Доклады

Василенко Ольга Станиславовна

Методические доклады

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Доклад по теме

«Музыкальное воспитание по системе Карла Орфа»

Педагог:                                                                                         Мулюкова О. С.

г. Нягань

Октябрь

2011 год

Основная цель Карла Орфа – воспитать личность и развить музыкальность через музицирование[1].

Основные принципы музыкального воспитания Карла Орфа изложены в «Шульверне»[2] - пособии по воспитанию детей. Это результат творческих поисков Орфа, который создан совместно с Кейтманом. В первом издании (1931) основной упор делается на движения («Из движения музыка, из музыки танец»). Во втором издании (1948) первостепенная роль отдана ритму и музыке. Основой является движение и игра на элементарных музыкальных инструментах, а также речевые упражнения и пение.

Пособие ставит определенную задачу – помочь детям овладеть основами музыки. Элементарная музыка – это музыка, связанная с движением, танцем, словом, в нее нужно самому включаться как участнику.

В мелодии отправной интонацией служит «малая терция» (м.3) – «зов кукушки», затем мажорная пентатоника (б.2 – б.2 – м.3 – б.2).

Речевой основой служат имена, считалочки, песенки.

Карл Орф считал, что инструменты для музицирования должны:

  1. Иметь высокое качество звучания.
  2. Быть просты и доступны в обращении.

Основу оркестра Карла Орфа составляют мелодические инструменты (ксилофон, металлофон), ударные инструменты (литавры, тарелочки), очень простые духовые инструменты (продольная флейта или блокфлейта) и смычковые инструменты.

На занятиях с маленькими детьми нотная запись вводится раньше, чем изучаются ноты. Дети постепенно подводятся к знаковой фиксации музыки. Педагог направляет фантазию ребенка на поиски нужного элемента в сочинении мелодии, ритма к данному тексту, но так незаметно, что у детей создается впечатление самостоятельности. Из предложенных вариантов, дети выбирают лучший и фиксируют в записи, а затем воспроизводят в исполнении. В каждой песенке сочиняется вступление, сопровождение и заключение. Сопровождение бывает в виде «бурдона»[3] или ритмического остинато[4], причем ритмическая импровизация предшествует мелодической.

В 1932 году Карлом Орфом была создана танцевальная группа с собственным оркестром, где дети могли меняться местами.

На сегодняшний день в школе в занятия входят гимнастические упражнения, способствующие развитию чувства ритма через движения. Это разнообразные движения рук, локтей, кистей, ходьба – медленно, быстро, на пятках, на носках, «восьмерками», зигзагами, с переменным направлением, остановками, поворотами, поскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями. Бег – как в заданном ритме, так и в производном. Все упражнения даются с пояснениями «весело», «задорно», «крадучись» и т. д. и сопровождаются игрой на инструментах другой группы детей.

Для вырабатывания чувства ритма дети пользуются методом «вербального эквивалента»[5]. До овладения игрой на инструменте,  используются руки и ноги. Карл Орф вводит в урок т. н. «звучащие жесты»:

  • хлопки (в записи хл.);
  • притопывания (в записи пр.);
  • шлепки (в записи шл.);
  • пальцы (в записи П.) и др.

Например:

          Гусь поет, а бычок держит скрипку и смычок.

Хл.

Шл.

П.

После того, как дети прорабатывают несколько жестов, они могут самостоятельно разрабатывать несложные ритмические партитуры из разных ритмических рисунков. Можно предложить составить ритмическое рондо[6].

Например:

АВАСА, где

А    Всяк играет и поет, пусть один теперь начнет.

В    Гусь поет, а бычок держит скрипку и смычок.

С    Ку – ку, сколько раз прокукуешь ты для нас?

Работа в форме рондо тренирует внимание, учит переключаться с одной ритмической группы на другую.

Затем от ритмической импровизации[7] можно перейти к мелодической.

Например:

  • к тексту А – задание в импровизационном плане – исполнение движения по звукам мажорного трезвучия;
  • к тексту В – движение скачками;
  • к тексту С – исполнение интонаций зова.

Далее сочиняется вступление и заключение, сочетающиеся ритмическим аккомпанементом с речевыми упражнениями, что упрощает общую картину.

Одним из действенных средств развития чувства ритма у детей является игра «эхо». Суть ее в том, что ритм, заданный педагогом точно воспроизводится детьми. «Эхо» вырабатывает координацию движения, реакцию на ритм. Для развития чувства формы, очень эффективна игра «эхо» с продолжением. Педагог начинает фразу, ребенок ее заканчивает. В качестве речевых упражнений могут вводится каноны.

