"Русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева"

Моисеева Виктория Викторовна

Тема урока: Русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева: «Катерина», «На горе-то калина».

Цели  урока:

1.     Образовательная: познакомить учащихся с обработками русских народных песен С.Прокофьева.

2.     Развивающая: развитие у учащихся умения анализировать музыку и картины художников (слуховой, визуальный и тактильный анализ).

3.     Воспитательная: обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Задачи урока:

1.      Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся,

музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.

 

Оборудование:  рояль, ноутбук, видеопроектор, экран.

 

Иллюстраторы: Сосновская Элина (8 класс «сольное пение»).

                            Закирьяева Мавиле (3 класс «сольное пение»).

          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл respublika_krym.docx97.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                 РЕСПУБЛИКА КРЫМ

                                                             Красногвардейский р - он

                                                         МБУ ДО ОКТЯБРЬСКАЯ ДМШ

                  ОТКРЫТЫЙ УРОК

на тему

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

             в обработке С.ПРОКОФЬЕВА»

             

                                                                                   В.В.Моисеева                            

                               

Тема урока: Русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева: «Катерина», «На горе-то калина».

Цели  урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с обработками русских народных песен С.Прокофьева.
  2. Развивающая: развитие у учащихся умения анализировать музыку и картины художников (слуховой, визуальный и тактильный анализ).
  3. Воспитательная: обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Задачи урока:

  1. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся,

музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Оборудование:  рояль, ноутбук, видеопроектор, экран.

Иллюстраторы: Сосновская Элина (8 класс «сольное пение»).

                            Закирьяева Мавиле (3 класс «сольное пение»).

Концертмейстер: М.С.Дрожжина             

                                      План урока.

1.Введение (2 мин)

2.Упражнения из дыхательной гимнастики Н.Стрельниковой (6 мин)

3.Артикуляционная гимнастка (3 мин)

4.Упражнения из распевки Сета Ригса для расширения диапазона (4 мин.)

5.Распевочные упражнения из сборника Н. Бахуташвили (5 минут).

6.Обзор сборника «Русские народные песни» в обработке С.Прокофьева. (5 минут)

7.Работа над  русской народной песней «Катерина» с Элиной Сосновской (10 минут).

8.Работа над русской народной песней «На горе-то калина» с Закирьяевой Мавиле(10 мин).

9.Правила для согласных звуков.

   

10. Правила для гласных звуков.                                                        

                         

                                                     

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие. Постановка учебной задачи.

II.Упражнения из Дыхательной гимнастики

Н.Стрельниковой:

1) «ладошки»: Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях(локти вниз) и «покажите ладони зрителю» - «поза экстрасенса».Делайте шумные, котроткие, ритмичные вздохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом

(то есть «шмыгните 4 раза).Затем руки опутите и отдохните 3-4 секунды – пауза.Сделайте 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

2) «насос»: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища(основная стойка ).Сделайте лёгеий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный короткий вдох носом во второй половине поклона.Вдох должен кончиться вместе с поклоном.Слегка приподняться (но не выпрямляться), и  снова поклон и короткий , шумный «вдох»

с пола .Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля.Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс.Спина круглая, не прямая., голова опущена.

3) «китайский болванчик»:

станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".

4) «обними плечи»:  станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

6) «погончики»: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.

Упражнения для распевки из школы Сета Риггса

Преподаватель: О чем нужно помнить в пении в речевой позиции, что это естественный прием при котором наш голос работает без усилий. Мы не должны позволять мышцам лежащим вне гортани вмешиваться в процесс рождения звука. А также не забывать что когда мы освобождаем процесс появления звука освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих вне зависимости от диапазона в котором поем.

