сценарий классного часа "Виртуальная экскурсия в музей - усадьбу П.И.Чайковского г.Воткинск"

Баранова Елена Алексеевна

Данный проект предназначен для преподавателей фортепиано ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_chaykovskiy.docx35.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Егорьевская детская музыкальная школа»

г. Егорьевск

Сценарий

классного часа с использованием ИТК

Виртуальная экскурсия в

музей – усадьбу

П.И.Чайковского

г. Воткинск

Выполнила:

преподаватель фортепиано

Баранова Елена Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

Данный творческий проект предназначен для преподавателей фортепиано ДМШ и ДШИ. В нем представлен сценарий классного часа на тему: «Виртуальная экскурсия в музей – усадьбу П.И.Чайковского г. Воткинск». Предлагаемый сценарий поможет познакомить учащихся с жизнью семьи Чайковских, с детством великого композитора.  Использование мультимедийной презентации (видео презентации выложено в интернете https://youtu.be/VlD2pmYg3-c) способствует более качественному усвоению материала, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, слуховой и эмоциональный. 

Тема работы:

 «Виртуальная экскурсия в музей – усадьбу П.И.Чайковского г. Воткинск».

Цели работы:

  • развитие интересов и способностей учащихся;
  • удовлетворение потребностей детей в познании, общении, практической деятельности.

Задачи:

  • формирование потребности в профессиональном образовании;
  • развитие общей музыкальной и художественной культуры;
  • развитие личностных качеств учащихся посредством музыки;
  • воспитание любви к музыкальной культуре;
  • формирование культуры слушателя.

Возраст участников: от 7 до 12 лет.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • презентация;

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: тематическая лекция с презентацией.

Время проведения: внеурочное.

Подготовительная работа:

  • сбор информации;
  • анализ и обработка собранной информации;
  • составление сценария;
  • подготовка презентации.

        

Структура классного часа:

  1. Рассаживание детей.
  2. Сообщение темы.
  3. Начало лекции с показом презентации.
  4. Подведение итогов.

Ход классного часа:

СЛАЙД №1

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в музей-усадьбу П.И.Чайковского в г. Воткинске.

СЛАЙД №2

Город Воткинск находится в Удмуртии. Расположен в Прикамье, на реке Вотка в 55 км к северо-востоку от Ижевска. Город вытянут вдоль берега Воткинского пруда.

СЛАЙД №3

Воткинск основан в 1757 году как посёлок при строительстве Воткинского железоделательного завода. Но официальной датой основания города считается 1759 год, когда Воткинский завод начал работать. Статус города Воткинский поселок получил в 1935 году.

СЛАЙД №4

В Воткинске родился и провёл первые 8 лет своей жизни Пётр Ильич Чайковский. Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.) - русский композитор, дирижёр, педагог. Один из величайших композиторов в истории мировой музыки.

СЛАЙД №5

Ряд своих произведений П.И. Чайковский создал, переживая свои детские впечатления от природы родного края; в частности, прообразом места действия балета «Лебединое озеро» послужил Воткинский пруд. Ежегодно в майские дни в Воткинске проводятся конкурсы имени П. И. Чайковского среди учащихся музыкальных школ Удмуртии. Победителям конкурса представляют право играть на старинном рояле «Вирте».

СЛАЙД №6

В 1837 году новый начальник Камско-Воткинского железоделательного завода подполковник Илья Петрович Чайковский, отец композитора, прибыл в Воткинск.

Илья Петрович был талантливым инженером, реформатором, воплощавшим в жизнь новые научно-технические идеи. Он являл собой образец беззаветного служения Отечеству. В 1811 году Илья Петрович поступил в Горный кадетский корпус в Петербурге, который закончил с большой серебряной медалью. В 1837 году получил звание подполковника и был назначен начальником Камско-Воткинского завода. Положение начальника большого завода позволяло иметь все удобства жизни: прекрасный вместительный дом, прислугу, воспитателей для детей и даже подобие своего войска в виде сотни казаков.

СЛАЙД №7

Со своей второй супругой Александрой Андреевной, Илья Петрович познакомился в 1833 году в Петербурге. И с первой минуты она стала объектом искреннего обожания Ильи Петровича.

Безусловное уважение, чуткость и понимание духовного мира друг друга стали основой благополучной семьи и доброжелательной атмосферы в доме, где родился и вырос будущий гений русской музыки.

СЛАЙД №8

Вскоре, после завершения небольшого ремонта в доме, к Илье Петровичу в Воткинск приезжает Александра Андреевна.  Их дом был гостеприимный. Приветливость отца, исключительная привлекательность хозяйки, сделали дом Чайковских любимейшим местом встреч всего общества Воткинска. Общество ничуть не носило отпечатка провинциального городка, напротив, было много молодёжи, приезжавшей на службу из Петербурга. На 11 счастливых лет этот дом стал родным «гнездом» для Чайковских, здесь у супругов родилось четверо детей: в 1838 году - Николай, в 1840 г. -  Петр, через год Александра и в 1843 году Ипполит.

СЛАЙД №9

Фотопортрет семьи Чайковских, сделан в 1948 году. Слева направо: Петр, мать Александра Андреевна, сестра Александра, сестра Зинаида(стоит), брат Николай(стоит), брат Ипполит, отец Илья Петрович. Это единственный снимок восьмилетнего Петра Чайковского. Гувернантка детей Фанни Дюрбах вспоминала: «Петр вечно с вихрами, небрежно одетый, по рассеянности где-нибудь испачкавшийся, рядом с элегантным и всегда подтянутым братом, он на первый взгляд оставался в тени, но стоило несколько времени побыть с этим неопрятным мальчиком, чтобы, поддавшись очарованию его ума, а главное сердца, отдать ему предпочтение перед другими детьми».

СЛАЙД №10

И вот мы с вами наконец оказались в доме семьи Чайковских. Из вестибюля мы с вами проходим в стеклянную галерею. Галерея соединяла кухню и кладовые с основными комнатами дома. Хорошо освещенное помещение прекрасно подходило под устройство «зимнего сада». Именно здесь маленький Петр, отстукивая мелодию на оконном стекле, разбил его. Фанни Дюрбах вспоминала: «Я была так напугана, увидев ранения, полученные Петром во время разыгрывания своих лучших вдохновений…»

СЛАЙД №11

Из галереи мы с вами попадаем в столовую. В будние дни за большим столом собиралась дружная семья Чайковских. Помимо супругов и их детей, за стол, как полноправные члены семьи, садились жившие в доме родственники и гувернантка. В праздничные дни, как писал Илья Петрович, здесь собиралось «целое общество»: «Сверх всякого ожидания набралось у нас куча гостей…человек до 60-ти…» На стол подавали овощи и фрукты, выращенные в собственном саду: огурцы, редьку, землянику, арбузы и дыни. Помимо домашней птицы часто готовили дичь. Непременно подавали рыбные блюда, а летом, в качестве закуски, - раков. Столовая была единственным местом в доме, где дети ежедневно собирались вместе со взрослыми. После обеда каждый занимался своими делами. Дети, по обыкновению, проводили время с гувернанткой мезонине.

СЛАЙД №12

Проходя столовую, мы с вами попадаем в девичью комнату. В этой комнате коротала время за своими девичьими занятиями- шитьем, вышиванием, чтением книг – Зинаида. Журналы мод, бархатный кисет в шкатулке и непременный атрибут рукодельных занятий –пяльцы, - красноречиво представляют мир молодой девушки первой половины XIX века. Девочек с раннего возраста приучали помогать по хозяйству и заниматься рукодельем.

СЛАЙД №13

Из девичьей дверь ведет в детскую комнату. Вероятно, первой хозяйкой была Зинаида, которую вскоре отправили на учебу в Петербург. Позже здесь проживала Александра. В детской часто бывал и Петр, так как он был очень дружен со своей сестрой. В свободные от учебных занятий и игр минуты Петр любил прибегать в детскую комнату и писать стихи – на русском и французском языках, за что домашние звали его «маленький Пушкин». Часть детских поэтических опытов композитора сохранились.

К моей отчизне

О! отчизна, которую я люблю
Я не хочу тебя покинуть
Я существую здесь, здесь и умру
О! отчизна, которую я люблю
Моя дорогая земля.
О я не пойду туда
К чужеземному народу
Я тебя чту моя отчизна
Я не чту совсем другой
Мой родной город маленький
И очень мало населенный
Но я все-таки чту всегда
И буду чтить
Если я буду жить у чужеземного народа
О! я буду очень печален
Но боже мой
Сделай чтобы я не ушел
Я….
И не хочу
Моя Россия дорогая
Я…

СЛАЙД №14

Следующая комната – пеленальная. В ней размещали детей практически сразу после рождения. За детьми присматривала няня –бонна Каролина. В комнате стоит ширма. За ширмой помещались кровать няни, комод, у печи – колыбель для младенца, стол для пеленания. На нем размещена одежда для младенца: распашонки, чепчик, конверт для новорожденных, игрушка –погремушка. Детские впечатления Петра Ильича находят отражение в его творчестве.

