«Вокальное творчество Петра Ильича Чайковского»

Афанасьева Надежда Сергеевна

Данный проект был представлен в качестве-лекции концерта в Доме-музее Николая Андреевича Римского-Корсакова для населения города и в детской школе искусств в качестве заключительного этапа изучения творчества Петра Ильича Чайковского. Цель проекта - привлечение интереса к русской классической музыке и знакомство аудитории с творчеством молодых исполнителей-земляков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационная карта проектной работы

Тема проекта: «Вокальное творчество Петра Ильича Чайковского»

Мотивация проекта: почтить память великого русского композитора в год 170-летия со дня рождения

Авторы-составители проекта:

Правиковская Татьяна Стефановна – преподаватель теоретических дисциплин «Детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова» г. Тихвин

Афанасьева Надежда Сергеевна – преподаватель фортепиано и концертмейстер «Детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова» г.Тихвин

Участники проекта:

Старцева Анна – солистка хора Михайловского театра (г. Санкт-Петербург), выпускница «Детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова» г.Тихвин

Старцева Ирина Сергеевна – преподаватель по классу флейты «Детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова» г.Тихвин

Прилипченко Мария Сергеевна – преподаватель хора «Детской школы искусств имени

 Н. А. Римского-Корсакова» г.Тихвин

Цель проекта:

-исследовать творчество Петра Ильича Чайковского и его вклад в мировую музыкальную культуру в связи со 170-летием со дня рождения;

- привлечь интерес к русской классической музыке;

Задачи проекта:

-развитие интереса неподготовленного слушателя к русской классической музыке;

-развитие навыка активного слушания музыки;

- развивать и внедрять в деятельность учащихся инновационные формы работы;

- познакомить аудиторию с творчеством молодых исполнителей-земляков.

Аннотация:

Данный проект был представлен в качестве лекции-концерта в концертном зале Дома-музея Николая Андреевича Римского-Корсакова для населения города Тихвина и в детской школе искусств имени Н. А.Римского-Корсакова для учащихся старших классов. Концерт для учащихся был заключительным этапом в изучении творчества великого композитора в рамках учебной программы, после чего учащиеся составляли презентации «10 опер П.И.Чайковского»

Этапы работы над проектом:

  1. Подбор материала о творчестве П.И.Чайковского
  2. Сотрудничество с работниками музея Н. А. Римского-Корсакова
  3. Сотрудничество с исполнителями
  4. Составление проекта
  5. Представление проекта

Содержание проекта:

  1. Романсы в творчестве Петра Ильича Чайковского
  2. Цикл «Детские песни» на стихи русских поэтов
  3. Лирический романс
  4. Романс-русская песня
  5. Оперное творчество
  6. Мелодия – душа музыки

Программа концерта.

  1. «Осенняя песня» сл. Плещеева исп. Мария Прилипченко.
  2.  «Мой Лизочек так уж мал»  сл. Аксакова исп. Мария Прилипченко
  3. «Колыбельная песня в бурю»  (фортепианная версия) исп. Надежда Афанасьева
  4. «То было раннею весной» исп. Лауреат Международных конкурсов Анна Старцева
  5. «Я ли в поле да не травушка была»  сл. Сурикова исп. Анна Старцева
  6. «Кабы знала я, кабы ведала» сл. Толстого исп. Анна Старцева
  7. Романс Полины из  оперы «Пиковая дама» исп. Анна Старцева
  8. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева» исп. Анна Старцева
  9. «Мелодия» исп. Ирина Старцева

Концертмейстер концерта – Надежда Афанасьева

Искренность и теплота – главные характерные и привлекательные черты музыки Петра Ильича Чайковского. Это относится и к его романсам, которых он создал более 100.

Романсы композитор сочинял на протяжении всей своей творческой жизни. Они отличаются большим жанровым и тематическим разнообразием и воспринимаются своего рода лирическим дневником Чайковского.

Романсы великого композитора обращены к простому слушателю. Они близки к культуре городского бытового романса. Чувства в них выражены искренне и просто. Чайковский с детства любил романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва. «Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева,- говорил он.- А по отзыву знатоков это верх пошлости».

