Программа фольклорный ансамбль «Родничок» для детей от 7 до 10 лет

Боровская Олеся Гильфановна

Настоящая программа составлена на основе достижений народной, классической и современной педагогики, построенна с учетов возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7-10.docx93.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендовано                                                

Методическим советом                                        

МОАУ ДОД «ЦДТ»                                

Протокол № 9 от 31.08.2015г.

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Программа

фольклорный ансамбль «Родничок»

для детей от 7 до 10 лет

Направление:  художественно-эстетическое

Тип программы:  образовательно-развивающая

Нормативный срок освоения:

- от 7 до 10 лет – 3 года

Разработчики:

Боровская Олеся Гильфановна,  

педагог дополнительного образования.

                                        

Пыть-Ях

2015г.

Содержание

I. Пояснительная записка      

1.1. Актуальность программы                                                

1.2. Цель и задачи программы                                                        

1.3. Характеристика программы                                                

1.4. Формы и методы обучения                                                                

1.5. Способы определения результативности обучения                            

1.6. Техническое и дидактическое оснащении программы    

                        

II. Программа 1 год обучения

2.1. Задачи                                                                                        

2.2. Учебно-тематический план                                                                        

2.3. Содержание программы                                                                

2.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года  обучения

III. Программа 2 год обучения

3.1. Задачи                                                                                        

3.2. Учебно-тематический план                                                                        

3.3. Содержание программы                                                                

3.4. Оценка эффективности программы к концу 2 года  обучения

                

IV. Программа 3 год обучения

4.1. Задачи                                                                                        

4.2. Учебно-тематический план                                                                        

4.3. Содержание программы                                                                

4.4. Оценка эффективности программы к концу 3 года  обучения

V. Факторы риска выполнения программы.

VI. Методическое обеспечение программы.

                                        

VII. Список литературы.        

                                        

                                                                

I. Пояснительная записка

В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Данная программа предназначена для воспитанников 7-10 лет, рассчитана на три года обучения.В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр- хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. В организации образовательного процесса так же используется такие материал как:

- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;

- мифология: миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.;

- материал календарных обрядов и праздников;

- народный костюм, женские рукоделия: прядение, ткачество, вышивка, и др.;

- интерьер крестьянской избы и его семантика и т.д.

Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий.

1.1. Актуальность программы

Настоящая программа составлена на основе достижений народной, классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшей группы передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшей группы осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.

Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей младшего школьного возраста дает серьезные и достаточные знания по устному народному творчеству.

Очень важно участие родителей в образовательном процессе. Родители, желающие освоить то или иное направление деятельности фольклорного ансамбля «Родничок», присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках.

1.2. Цель  и задачи программы

 Цель программы – приобщение детей, а также их родителей к национальной культуре, традициям, обычаям и обрядам, песенному фольклору различных регионов России, исполнение произведений народного творчества, приобретение и совершенствование навыков народной хореографии, развитие сценического мастерства детей и взрослых средствами совместных театрализованных представлений, праздников, концертов.

Задачи обучающие:

  • Постановка певческого голоса, овладение хореографическими навыками, навыками актерского мастерства;
  • Расширение кругозора: изучение и освоение традиций родного края, особенности традиций России (северных и южных регионов).

Задачи развивающие:

  • Развитие музыкального слуха;
  • Развитие творческих способностей, навыков импровизации;
  • Развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

Задачи воспитывающие:

  • Воспитание любви и уважения к традициям родного края;
  • Создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
  • Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.
  • Формированию качеств гражданина и патриота.

1.3. Характеристика программы

  • По характеру деятельности — комплексная, образовательная.
  • По педагогическим целям — практико-ориентированная, развивающая музыкально-творческие способности, познавательная, воспитательная.
  • По образовательным областям — профильная.
  • По форме занятий — групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями.
  • По возрастным особенностям – 7-10 лет
  • По временным показателям – 1-3 год обучения

1.4. Формы и методы обучения:

  • Беседа
  • Самоподготовка
  • Устное изложение материала (рассказ, лекция, объяснение)
  • Задание и упражнения
  • Показ
  • Импровизация

Образовательный процесс предусматривает использование различных форм деятельности: традиционные и нетрадиционные формы занятий, праздники, концерты, участие в фестивалях, экскурсии. Комплексное объединение «фольклорный ансамбль» предполагает теоретические и практические занятия. В данной программе педагог учитывает, что исполнительство и творчество детей в музыкально-образовательной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей поиск игровых и танцевальных движений.

 Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора. Слушание народных песенных образцов направленно на развитие активного восприятия музыки, формирует эмоциональную отзывчивость и способствует накоплению фольклорного багажа. Программа предусматривает использование наглядного материала (предметы быта, фотографии, иллюстрации), просмотр видеофильмов, организацию встреч с носителями народной культуры.

Обучение носит живой, неформальный характер, позволяет перейти на иной уровень общения детей и взрослых и предполагает создание той атмосферы, в которой народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки становятся частью его жизн

1.5. Способы определения результативности обучения

  • СрезЗУН
  • Промежуточная аттестация
  • Тестирование
  • Концертный показ
  • Участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах.

