

Ансамбли

- Глинка М. «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

- Калинников В. «Киска».

- Металлиди Ж. Пьесы для фортепиано в 4 руки (по выбору).

- Моцарт В. «Ария Дон Жуана» из оперы «Дон Жуан»,«Песня»

- Прокофьев С. «Болтунья».

- Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца».

- Чайковский П. «Мой садик», «Вальс цветов».

- Шеринг Д. «Колыбельная».

- Шуберт Ф. «Шарманщик», «Вальс», «Швейцарская песенка».

2 год обучения

Этюды:

- Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано  (игровые упражнения).

- Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.

       - Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.Этюды №№ 3-7, 9.

- Шитте Л. 25 маленьких этюдов  оp.108: №№ 1-15.

       - Шитте Л. 25 лёгких этюдов  оp. 160: №№ 1-20.

 -Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1: №№ 1-16.

 - Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 16-21.

- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:                                                    

Этюды  №№ 2, 6, 7, 10-13, 16, 18, 21.

 - Милич Б. Фортепиано. 1 класс (по выбору).

 - Николаев А. Школа игры на фортепиано (по выбору).

      Полифонические произведения: 

 - Бах И.С. Волынка.

 - «Весёлые нотки».1-2 класс. Сост.С.Барсукова. Пьесы с элементами полифонии:

      №№ 27-33.

- Контрданс. Старинный танец.

 - Кригер И. Менуэт ля минор.

- Леденёв Р. Маленький канон.

- Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Менуэт Си-бемоль мажор из сборника В. и Л.Игнатьевых. «Я музыкантом стать хочу».

 - «На горе, горе» укр.н.песня.

 - «На речушке на Дунае» р.н.песня.

 - Нефе К. Старинный танец                                      

 - Моцарт Л. Менуэт ре минор.

 - Сперонтес С. Менуэт.

 -Телеман Г. Гавот.

- Тюрк Д. Ариозо.

Произведения крупной формы: 

- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1, № 4, Сонатина (в старинном стиле) соч.1 №2.

- Вильтон К. Сонатина

- Гайдн Й. Анданте.

  -Потоловский Н. Песенка с вариациями.

  -Тюрк Д. Сонатина.

- Штейбельт Д. Адажио.

 Хрестоматии и репертуарные сборники: 

- «Весёлые нотки». 1 класс. Сост. С.Барсукова. Особенность данного учебного                                        

    пособия заключается в том, что изучение нот басового ключа начинается с 3        

    нот и постепенно диапозон  нот в левой руке увеличивается. В сборнике

    представлены пьесы и ансамбли разных стилей и жанров  ранее не

    издававшиеся.

 - Геталова О., Визная И. « В музыку с радостью».

 - «Калинка» ч. 1. Альбом начинающего пианиста под ред. А.Бакулова и К.Сорокина.

 -  Милич Б. Фортепиано 1 класс, 2 класс.

 - Музыка для детей вып.1.Сост.К.Сорокин.

 -  Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 классы вып. 1, 2. Сост. С.Барсукова.

 

     - Хрестоматия. 1 часть. Пьесы, этюды, ансамбли, крупная форма,    

      полифонические пьесы. Сост. В.Григоренко.

- Фортепианная тетрадь юного музыканта вып.1. Сост. М.Глушенко.  

- Хрестоматия для фортепиано 1класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин, А.Туманян.

- Хрестоматия. Альбом ученика-пианиста. 1 класс. Сост. Г.Цыганова, И.Королькова.  

- Юным  пианистам. 1 выпуск. Сост. В.Шульгина, Н.Маркевич.

Пьесы:

 - Благой Д. Шуточка.

 - Виноградов Ю.  Танец медвежат.

 - Гедике А. Пьесы: Танец, Плясовая, Полька.

 - Гречанинов А. Детский альбом: В разлуке, Маленькая сказка, Скучный рассказ.

 -  Джаз для детей вып.1. Сост. С.Барсукова.

