Дыхание в пение как основа вокального исполненительства

Горячёва Юлия Александровна

Статья о правильном вокальном дыхании с упражнениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_v_penii_kak_osnova_vokalnogo_ispolnitelstva.docx45.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Дыхание в пении как основа вокального исполнительства

             Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз.
В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания:

1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

2. Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.

Прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

Беззвуковые упражнения:


1. Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
2.  «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса.
3.  Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
4.  Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.
Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.
5.  Активный выдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха.
6.  Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы.
7.  Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую).
8.  Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я».
9. Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания.
10.  Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание.
11. Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.
Такими упражнениями в течении  полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха.

вокальное дыхание. 

 http://martianov.com/images/vocal.jpg

Пение - это дыхание. Но как же нужно дышать?

Упражнение 1:

Встаньте прямо, опираясь на обе ноги. Расправьте плечи. Сложите руки замком и положите их на то самое место, которое очерчено овалом на картинках. Выдохните воздух. Подтяните низ живота (не вдыхая и не выдыхая), причем если не можете это сделать косыми мышцами, то для начала можете помочь себе руками. Теперь сделайте короткий вдох носом (при этом рот должен быть открыт, т.к. при коротком вдохе Вы просто не успеете вдохнуть носом необходимое количество воздуха. Поэтому через рот Вы добираете то, чего не хватает). Одновременно с вдохом Вы отбрасываете вниз подтянутую часть живота. Теперь сжав губы, Вы делаете вид, что с силой продуваете игольное ушко с напрочь застрявшей там соринкой, при этом медленно с силой через сжатые губы выдыхаете воздух, подворачивая (для начала можно с помощью рук) нижнюю часть живота. Делаете это, как можно дольше. Когда воздух закончиться, у Вас нижняя часть живота уже подтянута и готова к следующему вдоху. Что Вы и делаете. Уже при исполнении этого упражнения Вы должны понять, что такое «парадоксальное дыхание». Представьте себе, что Ваша грудная клетка и живот – это большой воздушный шарик, с перегородкой (диафрагмой) посредине. Теперь вдохните, как сказано в упражнении и, не выдыхая, просто понажимайте руками, сложенными в замок на нижнюю часть живота. При этом вся верхняя область «шарика» раздвигается - т.е. раздвигаются ребра. То же самое должно происходить при выполнении упражнения. Вы выдыхаете (как сказано в упражнении) воздух, а ребра при этом не опадают, а раздвигаются. Задвигается (как поршень) только низ живота. Для чего это нужно?

На картинке схематично показано, как выглядят ваши легкие. Между ними расположен воздушный столб, изменяя давление которого, Вы можете регулировать давление под голосовыми связками. Чем более совершенно Вы это умеете это делать, тем меньше у Вас проблем с вокалом. При том типе дыхания, который я Вам предлагаю, подсвязочное давление воздуха регулируется работой косых мышц, которые, подворачивая нижнюю часть живота, увеличивают давление под диафрагмой, заставляя ее, вдавливаясь, увеличивать давление внутри грудной клетки. При этом ребра раздвигаются, кислород продолжает, циркулируя по легким, усваиваться, позволяя вам петь на одном дыхании очень большие фразы.

Теперь наша задача соединить это дыхание собственно со звуком. Начнем с мычания. Мычать будем следующее упражнение: 

Упражнение 2:

При этом, каждый раз, когда звук идет наверх, живот подтягивается, а когда вниз опускается. Горло при этом должно быть абсолютно расслаблено, язык - лежать, касаясь нижних зубов, рот закрыт, но зубы не сжаты. Верхние ноты вы буквально выдуваете воздухом. Повторять ежедневно во время распевки один раз на всем диапазоне. 

Упражнение 3: 

На стаккато Вы пропеваете следующее упражнение, постепенно поднимаясь по полутонам все выше и выше. Причем чем выше вы начинаете петь упражнение, тем более легким звуком старайтесь это делать. Вообще, для начала, постарайтесь только чуть-чуть касаться звука, как бы делая упражнение одним воздухом. На этом упражнении вы должны в полной мере ощутить, что ноты Вы берете только низом живота и ничем другим. Грудная клетка буквально подпрыгивает на каждой ноте.

Во время исполнения третьего упражнения следите за тем, чтобы у вас работал низ живота, а не отклячивалась нижняя челюсть. В идеале, если вы безукоризненно владеете дыханием, рот может быть приоткрыт совсем чуть-чуть, но Вы все равно будете брать самые верхние для Вашего типа голоса ноты. И наоборот, если у Вас на верхних нотах рот открывается так, как будто Вы хотите проглотить всех и вся, это означает, что вы не научились правильно помогать себе дыханием, и часть нагрузки ложиться на мышцы горла и корень языка. Это очень плохо, так как в принципе уводит вас от правильного вокала. Более того, если вы берете высокую  ноту за счет того, что опуская корень языка, растягиваете связки, уменьшая щель между ними – это чревато серьезными последствиями. Т. к. связки – это мышечные волокна, и если одно из них порвется – оно сворачивается в узелок, который, оказавшись между голосовыми связками, лишит вас даже разговорного голоса

На что еще хочу обратить Ваше внимание при выполнении всех трех упражнений? Живот ни в коем случае не должен быть зажат как каменный. Он должен быть мягкий и упругий, послушный Вашим командам. Та часть, которую называют «солнечное сплетение», при выдохе должна не проваливаться, а наоборот, подаваться наружу. Вообще-то профессиональные певцы всех обманывают. Они набирают воздух помимо легких еще и опуская диафрагму – т.е. в низ живота. А потом, вместо того, чтобы выдыхать его из легких, они начинают подворачивать низ живота. Диафрагма поднимается и воздух (дополнительный) закачивается в легкие (грудная клетка еще расширяется – т.е. певец, выдыхая, как бы продолжает вдыхать, ведь дополнительный воздух циркулирует по легким и усваивается. Это и есть ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.