Музыкальная игра как средство развития детей дошкольного возраста

Сержи Рона Рубеновна

Доклад на тему: "Музыкальная игра как средство развития детей дошкольного возраста"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра как средство развития детей дошкольного возраста

СЕРЖИ Р. Р.

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Чечек» с.Кызыл-Мажалык

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие эстетического отношения к окружающему миру,  формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия произведений искусства и музыки.

Однако взгляд на развитие музыкального восприятия далеко не однозначен. Многие зарубежные психологи и педагоги считают, что главная задача воспитателя - создать ребенку условия для развития музыкального восприятия и предоставить ему полную свободу. Ребенок сам разовьется. Отечественная наука и практическая педагогика исходят из положения, что ребенка надо направлять, а предоставить процесс развития музыкального восприятия воле случая неразумно. Установлено, что музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснованная планомерная работа.

Таким образом, развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

Моя музыкальная деятельность строится на игровых развивающих занятиях, разработанных в соответствии с ФГОС. Для решения различных воспитательных,   обучающих и развивающих задач я использую большое количество игр. Среди них подвижные, стихотворные ( хороводные, Лого ритмические разминки, и т.д.), игры-упражнения по различным видам музыкальной деятельности, игры-драматизации, игры на развитие техники игры на муз. инструментах, интонационная игра-разминка, игры дидактические, ролевые, обучающие, на развитие внимания, памяти, мышления, с конструированием, рисованием, аппликацией.

Музыкально-дидактические игры для развития воспитательных, обучающих и развивающих игр: «Сколько птичек поет?» развивать у детей музыкальный слух, «Угадай на чем играю?» учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов, «Мама и детки» развивать звуковысотный слух, «Веселые петрушки» развивать звуковысотный слух, «На лугу» учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки, «Прогулка в парке» на развитие чувства ритма, «Найди шарик» учить детей различать динамику звучания «громко-тихо», «Птичий концерт» различать высоту звука.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице

Игры под инструментальную музыку

Игры с пением

Музыкально-дидактические игры

Ритмические игры со словом

Игры спектакли

Сюжетные,

несюжетные,

инсценировки

Хороводы

инсценирование

песен, народные игры с пением

На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,

на развитие ладотонального и гармонического слуха

На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве

Музыкально-драматические

Ритмо-пластические на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Игры под инструментальную музыку

Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой, «Поездка», муз. В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обр. В. Трутовского.

Несюжетные игры- наиболее привлекательный тип игры для детей за счет элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М. Карасева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю. Чичикова, «Кто скорее?», муз. М. Швардца.

Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развития сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т. Ломовой, «Зимняя сказка», муз. Е. Туманян.

Игры с пением

        Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения, для передачи игровых образов. «Со вьюном я хожу», «Каравай», «Кот Васька», «А я по лугу», «Земелюшка- черонзем».

Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным содержанием, и характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передачи образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировок могут использоваться как народные, так и авторские песни. «Пошла млада за водой», «Аннушка», «Бояре», «Где был Иванушка?».

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧКЕСКИЕ ИГРЫ

Игры, на развитие сенсорные способности. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами. Такие игры, спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствует различению свойств музыкального звука (высота, длительность. Динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?»,  «Узнай по голосу», )

игры со словом

        Эти игры способствуют такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально образному содержанию, они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, тух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-круторожен, «Как на горке снег, снег», «Мыши водят хоровод.

        

Игры спектакли

Сразу же оговорюсь. Что речь идёт не о постановочных спектаклях, а о спектаклях игровых, театрализованных, построенных на импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегрированному -в нём используется музыка, театр, пластика. Литература. Игры-спектакли успешно решают воспитательные и образовательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания. С помощью различных выразительных средств. Главное  здесь- переживания  детей. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрываемого сюжета- она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки и разбор характеристики к каждому персонажу, набор средств для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство. Творчество, музыкально-творческая деятельность.

        Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму.

        Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты этих игр выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах припевают, используя простейшие танцевальные движения  «Колобок», «Репка», «Теремок»)

        Игры-спектакли на обрядовой основе.

Этим играм присушена  интерактивность -в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (плетение венков, изготовление оберегов.)Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду,  должны выстраиваться по законам игры-спектакля.

        Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых  развитие основных танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах будут в дальнейшем построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально ритмические упражнение по характеру подвижные, а по содержанию и задачам дидактические. Они формируют у детей музыкально-ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, ритмическую пульсацию отмечать форму и жанр музыкального произведений, т.е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.

Заключение

Теоретический анализ изучения проблемы исследования и практические результаты работы позволили в заключении сделать следующие выводы:

Выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции развития музыкальных способностей. Определено, что в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Выделено несколько категорий игр, среди них сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические, музыкально-дидактические. Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Сформированы образная, игровая форма музыкально-дидактических игр на традиционных и интегрированных занятиях, что позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Развивая музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Используя игровую технологию, я выбрала девиз: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой!» Если дети получают удовольствие, есть результаты в развитии музыкальных способностей, то я на правильном пути.

Список литературы:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. – СПб.: - Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  3. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург, 2005.
  5. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду «Мозаика-Синтез» Москва 2006
  7. Журнал «Музыкальный руководитель» 2014 № 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей «Игра развивает индивидуальность, играя ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания». Э. Жак- Далькроз

Слайд 2

Область исследования Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 3

Объект исследования - Использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетания со словесными, как наиболее эффективными в музыкальном развитии детей 4 – 7 лет.

Слайд 4

Цели: Исследовать такой вид деятельности, как музыкальные игры ( мди ) и выявить значение развивающей функции этих игр. Помочь детям активно войти в мир музыки. Стимулировать развитие музыкальных способностей.

Слайд 5

Задачи: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкальных игр и пособий в музыкальном воспитании дошкольников. Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкальное развитие детей в условиях учебной и самостоятельной деятельности. Определить наиболее эффективные пути и методы формирования музыкальных способностей в процессе освоения детьми музыкальных игр. Совершенствовать формы и методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкальных игр. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

Слайд 6

Практическая значимость работы Разработка содержания музыкально-дидактических игр, музыкального материала к ним Разработка образцов игр Создание методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию системы игр как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности

Слайд 7

Классификация музыкальных игр Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словами Игры спектакли сюжетные хороводы на развитие звуковысотного слуха на развитие чувства ритма Музыкально-драматические чувства ритма несюжетные инсценирование песен тембрового слуха на развитие ориентировки в пространстве ритмо -пластические восприятия музыки инсценировки народные игры с пением музыкальной памяти на обрядовой основе ладотонального и гармонического слуха на основе певческих импровизаций

Слайд 8

Игры под инструментальную музыку

Слайд 9

Игры с пением

Слайд 10

Музыкально-дидактические игры Игры, на развитие сенсорные способности. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами.

Слайд 11

Игры со словом Эти игры способствуют такой важной способности, как чувство ритма.

Слайд 12

Игры спектакли

Слайд 13

«Сколько птичек поет» Цель: развитие у детей музыкального слуха. Игровой материал: Большая карточка размером 5x15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ре­бенка). Ход игры: Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выклады­вает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкла­дывает две карточки и т.д. Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек.

Слайд 14

«Угадай, на чём играю?». Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух. Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка. Ход игры . 1 вариант . Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.) Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента. 2 вариант . По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

Слайд 15

«Кот и мыши» Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры – «не трогать кота и не убегать раньше времени» – требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.

Слайд 16

«Игра с бубном» Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне. Необходимое оборудование: бубен. Ход игры. Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно, выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

Слайд 17

Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой