план- конспект интегрированного урока "Танцевальная музыка"

Коренченко Жанна Николаевна

План- конспект интегрированного урока задуман как обобщающий урок для учащихся  отделения фортепиано и как урок получения знаний для учеников художественного отделения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_integrirovannogo_uroka.docx408.86 КБ
Файл plan_integrirovannogo_uroka_1.docx408.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств"

План - конспект интегрированного урока

на тему: «Танцевальная музыка»

Составили:

Коренченко Ж.Н.

преподаватель изобразительного искусства

художественного отделения ДШИ,

Овадовская Н.И.

преподаватель

отделения фортепиано

Кесова Гора  2016

План-конспект интегрированного урока

 «Танцевальная музыка» в 6 и 7 классах

художественного и музыкального отделения

 Детской школы искусств

Дата: 17 марта 2016г

Тема: «танцевальная музыка» как обобщающий урок для учащихся музыкального отделения , как урок получения знаний для учащихся художественного отделения.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели: дать общее представление о танцевальной музыке, пробуждать и поощрять желание быть причастными к культуре  танца, формировать эстетическое восприятие красоты  танца, воспитывать чувство гордости за культурное и историческое наследие разных народов.

Задачи:

 образовательные: ознакомить с жанром "танцевальная музыка", расширять  познания в области истории танцев, видов танцевальной музыки, наблюдать примеры содружества нескольких видов искусства,

 воспитательные: формировать эстетический вкус, нравственные потребности личности, приобщать к культуре  танца, прививать любовь и уважение к людям и к этому виду искусства,

 развивающие: активизировать внимательность, наблюдательность, развитие умственной деятельности- умения слушать, анализировать и делать выводы, а также, образного мышления, речи, эмоционально - волевой сферы личности,  расширять  кругозор учащихся.

Прогнозируемые результаты:

предметные:  слушать и анализировать музыкальные произведения в исполнении   учащихся, наблюдать в музыкальных и танцевальных видах искусства , соединение мелодии, ритма, танцевальных движений, а также костюма.

метапредметные:     познавательные - воспринимать  и анализировать информацию,

                                     коммуникативные - осваивать диалоговую форму общения

                                     регулятивные - организовывать свою деятельность, принимать её                                                                                                                                                                              

                                     цели и задачи, применять их на практике,

                                     личностные - оценивать результаты деятельности,

План  интегрированного  урока:  

               1.Организационная  часть - 2 мин

               2.Концерт учащихся муз. отделения-  20мин

               3.Презентация  "История танцев"- 5- 7 мин

               3.Видеорассказ "Виды танцев" и разгадывание кроссворда - 13-15 мин

               4.Завершение урока -3 мин.

Оборудование:

                                  музыкальный материал: Ф.Шопен "Вальс" № 6,№ 7,

                                  Е.Дога "Вальс". Огинский "Полонез", И.С. Бах "Французская сюита",      

                                  "Алеманда", "Жига", Рахманинов "Полька",

                                  компьютер, интерактивная доска, видеоряд танцевальной музыки,  

                                  таблица с кроссвордом , презентация "История танцев"  

   

                                           

Ход урока.

Читает ученик:

   О танец, ты великое творенье

Прекрасней ничего на свете нет,

 Чем торжество и вдохновенье,

Оваций восхитительный букет!

    Мазурка, полонез и полька,

Король всех танцев старый добрый вальс,

И музыки чарующая сила

Несёт и кружит в звёздном вихре нас!

    Сегодня на уроке мы узнаем  о танцевальной музыке разных народов в разные времена. прослушаем выступления учащихся музыкального отделения. Ученики художественного отделения познакомят вас с историей танцев , а в конце урока посмотрим, у кого хорошая память и разгадаем кроссворд.

    Танцы возникли в глубокой древности. Они отражают жизнь народа, многие из его обычаев являются выражением чувств и мыслей народа. музыка каждого танца имеет свой темп, размер и ритмический рисунок. Сегодня вы узнаете о таких танцах, как вальс, полонез, полька, менуэт , жига и другие.

