Педагогический проект "Создание благоприятных условий для творческой самореализации обучающихся во внеклассной деятельности (в классе виолончели)"

Бакланова Татьяна Юрьевна

В современном образовании вопрос создания условий для творческой самореализации школьников стоит наиболее остро. Потребность в самореализации в школьном возрасте является достаточно актуальной, поэтому важно, чтобы ребёнок смог испытать состояние удовлетворённости и успеха деятельности, получить позитивное внимание от значимых ему людей (преподавателей, родителей, сверстников), актуализировать свои возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc283.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

г. НИЖНЕВАРТОВСКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Создание благоприятных условий для творческой самореализации обучающихся во внеклассной деятельности (в классе виолончели)»

Автор (разработчик):

преподаватель по классу виолончели

Бакланова Татьяна Юрьевна

г. Нижневартовск

2011г.

Краткая аннотация проекта.        

Вид проекта:

Практико-ориентированный проект (внедренческий) - педагогический проект, связанный с разработкой, апробацией, внедрением в практику работы образовательного учреждения комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для творческой самореализации обучающихся во внеклассной деятельности (в классе виолончели). Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города или в рамках учебного предмета.

Обоснование необходимости проекта.

«Ребенок-росток», в нем изначально заложено стремление к развитию, реализации собственных возможностей в различных сферах жизни. Целью становящейся личности является утверждение своего универсального «Я», выявление своего  уникального и пока неведомого предназначения. Самореализация индивида невозможна вне человеческого общества, без создания благоприятных условий. Окружающий социум может, как помогать процессу развития, высвобождая неограниченный потенциал ребенка, так и тормозить этот процесс, деформируя тем самым личность. Одна из важнейших особенностей современного общества - обеспечение возможности творческой самореализации. Глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах в конце ХХ столетия отразились на морали, сознании, ценностных ориентациях, поведении, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения. В сложившихся условиях для развития общества важное  значение приобретает такая организация образовательного процесса, которая создает условия для стимулирования саморазвития обучающихся, их личностного становления.

В современном образовании вопрос создания условий для творческой самореализации школьников стоит наиболее остро. Ведь именно школа  (как образовательная, так и музыкальная) призвана явиться безопасной средой, создающей атмосферу, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную и творческую деятельность. Никакие успехи не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, на подавлении личности ребенка.

Ученье — это то, что дает человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одними из которых является музыкальная школа и школа искусств. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение к музыкальной школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и сверстников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Может ли учитель сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности. В данном проекте мы пробуем найти ответы на эти вопросы и предложить свои методы для поддержания интереса к обучению и успешной творческой самореализации учеников.

В русле новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития и самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся. Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть сориентированы на формирование у детей потребности в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе.

В настоящее время в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании каждому ребенку, о создании в школе условий для успешной самореализации личности школьника. Это декларируется в:

  • Законе РФ «Об образовании» - ст.56.3. «О прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося»;
  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. - п.2.1. «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность»;
  • Конвенции ООН о правах ребенка — ст.28.2. «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка».

Система дополнительного образования, к которой относятся Детские музыкальные школы и школы искусств, обладает большими возможностями для совершенствования образования, его гуманизации, способствует развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Она даёт опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению с учителями общеобразовательных школ, поскольку большинство предметов в Детской музыкальной школе преподаются индивидуально. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям культуры. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации музыкально-творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач.

Обращение к внеклассной работе,  как педагогическому средству, способствующему самореализации музыкально-творческих способностей учащихся, вполне обоснованно, так как возможности внеклассной и внешкольной работы Детской школы искусств еще недостаточно используются в массовой практике. Проблема создания благоприятных условий для творческой самореализации в процессе непрерывного художественного воспитания в исследованиях не затрагивается, также не разработаны теоретические основания процесса творческой самореализации, не исследованы ее «приводные» механизмы, условия и динамика.