Сам композитор считал необходимым донести до слушателя своё живое чувство во всей его полноте и непосредственности. Он как бы «переводил» словесный текст на язык музыки, выделяя в поэтическом тексте прежде всего доминирующий психологический мотив и находя соответствующую ему музыкальную интонацию. На этом и строился романс. Душевное состояние и переживание Чайковский умел передапть в развитии, достигая постепенно особой напряженности выражения.

Выбор стихов.

Этот вопрос всегда волнует любителей романса: по какому принципу композитор выбирает авторов текстов? Почему известные стихи порой не привлекают внимание композиторов, а автором текста становится случайный или малоизвестный поэт? Это одна из загадок художественного творчества. Ведь иногда привлекает не всё произведение целиком, а только отдельная строка или удачный яркий образ. Основная часть романсов Чайковского всё-таки написана на высокохудожественные тексты выдающихся русских поэтов XIX века: А.Толстого, А.Майкова, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Плещеева, Л,Мея, Н. Некрасова, Я.Полонского, А.Апухтина и др., а также на стихи Г.Гейне и И.Гёте, французских поэтов. Некоторые романсы написаны Чайковским на собственные стихи (под псевдонимом N.N)

Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада, с темой любви во всём богатстве положительных и отрицательных чувств и настроений, связанных с этой темой. Романсы Петра Ильича Чайковского чаще всего достаточно просты по форме, но в то же время необычайно красивы мелодически и замечательно соответствуют характеру текста. В этом и есть проявление таланта композитора.

Цикл «Детские песни».

Написан в 1993 году на слова Плещеева, Аксакова и Сурикова. Общая цель песенного цикла – создание простых, понятных детям и несложных для исполнения песен – привела к некоторой упрощённости формы и образного содержания. Однако и здесь есть несколько прекрасных песен. Эта работа была прекрасным отвлечением от серьёзных композиций, насыщенных особым смыслом величия, патриотизма и государственности.

16 песенок, которые вошли в сборник отличались простотой выражения, ясностью музыкального языка, искренностью чувства. Он старался сделать детские произведения лёгкими, образными, запоминающимися.

Вашему вниманию предлагается «Осенняя песня» из цикла «Детские песни». Исполняет Мария Прилипченко. Партия фортепиано – Надежда Афанасьева.

«Мой Лизочек так уж мал»… Как-то в то время особенно увлекались темой эльфов, сильфид, гномиков, дюймовочек и прочих хрупких и мелких созданий. Костя Аксаков, будущий публицист, лингвист и критик, создал весёлое стихотворение, наполненное остроумными шутками о быте крошечного существа, создав не просто атмосферу сказочности, а некую пародийность на фантастические темы, кочевавшие в ту пору по дамским журналам.

Послушайте эту забавную детскую песенку в исполнении Марии Прилипченко.

«Колыбельная песня в бурю» на слова Плещеева представляет собой поэтическую зарисовку из народного быта.

Ах! Уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели.

Ты, гроза Господня,

Не буди ребёнка;

Пронеситесь, тучи

Чёрные сторонкой!

Звучит резким контрастом к предыдущей песне «Весна». Мелодия, будто скованная, развивается в весьма ограниченном диапазоне при бесконечном движении аккомпанемента.

Игорь Стравинский использовал эту песню в своём балете «Поцелуй феи» (1928).

Существует много инструментальных переложений этой песни для различных инструментов, а мы сегодня услышим её в исполнении на фортепиано. Играет Надежда Афанасьева.

В романсе «То было раннею весной» на слова А. Толстого  чувство весеннего обновления, пробуждающейся природы сливается с чувством первой любви. Сочетание камерного лиризма с яркой открытой эмоциональностью придаёт музыке необычайную силу воздействия. «То было раннею весной» - одна из поэтичнейших страниц вокальной лирики Чайковского, посвящённая воспеванию весенней природы и по-весеннему радостному пробуждающемуся чувству любви. Тонкими «акварельными» музыкальными красками рисует Чайковский одухотворённость, трепетность чувств человека и его восторженно-светлое восприятие природы. Светлый, радостный характер музыки устанавливается уже в фортепианном вступлении.