1.6.Техническое  дидактическое оснащение программы

Для успешного проведения занятий требуется:

  • большое, хорошо освещенное помещение;
  • набор традиционных музыкальных инструментов;
  • комплект сценических костюмов, реквизит, декорации. Они могут быть изготовлены совместно детьми и родителями;
  • аудио- и видеоматериалы для прослушивания и просмотра коллективов фольклорного направления;
  • песенный материал, собранный в сборниках и фольклорных экспедициях;
  • наглядный материал

II. Программа I год обучения

2.1. Задачи

  • Умение петь простейшие попевки, звучать в примарной зоне.
  • Игра на простейших музыкальных инструментах (ложки)
  • Умение петь на «цепном дыхании» свободно; чисто интонировать унисоны.
  • Умение двигаться в ритме музыки простейшими шагами.
  • Знание о Масленице, когда ее празднуют.
  • Проведение семейного праздника «Масленица».
  • Знание жанров: скороговорка, считалка, загадка (отличия).
  • Умение водить хоровод, играть в игры.

2.2. Учебно-тематический  план

Iгод обучения (4 часа в неделю, 2+2)

Содержание  и  виды  работ

Теория

Практика

Общее  кол-во  часов

1.

2.

3.

4.

5.

Музыкальный фольклор

Народная хореография

Фольклорный театр

Народная игра

Игра на народных инструментах

20

5

2

5

6

35

20

6

27

18

55

25

8

32

24

                                                                          Итого:

38

106

144

2.3. Содержание программы

(I год обучения)

 

  1. Музыкальный фольклор

Работа над навыками пения в ансамбле, развитие музыкального слуха на основе фольклорного материала; работа над певческим звуком в народной манере, над единой манерой исполнения, расширение диапазона. Разучивание попевок от узкообъемных до октавных. Воспитание навыков многоголосного пения. Исполнение произведений: плясовые и хороводные, протяжные и  архаичные обрядовые песни, частушки и страдания. Слушание записей аутентичных материалов, произведений, связанных с соединением фольклора и современной музыки; знакомство с самодеятельными детскими и взрослыми, профессиональными и аутентичными фольклорными коллективами.  

  1. Народная хореография

Работа над освоением народной хореографии, простыми и усложненными движениями, естественностью движений во время исполнения песен. Упражнения разного ритмоисполнения (хлопки руками, ногами и т. д.); шаговые упражнения; упражнения для ног – от простой дроби до «пересека»; упражнения для пластичного движения рук; работа над исполнением кадрилей, хороводов, плясок.  

3. Фольклорный театр

         Приобщение детей к эстетике народной театральной культуры, развитие актерских способностей, коммуникабельности. Работа над постановкой праздников «Рождественские посиделки», «Масленица», «Встреча весны», «Троицкие гулянья», «Осенины», «Ярмарочные гуляния» и др. Педагог использует элементы театрализации, ролевой игры.

4. Народная игра

         Активное использование на занятиях народных игр независимо от периода обучения и возраста обучающихся. Изучение структуры игры. Ее отдельных элементов и механизмов их взаимодействия.

5. Игра на народных шумовых инструментах.

         Обучить детей игре на народных шумовых инструментах, таких как ложки, бубен, трещотки, рубель и др. Изучение структуры игры, различных методов и приёмов игры, а также выбивание различных ритмических фигур.       

ЛОГИКА построения программы: от простого к сложному; от эмоционально-практического освоения (игры, считалки, заклички и др. жанры народного творчества) к духовно-смысловому анализу мировоззрения русского народа с учетом возрастных особенностей воспитанника. На всем протяжении  изучения программы проводится проекция в решении проблем ребенка – найти гармонию в себе и с современным окружающим миром.        

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ:педагог, работающий по данной программе, должен иметь музыкально-педагогическое образование, владеть обширной базой методических и практических навыков, обладать опытом работы с детьми и взрослыми.

2.4. Оценка эффективности программы

к концу I года обучения

К концу I года обучения воспитанник должен знать:

  1. Виды хоровода
  2. Знать об обряде проведения « Масленицы»
  3. Некоторые жанры песен

К концу I года обучения воспитанник должен уметь:

  1. Чисто интонировать унисоны
  2. Свободно координировать между голосом и движениями
  3. Петь не менее 4 песен
  4. Водить хоровод и приплясывать в песнях
  5. Играть на ложках простейшие ритмы и применять в процессе пения.

III. ПрограммаII года обучения

3.1. Задачи

  • Умение петь попевки в унисон, ансамблем; свободно применять навыки дикции, дыхания, артикуляции;
  • Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах (ложки, бубен)
  • Умение петь на «цепном дыхании» свободно; чисто интонировать унисоны, также постепенно применять навык двухголосного пения.
  • Умение двигаться в ритме музыки.
  • Фольклор и фольклористика. История изучения фольклора.
  • Народные игрища. Представления народного театра. Городская ярмарка.
  • Рассмотрение тем связанных с жильём, одеждой крестьян в деревне.
  • Календарная обрядовая культура как форма взаимоотношений человека и природы.
  • Песенный фольклор. Хороводные песни
  • Храм – символ веры на Руси.
  • Зимний цикл обрядов. Святки. Крещение.
  • Весенний цикл обрядов. Масленица. Сороки. Троица.
  • Проведение семейного праздника « Рождество»
  • Умение водить хоровод, играть в игры.