Изучение опыта работы Учреждений дополнительного образования и педагогическое наблюдение за своей работой и работой коллег показывают, что и у начинающих педагогов Детских музыкальных школ, и у педагогов с большим стажем вызывают затруднения вопросы организации внеклассной и внешкольной работы с детьми. Одной из ключевых компетенцией музыкального образования является творческая самореализация, а мерилом ее эффективности — достижения личности и степень удовлетворенности ими. Творческая самореализация — процесс, основывающийся на креативности субъекта в проявлении себя, предполагающий посредством приложения своих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов деятельности и результатов, в том числе изменения в себе. Решение этой задачи в музыкальном образовании связано с созданием педагогом необходимых условий для творческой самореализации обучающихся.

Потребность в самореализации в школьном возрасте является достаточно актуальной, поэтому важно, чтобы ребенок смог испытать состояние удовлетворенности и успеха в деятельности, получить позитивное внимание от значимых ему людей (учителя, родителей, сверстников), актуализировать свои способности.  Тем не менее, в массовой практике музыкальных школ  гуманистические задачи образования продолжают решаться традиционными способами. Роль преподавателя зачастую ограничивается решением узкопрофессиональных задач, которые сводятся к подготовке обучающегося к исполнению музыкальных произведений, определенных учебным планом и программой.

Особенно актуальна проблема творческой самореализации в  городах, удаленных от центра, где развитие художественно-эстетической культуры человека, а тем более ребенка, затруднено в связи с недостатком окружающей культурной среды. В таких северных городах, как Нижневартовск, дети не имеют выбора в посещении культурных мероприятий. Знакомство с живой классической музыкой ограничено. Такая ситуация отрицательно влияет на постановку приоритетов в жизни развивающейся личности. Здесь музыке дети предпочитают современные технические средства (компьютеры, приставки, интернет). С целью изменить эту ситуацию с каждым годом все больше родителей, понимая роль музыки в развитии ребенка, отдают своих детей в музыкальные школы.  Однако, встретив неодобрение одноклассников и отсутствие поддержки со стороны общеобразовательной школы, дети бросают обучение. Именно поэтому перед школой искусств сейчас стоит значительная цель — повернуть сложившуюся ситуацию в пользу ребенка, то есть сделать так, чтобы все и всё вокруг способствовало его гармоничному развитию и самореализации.

Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы организации внеучебной работы как сферы самореализации музыкально-творческих способностей детей,  необходим поиск научно обоснованных средств и методов, которые будут использоваться в этой сложной сфере работы Детских музыкальных школ и школ искусств. Намеченное направление  представляется достаточно актуальным в  связи со слабой научной и  методической разработанностью проблемы  внеклассного  и внешкольного  воспитания обучающихся  детских музыкальных школ и школ искусств. Всё это и предопределяет актуальность данного педагогического проекта.

Цели и задачи проекта.

Одной из функций  учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодёжи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. На основе анализа научной литературы и педагогической практики были сформулированы цель, объект, предмет исследований, выдвинута гипотеза и обозначены задачи проекта.

Цель: выяснить специфику внеклассной работы, способствующую самореализации музыкально-творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования; разработать и экспериментально проверить новые формы внеклассной деятельности, направленные на создание благоприятных условий для их самореализации.

Объект: учебно-воспитательный процесс в музыкальных классах, ориентирующих обучающихся на самореализацию и дальнейшее утверждение в жизни.  Творческая самореализация  обучающихся во внеклассной деятельности в классе виолончели МБОУДОД ДШИ №1 г. Нижневартовска.

Предмет: содержание, формы, методы и средства ориентации, обучающихся в классе виолончели, направленные  на успешную реализацию своих творческих возможностей с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Гипотеза — самореализация обучающихся во внеклассной деятельности будет проходить успешней, если:

  • создана концепция музыкального образования, важнейшим положением которой является ребенок, как развивающаяся личность, требующая создания определенных условий и форм работы, имеющих своей целью позволить обучающемуся  максимально самореализоваться в производимой им деятельности;
  • выявлено содержание новых методов работы направленных на создание психологического климата в условиях необходимой самореализации детей, реализации ситуации успеха на различных этапах обучения;
  • выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на развивающийся организм обучающегося;
  • созданы новые формы работы с обучающимися имеющими различную степень способностей в музыкальной деятельности;
  • обосновано введение новых форм внеклассной деятельности, направленных на создание психологического комфорта, с целью самореализации личностных характеристик каждого ребенка.        

        Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать основные подходы к проблеме самореализации во внеклассной деятельности музыкальных школ и школ искусств.

2. Выявить критерии проявления музыкально-творческих способностей обучающихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.

3. Выявить специфику работы педагога с музыкально-одаренными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы:

а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения;

б) диалогический характер отношений и использование специфических для искусства методов и средств обучения;

в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала обучающегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.

4. Разработать и апробировать модель внеклассных мероприятий, создающих условия для самореализации обучающихся Детской музыкальной школы.

5. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию музыкально-творческих способностей обучающихся  в условиях внеклассной работы музыкальной школы, с целью успешной самореализации их личности.

Новизна  проекта заключается в том, что:

  • Обобщены основные научные подходы к проблеме самореализации учащихся во внеклассной деятельности ДШИ.
  • Обоснована и экспериментально проверена модель процесса самореализации музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности.
  • Разработана программа содержания деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях  внеклассной работы ДШИ.

        Средства, используемые во время реализации проекта:

  • доминирование доброжелательного отношения;
  • создание атмосферы сотворчества;
  • использование принципа «мягкого соревнования»;
  • возможность задавать вопросы и обмениваться впечатлениями;
  •  проявление внимания к любым самостоятельным способам преодоления «барьера» самореализации и достижения цели в музыкальной деятельности, которые называет сам ученик.

        Методы исследования. В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: анализ философской, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; экспертное оценивание, наблюдение.

        Экспериментальной базой проекта являлся класс виолончелистов Детской школы искусств №1 г. Нижневартовска.  

Основное содержание проекта.

Содержательный потенциал музыкального образования  может быть использован в процессе самореализации очень продуктивно. Для этого обучающиеся должны быть активным в видах музыкальной деятельности (информационном, практическом, творческом), а также обладать  развитыми самопознанием, самоопределением, умениями самопроектирования, самоорганизации, рефлексии. Анализ методической литературы и музыкальной практики позволяет нам выделить ряд условий, имеющих важность для данного эксперимента. По нашему мнению успешная самореализация развивающейся личности ребенка в музыке может быть достигнута путем применения следующих положений:

        1.Создание условий психологического комфорта. Термин «комфорт» в толковом словаре С.И. Ожегова трактуется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». С психологической точки зрения комфорт школьника — психофизическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, в результате оптимального взаимодействия его  с внутришкольной средой.

        С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная  характеристика двух ведущих направлений: организация внутришкольной среды и особенности организации образовательной деятельности школьника. Комфортная внутришкольная среда — это  внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье обучающихся, способствующих их оптимальной включенности в музыкальную деятельность и успешную самореализацию.

        2.Привлечение учащихся к новым формам занятий.  Одна из главных целей организации внеклассной работы - это музыкально-творческое участие со стороны ребенка. Все проводимые внеклассные мероприятия способствуют развитию музыкальных способностей обучающихся, самовыражению, творческому развитию детей, принимающих участие в их организации и проведении. Необходимость подобных мероприятий связывается педагогами также с тем, что они объединяют детей, обеспечивают тесное общение, сопереживание, помощь друг другу, в результате чего появляется общая увлеченность делом, возникает взаимопонимание, взаимоуважение, что, несомненно, способствует творческому и общему развитию.

Разработан комплекс внеклассных мероприятий, направленных на активное стимулирование обучающихся к творческой самореализации. Комплекс мероприятий по формированию музыкально-творческих способностей  обучающихся в условиях внеклассной работы активно развивает их творческий потенциал, профессиональные и  интеллектуальные умения и навыки в области общей и музыкальной культуры.