СЛАЙД №15

 «Нянина сказка» из Детского альбома П.И.Чайковского

СЛАЙД №16

Из пеленальной комнаты дверь ведет в спальню родителей. Именно здесь и появился на свет Петр Ильич Чайковский 7 мая 1840 года. Комната небольшая, с большим количеством окон и печью. В 1837 году во время ремонта Илья Петрович решил выкрасить стены комнаты в лиловый цвет. В комнате установлены кровать для родителей, колыбель для младенца, столик с фарфоровым набором для умывания, подсвечники. Илья Петрович   обожал и боготворил свою супругу Александру Андреевну. Несмотря на большую разницу в возрасте (глава семейства был старше супруги на 18 лет), на полную противоположность характеров Илья Петрович и Александра Андреевна Чайковские были необыкновенно трогательно привязаны друг к другу.  Маленький Петр рос в по-настоящему счастливом семействе, где царили исключительная гармония и взаимное уважение.

СЛАЙД № 17

В углу спальни помещена подлинная икона семьи Чайковских «Образ Пресвятой Девы Марии». Семейная реликвия - икона «Образ Девы Марии» - присутствовала при рождении всех детей Чайковских. Эту икону в семье бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Икона была подарена отцу композитора, Илье Петровичу Чайковскому архимандритом Соликамского Свято – Троицкого монастыря в 1837 году как благословление на служебную деятельность в Воткинском заводе. Икона находилась в доме весь период их воткинской жизни, вместе с ними уехала из Воткинска в 1848 году, всегда находилась у членов семьи и вернулась в этот дом в середине 20 века. В музей икону переда последняя её хранительница – Наталья Ипполитовна Алексеева-Чайковская – дочь брата композитора.

СЛАЙД № 18

Следующая комната – это голубая гостиная. В этой комнате Александра Андреевна принимала гостей, в свободное время – занималась рукоделием, читала. Стены гостиной украшены гравюрами с видами Петербурга. В книжном шкафу – подлинные образцы книг и журналов. В гостиную по утрам гувернантка приводила детей здороваться с матушкой, а вечерами – проститься перед сном. Александра Андреевна являлась центром притяжения семьи; её обожали дети и боготворил муж. Александра Андреевна, поклонница идей Просвещения, даже находясь вдали от столицы, внимательно следила за литературной и музыкальной жизнью, выписывала из Санкт-Петербурга журналы, ноты, книги, в том числе для детей и по педагогике. В провинциальном городке Воткинске мать Чайковского создала настоящий литературный салон. В своём доме она часто устраивала музыкальные вечера, костюмированные балы и любительские спектакли, на которые приглашались сослуживцы Ильи Петровича с семьями. Дети принимали в этом активное участие. Собственно, ради детей Александра Андреевна и создавала особую домашнюю атмосферу, пронизанную высоким духом культуры и искусства.

СЛАЙД № 19

пьеса «Мама» из Детского альбома П.И.Чайковского

СЛАЙД № 20

Проходя голубую гостиную, мы попадаем в залу. Здесь часто устраивались импровизированные концерты. Музыка звучала в доме всегда. Отец играл на флейте, мать - на рояле. По праздникам приглашался оркестр и даже хор певчих. Маленький Петр не просто слушал музыку, он ощущал ее всем своим существом. Старинный прямострунный рояль, расположенный в центре залы, - один из самых ценных экспонатов дома.