    В исполнении преподавателя фортепиано  Овадовской Н.И. звучит "Вальс" композитора     Е.Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Выступает ученик:

    Слово "Вальс",  в переводе с немецкого - "кружащий", "вертящий", - появился давно, более 200 лет назад. Имеет трёхдольный размер. И по сей день он не уступает модным танцам. Вальс вырос в самостоятельный  концертный жанр, благодаря творчеству И.Штрауса. В 20 веке лирический вальс представлен музыкой русских композиторов: - напряжённый страстный вальс А. Хачатуряна из музыки к драме Ю.Лермонтова "Маскарад", элегический вальс Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" и другие.

Читает ученик:

Пары танцуют шаги "раз, два, три"

Что это за танец? Узнал?- говори...   (вальс)

    Суханова Анастасия, ученица 1 кл,  исполняет на синтезаторе

    "Весна" в стиле французского вальса.

Читает ученик:

Вальсов много есть на свете,

Кружат взрослые и дети,

 А для самых маленьких

И вальс зовётся маленьким.

    Фокина Лена, ученица 2 кл, исполняет

    Хачатуряна  "Весенний вальс" на синтезаторе.

  "Вальс" Майкапара  исполняет Батракова Анастасия,

 3 кл,  фортепиано.

Вступает преподаватель Овадовская Н.И.:

  Родина менуэта- французская провинция Пуату в Бретани. Народный менуэт - танец живой и подвижный, с лёгкими прыжками и плавными приседаниями. В начале 18 века мода на менуэт пришла и в Россию. во второй половине 18 века менуэт в Европе - не только танцевальная, но и инструментальная пьеса. Форма- трёхчастная, средняя часть - трио.

Читает ученик:

Балы, балы и музыка играет,

На танец даму кавалеры приглашают.

Французский танец движет силуэт,

 А танец называем "Менуэт"

      Уточкина Виктория , 3 кл, исполняет  

      Циполи "Менуэт". Фортепиано.

      Цюркало Даниил, 2 кл,

      исполняет Черни "Этюд" в стиле Менуэта.

Преподаватель:

   Полька- Чешский танец живого и бодрого характера. Темп подвижный, иногда быстрый.

Характер весёлый, задорный, лучистый. Полька- танец парный, стал бальным в середине 19 века.

Танец- лёгкий ветерок,

 Как зефир он нежный,

Так порхает мотылёк

Утром в чаще свежей.

     Васильева Лика, 3 кл, исполняет на фортепиано

     М. Глинка "Полька"

Читает ученик:

Нам нельзя остановиться

Белый свет в глазах кружится,

 Пляшут сердце и душа.

Больно полька хороша

     Выступает Фокина Лена, 1 кл. синтезатор

     Александров "Новогодняя полька"

Под музыку весёлую

Танцуем польку мы.

     Выступает Барышникова Олеся, 2 кл.

     Лемуан "Этюд" в стиле польки.

Преподаватель:

   Старинная сюита - многочастное циклическое произведение, состоящее из нескольких танцевальных пьес. основу сюиты составляет: алеманда, куранта, сарабанда и жига. Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев( по характеру, темпам, метроритмам, фактуре). В единое целое объединяют: тональность, 2-хчастная форма каждого танца, жанр, контрастность.

    Выступает Анисимова Ксения, 4 кл. Фортепиано.

    И.С.Бах  "Жига" ми минор

Преподаватель:

     Полонез -  старинный танец торжественного характера, в котором участвовали рыцари- воины. С 16 века полонез известен, как придворный танец в странах Европы. почти все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме. Условно можно выделить две группы: концертно   -  виртуозные пьесы и эпические поэмы об истории( полонезы, в которых слышны скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее).

   Ученик:

   Я к вам едва не опоздал...
  Ведь мною открывают бал.

   Я польский танец и давно

   Такое имя мне дано...

Играет преподаватель  Овадовская Н.И.:   М. Огинский  "Полонез" ля минор

 

   Сегодня на уроке перед вами выступали учащиеся музыкального отделения. Вы прослушали музыку к танцам: вальс, полька, полонез, менуэт. Эта музыка разная по характеру, по темпу и ритму, и  она прекрасна. Но с давних веков  существуют танцевальные мелодии, которые мы, может быть,  и не слышали. Вот их названия: гальярда, котильон, ригодон, пассакалья, чакона, лендлер, - это танцы , которые пришли к нам из Западной Европы. А знаете ли вы русские танцы?  Например, карагод (хоровод), русская кадриль?  Немало и других русских танцев: барыня, камаринская, матаня, трепака, русского, топотуха. Ученики художественного отделения расскажут вам о других танцевальных мелодиях.