Своеобразие  комплекса внеклассных мероприятий состоит в том, что все теоретические знания, включённые в ее содержание, апробируются на практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации личности в различных сферах музыкальной  деятельности.

Использование структуры самореализации в контексте музыкальной деятельности позволяет представить следующие составляющие процесса:

  • мотивационно-целевой компонент предполагает активизацию потребности в самореализации, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности, и постановку самореализации в музыкальной деятельности в качестве личностно значимой цели;
  • содержание личностно-технологического компонента направлено на инициацию самопознания учащимся своих возможностей для участия в музыкальной деятельности, самостоятельное проектирование обучающихся, реализацию умений самоорганизации музыкальной деятельности: самовоспитания и учения;
  • результативно-оценочный компонент включает рефлексию и самоанализ учащегося объективных и субъективных результатов самореализации, осознание новых творческих возможностей и потребностей, дающих возможность дальнейшего самосовершенствования в музыкальной деятельности.

        3.Создание ситуации успеха на этапах реализации проекта.

        Желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается. В таком случае появляется личная заинтересованность ученика в учении. Именно этим объясняется необходимость создания ситуации успеха в обучении. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желании учиться». Успех — понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.  

        С психологической точки зрения успех— это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, создаются условия для успешной самореализации.

        С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

        Переживание обучающимся ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; поддерживает в классе благоприятный психологический климат; развивает инициативность, креативность и активность.

        Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности — комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого обучающегося  в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоциально-волевую и интеллектуальную сферу личности.

        4.Рефлексия  учениками совершенной деятельности. 

        Один из принципов развивающего обучения —  принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятым. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio — обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов[1].

        В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность.

        В практике нашего инновационного опыта процесс рефлексии зависит от проведенного мероприятия и присутствующих на нем слушателей (ими могут являться сами участники, их родители, друзья и сверстники). Рефлексивный компонент, проводимый в рамках нашего проекта, включает в себя совместный анализ результатов произведенной деятельности и их оценку:  1) определение изменений, которые  произошли с обучающимся в процессе проделанной работы (разрешение проблемной ситуации, улучшение внутреннего самочувствия ребенка); 2) выяснение степени достижения поставленной цели (что получилось, а что нет);  3) выявление причин неэффективности проведенной работы; 4) определение путей оптимизации обучения.  

        Одной из  форм рефлексии выступала индивидуальная педагогическая беседа, выполняющая психотерапевтическую функцию и функцию осмысления. Психотерапевтическая функция обуславливалась такой особенностью индивидуальной беседы как доверительность. Функция осмысления выражалась в том, что общение педагога и обучающегося предполагало открытый диалог, где каждый участник общения выступал как личность, обладающая собственными взглядами и убеждениями, нормами и ценностями. Рефлексивный компонент позволяет обучающемуся осуществлять учет собственных достижений в музыкальной деятельности.  

        Потребность в самореализации обучающегося проявляется в стремлении реализовать свои творческие возможности в музыкальной деятельности. На протяжении нескольких лет совместной работы у нас сложились определённые традиции, которые позволяют сделать жизнь класса интереснее и насыщеннее. При выборе форм работы мы стараемся организовать разнообразную деятельность детей. При этом руководствуемся принципом: "воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка, во взаимодействии его с окружающей социальной средой".

Разработка и реализация творческих заданий  позволяет  обучающимся открывать новые возможности и осваивать систему ведущих знаний по выбранному виду музыкальной деятельности.  Исходя из этого, деятельность педагога включает в себя: оказание помощи обучающемуся в познании себя, своих возможностей, в усвоении средств достижения целей и выполнения творческих проектов; формирование у воспитанников умений и навыков выбора достойных способов самореализации в проектной деятельности.

При этом опыт самоопределения обучающихся, разработки и осуществления ими планов и творческих проектов, индивидуальный темп освоения учебно-образовательной программы, разная степень выраженности самореализации предопределили разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория музыкально одаренных, способных и не способных к  музицированию учащихся существенно отличались, что привело к использованию для каждой учебной группы и каждого ребенка в отдельности индивидуальных педагогических методов и средств.

