Методическая разработка " Вопросы вокально-хорового воспитания и обучения на уроках музыки"

Методическая разработка по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx31.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»

Вопросы вокально-хорового воспитания и обучения на уроках музыки

преподаватель Арван О.Э.

Санкт-Петербург 2016 год

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен. Выразительное, художественное исполнение требует владения вокально-техническими навыками. Поэтому правильное воспитание певческого голоса учащихся на основе всестороннего развития музыкального слуха (мелодического, гармонического, вокального, ритмического, динамического) — первоочередная задача.

Воспитание певческого голоса, развитие музыкального слуха происходит на протяжении всех лет занятий с детьми.

Принципы отбора репертуара;

  1. Учитывать физиологические особенности детей в данном конкретном возрасте.
  2. Знать уровень подготовленности учащихся данного коллектива.
  3. Подчинить репертуар учебно-воспитательным задачам.
  4. Развивать хороший музыкальный вкус, музыкальный кругозор учащихся.
  5. В результате правильного подбора репертуара развиваются мышление, внимание, память детей, их эмоциональная отзывчивость на музыку. ^

ДЫХАНИЕ

у детей до десяти лет нет специального певческого дыхания. Внепевческое дыхание у детей обычно совпадает с певческим. Нужны различные вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох - спокойно, без напряжения. В данной работе часто используется игра. Дети должны представить, что в руках каждого из них роза. Вдруг розы раскрываются пышными и большими. Дети удивляются вместе со взмахом руки дирижера, и все тихо говорят: “ах!”. Вместе с началом ауфтакта “мы удивляемся”, затем мгновенно задержка дыхания от удивления - и поют “фа”, “соль” первой октавы на гласный “а”.

Дышим как в лесу на берегу моря. Задерживаем дыхание, выдыхаем быстро, медленно.

Шуточные упражнения: представьте, что у вас нос на животе, на спине, на боку, и другие.

ПЕВЧЕСКОЕ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ

Певческий голос должен звучать ровно. В начале работы по звукообразованию важна выработка кантилены. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных; округление “белого звука”. Выработка чистого унисона. Вести всю вокальную работу в негромкой динамике (тр). Необходимо точно формулировать певческую задачу. Вырабатывать сознательное и критическое отношение детей к своему пению. Учить слушать себя и своих товарищей в пении. Примеры игр. Крик и пение. Рычим как тигр; первобытные люди преследуют добычу; боевой клич индейцев; обезьяны убежали из зоопарка. Укачиваем ребенка: поем мягко, свободно, распевно, округло.


Игра “Отпускаем из клетки птиц”. В большой красивой клетке сидят маленькие разноцветные птички; птица ”у”, птица ”о”, птица ”а” и т.д. Открываем клетку так, чтобы птицы не испугались, чтобы им было удобно взлетать. Птицы летят далеко, свободно. Помогая рукой, пропеваем гласные “у, о, а” и т.д.

Упражнение на умение тянуть длинные звуки и снимать их по руке учителя. Как измерить длину носа у аиста? Как измерить длину хвоста у удава? Измеряем хлопками. У кого удав больше? Чей аист самый длинноносый?

Дли — и — и


АРТИКУЛЯЦИЯ. ДИКЦИЯ.

Необходимо работать над мягким, свободным опусканием нижней челюсти без напряжения лицевых мышц при выполнении распевок, упражнений.

Важно познакомить детей с правилами вокального деления на слоги: согласные, которыми заканчивается слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову; одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова, поются отдельно; слог “ться” поется как “ца” и т.п.

Обязательно обратить внимание детей на активность губ, на четкое произнощение согласных, особенно в конце слова и при скоплении их в соседних слогах. Правильно соотносить ударные и безударные слоги. Формировать единообразное и одновременное произношение.

Полезно включать в работу скороговорки.

Пропевание с четким произношением, постепенно ускоряя темп:" Как под горкой, под горой торговал старик золой", "Куры, гуси да лягушки наклевалися петрушки, закусили лебедой, побежали за водой" и другие.

Игра "Отгадай, что говорю": беззвучно произносим слова, фразы, стараюсь понять друг друга.

Важнейший метод работы - метод предупреждения ошибок.