СЛАЙД № 21

Рояль фирмы «Вирт» был подарен на 12-летие Петру его матерью. С ранних лет Петр Ильич стал проявлять необычайную любовь к музыке и делать большие успехи в игре на рояле. От матери он получил элементарные понятия о музыке. Детские впечатления не только сохранились в памяти мальчика на всю жизнь, но и повлияли на музыкальные вкусы Чайковского, когда он уже был композитором. А впечатления эти были такими: народные песни, пение матери. В исполнении матери он впервые услышал романс Алябьева «Соловей» и сохранил трепетное чувство к данному сочинению на всю свою жизнь.  Обладая удивительным слухом, Петр часто пытался наигрывать на рояле любимые мелодии. Затем музыка начала звучать для Петра во всем: в шуме ветра и воды, пении птиц и в перезвоне посуды в буфете. Заметив любовь сына к музыке, родители пригласили для него учительницу – Марью Марковну Пальчикову, ставшую его добрым другом. Именно с этой скромной и застенчивой девушкой из крепостных постигал музыкальные азы маленький Пётр. Великий композитор сохранил глубокую признательность Марье Марковне и помогал ей до самой ее смерти.

СЛАЙД № 22

Особой гордостью главы семьи была оркестрина, которую Илья Петрович привез из Петербурга вскоре после переезда в Воткинск. «По словам самого Петра Ильича – писал М.И.Чайковский, - звуки оркестрины были первыми его сильными музыкальными впечатлениями. Он не мог вдоволь наслушаться ею.» Оркестрина - это музыкальный инструмент с клавиатурой, с функцией звуковоспроизведения музыки, записанной на бумажную перфоленту. Она была снабжена набором валиков с записью произведений Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. Особенно захватывал Петю Моцарт, восторг вызывали в его впечатлительной душе отрывки из оперы "Дон Жуан". 

СЛАЙД №23

видео –Оркестрина

СЛАЙД № 24

Следующая комната – это кабинет отца. Здесь он принимал приходивших к нему по разным вопросам служащих завода.  В кабинете находится стол красного дерева, удобное массивное кожаное кресло, металлический сейф, книжный шкаф. В книжном шкафу – библиотека главы семьи. Строгий и требовательный начальник Воткинского завода, в домашнем кругу был добрым семьянином. Петр Ильич Чайковский унаследовал от отца веру в лучшие человеческие устремления, способность сострадать и принимать участие в судьбе ближних. Как и отец, он проявлял исключительную работоспособность, отдавая всего себя без остатка любимому делу и понимая важность его для России. 

СЛАЙД № 25

Из особо ценных реликвий музея в кабинете представлен каминный экран, вышитый А.А. Чайковской. Мать Чайковского сама была искусной рукодельницей, любила вышивать. Рассказывали, что перед рождением Пети она вышила каминный экран. Это была очень тонкая работа, выполненная мелким крестиком.

СЛАЙД № 26

Еще одна комната – приемная. Здесь ожидали приема служащие завода, отдыхали и развлекались гости дома – играли в бильярд, в карты. Биллиардные и карточные столы были непременным атрибутом парадных комнат дворянского дома. В 1837 году Цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) посетил завод, и Илья Петрович предоставил свой дом Цесаревичу для проживания.

СЛАЙД № 27

На втором этаже в мезонине имелось два помещения. В одном из них была устроена детская для старших детей – Николая и Петра, в другом классная комната для учебных занятий. В детской представлены игрушки первой половины XIX века и настольные игры (деревянные солдатики, кукла). Петр принимал в детских играх самое активное участие. Гувернантка вспоминала: «во время игр никто не выдумывал более веселых забав…».

 СЛАЙД № 28

пьеса «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома П.И.Чайковского

СЛАЙД № 29

В классной комнате под руководством гувернантки Фанни Дюрбах и приходящего учителя – протоиерея Василия Блинова – проходили занятия детей Чайковских. 

 В 1844 году, когда маленькому Петру не было и пяти лет, Александра Андреевна пригласила из Петербурга гувернантку –молодую 22-летную француженку Фанни Дюрбах. Она имела хороший педагогический опыт, знала одинаково хорошо французский и немецкий языки, а по нравственным правилам была строгая протестантка. Занятия в семье Чайковских она поставила самым серьезным образом. Дети обучались математике, географии, истории, иностранным языкам, литературе.