3.2. Учебно-тематический  план

II год обучения (6часов в неделю, 2+2+2)

Содержание  и  виды  работ

Теория

Практика

Общее

кол-во  часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Музыкальный фольклор

Народная хореография

Фольклорный театр

Народная игра

Игра на народных инструментах

Народоведение.

9

8

6

2

3

32

75

48

12

8

9

4

84

56

18

10

12

36

Итого:

60

156

216

3.3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Встреча с участниками коллектива. Беседа: «Как провел лето? Что нового узнал и увидел?» Порядок и содержание работы кружка. Техника безопасности и правило пожарной безопасности Правила поведения воспитанников в ЦДТ. Планирование работы на учебный год.

2. Музыкальный фольклор. Умение петь попевки в унисон, ансамблем; свободно применять навыки дикции, дыхания, артикуляции. Умение петь на «цепном дыхании» свободно; чисто интонировать унисоны, также постепенно применять навык двухголосного пения.

3.Народная хореография. Умение двигаться в ритме музыки простейшими шагами. Разучивание хоровода и кадрили. Свободная координация между голосом и движением.

4. Фольклорный театр. Проведение семейного праздника «Рождество».

5. Народная игра. Разучивание народных игр и петь во время игр.

6. Игра на народных инструментах. Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах (ложки, бубен)

7. Народоведение. Песенный фольклор. Хороводные песни

Храм–символ веры на Руси. Особенности постройки. Интерьер. Роспись храма.

Особенности национального костюма жителей различных местностей. Будничная и праздничная одежда. Два типа женской одежды: сарафанный и паневный комплексы.

Зимний цикл обрядов. Святки. Крещение. Весенний цикл обрядов. Масленица. Сороки. Троица.

Народные игрища. Представления народного театра. Городская ярмарка.

8. Итоговое занятие. Подведение итогов пройденный учебный год. Планирование работы на следующий год.

3.4.  Оценка эффективности программы

к концу II года обучения

К концу II года обучения воспитанник должен знать:

  1. Музыкальную терминологию, применяемую на занятиях.
  2. Виды хоровода
  3. Зимний цикл обрядов. Святки. Крещение.
  4.  Весенний цикл обрядов. Масленица. Сороки. Троица.
  5. Некоторые жанры песен – хороводная, игровая.
  6. Особенности национального костюма жителей различных местностей.

К концу II года обучения воспитанник должен уметь:

  1. Чисто интонировать унисоны.
  2. Применять в попевках простейшее двухголосье.
  3. Свободно координировать между голосом и движениями
  4. Петь не менее 6 песен
  5. Водить хоровод и приплясывать в песнях
  6. Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах  (ложки, бубен)

IV. ПрограммаIII год обучения

Задачи

  • Пение попевок, песен в унисон, выстраиваясь в общее звучание; свободно применять навыки дикции, дыхания, артикуляции;
  • Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах (ложки, бубен).
  • В пении применять элементы двухголосья.
  • Песни календарного цикла. Связь с обрядом.
  • Лирические песни.
  • Поздний пласт фольклора: городская песня, частушка.
  • Диалектология. Изучение местных говоров.
  • Крестьянская свадьба.
  • Рассмотрение тем связанных с русской архитектурой, материальной культурой, историей русского костюма.
  • Вышивка. Ее эстетическое и магическое значение. Мотивы вышивки. Типы орнамента.
  • Круглый год. Календарный аграрный цикл.
  • Иван Купала – праздник летнего солнцеворота.
  • Народные и церковные праздники. Их взаимодействие.
  • Вера. Христианство и язычество.  
  • Проведение семейного праздника « Троица»

Учебно- тематический  план

IIIгод обучения (6 часов в неделю, 2+2+2)

Содержание  и  виды  работ

Теория

Практика

Общее  

кол-во  часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Музыкальный фольклор

Народная хореография

Фольклорный театр

Народная игра

Игра на народных инструментах

Народоведение.

10

5

2

2

2

38

90

33

6

12

12

4

100

38

8

14

14

42

                                                                   Итого:                                                                        

59

157

216

Содержание программы

1. Вводное занятие. Встреча с участниками коллектива. Техника безопасности и правило пожарной безопасности Правила поведения воспитанников в ЦДТ. Планирование работы на учебный год.

2. Музыкальный фольклор. Пение попевок и песен в унисон, ансамблем; свободно применять навыки дикции, дыхания, артикуляции; также применять элементы двухголосья в песнях.

3.Народная хореография. Умение двигаться в ритме музыки простейшими шагами. Разучивание хоровода и кадрили. Свободная координация между голосом и движением. Деревенский вальс, дроби.

4. Фольклорный театр. Проведение семейного праздника «Троица».

5. Народная игра. Разучивание народных игр и петь во время игр.

6. Игра на народных инструментах. Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотки, рубель)

7. Народоведение. Песни календарного цикла. Связь с обрядом. Лирические песни.  Поздний пласт фольклора: городская песня, частушка.  Диалектология. Изучение местных говоров.  Крестьянская свадьба.  Архитектура: культовая, гражданская, деревянное зодчество.  Материальная культура: утварь, орудия труда, одежда. История русского костюма, эстетическое и утилитарное значение одежды. Одежда как оберег. Изготовление одежды. Лен и конопля. Прялка. Ткацкие станки. Беление холстов. Хранение одежды.  Вышивка. Ее эстетическое и магическое значение. Мотивы вышивки. Типы орнамента.  Круглый год. Календарный аграрный цикл.  Русские аграрные праздники. Подвижные и постоянные сроки празднования. Иван Купала – праздник летнего солнцеворота. Народные и церковные праздники. Их взаимодействие. Вера. Христианство и язычество.  