   Учащиеся и все зрители переходят в кабинет изобразительного искусства.

Ученик  художественного отделения  демонстрирует презентацию об истории танцев.

  • Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.
  • Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.
  • Танец (греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие  хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора. Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли  корибанты и вакханки. Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.
  • С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранльпавана,аллемандафандангосарданамуишеранга. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.
  • В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо, который свидетельствует о появлении классического танца. В XVII (17) веке появляется балет, с такими характерными танцами как менуэт и контрданс. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере. В XVIII (18) веке появляется вальсболеро и кадриль, а в XIX (19) веке - полька. Известной балериной XIX (19) века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи.
  • В 1830 году в Париже (Монпарнас) появился сценический женский танец канкан, отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю. В 1868 году во Франции появился такой танцевальный жанр как бурлеск, от которого впоследствии отпочковался стриптиз (Мулен Руж1893 год).
  • В 1892 году появляется Танец модерн (Лои Фуллер), который впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан
  • В 1911 году образуется Русский балет Дягилева, в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская. В 1934 году Ваганова публикует работу Основы классического танца
  • В начале XX века появились такие танцы, как фокстротчарльстонча-ча-ча. Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз. Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго. Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба. Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто. В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация — техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейк-данс.
  • В конце XX века под влиянием клубной субкультуры появились танцы с характерными эротическими движениями, такие, как гоу-гоу.

    Преподаватель:

    Ребята, сегодня вы  многое  узнали о танцевальной музыке, об истории танцев, о видах танцев. Давайте посмотрим, как вы запомнили  названия  танцев и разгадаем кроссворд.

Для этого вы посмотрите несколько видеокартинок, которые помогут вам определить название танцевальной музыки или самого танца.

1. Цыганский танец, пришедший из Испании. Исполняется  танцовщицей в черно-красном  платье с кастаньетами,  веером  (фламенко)

2. Медленный немецкий придворный танец эпохи барокко, появился в 16 веке, имеет 2- дольный размер (алеманда)

3. Быстрый народный танец, который сохранился в Ирландии, в старину его  любили английские моряки. Имеет трехдольный размер. Танцуют его под музыку маленькой скрипки(джиги), от этого и название(жига или джига)

4. Русский танец, имеющий  французское название. Исполняется двумя или четырьмя парами, которые встают напротив друг друга (кадриль)

5. Старинный испанский  похоронный танец 16 века, созданный специально для похоронного обряда(сарабанда)

6. Название этого танца происходит от итальянского города Таранто, а также от названия ядовитого паука, укус которого вызывает безумие. Сопровождается музыкой флейты, танцуется с кастаньетами и бубном (тарантелла)

7. Танец размера 3/4, который исполняли на балах. Стал популярен в Вене в 18 веке (вальс)

8. Аргентинский парный народный танец, танец любви и страсти. В Аргентине даже празднуется его день (танго)

9. Французский придворный медленный танец эпохи барокко 16 века. В 18 веке стал считаться старомодным, вместе с алемандой  и  сарабандой. Вместо них появились гавот, ригодон и жига (куранта)

10. Быстрый, живой европейский танец. писал композитор Иоганн Штраус и его сын.  Считают польским танцем, хотя появился в Богемии, Чехии. (Полька(пулька)- половина по- чешски, так как имеет размер 2/4) (полька)

   В завершении урока  послушаем , что говорят дети об уроке. Что нового узнали, интересно ли было? Стоит ли проводить интегрированные уроки? Предложить  учащимся оценить работу учеников и учителей , назвать  новые темы для работы и обсуждения.

   На следующем уроке ученики художественного отделения  начинают готовить эскизы для композиции "Танец".

Литература

1.  Столова  Е.,. Кельх  Э.,  Нестерова Н.,  "Музыкальная литература" (Экспресс- курс)

    Изд. "Композитор". Санкт- Петербург, 2010

2. Науменко Т.И., Алеев В.В. Автор- составитель  Самигулина В.М. "Музыка".Волгоград. Изд.   "Учитель".2009

3. Барахтина Ю.В. "Музицирование для детей и взрослых". Новосибирск, Изд. "Окарина", 2012

4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "Музыкальная литература". Волгоград. Изд. "Музыка", 2007

5. Нотная папка для синтезатора. Составитель и редактор Клип И.Л. Изд. "Дека- ВС", 2009

6. https://ru.wikipedia.org

7. Вашкевич Н. История хореографии всех времен и народов. М., 1908



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств"

План - конспект интегрированного урока

на тему: «Танцевальная музыка»

Составили:

Коренченко Ж.Н.