 - Иордан И. Охота за бабочкой.

 - Кабалевский Д. Избранные пьесы: Ночью на реке, Частушка.

- Кореневская И. Дождик.

- Майкапар С. Бирюльки: Пастушок, В садике, Дождик, Мотылёк.

- Роули А. В стране Гномов.

 - Рыбицкий Ф. Кот и мышь.

 - Сумелиди А. «Басовые картинки».

- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки»: Баба-яга, Песня, Биф, Жук, Прогулка,    

           Мурка танцует.

 -Чайковский П. «Детский альбом»: Болезнь куклы.

 - Шмитц М. Джазовые пьесы (по выбору).

Ансамбли:

 - Азбука игры на фортепиано. Сост. С.Барсукова.

- Бетховен Л. Сурок.

- Вивальди А. Финал из Маленькой симфонии №1.

- Геталова О. «Весёлый слонёнок». Фортепианные ансамбли.

 - Моцарт В. Отрывок из 1 части симфонии № 40.

- Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. Ч.1.  

- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше.

 - Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано: Хорошее настроение, Танец утят.

-Тушинок О.В. «Забавное музицирование». Ансамбли для фортепиано в 4 руки.

                           Детские песни, популярные мелодии в облегчённом переложении.  

- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ вып.1. Сост.Е.Лепина.

3  год обучения

Этюды:

 - Черни К. Избр. фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.Этюды №№ 14-16, 18, 44.

 -  Шитте Л. 25 маленьких этюдов  оp.108 (по выбору).

 -  Шитте Л. 25 лёгких этюдов  оp. 160: №№ 21-25.

 -  Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

                         Этюды №№ 22, 25, 26, 28,30, 31, 35, 39, 45.

 -  Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 ( с №17 по выбору).

 -  Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.

 

 - Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс.                                          

                        Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.

            Раздел 1: №№ 3, 5, 10.

            Раздел 3: №№ 2, 4, 8.

            Раздел 5: № 1.

            Раздел 6: №№ 1, 4.

Полифонические произведения:   

- «Ах ты зимушка-зима» р.н.песня.

- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.

- Бах И.С.. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор, Ария ре минор.

- Гайдн Й. Менуэт Соль мажор.

- Каттинг Ф. Куранта.

- Кларк Ж. Марш.

- Кригер И. Менуэт ля минор.

- Моцарт. Менуэт Фа мажор, Ария Ми-бемоль мажор.

- Пёрселл Г. Прелюдия.

       - Пирумов А. Маленькая инвенция.

 Произведения крупной формы: 

- Бетховен Л.. Романс из сонатины Соль мажор в 4 руки. Обр. Е.Стрельбицкой. 

- Беркович И. Сонатина  Домажор, Соль мажор.

 - Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 № 3.

- Вильтон К. Сонатина.

- Диабелли А. Аллегретто.

-Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка

                                                                                                             сделали дуду».

- Моцарт В. Анданте Ми-бемоль мажор, Аллегро  Си-бемоль мажор.

- Назарова-Метнер Т. «Зайчик ты, зайчик» (на тему русской народной песни).  

- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1. Сост. С.Барсукова

 - Сонатины и вариации 1-2 класс вып.2. Сост. С.Барсукова.

      - Хаслингер Т. Сонатина  До мажор. - ШтейбельтД.Адажио, Сонатина  До мажор.

 Хрестоматии  и  репертуарные сборники:

 - «Калинка» ч.1. Альбом начинающего пианиста под ред. А.Бакулова, К.Сорокина.

- Милич Б. Фортепиано. 2 класс.

- Музыка для детей вып.1 под ред. К.Сорокина.

 -Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 класс вып.2.Сост. С.Барсукова.

  -Сборник пьес «Весёлые нотки» 1-2 класс вып.2. Сост. С.Барсукова.

- Фортепианная тетрадь юного музыканта вып.1. Сост. М.Глушенко.

 - Хрестоматия. Пьесы, Этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы.