Создание презентаций на сегодняшний день является одной из наиболее интересных форм работы. Первыми мероприятиями, в которых участвуют обучающиеся ДШИ  по классу виолончели, являются классные часы «Презентация виолончели». В этом мероприятии принимают участие обучающиеся младших классов. Благодаря данным занятиям, ребенку предоставляется возможность рассказать своим родителям и друзьям о новой, музыкальной  сфере его жизни, познакомить их с новым для них и еще недавно для себя музыкальным инструментом, продемонстрировать свои первые навыки и умения. Классный час «Презентация виолончели» направлен на создание условий психологического комфорта в жизни ребенка – одобрение и поддержка со стороны родителей и сверстников будет способствовать его росту и самореализации его творческих способностей.

Другим внеклассным мероприятием, в котором участвуют обучающиеся начальных классов ДШИ является  концерт - лекция  «Знакомство с музыкальными инструментами». Это мероприятие проводится в общеобразовательных школах, в которых обучаются ученики школы искусств. Концерт организовывается с целью знакомства нынешних школьников с искусством, ведь многие из них даже не знают, как называется и выглядит тот или иной инструмент. Концерт проводится при участии 5 или 6 обучающихся на разных музыкальных инструментах под руководством одного из преподавателей. Перед исполнением музыкального произведения каждый из выступающих рассказывает о своем инструменте, об его особенностях, звучании и знаменитых в истории музыки людях, которые достигли выдающихся успехов, играя на нем и сочиняя для него музыку.

Проделывая эту работу, обучающиеся ДШИ приобретают навыки не только исполнительской, но и музыкально-просветительской деятельности. Они выступают перед аудиторией своих сверстников, знакомят их с музыкальной культурой, что способствует улучшению их межличностного взаимопонимания, приобретению сторонников, а в будущем возможно и единомышленников. Благодаря этим концертам, видя пример своих одноклассников, дети идут учиться музыке (по проведению лекций-концертов имеются благодарственный письма с МОСШ №32, 42).

Материал для реализации своей познавательной активности дети находят, прежде всего, в школе. В классе собрана специальная библиотека, книги которой переходят из рук в руки. Есть фонотека и видеотека с записями выступлений известных исполнителей и самих учащихся. Кроме этого они пользуются фондами школьной и городской библиотек.

Такое разнообразие деятельности детей во время обучения в школе приводит к тому, что они и после её окончания не теряют связи с музыкой, продолжая музицировать. Большинство из них остаются активными слушателями и пропагандистами музыкального искусства. И это, на наш взгляд, главный положительный результат нашей работы.

Основой многих внеклассных мероприятий является концертная деятельность, ведь сценический опыт чрезвычайно важен, несмотря на то, станет ли ученик великим музыкантом или нет. Ребенку необходимо давать возможность для творческой самореализации своих возможностей. К.С. Станиславский писал о том, что «публичные выступления обладают свойством закреплять, фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое действие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызываемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее, чем в обычной, репетиционной, или в домашней обстановке. Поэтому как ошибки, так и удачи, совершенные на сцене <…>, закрепляются прочнее на публике»[2].

Конечно, выступления в рамках учебной деятельности (экзамены, зачеты, прослушивания) с психологической стороны приближаются к открытым концертным внеклассным мероприятиям. Однако,  как правило, на первый план выходят строгие учебные требования, усиленные страхом перед высоким уровней оценочной комиссии  и боязнью получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому находясь в ситуации экзамена или зачета, многие обучающиеся, подчас, не имеют возможности в полной мере проявить свою творческую индивидуальность. Привлечение же обучающихся к мероприятиям с их публичным выступлением, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей степени способствуют их творческому росту и самореализации собственных возможностей.

