Проблемы профессиональной компетентности педагога-музыканта в работе с детьми со слабо выраженными музыкальными способностями.

Игнатьева Ольга Владимировна

Являясь педагогом дополнительного образования объединения "Ансамблевое музицирование", хочу обратить внимание на структуру и содержание профессиональной компетентности педагога-музыканта в условиях современноти. Особое внимание в статье уделяется  психолого-педагогическаой составляющей  компетентности педагога.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игнатьева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия №271 Красносельского района им. П.И. Федулова.

Тема: «Некоторые аспекты оптимизации труда преподавателя музыкальных дисциплин в работе с группой детей различной степени музыкальной одарённости».

        Оптимизация, как известно, это модификация системы для улучшения её эффективности. Говоря о системе, в данном контексте,  подразумевается  целостная структура музыкально-эстетического образования детей в гимназии № 271 Красносельского района им. П.И. Федулова, которая включает в себя ряд музыкальных дисциплин, направленных на музыкально-эстетическое воспитание  детей. Эти дисциплины являются составляющими целостной системы урочной и внеурочной образовательной деятельности воспитанников гимназии. Образовательные программы Внеурочной и Дополнительной образовательных систем «Художественного» направления включают различные виды деятельности (хоровое пение, слушание музыки, исполнение на различных музыкальных инструментах в ансамбле, сольное пение, танец) и  взаимосвязаны между собой.  

         В настоящее время педагоги Художественного направления работают по следующим образовательным программам:

  • Хочу всё знать (внеурочная деятельность)
  • Мастерская праздника (внеурочная деятельность)
  • Ансамблевое музицирование. Фортепиано (дополнительное образование)
  • Ансамбль народных инструментов. Домра, гитара (дополнительное образование)
  • Ансамбль народных инструментов. Баян, аккордеон (дополнительное образование)
  • Вокальный ансамбль (дополнительное образование)
  • Танцевальный ансамбль «Реверанс»

         На основании более чем 20-ти летнего педагогического опыта в системе общего и дополнительного образования, буду рада познакомить участников конференции с важнейшими аспектами модернизации методов и приёмов педагогического воздействия,  с целью оптимизации труда преподавателя музыкальных дисциплин в современной школе.

         Приобщая детей к искусству, к музицированию мы постоянно сталкиваемся с дилеммой:  «Как добиться наибольшей продуктивности  на занятиях, когда в группе обучающихся,  находятся дети различной степени музыкальной одарённости?» А значит, с различной степенью восприимчивости к учебному материалу и различной творческой реализацией во время исполнительской деятельности. В педагогической практике обучения игре на музыкальном инструменте традиционно превалирует индивидуальный подход к каждому ребёнку, обусловленный различной степенью музыкальной одарённости детей. Как сохранить баланс индивидуализации учащегося в групповой форме работы, на которую рассчитаны нынешние образовательные программы?

         Реализация программ предполагает различные формы работы и виды музыкальной деятельности: индивидуальные и групповые, причём групповых занятий в процентном отношении гораздо больше. Такие дисциплины как теория музыки, сольфеджио, слушание музыки, игра в ансамбле на различных музыкальных инструментах  преподаются только в группе учащихся. Индивидуальная форма работы осуществляется во время разучивания своей партии в ансамбле и сольных номеров, которые есть в репертуаре каждого учащегося. Большим шагом на пути к модернизации педагогической работы  в системе дополнительного образования стало переосмысление учебно-тематического и календарно-тематического планирования. В результате,  которого стало очевидным, что большую часть в программе занимают виды деятельности направленные на художественно-эстетическое развитие учащегося, расширение его музыкального кругозора, получение знаний в области музыкальной теории, музыкальной литературы, изучение стилей, направлений музыкального искусства. Исполнительская деятельность отходит на второй план и, по сути, становится продуктивной только для учащихся высокой степени музыкальной одарённости, т.к. в большей степени развитие ученика происходит во время самостоятельных домашний занятий.

         Для музыкально одарённых детей в гимназии №271 создана программа по внеурочной деятельности  «Хочу всё знать». В этой программе наряду с формированием основ музыкальной культуры, музыкального вкуса, большое значение уделяется развитию исполнительских возможностей ребёнка. Одновременно с этим программа предусматривает подготовку наиболее одаренных учащихся по усложненной и расширенной репертуарной программе для их участия в публичных выступлениях различных уровней.