Часть 1. Сост.В.Григоренко.

-Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин, А.Туманян.

- Хрестоматия. Альбом ученика-пианиста  2 класс.  Сост. Г.Цыганова, И.Королькова.

-Юным пианистам вып.1. Сост. В.Шульгина, Н.Маркевич.

Пьесы: 

 - Беркович И. Танец куклы.

 - Гедике А. Альбом пьес: В лесу ночью.

 - Гречанинов А. Пьесы: Мазурка, Необычное происшествие.

 - Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Марш, Колыбельная, Полька.

- Кабалевский Д. Избранные пьесы: Клоуны, Вроде вальса, Печальная история.

- Майкапар С. «Бирюльки»: Маленький командир, Мимолётное видение.

                            «Миниатюры»: Раздумье, Вальс.

- Парцхаладзе М. Хоровод.

- Петерсен Р. Марш гусей.

- Хачатурян А. Скакалка.

- Чайковский П. «Детский альбом»: Старинная французская песенка.

                                  Танец маленьких лебедей.  

  -Шуман Р. Альбом для юношества:  Марш, Смелый наездник, Первая утрата.

 

  -Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 3. Джазовые миниатюры и песни.

Ансамбли: 

- Бетховен Л. Марш из музыке к пьесе « Афинские развалины».

- Бизе Ж. Хор мальчишек из оперы «Кармен».

- Ваньгал Я. 2 пьесы.

- Глинка М. Полька.

- Градески Э. Счастливые буги.

- Когда не хватает техники ред. Е.Медведовского:

- Соловьёв-Седой В.  Подмосковные вечера.

 - Спадавеккиа А. Добрый жук.

- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.

 - Чайковский П. Танец маленьких лебедей. Переложение В.Малинникова.

                                Вальс из балета «Спящая красавица».

- Штраус И. Анна-полька,

4  год обучения

Этюды: 

- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.

- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.

- Черни К. Избранные этюды под редакцией Г.Гермера ч.1.

                                  Этюды №№ 12-14, 26.

       - Шитте Л соч.108. 25 маленьких этюдов: №№ 16, 21-23.

- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

                                                          Этюды с № 49 (по выбору).

 - Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс.

      Сост.Р.Гиндин, М.Карафинка.

          Раздел 1: №№ 2, 8.  

          Раздел 2: №№ 7, 8.

          Раздел 3: №№ 2, 6.  

     Раздел 4: № 2.

     Раздел 5: № 2.            

     Раздел 7: № 4.

Полифонические  произведения:

  - Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.

  - Бах И.С. Нотная тетрадь А.М.Бах: Менуэты Соль мажор и ре минор,

                    Полонез соль минор, Ария ре минор.  

  - Бём Г. Прелюдия.

  - Бланджини Ф. Ариетта.

   -Гендель Г. Ария ре минор, Менуэт.

  - Корелли А. Сарабанда.

  - МоцартЛ. Менуэт ми минор.

  - Пёрселл Г. Ария ре минор.

 

   

Произведения крупной формы:

- Беркович И. Вариации на тему р.н. песни «Во саду ли, в огороде»,

Вариации на тему р.н.песни «Коровушка» в 4 руки.

- Ванхаль Я. Сонатина До мажор

- Гедике А. Сонатина До мажор.

- Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка

                                                                                                             сделали дуду».

- Назарова Т. Вариации на тему р.н.песни «Пойду ль я, выйду ль я».

- Рейнеке К. Маленькое рондо.

 - Хаслингер Т. Сонатина До мажор.

 - Щуровский Ю. Вариации на чешскую песню.

 Хрестоматии  и  репертуарные сборники:

- Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста.

- Милич Б. Фортепиано 2, 3 класс.

- Моцарт В. Четырнадцать детских пьес.

-«Музыкальная мозаика» 2-3 класс, вып.5. Сост. С.Барсукова.

-Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 3-4 класс вып.2.Сост. С.Барсукова.