Традиционно итогом каждого учебного года является концерт - отчёт класса перед родителями. Обучающиеся в их стремлении к самореализации в музыкальной деятельности нуждаются  не только в поддержке учителей, но и их родителей! При этом одна из важнейших проблем, как заинтересовать родителей, сделать их партнерами, союзниками, показать им важность самореализации ребенка в творческой деятельности, в развитии личности ребенка. В течение нескольких лет нами регулярно проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями. Именно совместные мероприятия вызывают наибольший интерес со стороны родителей и учащихся. Формы наших мероприятий разнообразны: встречи, концерты-отчеты. Главное условие при этом: принимать активное участие должны все - родители, обучающиеся, педагоги. Многие родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру, побуждает к реализации своего творческого потенциала. Учитель вместе с коллегами, родителями, обучающимися, организует такую среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами.

Концерт - одна из самых ярких составляющих в процессе обучения. Концерт - это праздник. Приятно доставлять радость слушателям, делая первый шаг к пониманию музыки, к совершенству. В концерте принимают участие все ученики класса без исключения, даже самые слабые. Для каждого ребёнка специально подбирается такая пьеса, с которой он обязательно справится. Дух соревнования заставляет заниматься детей с разным уровнем способностей. Выступая на концертах, ребята стараются исполнять произведения артистично, ярко, выразительно. Тот, кто не может исполнить свободно и ярко сольную пьесу наизусть, играет в ансамблях по нотам, ведет концерт или читает стихи.

Готовясь к концертам, выступая на сцене, дети становятся более уверенными, общительными. В них развивается умение держаться на сцене, достойно вести себя в зале. И это, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни. Родители, сравнивая выступления своих детей с другими, начинают реально оценивать успехи ребят и труд преподавателей. Во многом, благодаря этим концертам, некоторые ученики остаются для учёбы в ДМШ ещё на один - два года после её окончания. Бывшие выпускники приходят на наши вечера в качестве слушателей и участников, приводят к нам своих детей.

Сольный концерт. В условиях внеклассной воспитательной  деятельности Учреждения дополнительного образования  особого внимания и педагогической поддержки требует работа с одарёнными детьми. Для определения условий развития музыкально одарённых детей недостаточно изучения и анализа только общей одарённости, которая является психологическим основанием для развития специальных способностей, но не определяет их специфику. Между тем, именно эта специфика обязывает к выработке педагогических условий развития музыкально одарённых детей. Высшей точкой самореализации одаренного ребенка в ДШИ можно считать организацию и проведение его сольного концерта. Для эффективного формирования у обучающихся умений самореализации при подготовке к сольному концерту широко использовались такие методы педагогического воздействия, как:

  • метод устного исполнительского самоанализа и самооценки на основе сравнения собственного исполнения с известными образцами (исполнения выдающихся исполнителей), а также в ходе прослушивания и обсуждения аудиозаписи с собственной интерпретацией музыкального произведения;
  • метод саморегуляции психофизиологического состояния в период подготовки к выступлению и в концертной ситуации с помощью позитивного самонастроя, моделирования в условиях концертного исполнения;
  • создание эстетических ситуаций и "погружение" в атмосферу эстетических ценностей;
  • освоение, наряду с традиционными музыкальными знаниями, следующего "самообразовательного тезауруса":
  1. музыкальный стиль (исторический, национальный); индивидуальный стиль композитора-мастера;
  2. лад, размер, фактура как базисные средства музыкального исполнения;
  3. метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский) направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке и развивает  способности "проживания" музыки, ее настроения и предполагает создание установки на эмоционально-духовное общение с искусством, достижение резонанса в восприятии музыки.

Творческая самореализация  предполагает позитивный результат личностного развития, сопровождающийся чувством удовлетворения и состоянием гармонии с собой и окружающим миром;  появлением комплекса личностных новообразований (целеустремленность, волевые черты характера, инициатива, способность к саморегуляции, повышение самооценки и др.),  а также личностно и социально значимыми достижениями (победы на исполнительских конкурсах, творческий рост, разносторонность творческих проявлений и др.).