преподаватель изобразительного искусства

художественного отделения ДШИ,

Овадовская Н.И.

преподаватель

отделения фортепиано

Кесова Гора  2016

План-конспект интегрированного урока

 «Танцевальная музыка» в 6 и 7 классах

художественного и музыкального отделения

 Детской школы искусств

Дата: 17 марта 2016г

Тема: «танцевальная музыка» как обобщающий урок для учащихся музыкального отделения , как урок получения знаний для учащихся художественного отделения.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели: дать общее представление о танцевальной музыке, пробуждать и поощрять желание быть причастными к культуре  танца, формировать эстетическое восприятие красоты  танца, воспитывать чувство гордости за культурное и историческое наследие разных народов.

Задачи:

 образовательные: ознакомить с жанром "танцевальная музыка", расширять  познания в области истории танцев, видов танцевальной музыки, наблюдать примеры содружества нескольких видов искусства,

 воспитательные: формировать эстетический вкус, нравственные потребности личности, приобщать к культуре  танца, прививать любовь и уважение к людям и к этому виду искусства,

 развивающие: активизировать внимательность, наблюдательность, развитие умственной деятельности- умения слушать, анализировать и делать выводы, а также, образного мышления, речи, эмоционально - волевой сферы личности,  расширять  кругозор учащихся.

Прогнозируемые результаты:

предметные:  слушать и анализировать музыкальные произведения в исполнении   учащихся, наблюдать в музыкальных и танцевальных видах искусства , соединение мелодии, ритма, танцевальных движений, а также костюма.

метапредметные:     познавательные - воспринимать  и анализировать информацию,

                                     коммуникативные - осваивать диалоговую форму общения

                                     регулятивные - организовывать свою деятельность, принимать её                                                                                                                                                                              

                                     цели и задачи, применять их на практике,

                                     личностные - оценивать результаты деятельности,

План  интегрированного  урока:  

               1.Организационная  часть - 2 мин

               2.Концерт учащихся муз. отделения-  20мин

               3.Презентация  "История танцев"- 5- 7 мин

               3.Видеорассказ "Виды танцев" и разгадывание кроссворда - 13-15 мин

               4.Завершение урока -3 мин.

Оборудование:

                                  музыкальный материал: Ф.Шопен "Вальс" № 6,№ 7,

                                  Е.Дога "Вальс". Огинский "Полонез", И.С. Бах "Французская сюита",      

                                  "Алеманда", "Жига", Рахманинов "Полька",

                                  компьютер, интерактивная доска, видеоряд танцевальной музыки,  

                                  таблица с кроссвордом , презентация "История танцев"  

   

                                           

Ход урока.

Читает ученик:

   О танец, ты великое творенье

Прекрасней ничего на свете нет,

 Чем торжество и вдохновенье,

Оваций восхитительный букет!

    Мазурка, полонез и полька,

Король всех танцев старый добрый вальс,

И музыки чарующая сила

Несёт и кружит в звёздном вихре нас!

    Сегодня на уроке мы узнаем  о танцевальной музыке разных народов в разные времена. прослушаем выступления учащихся музыкального отделения. Ученики художественного отделения познакомят вас с историей танцев , а в конце урока посмотрим, у кого хорошая память и разгадаем кроссворд.

    Танцы возникли в глубокой древности. Они отражают жизнь народа, многие из его обычаев являются выражением чувств и мыслей народа. музыка каждого танца имеет свой темп, размер и ритмический рисунок. Сегодня вы узнаете о таких танцах, как вальс, полонез, полька, менуэт , жига и другие.

    В исполнении преподавателя фортепиано  Овадовской Н.И. звучит "Вальс" композитора     Е.Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Выступает ученик:

    Слово "Вальс",  в переводе с немецкого - "кружащий", "вертящий", - появился давно, более 200 лет назад. Имеет трёхдольный размер. И по сей день он не уступает модным танцам. Вальс вырос в самостоятельный  концертный жанр, благодаря творчеству И.Штрауса. В 20 веке лирический вальс представлен музыкой русских композиторов: - напряжённый страстный вальс А. Хачатуряна из музыки к драме Ю.Лермонтова "Маскарад", элегический вальс Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" и другие.

