О русском музыкальном фольклоре.
Специфические особенности русского музыкального фольклора
Народные лады
Календарные песни и обряды
Языческий календарь
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русский музыкальный фольклор преимущественно вокальный и преимущественно женский. Его специфические особенности следующие:
Устная форма «бытование», безымянность, коллективность творчества (каждый исполнитель-соавтор), импровизационность, вариантность (каждый исполняет по своему)
А также синкретизм - неразрывное слияние слова, интонации ,движения когда одного без другого не существует.
Что касается народных ладов, среди раннего музыкального фольклора встречаются напевы : 1.узкообъемные и малоступенные (2-5 звуков)
2.незаполненные (ч5-3звука)
3.целотонные
4.тритоновые
5.ладово-неопределенные
Лады в неразвитых напевах определяются по трем признакам:1.диапазон
2.количество ступеней
3.ладовая окраска
По количеству ступеней лады называются :бихорд , дихорд (2 звука), трихорд (3 (звука),тетрахорд (4 звука), пентахорд (5 звуков) ,гексахорд (6 звуков). Лад, в котором нет ощущения одного ладового центра называется децентрализованным. При определении лада учитываются только звуки, которые находятся над тоникой.Звуки под тоникой называются субзвуками.Они определяются интрвалом, на который они отстоят от тоники (субтерция, субсекунда). Наиболее часто встречаются:s4. s3,s8, s2.
В напевах с переменными ладами определяется для каждого случая. Переменный лад, состоящий из сцепления нескольких простых ладов ,называется сложным или составным.
Лад с центральным положеним устоя называется гиполадом.
Календарные обряды и песни
Обряд – это праздничное театрализованное действие, которое сформировалось во времена первобытного общественного строя и носившее магическое значение . Наши предки хотели таким образом вызвать расположение богов. Календарный обряд – обряд,проходящий в определенное время и в определенном месте. На Руси существовали обряды вычисляемые по солнечному и лунному календарям.
Обряды ,вычисляемые по солнечному календарю:
1.День поворота Солнца с зимы на лето (конец декабря-Новый год (Рождество Христово))
2.День поворота Солнца с лета на зиму (в конце июня – Купальская ночь)
3.День весеннего равноденствия - приход весны (конец марта)
4.День осеннего равноденствия - конец жатвы (конец сентября)
Праздники, вычисляемые по лунному календарю:
1.Первый день весеннего полнолуния-Возрождение природы (апрель-май)
2.8-я неделя перед первым днем весеннего полнолуния-Масленица (февраль-март)
3.8-я неделя после – обряд поклонения умершим (Троица (май-июнь)
Языческий календарь
Зима | Весна | Лето | Осень |
Рождество-Крещение 25декабря- 6 января 2.Масленица Февраль-март Святочные песни, (ряженых,колядки) Песни-гадания (подблюдные песни) Масленичные песни | 1.Закликание весны 1марта-9марта-22марта 2.Егорьев день 23апреля День выгона скота 3.Пасха Апрель-май 4.Вьюношник (праздник молодоженов) Конец пасхальной недели 5.Майский день Поклонение заколосившейся ржи Веснянки,игровые танцевальные песни пасхальные песни майские песни. | 1.Троица Май-июнь 2.Купальская ночь 23-24 июня 3.Петров день 29июня (поклонение птицам,начало сенокосных работ) троицкие песни, купальские петровские. | 1.Жатва Поклонение последнему снопу Август-сентябрь 2.Толока Помощь бедным семьям Август-сентябрь 3.Покров день 1октября первые заморозки, день загона скота. Жатвенные песни Толочанские Песни из обряда последнего снопа. |
Календарные песни исполняются коллективно при общем стремлении к унисону, голоса свободно расходятся, образуя гетерофонию -зачаточную полифонию стихийно возникающую в связи с непроизвольным расхождением голосов. И слова и мелодия этих песен имели магическое значение, и поэтому в нх ничего нельзя было менять. До сих пор сохранилась манера исполнения календарных песен. Они звучат на высоком открытом месте, хором, в унисон, крикливыми голосами. Напев неразвитый , узкообъемный, часто целотонный. Концы фраз часто обрываются выкриком наверх или выдохом на глиссандо.
Календарный напев не закрепляется за одним текстом, а обслуживает разные тексты данного праздника.Такой напев , строго прикрепленный к определенному обряду называется формульный.
В разные годовые праздники звучат одинаковые по функции песни:
- Заклинательные (обращенные к силам природы, богам, временам года, птицам, растениям)
- 2.Празднично - поздравительные (в начале праздника, когда обходят дворы) и величальные( величания хозяев имеют магический смысл-заклинание будущего.)
- 3. Игровые песни - (сопровождающие игры)
- 4. Семейные песни,любовные.
Условно календарные напевы можно разделить на 3 мелодических типа:
- Заклинательный - характеризуется узким диапазоном , короткими, повторяющимисяфразами и свободной метроритмикой.
К ним относятся веснянки с характерным настойчивым повтором одной и той же интонации, ритмическим однообразием; масленичные песни, большинство напевов которых квартовые, минорные; купальские(песни-заклинания), подблюдные, майские (свобода метроритмики за счет вытягивания высоких звуков).
- Моторный. Для этого типа характерны подвижность, активная метроритмика, маршевый или плясовой характер.
Это святочные обходные (колядки), пасхальные (волочебные) – чаще звучат в праздничных ладах, егорьевские с характерным четким движеним шага квадратной структуры.
- Лирический. Тут свободный метроритм, широкое дыхание, слоговые распевы, часто 5-тоновый диапазон, ощущение плавного покачивания: жневные женские, троицкие гадания, весенние любовные песни.