Ресурсы.

Кадровые ресурсы: дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной материально-технической базы школы для организации внеклассных мероприятий, направленных на реализацию возможностей обучающихся.

Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты для каждого года обучения, дополнительная и справочная литература, музыкальный и дидактический материал, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы.

Программное обеспечение: рабочие учебные программы дополнительного образования.

Организационные ресурсы: расширенная система внеклассных мероприятий, позволяющая интегрировать основное и дополнительное образование

ПАРТНЕРЫ.

  • Обучающиеся класса виолончели (16 человек в возрасте от 7 до 16 лет).
  • родители  обучающихся (или их законные  представители).
  • педагогическое сообщество (преподаватели оркестрового отдела школы искусств,  преподаватели общеобразовательных школ города).
  • учащиеся общеобразовательных школ – одноклассники участников проекта.
  • концертмейстер.

Целевая аудитория.

Интересы целевых групп в проекте.

Для обучающихся класса виолончели:

  • реализация своих творческих возможностей;
  • формирование стимула для обучения;
  • повышение интереса к музыкальной деятельности;
  • лучшей реализации их социальной потребности в общении с родителями и сверстниками;
  • умение уверенно чувствовать себя в музыкальной среде и не бояться трудностей в жизни.

Для родителей:

  • здоровьесбережение и безопасность учебного процесса детей;
  • обогащение музыкальной культурой;
  • повышение интереса к музыке.

Для педагогического сообщества:

  • повышение интереса к осуществлению инновационной деятельности;
  • росту уровня профессиональных навыков и умений;
  • творческому росту.

Для учащихся общеобразовательных школ:

  • организация культурно-досуговой деятельности;
  • создание условий для благоприятного психологического климата в общении между сверстниками;
  • повышение интереса к музыке.

Для концертмейстера:

  • творческое самовыражение.

План реализации проекта.

I этап. Поисково-теоретический (IX-XII 2007г.). На данном этапе осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике. В процессе теоретического осмысления проблемы была изучена философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме самореализации обучающихся ДШИ во внеклассной деятельности, определялись ведущие позиции  педагогического проекта (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и т. п.) и его терминологическое поле, проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы.

II этап. Опытно - экспериментальный (I 2007 – V 2008гг.). Разработана модель педагогического сопровождения самореализации обучающихся во внеклассной деятельности. Составлена и реализована программа комплекса внеклассных мероприятий, направленных на самореализацию обучающихся в классе виолончели ДШИ.

III этап.  Формирующий (I 2008 – V 2011 гг.). Результаты формирующего этапа показали, что участие во внеклассной  деятельности  содействует развитию музыкально - творческих способностей и интереса к музыкально-просветительской деятельности, изменению позиции учащегося, педагогов и родителей к внеклассной и внешкольной работе Детской музыкальной школы. По окончании формирующего этапа отмечена положительная динамика развития музыкально-творческих способностей и интереса к музыкально-просветительской деятельности у учащихся с разным уровнем музыкальных данных.

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Внеклассная деятельность обучающихся развитие их музыкально-творческие способности, напрямую содействует их общему развитию, повышению интеллектуальных возможностей. Участие во внеклассной деятельности способствует музыкально-творческому становлению личности ребёнка, так как процесс самореализации музыкально-творческих способностей повышает качественный уровень учебного процесса и происходит:

