Тесты, отслеживающие уровень овладения техническими навыками обучающихся в классе фортепиано.

Андрейкина Ольга Николаевна

Исполнительский процесс музыканта складывается из исполнительских и выразительных средств, которые имеют между собой четкую связь через исполнительские технические приемы и способы игры. В процессе освоения инструмента приобретаются, развиваются, совершенствуются умения и навыки владения выразительными средствами. Качество выразительного средства находится в прямой зависимости от степени владения тем или иным техническим приемом. В свою очередь звуковые эталоны выразительных средств музыки (звук, атака, штрихи, агогика, артикуляция, фразировка и др.) через обратную связь оказывают влияние на исполнительские средства, следовательно, и на качество владения техническими приемами. Добиться высокого уровня исполнительского мастерства музыкант может только овладев всей суммой технических приемов и способов игры на своем инструменте во взаимосвязи с представляемым качеством звучания и с музыкально-художественными намерениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreykina_testy.docx31.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тесты, отслеживающие уровень овладения техническими навыками обучающихся в классе фортепиано.

Тест № 1.

Пластичность действия пианистического аппарата при игре non legato

  1. Исполнить примеры № 1-10 из сборника А. Николаева штрихом non legato. Дать определение штриху. Добиваться, чтобы звуки исполнялись на опоре рессорной кистью, движением руки «от плеча».

Тест № 2.

Организация действий пианистического аппарата в технике legato.

               1. Дать определение legato. Исполнить примеры из сборника А. Николаева legato на два звука. Первый звук играется опорно, движением вниз, второй звук движением наверх. Чувствовать сопротивление клавиши.

                2. Исполнить примеры из сборника А. Николаева legato на три и более звука. Переносить опору на каждый палец, кисть поворачивать в сторону движения ладони. Предплечье не прижимать, отводить в сторону кисти.

Тест № 3.

Легкое подвижное staccato (стр. 33 А. Шмидт-Шиловская).

  1. Дать определение штриху staccato. Играть пример секвенциями по полутонам близко к клавиатуре («посыпая»). Рука должна быть упругая и легкая, ладонь раскрытая. Кисть и предплечье составляют единое целое. Кончик пальца цепкий, захватывающий, но без напряжения.

Тест № 4.

Звуковысотная и метроритмическая память.

                  Исполнить произведения из раздела «Чтение с листа» Т.И. Смирновой.

                 1. Устный анализ: определить тональность, размер и характер исполнения, динамические оттенки, темп. Дать краткую характеристику мелодического рисунка.

                  2. Точно воспроизвести нотный текст, зрительно охватывая последующие такты. Правильно вести фразы («дыхание»).

               

Тест № 5.

 Аппликатурные навыки

                  Исполнить примеры из сборника И. Лещинской «Ежедневные упражнения юного пианиста». Определить аппликатуру, подчиняясь аппликатурным формулам на различные виды техники:

 

                 1. Гаммообразное изложение.

                 2. Аккордовая фактура.

                 3. Арпеджио длинные, короткие, ломаные.

                 4. Хроматическая гамма

Тест № 6.

                     Точное воспроизведение штрихов в исполнении обучающимися относительно законченных музыкальных построений (период, небольшие пьесы, этюды) из сборника А. Николаева, Т. Смирновой.

                    1. Дать краткий анализ произведения, определить штрих.

                    2. Исполнить non legato движение «от себя», погружаясь в клавиатуру; движением «на себя», как бы поглаживая клавишу, но «цепким» пальцем, «достающим» звук.

                    3. Показать штрих portamento всей рукой сверху, как бы накладывая ее на клавиатуру.

                    4. Исполнить пьесу различными видами staccato: «посыпающие», «похлопывающие», «щелчком». (Только взлет руки, затем рука возвращается вниз, чтобы снизу взять следующий звук), «щеточкой» (дважды повторяя каждый звук).

                    5. Исполнить пьесу на legato спокойным движением пальцев, близко к клавиатуре. Звук передается плавно, без толчков. Кисть слегка поворачивать по рисунку мелодии, пятый палец и предплечье должны быть на одной линии.

Тест № 7.

                   Координация движений , перемещение в другие октавы.

          1.  Сыграть гамму с укрупнением пульсации (на одну долю 4 звука, затем 8 звуков) ровно, четко, с опорой. Следить за постановкой  и правильным подкладыванием 1 пальца.

  1. Сыграть гамму с ускорением темпа  в противоположном движении. Концентрация внимания при смене видов движения гаммы (прямое, противоположное движение). Исполнять ровно в едином темпе, следить за верным подкладыванием первого пальца, ровностью кисти, поворотом ее в сторону движения мелодии.
  2. Использовать черные клавиши в гамме, ускоряя темп  (смена темпов).
  3. Исполнить упражнение № 67 на странице 37 из сборника И. Лещинской «Ежедневные упражнения юного пианиста». Упражнения на развитие самостоятельности рук. Правая рука – legato, левая  - staccato и наоборот. Правая рука – piano, левая  - forte и наоборот.

Тест № 8.

                Мелизмы (к ним следует приступать после овладения обучающимися элементарными навыками исполнения пятипальцевых последований).

  1. Исполнить морденты различными аппликатурными комбинациями: 2-3, 3-4 пальцами, следить за погружением пальцев при нефиксированном неподвижном запястье. Звук – «рикошетом».
  2. Исполнить мордент в относительно законченном мелодическом построении. «Вплетение» в общую канву данного украшения опертым, но легким звуком, соблюдая ритмическую пульсацию.

      3. Исполнить трель, не поднимая кисть, легко и ровно. Ладонь расширена.         Использовать различные аппликатурные комбинации, не фиксируя 1-й палец: 1-2 палец, 1-3 палец, 1-4 палец, 1-5 палец.

- на первую долю в левой руке исполнить трель правой рукой по 4 звука; по 8 звуков;

- в левой – четверти, в правой триоли, затем в левой – триоли, в правой четверти (стр.42, упр. № 30 из сборника  А. Шмидт-Шкловской).

       4. Исполнить тремоло на стр.43 упр. 33 из сборника А. Шмидт-Шкловской. Супинация и проминация ощущаются внутри руки – внешне почти незаметно. Ладонь «открытая», звук на опоре.

                     

 

Подготовила  преподаватель

фортепиано МАУДО

 г. Нижневартовска «ДШИ 1»

Андрейкина О.Н.