- Сборник пьес «Весёлые нотки» 3-4 класс вып.2. Сост. С.Барсукова.

- Хрестоматия. Альбом ученика-пианиста  2 класс.

                                                    Сост. Г.Цыганова, И.Королькова.

- Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н.Любомирова, К.Сорокин,  

А.Туманян.

- Хрестоматия. Пьесы, Этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы.

                               Часть 2. Сост.В.Григоренко.

- Юным пианистам вып.2. Сост. В.Шульгина, Н. Маркевич.

Пьесы: 

- Альперин Л. Петрушка.

- Барток Б. Избранные детские пьесы (по выбору).

- Беркович И. Марш Фа мажор.

- Бертолотто И. Ритм блюза.

- Бетховен Л.. Сурок.

- Весняк Ю. Полька.

- Вольфензон С. Капель.

- Геворкян Ю. Обидели.

 - Гречанинов А. Грустная песенка, Вальс, Маленький попрошайка.

- Жилинский А. Мышки.

- Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Мишкин вальс, Яга, Заколдованный замок.

- Чайковский П. Детский альбом: Новая кукла.

 - Кабалевский Д. Вальс ре минор.

- Коровицын В. Детский альбом (по выбору).

- Любарский Н. Плясовая.

 - Майкапар С. Колыбельная, Сиротка, Осенью, Тревожная минута

 -Накада Е. Танец дикарей.

- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 3. Джазовые миниатюры и песни.

- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки»: Чарли Чаплин, Ми-вальсик,

                                                                                     Шутка, Романс.

- Флярковский А. Пони, Романс.

 -Цильхер П. У гномов.

 - Шостакович Д. Шарманка.

- Щуровский Ю. Вальс- шутка.

Ансамбли: 

- Балаев Г. Фортепианные ансамбли (по выбору).

- Бетховен Л. Три немецких танца.

- Геталова О. «Весёлый слонёнок».

                           Ансамбли для младших и средних классов ДМШ.

- Грибоедов А. Вальс ми минор.

- Иванов-Радкевич Н. Марш.

-МедведовскийА. Когда не хватает техники. Ансамбли для фортепиано

                                                                                                                     (по выбору).

- Моцарт В. Турецкий марш.

- Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

 - Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ вып.1. Ред. Е.Лепина

 -«Чарующий ритм» фортепианные ансамбли в 4 руки. Сост.Е.Анисимова,

А.Кормишина.

- Шуберт Ф. Экосезы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

- Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.-М.,  Ленинград,1979.

- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы

                                                обучения пианиста. -Классика - ХХI, 2004.

- Бурштейн А. Методическое пособие: Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в

классе фортепиано ДМШ. – Калинин, 1980.

- Геталова О. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. Фортепиано.    

Музыкально-эстетическое развитие детей. – Композитор, Санкт-Петербург, 2009.  

- Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. – Музыка, Л.,1985.

- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 класс. - Киев. Музична Украина,1977.

                     Воспитание ученика-пианиста. 3-4 класс. - Киев.Музична Украина, 1979г.

- Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., Музыка, 1982.

- Науменко С. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе  

индивидуального обучения. -Журнал «Музыкальная психология и  психотерапия» №1, 2010.

- Программа  для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - Москва, 1973.

- Программа для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. – Москва, 1988.

  - Примерная программа для ДМШ и ДШИ. Музыкальный инструмент фортепиано.

                                                                         Сост. В.А.Салахадинова, - Москва, 2006.

- Роль и значение репертуара в воспитании музыканта. Методическая разработка

                   для преподавателей ДМШ. - Москва. 1988.

- Стрельбицкая Е. Учебно-методические пособия:

                         «Начинаю играть на рояле» части 1, 2.

                         «Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами,        

                           арпеджио и аккордами». - Москва, 2006.

- Тимакин Е. Воспитание пианиста. – Москва, Сов. Композитор, 1989.

 - Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. - С.,1998.

- Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков». – Ленинград, Музыка, 1971.