Беседа-концерт "Маленький гений"

Новосёлова Лилия Васильевна

Обобщающий урок по творчеству В.А. Моцарта. Задачами которого являются: воспитание интереса к творчеству и биографии юного композитора, мотивирование желания знакомиться с дополнительной музыкальной литературой. Беседа концерт расчитан на учащихся средних классов детской музыкальной школы. Музыкальный номера исполняются учащимися, педагогами, а также используется видиозапись с симфоническим оркестром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda-kontsert_malenkiy_geniy.docx141.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА-КОНЦЕРТ «Маленький гений»

Цель: Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству В.Моцарта в форме беседы-концерта.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к творчеству В.А.Моцарта;
  2. Развивать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.
  3. Закрепить и обобщить знания, умения, полученные на уроках (знать биографию, анализировать жанровое разнообразие музыки, особенности творчества композитора);

Жизнь В.А.Моцарта до последнего вдоха была наполнена музыкой. Его талант и ранняя смерть привлекали внимание не только современников. «В Моцарте я люблю все» - говорил великий русский композитор П.И. Чайковский. И нас, живущие в 21 веке, музыка Моцарта покоряет своей чарующей мелодичностью, человечностью, нас поражает неисчислимое количество сочинений (свыше 600). Когда на родине композитора решили издать полное собрание его сочинений, то понадобилось 70 толстых томов, а прожил композитор всего 35 лет.

Моцарт воплощает понятие – гений. Удивительным было музыкальное развитие Моцарта. Родился он в 1756 году в очень красивом, живописном городке Зальцбурге.

На заднем плане на высокой горе видна крепость Хоэнзальцбург (к которой мы поднимемся в следующей серии), а между южным берегом и подножьем альпийских гор довольно компактно расположился исторический центр Зальцбурга, по которому мы сейчас пойдём гулять. © Игорь Ванин, 2012–2014

РОДИТЕЛИ В.МОЦАРТА

http://images.myshared.ru/931646/slide_6.jpg

http://uslide.ru/images/8/14376/736/img3.jpg

До трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с чрезвычайно нежной и впечатлительной душой. Его сестра Анна, тоже рано обнаружила музыкальные способности и, когда ей минуло 7 лет, отец начал ее учить игре на клавесине.

Первый урок, на котором присутствовал трехлетний Моцарт, совершенно его переродил. С этих пор он забыл свои прежние игры и всецело погрузился в мир музыки. По целым часам стоял он у клавесина и пытался найти красивые созвучия, а когда находил, хлопал в ладоши от радости. Отец показал ему маленький менуэт, и так как Вольфганг безошибочно его повторил, то отец решился начать с ним занятия музыкой. С первого же урока он, как опытный педагог, понял, что перед ним гений. Будучи человеком, глубоко религиозным, он взглянул на необыкновенный талант ребенка как на ниспосланное свыше чудо и приступил к его воспитанию с любовью и благоговением, как к святому делу.

Но для Моцарта все это было крайне утомительно, тем более, что концерты в то время длились по 4-5 часов. Несмотря на это, отец заставлял его продолжать образование. Он познакомил его с лучшими произведениями композиторов того времени, водил на концерты в оперу, занимался композицией.

http://mypresentation.ru/documents/7d1ec58ceeaf3f99fb62438218d7bca2/img4.jpg

К 5 годам он уже сочинял собственные пьесы, но еще не умел записывать ноты, поэтому диктовал их своему отцу, а тот записывал их на нотной бумаге.

Andante in C, K. 1a

Mozart KV1a.jpg

Первые 18 детских сочинений Вольфганга Амадея Моцарта были включены в рукописный сборник Nannerl Notenbuch («Нотная тетрадь Наннерль»). Наннерль — старшая сестра Моцарта Мария Анна Моцарт.