Читает ученик:

Пары танцуют шаги "раз, два, три"

Что это за танец? Узнал?- говори...   (вальс)

    Суханова Анастасия, ученица 1 кл,  исполняет на синтезаторе

    "Весна" в стиле французского вальса.

Читает ученик:

Вальсов много есть на свете,

Кружат взрослые и дети,

 А для самых маленьких

И вальс зовётся маленьким.

    Фокина Лена, ученица 2 кл, исполняет

    Хачатуряна  "Весенний вальс" на синтезаторе.

  "Вальс" Майкапара  исполняет Батракова Анастасия,

 3 кл,  фортепиано.

Вступает преподаватель Овадовская Н.И.:

  Родина менуэта- французская провинция Пуату в Бретани. Народный менуэт - танец живой и подвижный, с лёгкими прыжками и плавными приседаниями. В начале 18 века мода на менуэт пришла и в Россию. во второй половине 18 века менуэт в Европе - не только танцевальная, но и инструментальная пьеса. Форма- трёхчастная, средняя часть - трио.

Читает ученик:

Балы, балы и музыка играет,

На танец даму кавалеры приглашают.

Французский танец движет силуэт,

 А танец называем "Менуэт"

      Уточкина Виктория , 3 кл, исполняет  

      Циполи "Менуэт". Фортепиано.

      Цюркало Даниил, 2 кл,

      исполняет Черни "Этюд" в стиле Менуэта.

Преподаватель:

   Полька- Чешский танец живого и бодрого характера. Темп подвижный, иногда быстрый.

Характер весёлый, задорный, лучистый. Полька- танец парный, стал бальным в середине 19 века.

Танец- лёгкий ветерок,

 Как зефир он нежный,

Так порхает мотылёк

Утром в чаще свежей.

     Васильева Лика, 3 кл, исполняет на фортепиано

     М. Глинка "Полька"

Читает ученик:

Нам нельзя остановиться

Белый свет в глазах кружится,

 Пляшут сердце и душа.

Больно полька хороша

     Выступает Фокина Лена, 1 кл. синтезатор

     Александров "Новогодняя полька"

Под музыку весёлую

Танцуем польку мы.

     Выступает Барышникова Олеся, 2 кл.

     Лемуан "Этюд" в стиле польки.

Преподаватель:

   Старинная сюита - многочастное циклическое произведение, состоящее из нескольких танцевальных пьес. основу сюиты составляет: алеманда, куранта, сарабанда и жига. Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев( по характеру, темпам, метроритмам, фактуре). В единое целое объединяют: тональность, 2-хчастная форма каждого танца, жанр, контрастность.

    Выступает Анисимова Ксения, 4 кл. Фортепиано.

    И.С.Бах  "Жига" ми минор

Преподаватель:

     Полонез -  старинный танец торжественного характера, в котором участвовали рыцари- воины. С 16 века полонез известен, как придворный танец в странах Европы. почти все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме. Условно можно выделить две группы: концертно   -  виртуозные пьесы и эпические поэмы об истории( полонезы, в которых слышны скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее).

   Ученик:

   Я к вам едва не опоздал...
  Ведь мною открывают бал.

   Я польский танец и давно

   Такое имя мне дано...

Играет преподаватель  Овадовская Н.И.:   М. Огинский  "Полонез" ля минор

 

   Сегодня на уроке перед вами выступали учащиеся музыкального отделения. Вы прослушали музыку к танцам: вальс, полька, полонез, менуэт. Эта музыка разная по характеру, по темпу и ритму, и  она прекрасна. Но с давних веков  существуют танцевальные мелодии, которые мы, может быть,  и не слышали. Вот их названия: гальярда, котильон, ригодон, пассакалья, чакона, лендлер, - это танцы , которые пришли к нам из Западной Европы. А знаете ли вы русские танцы?  Например, карагод (хоровод), русская кадриль?  Немало и других русских танцев: барыня, камаринская, матаня, трепака, русского, топотуха. Ученики художественного отделения расскажут вам о других танцевальных мелодиях.

   Учащиеся и все зрители переходят в кабинет изобразительного искусства.

Ученик  художественного отделения  демонстрирует презентацию об истории танцев.

  • Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.
  • Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.
  • Танец (греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие  хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора. Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли  корибанты и вакханки. Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.
  • С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранльпавана,аллемандафандангосарданамуишеранга. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.
  • В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо, который свидетельствует о появлении классического танца. В XVII (17) веке появляется балет, с такими характерными танцами как менуэт и контрданс. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере. В XVIII (18) веке появляется вальсболеро и кадриль, а в XIX (19) веке - полька. Известной балериной XIX (19) века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи.
  • В 1830 году в Париже (Монпарнас) появился сценический женский танец канкан, отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю. В 1868 году во Франции появился такой танцевальный жанр как бурлеск, от которого впоследствии отпочковался стриптиз (Мулен Руж1893 год).
  • В 1892 году появляется Танец модерн (Лои Фуллер), который впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан
  • В 1911 году образуется Русский балет Дягилева, в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская. В 1934 году Ваганова публикует работу Основы классического танца
  • В начале XX века появились такие танцы, как фокстротчарльстонча-ча-ча. Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз. Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго. Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба. Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто. В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация — техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейк-данс.
  • В конце XX века под влиянием клубной субкультуры появились танцы с характерными эротическими движениями, такие, как гоу-гоу.

    Преподаватель:

    Ребята, сегодня вы  многое  узнали о танцевальной музыке, об истории танцев, о видах танцев. Давайте посмотрим, как вы запомнили  названия  танцев и разгадаем кроссворд.

Для этого вы посмотрите несколько видеокартинок, которые помогут вам определить название танцевальной музыки или самого танца.

1. Цыганский танец, пришедший из Испании. Исполняется  танцовщицей в черно-красном  платье с кастаньетами,  веером  (фламенко)

2. Медленный немецкий придворный танец эпохи барокко, появился в 16 веке, имеет 2- дольный размер (алеманда)

3. Быстрый народный танец, который сохранился в Ирландии, в старину его  любили английские моряки. Имеет трехдольный размер. Танцуют его под музыку маленькой скрипки(джиги), от этого и название(жига или джига)

4. Русский танец, имеющий  французское название. Исполняется двумя или четырьмя парами, которые встают напротив друг друга (кадриль)

5. Старинный испанский  похоронный танец 16 века, созданный специально для похоронного обряда(сарабанда)

6. Название этого танца происходит от итальянского города Таранто, а также от названия ядовитого паука, укус которого вызывает безумие. Сопровождается музыкой флейты, танцуется с кастаньетами и бубном (тарантелла)

7. Танец размера 3/4, который исполняли на балах. Стал популярен в Вене в 18 веке (вальс)

8. Аргентинский парный народный танец, танец любви и страсти. В Аргентине даже празднуется его день (танго)

9. Французский придворный медленный танец эпохи барокко 16 века. В 18 веке стал считаться старомодным, вместе с алемандой  и  сарабандой. Вместо них появились гавот, ригодон и жига (куранта)

10. Быстрый, живой европейский танец. писал композитор Иоганн Штраус и его сын.  Считают польским танцем, хотя появился в Богемии, Чехии. (Полька(пулька)- половина по- чешски, так как имеет размер 2/4) (полька)

   В завершении урока  послушаем , что говорят дети об уроке. Что нового узнали, интересно ли было? Стоит ли проводить интегрированные уроки? Предложить  учащимся оценить работу учеников и учителей , назвать  новые темы для работы и обсуждения.

   На следующем уроке ученики художественного отделения  начинают готовить эскизы для композиции "Танец".

Литература

1.  Столова  Е.,. Кельх  Э.,  Нестерова Н.,  "Музыкальная литература" (Экспресс- курс)

    Изд. "Композитор". Санкт- Петербург, 2010

2. Науменко Т.И., Алеев В.В. Автор- составитель  Самигулина В.М. "Музыка".Волгоград. Изд.   "Учитель".2009

3. Барахтина Ю.В. "Музицирование для детей и взрослых". Новосибирск, Изд. "Окарина", 2012

4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "Музыкальная литература". Волгоград. Изд. "Музыка", 2007

5. Нотная папка для синтезатора. Составитель и редактор Клип И.Л. Изд. "Дека- ВС", 2009

6. https://ru.wikipedia.org

7. Вашкевич Н. История хореографии всех времен и народов. М., 1908