Упражнение № 1. Расположи кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. Используя звук "М" позволь свои губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).

img1
Рис. 1

Упражнение № 2. Трель языком. При извлечении звука позволь своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помни, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение).

img2

Упражнение № 3. Споем звук "нэй". Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Постарайся не утрировать звук "эн" иначе он будет гнусавым. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).

img3
Рис. 3

Упражнение № 4. Споем те же ноты, но только на слог "мам". Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного "плаксивым" для того чтобы опустилась твоя гортань. Эта позиция является временной. При пении следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Поем звук "мам" внятно, не следует переходить на "мем" – это будет сигналом того, что гортань начала подниматься (отрабатывается упражнение).

img4

6.Обзор сборника «Русские народные песни» в обработке  С.Прокофьева.

  Интерес С.Прокофьева к русским народным песням не музыкантский, а скорее всего человеческий. Цикл обработок русских народных песен ор. 104 был создан Сергеем Прокофьевым в конце 1944 года. Известный собиратель и исследователь русского фольклора Е.В.Гиппиус предложил композитору сделать для объявленного Комитетом по делам искусств конкурса серию таких обработок для голоса и фортепиано. Гиппиус подобрал ряд песен, записанных им совместно с З.В.Эвальд в 1920-е годы в северных районах России (Заонежье, Пинежье, Вологодская область). Московская фольклористка А.В.Руднева также предоставила Прокофьеву несколько записей, сделанных в 1930-е годы в Воронежской области. 
Ни одна из отобранных песен не была ранее использована русскими композиторами. 
Прокофьев сделал обработки семи песен из собрания Гиппиуса ("Зеленая рощица", "Кари глазки", "За лесочком", "Я нигде дружка не вижу", "Сашенька", "Дунюшка", "Чернец") и трех - из записей Рудневой ("В лете калина", "Катерина", "Сон"). Также композитор добавил в сборник две обработки, вышедшие отдельным изданием в 1931 году в Париже ("На горе-то калина", "Снежки белые").

7.Исполнение Элиной Сосновской песни «Катерина».

Прокофьев умеет взять из народной мелодии самую суть, душу, подлинность чувсв, печаль, страдания.

Песня Катерина хоть и печальная, но нет элемента отчаянья. Хоть и покинул её милый, но она молодая. у неё всё впереди. Песня печальная, но не трагическая, просветленная. «Ты не плачь катюша» поётся в конце.». «Поедем гулять»..Всё пройдет.

Напоминание упражнения на дыхание: взять носом воздух и

короткими порциями  на слог «ф» или «тц» выпускать, упираясь

в спину и брюшные мышцы. Второе упражнение: на слог «ф»

выпускаем на одном дыхании пока не закончится воздух.

Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.

Одним из существенных недостатков дыхания является       неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух.

Работа над текстом, дикцией. Предлагаю несколько упражнений для работы кончиком языка. Проговариваем: «Вы слыхали про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои..». Прошу проговаривать слова скороговорки, активно, работая верхней губой.

Работа над взятием первого слога на «mp» и постепенного выведения

вытягивания голосом окончания фразы. Предлагаю звук посылать сразу

в нёбо и для более полного «legato» рисовать линию мелодии на бумаге.

Повторяем, проговаривая текст, где нужно брать дыхание, от этого

зависит ясность артикуляции, резонирование звука.

Останавливаемся на последней ноте, работаем над расширением

и переведении звука в головной резонатор.

8. Исполнение Мавиле Закирьяевой песни «На горе-то калина».

Русские народные песни в обработке С.Прокофьева – это не бытовые песни, они как бы эстетизированны, камерные. Гармонизация написана современным языком.

Пропеваем мелодию песни на слог «и», добиваясь хорошо

разливающегося «legato». поём » на «у», «о».

Первый слог первого куплета берётся после люфтика носом с

опорой в «пуп». Мелодию выпеваем хорошим опёртым «legato»,

помогая рисуя на бумаге.

Во втором предложении обращаю внимание на дикцию, поем при

небольшом раскрытии рта.

В последнем предложении работаем над ритмом, над совпадением

партии голоса и фортепианного аккомпанемента.

Последняя нота берётся на хорошем опёртом дыхании, с раздуванием

звуковой волны.