8. Итоговое занятие. Подведение итогов пройденный учебный год. Планирование работы на следующий год.

Оценка эффективности программы

к концу III года обучения

К концу III года обучения воспитанник должен знать:

1. Русские аграрные праздники. Подвижные и постоянные сроки празднования. Народные и церковные праздники.

2. Иван Купала – праздник летнего солнцеворота. Народные и церковные праздники.

3. Некоторые жанры песен – хороводная, игровая.

4. Особенности национального костюма жителей различных местностей.

5. История русского костюма. Одежда как оберег.

К концу III года обучения воспитанник должен уметь:

1. Управлять своим певческим дыханием, дикцией, артикуляцией.

2. Чисто интонировать унисоны.

3. Применять в попевкахдвухголосье.

4. Свободно координировать между голосом и движениями.

5. Петь не менее 7 песен.

6. Водить хоровод и приплясывать в песнях.

7. Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах  (ложки, бубен).

Учебно- тематический  план

IIIгод обучения (8 часов в неделю, 3+3+2)

Содержание  и  виды  работ

Теория

Практика

Общее  

кол-во  часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Музыкальный фольклор

Народная хореография

Фольклорный театр

Народная игра

Игра на народных инструментах

Народоведение.

10

15

2

2

2

38

135

50

6

12

12

4

145

65

8

14

14

42

                                                                   Итого:                                                                        

59

157

288

Содержание программы

1. Вводное занятие. Встреча с участниками коллектива. Техника безопасности и правило пожарной безопасности Правила поведения воспитанников в ЦДТ. Планирование работы на учебный год.

2. Музыкальный фольклор. Пение попевок и песен в унисон, ансамблем; свободно применять навыки дикции, дыхания, артикуляции; также применять элементы двухголосья в песнях.

3.Народная хореография. Умение двигаться в ритме музыки простейшими шагами. Разучивание хоровода и кадрили. Свободная координация между голосом и движением. Деревенский вальс, дроби.

4. Фольклорный театр. Проведение семейного праздника «Троица».

5. Народная игра. Разучивание народных игр и петь во время игр.

6. Игра на народных инструментах. Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотки, рубель)

7. Народоведение. Песни календарного цикла. Связь с обрядом. Лирические песни.  Поздний пласт фольклора: городская песня, частушка.  Диалектология. Изучение местных говоров.  Крестьянская свадьба.  Архитектура: культовая, гражданская, деревянное зодчество.  Материальная культура: утварь, орудия труда, одежда. История русского костюма, эстетическое и утилитарное значение одежды. Одежда как оберег. Изготовление одежды. Лен и конопля. Прялка. Ткацкие станки. Беление холстов. Хранение одежды.  Вышивка. Ее эстетическое и магическое значение. Мотивы вышивки. Типы орнамента.  Круглый год. Календарный аграрный цикл.  Русские аграрные праздники. Подвижные и постоянные сроки празднования. Иван Купала – праздник летнего солнцеворота. Народные и церковные праздники. Их взаимодействие. Вера. Христианство и язычество.  

8. Итоговое занятие. Подведение итогов пройденный учебный год. Планирование работы на следующий год.

Оценка эффективности программы

к концу III года обучения

К концу III года обучения воспитанник должен знать:

1. Русские аграрные праздники. Подвижные и постоянные сроки празднования. Народные и церковные праздники.

2. Иван Купала – праздник летнего солнцеворота. Народные и церковные праздники.

3. Некоторые жанры песен – хороводная, игровая.

4. Особенности национального костюма жителей различных местностей.

5. История русского костюма. Одежда как оберег.

К концу III года обучения воспитанник должен уметь:

1. Управлять своим певческим дыханием, дикцией, артикуляцией.

2. Чисто интонировать унисоны.

3. Применять в попевкахдвухголосье.

4. Свободно координировать между голосом и движениями.

5. Петь не менее 7 песен.

6. Водить хоровод и приплясывать в песнях.

7. Совершенствовать навык игры на простейших музыкальных инструментах  (ложки, бубен).

V. Факторы риска выполнения программы

  • Отключение электроэнергии
  • Отключение воды
  • Эпидемии в школе
  • Актированные дни.

VI. Методическое обеспечение программы.

Познавательно - развлекательная программа

для детей младшего школьного возраста и их родителей:

«Спиридон солнцеворот»

Цель:  приобщение детей к материальным, духовным, культурным традициям своего народа, воспитать ценностное отношение к прошлому.

Задачи:

Воспитать чувство уважение к культурным ценностям, а также чувства гордости и патриотизма.Создать атмосферу радости от общения с прошлым.

Оборудование:

Народные костюмы у участников праздника

Санки, канаты, мешки, скакалки, ложки

Ведущая:  Здравствуйте, гости дорогие! У меня сегодня роль необычная, роль непривычная. Роль  моя – Мать Сыра Земля!