Мелодические дополнения или задания на завершение начатой мелодии нужно вводить, начиная с неширокого диапазона, указывая какие – либо ориентиры: типы движения мелодии, лад, количество тактов. Карл Орф опирается на бесполутоновые лады (пентатоника).

При работе над двухголосием, голоса могут соотноситься с основной мелодией по принципу вторки или бурдона. Получившееся многоголосияе может быть как гомофонно – гармонического, так и полифонического склада.

Ритмическое остинато можно использовать в повседневной работе на уроках сольфеджио. Его целью является освоение какой – либо ритмической группы, развитие ощущения жанра, творческих навыков в сочинении аккомпанемента.

Например:

Берем ритмическую группу из 1 – 2 – х тактов, в зависимости от фразировки, и исполняем хлопки или играем на ударных инструментах на протяжении пропеваемого музыкального периода.

Каждое остинато осваивается на одном занятии. Из нескольких остинато можно составить ритмическое сопровождение к песне, исполняя ее словами или с названием нот. При этом каждое остинато необходимо темброво дифференцировать, т. е. поручить исполнять детям, играющим на разных инструментах.

При введении остинато следует запомнить следующие правила:

  • более сложный ритм должен накладываться на ритм примера по принципу контраста (сложный ритм остинато – к простому ритму примера);
  • к каждой части музыкального примера должно подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы;
  • ритм вступления и заключения должен быть контрастен ритмическому остинато;
  • ритмическое остинато должно начинаться и заканчиваться на сильную долю (например: М. И. Глинка опреа «Иван Сусанин» - краковяк (АВА ).

Для вступления и заключения можно использовать        остинато.

Для А –          остинато.

Для В –              остинато.

Такой вариант хорошо оттеняет ритм примера.


[1] Музицирование – умение читать с листа, играть в другой тональности, фактуре, досочинить мелодию, ритм, сопровождение.

[2] «Шульверн» в переводе «школа творчества».

[3] С французского – «густой бас».

[4] С латинского – «упорный, упрямый».

[5] Усвоение ритмической группы через слово.

[6] С французского - «круг».

[7] С латинского – «неожиданный».



Предварительный просмотр:

Управление по культуре и искусству Администрации города Нягани

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗВАНЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»  

Методический доклад по теме:

«Значение предмета «Сольфеджио» в курсе детской школы искусств»

Подготовила

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Чиркова Ольга Станиславовна

г. Нягань

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предмет сольфеджио
  2. Основные требования к уроку
  3. Из личного опыта о некоторых методических находках и приемах
  4. Осуществление контроля над учебной работой учащихся
  5. Преподаватель в музыкально-воспитательном процессе
  6. Заключение

1 ПРЕДМЕТ СОЛЬФЕДЖИО

Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.

Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность воспринимать и осознавать музыку, переживать ее.

Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант. На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем.  Привитые желания и умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.

Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.

Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным дисциплинам. Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности. Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И на самом деле на уроках сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает.

2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок сольфеджио, имея сложную структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая интонационно к предстоящей работе.

В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между интонированием и музыкальным слухом. Являясь первоосновой певческой интонации, музыкальный слух сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному тексту.

На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный момент. Поэтому чтение с листа необходимо проводить регулярно и систематически.

Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала являются доминирующим разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.

В этой части занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной подготовки.

Из огромного количества диктантов нужно выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы.

Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу. Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой.

Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными.

Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию. А не узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования, от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса.

3 ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ НАХОДКАХ И ПРИЕМАХ

Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно доступность формулировок теоретических понятий максимально облегчают их восприятие и усвоение.

Лад. Тональность.

В младших классах я определяю понятие лада – это когда звуки ладят между собой, дружат. И обязательно предлагаю детям послушать и определить «дружат звуки или не дружат?»  Исполняю До мажор, например, а потом неправильную тональность с включением «чужих» звуков. И далее уже можно рассказывать про настроение мажора, минора. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом – говорим о звуках. В чем их отличие? Конечно в высоте! А теперь все очень просто: вся информация о тональности находится на поверхности. И в итоге дети сами ее находят. Что такое До мажор?  Это мажорный лад от звука «До». Вот и определение тональности.  

Нотный период, ритмический рисунок.