Это, вероятно, самое первое произведение Моцарта. Пьеса написана в первые 3 месяца 1761 года в Зальцбурге, когда Вольфгангу было 5 лет, и записана рукой его отца Леопольда Моцарта. В каталоге Кёхеля эта пьеса значится под номером 1а (K 1а или KV 1a). Andante написано для клавишного инструмента (для клавесина или фортепиано) и содержит всего 10 тактов, первые четыре в размере 3/4, а остальные шесть в размере 2/4. Тональность пьесы — до мажор; указан темп — Andante.

В.А.Моцарт. Менуэт.

Слава пришла к Моцарту очень рано. К 6 годам Моцарт стал настоящим виртуозом - клавесинистом и автором многих произведений для разных инструментов. В этом возрасте он совершил свою первую концертную поездку по странам Европы. «Чудо-ребенку», а именно так называли маленького Моцарта, устраивали экзамены: закрывали глаза платком и заставляли играть трудные произведения. С легкостью он мог определить высоту звука, отвернувшись от инструмента. Среди такой бурной жизни мальчик еще и сочинял симфонии, квартеты, сонаты.

В 7 лет маленький музыкант был известен во многих странах мира. В 8 лет он знал и умел все, что можно было требовать от профессора 40 лет. В 1766 году он вернулся на родину, завоевав Европу.

В.А.Моцарт. Весенняя песня.

После первой поездки молва пошумела и замолкла. Мода на «чудо-ребенка» прошла. В 1770 году (14 лет) отец решил везти Вольфганга вновь за границу на этот раз в Италию. В. Моцарт приехал с отцом в канун Пасхи. Люди постились. Театры были закрыты, развлечения запрещены. Отец повел сына в собор святого Петра, где во время страстной недели исполнялось Miserere, что в переводе означает "Смилуйся!". Богослужение шло в Сикстинской капелле, расписанной великим Микеланджело. Этот псалом запрещалось продавать и переписывать под страхом отлучения от церкви. Нельзя было даже ноты выносить из собора.

Такую бесподобную музыку должны были слышать все. Возвратившись в гостиницу, он взял нотную бумагу и по памяти записал все девять голосов. И вместо отлучения папа пожаловал ему орден "Золотая шпора", который в Италии приравнивался к дворянству.

В.А.Моцарт. Тема из Симфонии №40.

В Болонье на ровне с взрослыми композиторами юный Моцарт участвовал в состязаниях на звание академика в филармонической академии. Чтобы получить это почетное звание, ему нужно было решить сложную музыкальную задачу, которая заключалась в том, чтобы развить одноголосную пьесу в сложное четырехголосное произведение. То, над чем другие долго трудились. Моцарту было так же легко, "как съесть кусок хлеба". Его заперли в отдельную комнату, но через полчаса он стал стучать в дверь, думая, что мальчик шалит, не хотели отворить дверь, но он продолжал стучать, и его пришлось выпустить: оказалось, что Вольфганг выполнил свою задачу.

В члены Болонской академии избирались только самые крупные композиторы не моложе 20 лет, ради четырнадцатилетнего гения нарушили это правило – Моцарта избрали академиком.

Эта поездка была также продуктивной и по другой причине Миланский оперный театр, один из крупнейших в то время, заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понта», которую юный композитор закончил за полгода. Опера с огромным успехом была поставлена в театре 20 раз подряд.

В.А.Моцарт. Соната C-dur.

Безоблачное детство закончилось: Европа постепенно стала забывать чудо-ребёнка, который некогда покорил ее своей гениальностью. Моцарту уже 22, но ни в Париже, ни в Риме ему не нашлось места. Следующие годы жизни были очень трудными для композитора.

Унизительное положение музыканта-слуги у графа Колоредо делала жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. В юном музыканте он сразу почувствовал независимость характера и старался больно обидеть юношу. Моцарту запрещали выступать в концертах, писать ту музыку, которую ему хотелось, и лишь только любовь к искусству, к музыке помогли преодолеть все преграды. Моцарт подал прошение об отставке. Ему отказали. Он настаивал и вновь подал прошение, тогда по приказу графа его пинком столкнули с лестницы. В 1781 г. Моцарт к большому неудовольствию отца переехал в Вену.

Композитор говорит о себе: «Свобода досталась мне дорогой ценой. В поисках заработка мне приходится бегать по урокам, писать по заказу любую музыку - даже мелодии для часов. Нужда не покидает меня. Но все свое богатство я ношу у себя в голове, и отнять его можно только, сняв голову с плеч.»

В.А.Моцарт. Соната B-dur.

Я очень надеюсь, что мы заинтересовали вас, уважаемые слушатели, творчеством В.А.Моцарта. Очень надеемся, что вы захотите узнать о дальнейшей жизни композитора, о таинственных обстоятельствах его смерти. (Освещение кратких сведений о жизни В.А.Моцарта лишь для того, чтобы заинтересовать учащихся и подвигнуть к самостоятельному изучению биографии композитора)

Скажу только, что вы можете узнать о встрече Моцарта с придворным итальянским композитором Антонио Сальери, который всю жизнь завидовал Моцарту, его таланту, он сыграл огромную роль в жизни Моцарта (есть легенда об отравлении).

О встрече с императором Австрии, который после премьеры оперы «Похищение из сераля» сказал: «Ужасно много нот, мой милый Моцарт» На что Моцарт ответил: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество». Эта опера была написана на немецком языке, что уже было дерзостью так как в венских придворных театрах того времени были в моде итальянские композиторы. В Вене враждебно относились к немецкой музыке, а Моцарт стремился ее возвысить.

Женитьба Моцарта на Констации Вебер, на которую отец Леопольд Моцарт не давал согласия.

История создания оперы «Свадьба Фигаро». Основой для нее послужила пьеса Бомарше, пользовавшаяся огромной популярностью в Париже и была запрещенная императором Австрии. Эта пьеса очень нравилась Моцарту. Не зря Пушкин в своей трагедии "Моцарт и Сальери" пишет:

Слушай, брат Сальери,

Как мысли черные к тебе придут,

Раскупори шампанского бутылку

Иль перечти "Женитьбу Фигаро».

Речь в ней шла о бедном писателе, по имени Фигаро, который, чтобы заработать себе на жизнь, стал цирюльником и слугой испанского дворянина. "Свадьба Фигаро" - это любимая опера Моцарта. В Фигаро, человеке из народа, он видел себя самого, а графе Альмавива - столь ненавистного ему графа Колоредо.

Сейчас мы послушаем арию Фигаро.

Известие о смерти отца. И возникает новая опера, самая мрачная и самая трагичная из всех, созданных им доселе. Это опера "Дон Жуан". В образ Дон Жуана Моцарт воплощает образ своего отца. Опера "Дон Жуан" была встречена самыми бурными аплодисментами, на ее премьере тайно присутствовал Сальери.

Практически невозможно догадаться о его тревожном состоянии, заботах, несчастьях, невзгодах. Страсть к творчеству всегда заставляла его забывать о внешнем мире. Сам он страдал головными болями, бессонницей. Все больше Моцарт думал о смерти. Но несмотря на это, создает свою самую веселую оперу "Волшебная флейта". Либретто написал давний друг М. Шиканедер на немецком языке. Это новаторское произведение Моцарта - комическая опера. Премьера "Волшебной флейты" состоялась и имела ошеломляющий успех. Моцарт сам дирижировал оркестром. Это было его последнее выступление.

В.А.Моцарт. Анданте.

Последнее произведение Моцарта «Реквием» - похоронная месса. Он писал её уже, будучи тяжело больным, лежа в постели. Реквием в переводе с английского означает «покой». Это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви, в память об умершем. Написание этого произведения покрыто некой тайной: однажды к нему явился человек в кожаном плаще и заказал «Реквием». У композитора было предчувствие, что это произведение он пишет для себя. Этот человек не называл своего имени, но в дальнейшем стало известно, что это был граф Вальзега, который уже много раз заказывал произведения крупным композиторам и выдавал их за свои. Но Моцарт тогда об этом ничего не знал и поэтому был потрясен появлением «чёрного посланника». Произведение — это стало «лебединой песней» композитора. Болезнь и смерть не дали ему завершить свое последнее творение - это сделали его ученики.

Похоронили Моцарта в общей могиле. Могильщики привычными движениями уложили гроб с телом молодого композитора в общую могилу, запомнив предварительно его положение - первый слева в верхнем ряду, - и стали засыпать яму комьями мерзлой земли. Под декабрьским пронизывающим ветром и снегом пополам с дождем в погребальной процессии от венского собора до кладбища шли лишь несколько коллег покойного. Среди них был немолодой, одетый в черное, господин со строгим лицом и надменно поджатыми губами. Этим господином был Антонио Сальери, тот самый, который, как мы все знаем со школьной скамьи, и погубил великого австрийского композитора, подсыпав ему яду в бокал с вином. Драма зависти, посредственность, которая не может вынести присутствия рядом с собой истинного гения, - эта история вошла в литературный канон, а имя итальянского композитора стало олицетворением серой, злой бездарности благодаря пушкинских "Моцарта и Сальери".

Слушание фрагмента Реквиема "Лакримоза".

Однако существовал и реальный композитор Антонио Сальери, произведения которого до сих пор можно услышать; в концертных залах или купить музыкальные компакт-диски. Насколько пушкинский герой соответствовал своему прототипу и повинен ли реальный Сальери в преступлении, совершенном его литературным "двойником".

Хорошо известно, что сам Моцарт был убежден в том, что его отравили. После его похорон по Вене поползли слухи об его насильственной смерти. Имя Сальери еще не упоминалось. И вдруг грянул гром. Антонио Сальери признался в том, что именно он отравил Моцарта, пытался покончить с собой, перерезав себе горло. Сальери остался жив, но сообщение об этом молниеносно распространилось самых широких кругах.

В 1953 г. вышла книга известного музыковеда Игоря Бэлзы "Моцарт и Сальери». Автор сообщает, что в венских архивах была обнаружена запись исповеди Сальери, признавшегося в том, что он отравил Моцарта и при каких обстоятельствах он подсыпал ему медленнодействующий яд.

Эта легенда привлекала внимание не только врачей и исследователей, но и писателей, поэтов, драматургов и даже кинорежиссеров.

Однако существует и другая точка зрения. Спустя 205 лет после преступления итальянский композитор Антонио Сальери был оправдан судом по делу об убийстве Моцарта за отсутствием состава преступления. Об этом мы узнаем из журнала "Человек и закон" № 8,1997. У Сальери, свидетельствуют историки музыки, не было причин завидовать Моцарту: при жизни он был не менее известен и знаменит в Европе, чем его молодой коллега. Доводом является также и то, что если бы Сальери был патологическим завистником, то мир недосчитался бы еще нескольких талантов, ведь учениками Сальери были великий Бетховен, Шуберт. Лист. А в книге итальянского музыковеда Пьеро Бускароли "Смерть Моцарта", мы видим совсем другого Моцарта, легкомысленного, беспечного, самонадеянного, который порхал по миру как бабочка, и в конце концов сжег крылья, опалившись на огне жизни.

Как видим, фантазии исследователей неистощимы. Но за давностью времени и отсутствием прямых доказательств эта тайна так и остается нераскрытой.

Но поистине нерукотворный памятник великому композитору воздвиг великий Пушкин в "Моцарте и Сальери":

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

Вечный, солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт.

Пушкин выразил любовь к Моцарту многих людей, которых восхищал светлый гений Моцарта. Всю жизнь Моцарт был великим тружеником. За свою короткую жизнь он создал более 600 произведений, из них - 21 для музыкального театра.

http://bigslide.ru/images/20/19198/831/img23.jpg

«Художественный гений являлся и остается вечной тайной, и у нас кружится голова при попытках исследовать ее глубины, но вместе с тем он вечно будет предметом высочайшего восхищения» - так говорил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Так и творчество великого Вольфганга Амадея Моцарта, оставаясь загадкой, будет вечно радовать сердца слушателей.