  Весною просыпаюсь я, когда лёд таять начинает. А вот теперь до весны от вас уходить собираюсь.  Но прежде чем на всю зиму от вас уйти, хочу я вам открыть один секрет. А секрет такой…

Ранней весною надо всем вам, ребятишкам, в круг вставать да солнышко встречать. А для закликания солнышка есть такие слова, можно сказать волшебные. Слушайте да запоминайте: «Приди, Спиридон, зажги небосклон!».Давайте теперь повторим эти слова вслед за мной: «Приди, Спиридон, зажги небосклон!».

Вы спрашиваете: кто такой Спиридон и зачем его надо закликать?...Я вот сейчас друзей своих позову, они вам всё и объяснят… Скоморохи, скоморохи!...

Скоморохи: Здравствуй, Мать сыра земля! Зачем нас вызывала?

Ведущая: Друзья мои, ребята не знают, кто такой Спиридон-Солнцеворот. Расскажите им про него, пожалуйста!

1 скоморох: История эта давняя. А чтоб поняли вы её, хочу вам напомнить.…Все мы с вами на Земле-матушке живём, её топчем, украшаем, а иногда и обижаем. Мать сыра Земля нас любит, бережет, в обиду не даёт. А мы?...

2 скоморох: Траву топчем, букашек да бабочек ловим, молоденькие деревца не бережем. А ей больно. Ведь она – живая!

3 скоморох: На зиму засыпает Мать Сыра Земля. Но весной, как прогреет солнышко, проснётся она, зазеленеет, зацветет. Старые люди называли наше солнышко Спиридон-Солнцеворот!

2 скоморох: Но кто такой Спиридон-солнцеворот мы расскажем лишь в том случае, если вы нам песню споёте.

( Исполняют песню « Ах, ты зимушка – зима» )

2 скоморох: 25 декабря – день Спиридона – Солнцеворота! В этот день древний бог Ярило (солнышко по нашему) просыпается. Солнце красное на весну поворачивается – вот и Солнцеворот.

4 скоморох: В этот день славили люди русские Солнце - Ярило. Священный огонь зажигали, 12 костров разводили. Чтоб каждому месяцу по костру, чтоб всем не обидно было. Всё плохое сжигали на этих кострах.

3 скоморох: Старые люди говорили, будто видели возле этих костров все 12 месяцев! Это они вместе Ярило пробуждают, на новый годовой круг собирают.

Ведущая: Любит Спиридон-Солнцеворот веселье, шутки, прибаутки, стихи да загадки разные…. А вы знаете загадки про природу да погоду.

( дети загадывают загадки, например такие…)                        

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда,

Ну, конечно, я ….(вода)

Всё белым-бело сегодня.

И светло. Хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый-белый мягкий….(снег)

Крашенное коромысло над рекой повисло

( Радуга)

Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не подберёт. (Град)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? ( Дождь)

В синем небе алый мяч,

Он и светел и горяч

( Солнце)

1 скоморох: Молодцы! А теперь давайте в игру нашу поиграем « Арина» называется. Становимся в круг и по считалке выбираем Арину.

                                                       Раз, два, три, четыре, пять

                                                       Кошка учится считать

                                                       Вычитает кошка мышку

                                                       Получается ответ

                                                       Кошка есть, а мышки нет

( проводится игра)

4 скоморох: Как приходит Спиридон-солнцеворот, маленький, такой как я – так и новый год начинается. А уж весной Ярило - Солнцеворот набирает силу. Вот и получается круглый год. Оттого он и круглый, что на солнышко похож!

3 скоморох: А теперь нам с Матушкой сырой Землёй до весны прощаться надо. Давайте ей на прощанье песню споём. Знаю я, что всем вам нравится песня «Ложки хохломские», её и споём!

(Исполняют песню, играя на ложках.После исполнения песни прощаемся с Матушкой Сырой Землей.)

Ведущая: До свиданья, ребятки! Прощаюсь с вами до весны.

1 скоморох: А с вами, ребята, мы не прощаемся, приглашаем вас в страну прошлого и проведем праздник, повинуясь старинному обычаю.

2 скоморох: Через 20 минут встречаемся мы с вами на улице.

устанавливаем колесо  и закликаем солнце со словами:

                                      «Солнышко повернись, красное разожгись!

Приди Спиридон, зажги небосклон!»

Проводятся игры соревнования по группам:

Эстафета на корешках

Перетягивания канатов

Кто дальше бросит снежок

Бег в мешках

10 раз прыгнуть на скакалке

Строить снеговика

(Все игры проводятся в зависимости от погодных условий)

После эстафет подчитываем очки и выбираем победителя. Все участники награждаются подарками.

Заканчиваются эстафеты совместной игрой « Ловись рыбка» и сжиганием колеса, на фоне русской народной мелодии, приговаривая закличку:                       «Колесо, гори, катись, с весной красною вернись!»

План-конспект открытого занятия

Тема занятия: "Мороз не велик, да стоять не велит"

Аннотация.

В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Оборудование:

ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук. Шумовые музыкальные инструменты: ложки, рубель, трещотки, вертушка. Дидактический материал: карточки с поговорками и пословицами о зиме.

Цель занятия: приобщение воспитанников к духовной культуре русского народа через  малые жанры фольклора на примере разучивания пословиц, считалок, скороговорок, прибауток  поговорок о зиме и разучивание русской народной песни «Ай, чи-чи-ха, чи-чи-ха»

Форма занятия: групповая и мелкогрупповая

Методы и приемы проведения занятия:

  • наглядность
  • словесное объяснение
  • иллюстрации.