В первом классе я использую на уроках цветные ноты. Они прекрасно располагаются на нотном стане. Дети младшего возраста с удовольствием выставляют нотки, нарабатывая первые опыты в ритмическом и мелодическом диктанте. Такой метод вносит разнообразие в ход урока, и каждый ребенок стремится показать свои умения и знания. Также можно использовать магниты с изображением смайликов для выставления тонов и полутонов.

Тон, полутон. Интервалы. «Линейка полутонов и интервалов»

Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить дети. Можно предложить детям сделать рисунки веселого Тона и всегда грустного Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов). Далее эта тема активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно - начнутся обязательно проблемы. Есть еще вопрос о тонах и полутонах в интервалах. Как детям объяснять качественную величину? Кто-то из преподавателей объясняет исключительно на полутонах. Как правильно сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются разные обозначения количества. Но я считаю, что логичнее видеть целое, а потом детали. Поэтому понятие ТОН не игнорирую.

Слуховой анализ

Эта форма работы на уроках у многих учеников вызывает чувство неприятия. Почему? Потому что не получается. Не нравится то, что не получается. В работе над слуховым анализом я разработала свою систему, основанную на мотивации успеха. После определения интервалов в письменном виде – я называю правильные ответы, ученики сами отмечают ошибки и ставят себе оценки. На следующем уроке мы сравниваем результат. И когда результат улучшается – у детей появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу, результат заметно улучшается. И они с нетерпением ждут на уроке именно это задание. В итоге эта форма работы становится самой любимой. Активизируется развитие слуховых навыков. Повышается мотивация к слуховой деятельности.

Сольфеджирование и интонационная работа.

Очень важно научить детей осознанно ориентироваться в нотных примерах. В интонационных упражнениях полезно использовать вертикальную линейку ступеней. Обычно я играю тонику или необходимую ступень тональности. Ученикам предлагается петь ступени лада, которые я говорю или показываю на доске. Для этого упражнения я использую изготовленную табличку ступеней.

После такой подготовки можно переходить к чтению с листа, но с обязательным предварительным анализом текста, что обеспечит более высокий результат. В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко и невысоко, т.е. избегаю высокой тесситуры и широкого диапазона в мелодиях, требующих большой гибкости голоса и настоящих вокальных данных, навыков и умений.

Чтобы аналитическая работа проходила успешнее и эффективнее, требую от учащихся заниматься ею при самоподготовке дома. Плюс к этому – определение отдельных звуков в разных регистрах заданной тональности и интервалов, играя их на инструменте, не глядя на клавиатуру. Также полезно пение интервалов и аккордов вверх и вниз от заданного звука, проверяя их на инструменте и убеждаясь в их правильности.

4 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ

Уроки сольфеджио, также, как и любые другие предметы, нуждаются в такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением своих учащихся на каждом этапе работы, т.е. учет знаний, навыков, умений должен включаться во все звенья учебно-воспитательного процесса.

Главное – это систематически выявлять уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценивать его. Учет знаний имеет целью не только установить, что именно освоено недостаточно. Но и найти причину этого. Чтобы в дальнейшей работе устранить недостатки в навыках сольфеджирования, пения по нотам с листа, нотно-музыкальной грамоты и слушания музыки.

Проверять и оценивать знания учащихся на уроках сольфеджио можно в самых различных формах: и в текущей работе, и в подведении итогов в конце четверти, полугодия или года. Проверку и оценку знаний важно проводить так, чтобы и при индивидуальном опросе активно работала вся группа. Систематический опрос побуждает учащихся к регулярной работе.

Крайне важно, чтобы оценка не только показывала уровень подготовленности учащегося, но и способствовала его дальнейшему музыкальному росту. Вопросы по теории стараюсь всегда увязывать с музыкой.

5 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В любой учебно-воспитательной деятельности, в том числе и на уроках сольфеджио, решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!

Огромную роль в успешной преподавательской работе играет его умение наладить с детьми контакт, найти с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать. Основано это умение на уважении к личности ребенка. Все дети талантливы по-своему! И важно понимать, и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.

Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе, терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования в процессе обучения технических средств.

Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку. Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать, воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в заповедные ее тайны. И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность.  И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем.

«Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее» (А.С. Белкин).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999.

2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.

3. Н.Ф.Тихомирова Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.

http://www.rusnauka.com

V «Международная научно-практическая интернет-конференция»

«Новейшие научные достижения – 2009»

4. Интернет-ресурсы:

http://skryabincol.ru/index.php?option=com

http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija