Статья "Поиск активизации музыкальной деятельности учащихся"

Основные вопросы: 

1) Постоянный творческий поиск учителя.

2) Игра на свирели как поиск активизации музыкальной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»

Поиск активизации музыкальной деятельности учащихся

Основные вопросы:

I Постоянный творческий поиск учителя.

II Игра на свирели как поиск активизации музыкальной деятельности учащихся.

преподаватель Арван О.Э.

Санкт-Петербург 2016 год

 Стремительно мчится время. Все меняется вокруг: мир, общество, люди, взгляды... Меняются и наши ученики, меняемся и мы.

Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна профессия учителя.

Искать новое - также естественно для учителя, как жить, но не всегда поиски приносят радость открытия, но без поиска, без эксперимента нет жизнеспособности предмета в целом. Пока интересно учителю - интересно детям; стандарт, штамп - главный враг нашей работы. Только постоянное творчество учителя рождает сотворчество, сотрудничество с учениками.

В своей работе хочется избежать торопливости, суеты, калейдоскопичности в смене музыкального материала; хочется объединить в один блок произведения одного автора или связанные одной темой, дав детям возможность глубже усвоить, понять, запомнить звучащую музыку.

Необходимо обеспечить логику развития внутри темы, тематического блока.

Необходимо предусмотреть возможность повторения наиболее важных, с точки зрения усвоения темы, произведений, а также произведений, представляющих наибольшую художественную и дидактическую ценность.

Согласно законам восприятия произведение должно быть прослушано детьми целиком не менее 2-3 раз, плюс обязательное повторное прослушивание фрагментов в процессе анализа. В связи с этим, необходимо выделить опорные произведения, предназначенные для запоминания, и на них сосредоточить внимание детей. Именно такие произведения я предложила в своей программе.

В своей работе я пытаюсь выстроить линии развития различных музыкальных способностей от урока к уроку, от класса - к классу, систематизировать музыкальную работу и в области восприятия музыки, развития музыкальной памяти, слуха, метро-ритмичного чувства и т.п.

Для этого я систематизировала имеющиеся упражнения, дидактические музыкальные игры, творческие задания на звуковысотное соотношение музыкальной линии, на определение лада, тембра, регистров, аккордов и т.п. В своей практике я уделяю этому направлению большое внимание, особенно в начальной школе.

Особый разговор о современной музыке. Как мне представляется, ее в программе мало, и она не отражает современного уровня и процессов, происходящих сегодня в искусстве. На своих уроках и во внеклассной работе я знакомлю учащихся с новыми молодежными направлениями музыкальной культуры.

Хочется отдельно остановиться на вокальной работе. Прежде всего, о песенном репертуаре. При подборе песенного репертуара я руководствовалась не только темой, но стремилась ввести песни с более яркими современными интонациями.

Главное на уроке - атмосфера общения, возникающая в процессе работы, но абсолютно разная в разных классах, на разных уроках. Этот

момент доверия и общения и определяет в конечном итоге все наши удачи и неудачи.

Деятельность учителя музыки в силу специфики уроков всегда выходит за рамки уроков. Ежегодно в школе проводится много внеклассных мероприятий, в которых я выполняю большую работу.

Предлагаю ознакомиться с планом внеклассных мероприятий, проводимых в 2014 -2015 учебном году:

-День знаний, торжественные линейки;

-праздничный концерт ко Дню учителя;

-праздник первоклассников «Посвящение в гимназисты»;

-праздник осени, «Осенины»;

-День мам в «Альма Матер»;

-«Новогодняя карусель»;

-«Чтим подвиг Ленинграда: Шпалерная, 5 О А»;

-вечер встречи выпускников;

-праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню; -смотр-конкурс талантов «Победная весна»;

-торжественное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

-«Прощание с начальной школой», 4 классы;

-«Последний звонок», 9 и 11 классы;

-торжественные линейки «Вот и стали мы на год взрослей».

II ‘ В учебном плане общеобразовательной школы есть предмет «Музыка». Однако учитель музыки поставлен в жесткие временные рамки, так как по учебному плану на предмет отводится только 1 час в неделю. Приходится искать такие формы и методы работы, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся на уроке и в рамках такого небольшого временного отрезка дадут результаты.

Встает вопрос, что может стать звеном, способствующим объединить все этапы урока (слушание музыки, вокально-хоровую работу, общее эстетическое развитие ребенка), и одновременно видом деятельности, дающим ребенку почувствовать радость собственного музицирования. Использование на уроках ударных инструментов, исполнение ритмических партитур, безусловно, вызывает положительный отклик учащихся, но акцентирует в их сознании только ритмическую сторону музыкального произведения. Это является недостаточным для понимания сущности музыки, так как основой любого музыкального произведения все-таки является интонация.

Увидев свирель, я поняла, что можно поднять преподавание музыки в общеобразовательной школе на качественно новый уровень. Инструмент способен играть мелодию. Все время обучения на свирели, возможно, использовать методику, позволяющую детям исполнять музыкальные произведения, даже не зная нотной грамоты. Эта методика предложена Э. Смеловой.

Являясь духовым инструментом, свирель полезна для правильного дыхания, а именно - диафрагмального.

Также игра на свирели развивает двигательную моторику и координацию рук.

Поскольку свирель - инструмент индивидуальный, ребенок после урока берет его домой. И дома с удовольствием музицирует. Это увеличивает количество часов, отводимых на занятия музыкой.

Так как инструмент есть у каждого учащегося, работают на уроке все, в классе нет пассивных слушателей.

Игра на свирели - это быстрое активное развитие музыкального слуха. Практика показала, что учащийся, закрывший неверное отверстие, тут же слышит ошибку и пытается ее исправить.

Только наличие хорошей музыкальной памяти позволяет получить достаточно полное впечатление от слушаемого произведения. При игре на свирели развивается музыкальная память, что, в свою очередь, приводит к качественному скачку в таком виде деятельности на уроке, как слушание музыки.

Таким образом, введение обучения игре на свирели в урок сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке.

Литература:

  1. Пиличаускас А.А. Программа «Музыка» -сегодня. СПб: УМП, 1992.
  2. Суворова О.М. Сценарии школьных праздников. Педагогический поиск.М.: 2003.
  3. «Методика музыкально-певческого воспитания» Огороднов Д.Е.(Планета музыки, 2014).
  4. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.(Лань, 2014).
  5. «Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия» Г. Консон(Человек, 2010).
  6. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели (по методике Э.Я. Смеловой). СПб: УПМ.