Тип занятия:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи:

  • Повторить и разучить малые жанры фольклора.
  • Продолжить разучивание русской народной песни "Ай, чи-чи-ха, чи-чи-ха", акцентируя внимание на четкие, ритмические движения ног.
  • Повторить ранее изученную русскую народную песню "Ох, кудрявчик" с кадрилью,  обращая внимание на ансамблевое исполнение.
  • Повторить народные игры.

Ход занятия:

Орг. момент

Ребята, здравствуйте! Перед началом занятия, хочу напомнить о правилах пожарной безопасности. Если вдруг заработает сигнализация, мы без паники идём к запасному выходу, поверните, пожалуйста, головы (показываю рукой) вот дверь, ведущая к запасному выходу.

Изучение нового материала

Тема занятия: «Мороз не велик, да стоять не велит»  (Слайд 1).

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о приметах и пословицах зимы, продолжим разучивание песни «Ай, чи-чи-ха, чи-чиха» и повторим ранее изученную русскую народную песню «Ох, кудрявчик», а в заключение занятия поиграем в народные игры.

Как вы думаете, что это значит "Мороз не велик, да стоять не велит"? (ответы)

Пыть-Ях...Югра...Сибирь...Россия...
Нет для меня земли красивей,
Роднее нет и нет дороже,
В ненастный день и день погожий.

Мы живём с Вами вХанты-Мансийском автономном округе,  10 декабря наш край отмечает свой День рождения. Здесь большую часть года с октября по апрель стоят холодные  дни. А зима у нас морозная и суровая.  И чтобы хоть немного научиться предугадывать зимние деньки, я расскажу вам о народном зимнем календаре и его приметах. (Слайд 2) Зима в народном календаре наступает еще с ноября, но в начале декабря по приметам могут быть ледяные морозы, а могут случаться оттепели. На декабрь приходится солнцеворот, кстати, когда, он у нас, Спиридон-солнцеворот, кто знает? (ответы). Спиридон в народном календаре празднуется 25 декабря - Спиридон Солнцеворот – самая длинная ночь и самый короткий день в году. Солнце – на лето, зима – на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто – Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней – теплым и пасмурным. После Солнцеворота хоть на куриный шаг или воробьиный скок, да прибудет денек. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше они неслись.

В декабре дни короткие, ночи длинные, стуженные. В народе так говорили (Слайд 3):

  • Зима снежная - лето дождливое.
  • Зима морозная - лето жаркое.
  • Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
  • Декабрь замостит, декабрь загвоздит, и саням дорогу даст.

Прочитайте эти поговорки и приметы вместе со мной, пожалуйста (Слайд 3)

Каждый день в народном календаре имеет свои приметы. Сегодня 8 декабря согласно народному календарю, Климентьев день. В этот день, говорят, зима клин клином выбивает. Любое важное дело в этот день можно было начинать только натощак.

Разогрев голосовых связок

Ну а теперь, чтоб мороз нас не заморозил, я вам предлагаю разогреть наши голосовые связки. И начнём мы с физических упражнений, чтобы заставить кровь разбежаться по телу. Наклоны вправо, влево, вперёд, назад. Присели, встали, потянулись пальчиками к солнышку. И еще раз повторим. А теперь давайте выполним упражнение «Макароны». Представим что мы макарончики, и мы варимся в воде (быстрые повороты вокруг свои оси, наклоны корпуса вниз, вращательные движения рукой).

Присаживаемся ребята, сразу с правильной певческой установкой. Ноги упираются всей стопой в пол. Для чего? (ответы детей, опора должна быть твёрдая, звук потерявший опору становится интонационно неустойчивым), спина прямая, корпус и шея выпрямлены, для чего? (ответы детей, чтобы звук не был вялым, расслабленным)

Дыхательные упражнения:

1. Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.

2. Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи.

3. Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.

Артикуляционные упражнения:

1. «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2. «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к основания нижних и верхних зубов.

3. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

4. «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

5. «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

6. «Месим тесто» – размять язык зубами,

7.  «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

8. «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

9. «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

10. «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3.

11. «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

Дикционные упражнения, проговаривание скороговорок:

«Расскажите про покупки, про какие, про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои»;  «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили черными чернилами чертеж»; «Сшит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать, выколпаковать»; «Не любила Мила мыла, мама Милу с мылом мыла»

Скороговорка «Мокрая погода, размокропогодилась» в разном характере.

Распевание:

1. «Андрей воробей» (формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты).

2. «Как под горкой, под горой» (упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи).

Работа над песней

Продолжаем работу над русской народной песней «Ой, чи-чи-ха, чи-чи-ха». (При работе над песней обратить внимание на единую манеру народного пения. Хороший народный голос отличается ярким, звонким, светлым звучанием на грудной опоре. В каждом новом куплете нужно обращать внимание, прежде всего, на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета. Большое значение придаем выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пени).

Народна игра

1.«Баба яга». Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу кабинета. Ребята подходят к нему и поют дразнилку. После Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается).