Распорядок дня был строгим: подъем детей в 6 утра, затем молитва — обращение к Богу с просьбой даровать здоровье и счастье родителям и всем близким. После завтрака начинались занятия в классе. Французский и немецкий дети учили с Фанни Дюрбах. Закон Божий и русский язык приходил преподавать настоятель Благовещенского собора протоиерей Василий Блинов. Из письма Николая Ильича: «Отец Василий Блинов считался родителями умницей, а мне, ребёнку, казался очень красивым стариком. И он учил меня… и Петю Закону Божьему». Кроме того, Василий Блинов принимал участие в домашних концертах Чайковских, играл на скрипке. После занятий был большой перерыв: дети вместе с гувернанткой и няней гуляли на свежем воздухе, выполняли гимнастические упражнения, играли в подвижные игры. Потом был обед, на котором собиралась вся большая семья Чайковских.

  «Мы жили, - вспоминала Фанни, - совершенно отдельною от взрослых жизнью... не только занятия, но и забавы у нас были свои. Вечера под праздник мы проводили у себя наверху в чтении, в беседах. В будни, с 6 часов утра, все время было строго распределено... Так как свободные часы, когда дети могли делать что хотели, были очень ограниченны, то я настаивала, чтобы они проходили в телесных упражнениях, и поэтому поводу у меня всегда были препирательства с Пьером, которого постоянно после урока тянуло к фортепиано... представленный сам себе, он охотнее шел к музыке...». 

Дети всегда находились под надзором взрослых, всегда были заняты делами. Безделью в доме Чайковских места не было. По вечерам дети любили собираться в классной комнате с Фанни и рассказывать всякие истории. Конечно же звучали и русские народные сказки.

СЛАЙД №30

пьеса «Баба Яга» из Детского альбома П.И.Чайковского

СЛАЙД №31

В 1848 году Илья Петрович вышел в отставку в чине генерал-майора. Семья готовилась к отъезду. На заре спящими покинула своих питомцев Фанни, чтобы избежать тягостных минут прощания.

Сентябрьский вечер. Уже поданы лошади. Путники, покидавшие ставший дорогим кров Воткинского дома, присели перед дорогой. Установилась минутная тишина. И снова - суматоха расставания. Отъезжающие усаживаются в повозку…

     Значительно позже эти минуты отзовутся в сердце Пети сладкой болью, и тогда захочется ему до мельчайших драгоценных черточек воскресить в памяти облик родного дома. А много лет спустя картины далекого детства станут музыкой, в которой обретут бессмертие и морозный узор на стеклах, и желтые одуванчики на солнечной лужайке, и трепет весенней листвы в саду на берегу пруда.

В 1848 году семья Чайковских навсегда покинула Воткинск. В самом конце своего жизненного пути Петр Ильич еще раз прикоснулся к невозвратимому и счастливому миру детства: в 1892 году композитор навестил свою любимую гувернантку во Франции. Фанни Дюрбах 40 лет бережно хранила все тетради и письма «маленького Пьера», помнила все забавные истории из его детства.  Об этой встрече он написал: «Прошлое со всеми подробностями до того живо воскресло в памяти, что казалось, я дышу воздухом Воткинского дома. Я с сожалением думаю, что время, которое я провел в Воткинске, прошло так быстро».  Чайковский снова видел перед собой ширь воткинского пруда, родной дом, стоящий на берегу, и, казалось, как прежде, бежит он по тенистым дорожкам сада, любуется пестрым народным хороводом среди берез на гульбище, мчится на тройке по прелестным окрестностям Воткинска, с замирающим сердцем прикасается детскими руками к клавишам рояля…

Мечты композитора о том, чтобы музыка его распространялась, «чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», сбылись.

 

Дорогие ребята, мы с вами виртуально посетили дом – музей Чайковского в городе Воткинске. И проходя по тихим комнатам, рассматривая фотографии и документы смогли представить обстановку, которая окружала впечатлительного мальчика, что рождало в его душе первые радости и печали, первую тоску и детское счастье. Мы более подробно познакомились с жизнью великого русского композитора П. И. Чайковского.

На этом наша виртуальная экскурсия окончена. Спасибо за внимание.

СЛАЙД № 32

Список использованной литературы:

  1. «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (3 т., 1903) --М., Алгоритм,1997
  2. Берберова Н. Н. Чайковский. Биография. — СПб: Лимбус Пресс, 1997.
  3. Воспоминания о П. И. Чайковском. — М. 1962; Изд. 4. испр. Л., 1980.
  4. Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  5. Познанский А. Пётр Чайковский. Биография. (в 2-х т.) ― СПб: Вита, 2009.
  6. Соколов В. С. — «Антонина Чайковская: История забытой жизни» издательство «Музыка» 1994 год.