9.Правила для согласных.

Для каждой согласной нужно уяснить себе положение отдельных частей речевого аппарата и их функции в процессе произнесения. 

Согласная Р произносится только кончиком языка, который вибрирует у корней верхних передних зубов (резцов). Часто 
встречается картавое Р, которое произносится вибрацией задней части языка. Это может вызвать ненормальное явление — 
вибрацию мягкого нёба, приводящую к нежелательным последствиям: неестественному положению гортани и нижней части глотки, 
детонации и неспокойному голосоведению (качанию голоса), изнашиваемости голоса. 

Губные согласные Б, В, М, П, Ф произносятся минимальными, но точными и четкими мгновенными движениями (смыканием) губ. 

Согласные Т, Д требуют четкого, острого смыкания кончика языка с корнями верхних резцов. При неправильной артикуляции 
во время произнесения этих согласных (например, у нижних зубов) возникают акустические недостатки, происходит травмирование 
всего голосового аппарата и ухудшается эластичность выдоха. 

Согласные Г, К, Х формируются задней частью языка, при этом его спинка плотно соединяется с мягким нёбом, которое 
естественным образом приподнимается. Неправильная артикуляция языка при произнесении этих согласных сильно травмирует 
гортань и голосовые связки. 

Согласные С, З должны произносится путем легкого касания кончиком языка нижних резцов, при этом края языка касаются 
верхних боковых зубов. Малейшее отклонение в положении языка при произнесении этих звуков придает им уродливость 
(например, сюсюканье). 

Согласные Л, Н произносятся путем прижатия кончика языка к верхним резцам. При смягчении этих согласных кончик и часть 
языка прижимаются уже не к зубам, а выше — к альвеолам верхних зубов. 

В произнесении согласных Ж, Ч, Ш, Щ участвует весь язык. При произнесении звука ж вибрирует кончик языка, а при Ч — 
язык напряжен и направлен ближе к зубам, чем при Ш, Щ. 

Согласная Ц произносится твердо. Ее правильное произнесение зависит от правильного произнесения звуков Т, С. 

10.Правила для гласных звуков.

   Всего их десять: шесть основных (И, Э, А, О, У, Ы) и четыре йотированных (Е, Ё, Я, Ю). 
Гласные звуки образуются только голосом: при их произнесении воздух свободно, беспрепятственно проходит через полость рта. 

Гласные И, Э — гласные переднего ряда, образуются поднятием спинки языка к твердому нёбу (для произнесения И — больше, 
для Э — меньше). При этом кончик языка упирается в корни нижних резцов. 

Гласные О, У, Ы образуются при небольшом отведении языка назад (как бы сокращении его по продольной оси) с обязательным 
участием мягкого нёба. 

Гласная заднего ряда А является весьма трудной (объем наибольший, подъем языка нижний). В ее правильном произнесении 
участвуют мягкое нёбо, пилястры и мягко отведенный назад (как бы сокращенный по продольной оси) язык. Гласная А является 
наиболее глубокой гласной ("чем глубже помыслим, тем лучше споем"). 

Таким образом, основные гласные русского языка образуются исключительно формой языка, его движением в ротовой полости с 
участием мягкого нёба и пилястр. 

Йотированные гласные Е, Ё, Я, Ю образуются при сочетании двух звуков: мягкого согласного Й и следующего за ним основного 
гласного. В момент произнесения звука Й кончик языка находится у нижних зубов, откуда он с сильным напряжением краев и 
середины отскакивает в ту позицию, в которой должен находится для произнесения соответствующей гласной. 

Чтобы научиться правильному произношению всех звуков, певец должен проделать большую систематическую работу. Это обеспечит 
ему правильную вокальную речь. Необходимо помнить, что она всегда должна согласовываться с правильным певческим дыханием. 
В заключении невольно хочется привести высказывание Великого русского певца — актёра 
Ф.И.Шаляпина: "Раз голос поставлен правильно, говори — как поёшь, и пой — как говоришь".