2.«Ловись рыбка». Перед началом игры нужно выбрать двух водящих, сделать это можно с помощью любойдетской считалки. Эти двое детей берутся за руки, они «невод». Остальные ребята – рыбки. «Невод» стоит на месте, подняв руки как воротца. «Рыбки» берутся хороводом за руки и проходят под этими воротцами, при этом поют попевку. Как только произносят последнее слово, «невод» опускает руки. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «неводу». Играют, до двух последних «рыбок».

Ребята, вы помните, какой пословицей мы начали наше занятие? (ответы детей). А теперь я вам предлагаю, такое задание, я раздаю каждому из вас карточки, где написаны приметы и пословицы зимы, но я эти карточки разрезала пополам, вам необходимо их правильно соединить (Совместное работа детей).

Ну, а закончим мы с вами наше занятие повторением ранее изученной русской народной песни «Ох, кудрявчик». Встаньте, пожалуйста, сразу на кадриль. В пении обращаем внимание на ансамбль, слушайте при пении себя, партнёра и баян (Особое внимание необходимо уделить выразительному исполнению хорового произведения, передача его характера.Внешняя выразительность должна быть естественной, являться результатом эмоционального переживания, отношение певцов к действию в песне). А по народному календарю завтра 9 декабря Юрьев день. Юрий холодный. Егорий зимний. Георгий осенний. Ребята, я вас попрошу поискать информацию по этому дню и приметы на 9 декабря.

Наше занятие закончим поклоном. Данил, дай нам, пожалуйста, знак,  а мы сделаем общий поклон. А теперь похлопаем, поблагодарим за занятие, друг другу (хлопаем по ладошке, начиная с одного пальца). На этом наше занятие заканчивается, одевайтесь хорошо, тепло, ведь мороз не велик, стоять не велит!

Спасибо всем, до свидания!

200 скороговорок для развития дикции!
1) Интервьюер интервента интервьюировал.
2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.Показать полностью..
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.
3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
4) Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдворарылом изрыла, вырыла, подрыла.
5) Скороговорунскороговорилскоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
6) Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
7) У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
8) Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
9) Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
10) Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
11) Невелик на ситиборде бодибилдерабицепс.
12) Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
13) Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум!Блеск!
14) Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
15)Пакет под попкорн
16) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
19) В Каннах львы только ленивым венки не вили.
20) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
21) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
22)Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
23) Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
25) Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да невыприватизировали.
26) Сиреневенькаязубовыковыривательница.
27) Флюрографистфлюрографировалфлюрографистку.
28) Я - вертикультяп.Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
29) Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
30) Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
31) Волховал волхв в хлеву с волхвам.
32) Мы ели, ели ершей у ели.Их еле-еле у ели доели.
33) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
34) Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
35) Павел Павлушкупеленовал, пеленовал и распелёновывал.
36) Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
37) Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
38) У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
39) У Сени и Сани в сенях сом с усами.
40) У осы не усы, не усища, а усики.
41) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
42) Осип охрип, Архип осип.
43) Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.44) Сачок зацепился за сучок.
45) По семеро в сани уселись сами.
46) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
47) Свиристель свиристит свирелью.
48)Две реки:Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
49)Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
50) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
51) Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
52) Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
53) Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
54) Шли сорок мышей и шесть нашлигрошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
55) Четверть четверика гороха, без червоточинки.
56) Инцидент с интендантом.
57) Прецедент с претендентом.
58) Константин констатировал.
59) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствоваланерасчувствовашегося Николку.
60) Ценит цеп косец по косовице.
61) Косарь Косьян косой косит косо.Не скосит косарь Косьян покоса.
62) У ежа ежата, у ужа ужата.
63) Жутко жуку жить на суку.
64) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
65) Течет речка, печет печка.
66) Щипцы да клещи – вот наши вещи.
67) Тщетно тщится щука ущемить леща.
68) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
69) Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
70) Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
71) Около колодца кольцо не найдется.
72) Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
73) Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
74) Яшма в замше замшела.
75) Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
76) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
77) Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
78) Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
79) Ест Федька с водкой редьку
80) Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!
81) Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82) Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.
83) К Габсбургам из Страсбурга.
84) Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
85) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
86) У ёлки иголки колки.
87) В один клин, Клим, колоти.
88) Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
89) Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
90) Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
91) Водовоз вёз воду из-под водопровода.
92) Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
93) Подал грабли крабу краб.
94) От топота копыт пыль по полю летит.
95) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
96) У осы не усы, и не усищща, а у-у-сики.
97) Ткёт ткач ткани на платки Тане.
98) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
99) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
100) Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
101) Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
102) Рододендроны из дендрария.
103) Сорока со скоросоковыжималкой.
104) На горе Арарат рвала Варвара виноград.
105) Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
106) Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
107) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствоваланерасчувствовавшегося Николку.
108) Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
109) Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
110) Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!
111) Королева кавалеру подарила каравеллу.
112) На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня
113) На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
114) Невелик бицепс у эксгибициониста.
115) Недопереквалифицировавшийся.
116) Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
117) Саша шапкой шишку сшиб.
118) Футляр для дрели
119) Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.
120) Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
121) Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).
122) Флюорографистфлюорографировалфлюорографистку.
123) На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате.Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественногошишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.
Технология шишкосушения:
После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировшики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки пригодные для шишкосушения поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на щищкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительныхшишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая не шишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
125) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
126) Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
127) Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу:«Грабь граблями гравий, краб».
128) Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
129) Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
130) Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
131) Ткет ткач ткани на платье Тане.
132) У перепелa и перепелки пять перепелят.
133) Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
134) Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
135) Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозугpызут.
136) Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
137) Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
138) Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
139) Около кола колокола, около ворот коловорот.
140) Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
141) А мне не до недомогания.
142) Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
143) Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
144) Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
145) Коваль ковал коня,
Конь – копытом коваля,
Коваль – кнутом коня.
146) Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
147) Петя был мал и мяту мял.
Увидала мать – не велела мять.
148) О любви не меня ли
Вы мило молили
И в туманы лимана
Манили меня?
149) Слава у Власа съел все сало.
150) Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
151) Только у молодца и золотца,
Что пуговка оловца.
152) Съел Слава солено сало,
Да сала Славе мало.
153) Козёл-мукомол,
Кому муку молол,
Кому не молол?
154) У Фили были,
У Фили пили,
Да Филю ж побили.
155) Феофан - болван
Молоко взболтал
Да не выболтал.
156) Милая Мила
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла –
Так мылилась Мила.
157) Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
158) Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
159) Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
160) Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
161)Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
162) Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
163) Встретил в чаще еж ежа,
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.
164) У нас на дворе, подворье,
Погода размокропогодилась.
165) Лошадь с седоком,
Да без седла и узды, без подпруги и удил.
166) Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
167) Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
168) На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
169) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
170) Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
171) С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.
172) Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин.
173) Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
174) Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
175) Баран - буян залез в бурьян.
176) Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
177) Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
178) Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
179) Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
180) Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
181) Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
182) Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
183) Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
184) Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы,
Цифру всегда отличите от буквы,
И различите ли ясень и бук вы?
185) Купила бабуся бусы Марусе.
186) Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
187) Возьми у белобородого мужика
Полкринки кислого молока.
188) Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
189) Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу О Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу
o Георгии Григорьевиче.
190) Съел Валерик вареник,
А Валюшка - ватрушку.
191) Проворонила ворона вороненка.
192) Верзила Вавила весело ворочал вилы.
193) Соломы воз возница вез.
194) Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
195) Валя на проталинке промочила валенки.
196) Валин валенок провалился в проталинок.
197) Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
198) А мне не до недомогания.
На меду медовик, а мне не до медовика.
199) Командир говорил про полковника и про полковницу
Про подполковника и подполковницу
Про поручика и про поручицу
Про подпоручика и подпоручицу
Про прапорщика и про прапорщицу
Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
200) Король орёл.