  • непрерывность образования и развития, расширение кругозора обучающегося; более интенсивное овладение общечеловеческой и исполнительской культурой; приобретение знаний в новых областях искусства и культуры. 
  • формирование  главных  качеств, присущих креативной личности (умение совершенствовать технологию своей деятельности; открытость и коммуникабельность, воля и работоспособность, эмоциональная отзывчивость, целеустремлённость и решительность, активность и инициативность, высокий уровень эстетической культуры и музыкально-творческая самостоятельность).
  • формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности;
  • осознание своего места в образовательной и социокультурной среде, свобода и открытость общения с аудиторией; способность  налаживать контакт со своими сверстниками в общеобразовательной школе.
  • способность к творческому применению знаний в решении практических задач и проблем; возрастает творческая смелость как личностная характеристика и способность к обоснованному риску;
  • повышается уровень мотивации деятельности, в том числе и профессиональной, достижения успеха в ней,
  • утверждается активная жизненная позиция, осознанное отношение к учебным дисциплинам;
  • ситуации самооценивания и применения соответствующих творческих методов в учебном процессе;
  • совершенствование исполнительских навыков; развитие музыкальных, музыкально-творческих способностей и потребностей, обучающихся на более высоком уровне.
  • развитие  художественно-творческих способностей  с учетом возможностей каждого ребенка, с помощью музыкальной деятельности (развитие музыкального  вкуса, музыкальных и творческих способностей детей, актерского начала; умение  импровизировать, фантазировать под музыку; обогащение  словарного запаса).

Таким образом, анализ собственного опыта работы показывает, что специально организованная деятельность педагога по созданию условий формирования положительного отношения обучающихся к самореализации и умений ее осуществления во внеклассной  деятельности, успешно ориентирует учащихся на реализацию своих творческих возможностей в музыкальном искусстве.

В результате обобщения педагогического опыта были сделаны нижеследующие следующие выводы:

1. Предложенная система внеклассной деятельности, направленная на самореализацию обучающихся Детской музыкальной школы, основывается на распределении трех видов деятельности: концертно-исполнительской, художественно-творческой, культурно-досуговой. В результате включения в данные виды деятельности происходит самопознание личности как субъекта культуры, направленность на самосовершенствование, развитие профессионально-творческого потенциала, творческая самостоятельность.

2.Система внеклассной деятельности как средства самореализации обучающихся ДШИ включает взаимосвязанные подсистемы - концептуальную, организационную, методическую, практическую. Отличительной особенностью которой является  содержательная часть, наличие научно-методического обоснования и конкретной педагогической цели.

3. К результатам можно отнести победы на конкурсах различного уровня:

  • XIV Международный музыкальный конкурс в г.Риме (Италия) (20 мая 2007г.) – золотая медаль и диплом лауреата I степени;
  • II Международная Олимпиада Искусств г.Москва (май 2011г.) – лауреат II степени;
  • Международный конкурс «Золотой Феникс» г.Санкт-Петербург (29 марта 2011г.) – лауреат I степени;
  • III открытый Всероссийский конкурс юных исполнителей им.А.А.Алябьева в г.Тобольске (2009г.) – звание дипломанта;
  • II открытый региональный конкурс юных исполнителей им. А.А.Алябьева в г.Тобольске (март 2007г.) – диплом лауреата I степени;
  • III открытый конкурс инструментального исполнительства им. А.С.Знаменского в г.Сургуте (март 2010г.) – лауреат I степени;
  • Городской конкурс «Времена года» (2008г.) – лауреат I степени;
  • Городской конкурс «Времена года» (2011г.) – Гран при;
  • Городской конкурс «Времена года» (2011г.) –  лауреат II степени.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

 Результаты проекта могут внедряться в образовательные программы ДШИ и музыкальных школ для создания условий самореализации обучающихся во внеклассной деятельности. Педагоги  смогут использовать разработанные методические указания и рекомендации при организации внеклассных мероприятий. Предлагаемая и апробированная педагогическая технология позволит повысить самореализацию обучающихся ДШИ.

Однако, изложенные нами выводы не окончательны. Проведенное исследование не исчерпывает полностью многоаспектную проблему стимулирования самореализации учащегося в музыкальной деятельности и подразумевает дальнейшее изучение способов и методов ее эффективного управления.

Литература:

  1. Алиев, Э.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
  2. Вазина, К. Природно-рефлексивная технология саморазвития  человека.

-М., 2002. -145 с.

  1. Коростылева, Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности; под ред.А. А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С.3-19.
  2. Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2006. - С.263-269.
  3. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.


[1] Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Текст/ С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.

[2] Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. М.: Искусство,1955. С. 286.