Послушайте романс «То было раннею весной» в исполнении выпускницы детской школы искусств имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, Лауреата международных конкурсов, солистки хора Михайловского театра Анны Старцевой.

Романс-песня «Я ли в поле да не травушка была» написан на слова русского поэта-самоучки Ивана Захаровича Сурикова, представителя «крестьянского направления» в русской литературе. Его стихотворения в народной переработке стали популярнейшими песнями !Степь да степь кругом», «Дубинушка», «Тонкая рябина» и другие.

Текст и музыка романса близки по характеру народным песням о горькой доле русской девушки. Написан романс в куплетной форме, но, как часто бывает у Чайковского ,куплетное строение не исключает единой линии драматического развития с кульминацией в конце песни.

Послушайте романс «Я ли в поле да не травушка была» в исполнении Анны Старцевой.

Романс-песня «Кабы знала я, кабы ведала» на слова А.Толстого – это как бы развёрнутая вокальная поэма. Динамическое развитие музыки соответствует драматизму сюжета, повествующего о любви и измене. По характеру также близок к народным песням.

Романс «Кабы знала я, кабы ведала» исполнит Анна Старцева.

Оперное творчество Чайковского включает в себя десять образцов жанра. В своих операх он реализует лирико-героическую и сказочно-эпическую линии. Позднее он приходит к лирико-психологической опере («Евгений Онегин») и даже к трагической («Пиковая дама»).

Отличительными чертами жанра у Чайковского являются:

- многогранность и богатство образного мира при относительно несложных по замыслу сюжетах;

- развитие образов происходит в острых, напряжённых ситуациях;

- стремление к сквозному развитию, что приводит к созданию сцен-диалогов, сцен-арий;

- характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера)

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра. Первая опера «Воевода» развивает народно-бытовую линию. В основе второй оперы «Ундина» лежит фантастический сюжет. Опера «Опричник» - историческая опера, а «Кузнец Вакула» - лирико- комическая и фантастическая. Начиная с «Евгения Онегина» развиваются черты лирико-психологической оперы. Её продолжают «Орлеанская дева», «Мазепа» «Чародейка», Вершиной оперного творчества композитора выступает «Пиковая дама», как образец трагической оперы.

Сам Пётр Ильич считал оперу самым демократичным по своим возможностям видом музыкального сочинения, способным наиболее сильно воздействовать на широкие массы слушателей.  «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа»

Сегодня Вашему вниманию будет представлена ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Трагедия Шиллера привлекла внимание композитора. Крестьяне и рыцари Франции , одушевлённые личной отвагой и пламенным призывом крестьянской девушки, побеждают англичан в Столетней войне. Решающая битва произошла у стен Орлеана, отсюда название Жанны – Орлеанская дева. Оклеветанная, она по приговору католического суда предаётся сожжению на костре.

В этой арии Иоанна пророчествует о близкой победе над неприятелем, девушка прощается с отчим краем, ей слышатся голоса ангелов, благословляющих её на героический подвиг.

Послушайте арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева» в исполнении Анны Старцевой.

Романс Полины из 2 картины оперы «Пиковая дама».Лиза просит Полину спеть одну. Полина Поёт. На первый взгляд романс производит впечатление вставного номера, дополняющего бытовую картиру. Мрачно и обречённо звучит её романс «Подруги милые». И это не случайно – он характеризует тревожное состояние Лизы и предвещает её трагическую судьбу. Текст романса «Подруги милые» заимствован из стихотворения К.Батюшкова.

Вашему вниманию предлагается романс Полины из оперы «Пиковая дама» в исполнении Анны Старцевой.

В своём творчестве Чайковский, великий мелодист, олицетворял себя со своимим героями, раскрывал прежде всего свой внутренний мир, а через себя- переживания людей своего времени. Он говорил:»Музыка – душа мая». Мы перефразируем эти слова и скажем:»Мелодия – душа музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского». И  в завершении концерта послушайте инструментальное произведение композитора, которое так и называется «Мелодия». Исполняет Ирина Старцева, партия фортепиано – Надежда Афанасьева.