VII. Список литературы для педагогов

  1.  Веретенников И.И. Южнорусские карагоды [текст, ноты], учебное пособие. – Белгород: Изд-во «Везелица». 1993 – 114с.    
  2. Н.Владыкина – Бачинская Музыкальный стиль русских хороводных песен [текст, ноты], учебное пособие. – М.: Изд-во «Музыка» 1976 – 162с.
  3.  Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств [текст], учебное пособие. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. – 288с.
  4. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора: [текст, ноты], учебное пособие. – М.: МГИК, 1994. – 72с.
  5.  Климов А. Основы русского народного танца [текст, фото, иллюстрации], учебник для студентов вузов искусств и культуры. – М.: Издательство Московского государственного института культуры. 1994. – 320с.
  6.  Мешко Н. Искусство народного пения [текст, ноты], учебное пособие.: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения часть 1. – Москва 1996г., 66 с.
  7.  Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов: [текст], учебное пособие/ вступ.ст. С.Ю. Ключников.- М.: Беловодье, 1995. 320с.
  8.  Музыкальный фольклор для детей [текст, ноты], репертуарно-методический сборник/ Автор – составитель и музыкальный редактор профессор А.К.Носков. – Самара: Информационо – издательская служба СДДЮТ  2003г.  
  9.  Народное музыкальное творчество [текст, ноты, фото], учебник/ Отв. ред. О.А.Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. – 568с.
  10.  Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество: [фото, текст, ноты], учебное пособие. – М. Сов.композитор, 1988. – 192с.
  11. Новицкая М.Ю. Раз, два, три, четыри, пять, мы идём с тобой играть: [текст, ноты, фото]: рус.дет.игровой фольклор: Кн.для учителя и учащихся/ Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.
  12.  Носков А. На виду у Жигулей: [ноты, текст], репертуарно-методический сборник. Песни для русского народного хора, ансамблей и солистов без сопровождения и сопровождения баяна.  – Самара 2002г.,80 с.
  13.  Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем [текст, ноты, иллюстрации], учебное пособие / Тольяти 2002  - 115с.
  14. Терентьева Л.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: [текст, ноты, схемы], учебное пособие. - Самара, Изд-во СГАКИ, 2000. – 105с.
  15.  Терентьев Л.П. Учебная программа по «Русский народному танцу» [текст,], учебная программа //  Самара, 2004 г. – 31c.
  16. Шамина Л.В. Народное пение – компонент традиционной культуры: [текст], учебное пособие. – М.: Изд-во РАМ им.Гнесиных, 2001. – 40 с.
  17. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом: [текст, ноты, таблица], учебное пособие. – М.: Музыка. 1983., 176с.
  18. Шамина Л.В. Школа русского народного пения: [текст, ноты], учебное пособие. – М.: 1997
  19. Этнопедагогика теория и практика. Авторские образовательные программы по фольклору. [текст], учебная пособие Москва 2003., 140с