          Для оптимизации педагогической деятельности используются различные диагностические карты, карты результативности освоения образовательной программы. Данная диагностика помогает определить и зафиксировать  уровень музыкальных задатков на начальном этапе, и их развитие в музыкальные способности в дальнейшем, во время всего периода обучения. Воспитанники распределяются по 3 образовательным маршрутам. Первый маршрут, самый сложный. Он  предполагает более углублённое занятие музыкальным инструментом, исполнительское развитие ребёнка, определённую программу музыкальных произведений, которые разучиваются учащимся и исполнительскую деятельность на фестивалях и конкурсах, гимназических  (фестиваль «серебряный ключ»), районных, городских. По результатам диагностики воспитанник, в течение всего периода обучения, может быть переведёт с одного маршрута на другой. В таком случае происходит корректировка индивидуального вектора развития ребёнка.

          В данной ситуации на помощь педагогу приходит перспективное планирование по трём образовательным маршрутам. Перспективное планирование является долгосрочным и рассчитывается педагогом на 1-2 года обучения индивидуально для каждого учащегося в группе. Оно состоит из перечня музыкальных произведений, предназначенных для освоения учащимся. Это этюды на различные виды техники, произведения крупной формы и разнохарактерные пьесы. Весь учебный репертуар подбирается по принципу усложнения, причём некоторая часть пьес предназначена только для эскизного разучивания, другая часть, только для концертного разучивания. Многовариантность репертуара для эскизного разучивания даёт возможность широкого знакомства с разными стилями, жанрами, художественными направлениями музыки.

         Особую роль в обучении играет ансамблевое музицирование. Любимая мною форма работы с детьми. Игра в ансамбле чрезвычайно расширяет рамки музыкально-технических исполнительских возможностей учащегося, позволяет ребёнку соприкоснуться с величайшими образцами популярной классической музыки, достаточно рано в полной мере ощутить, услышать всю красоту звуковысотной и тембровой  палитры регистров фортепиано. Шедевры мировой фортепианной классики в упрощённом переложении, а так же в переложении для 4-х рук. В настоящее время существует огромное количество фортепианных переложений знаменитых произведений, написанных для симфонического оркестра, сцены из опер, балетов. Часто, для соприкосновения с ней ребёнку необходимо упрощение фактуры изложения музыкального произведения, лёгкие купюры нотного текста, переложение двух-ручной партитуры в четырёх-ручную. Уверена, цель оправдывает средства. Могу на сегодняшний день с уверенностью утверждать, что именно классическая музыка способна воспитывать музыкальный вкус человека, формирует музыкально-эстетическое восприятие, развивает музыкальное мышление. Исполнение классической музыки требует работы над звукоизвлечением, позволяет формировать исполнительское туше, раскрывает для ребёнка тонкости, нюансы пианизма.

        На занятиях в группе детей разноуровневой музыкальной одарённости  целесообразно составлять, так называемые, разновозрастные ансамбли. Старший и более продвинутый с исполнительской точки зрения ребёнок соответственно исполняет более сложную партию, выступая в роли наставника. Такой вид творческого музицирования чрезвычайно продуктивен и, к тому же с  большим удовольствием поддерживается учащимися. Целесообразно поручать  старшему  участнику ансамбля комментировать игру младшего, ободрять, исправлять ошибки. Во время репетиционного процесса старший ученик неординарно проявляет свои умения и навыки, учиться транслировать знания, проявляет большую ответственность в подготовке своей партии ансамбля. Младший, учиться слушать, воспринимать учебную задачу, корректировать свою игру. Оба воспитанника получают неоценимый опыт взаимовыручки, сотрудничества, компромиссных поступков.

         Особое значение в обучении игре на музыкальном инструменте играет начальный период обучения. Сложность его заключается в том, что мы имеем дело с детьми, разноуровневой музыкальной одарённости. Наряду со способными учениками, много и таких, музыкальные задатки которых не столь ярко выражены. Наши дети, это дети без строгого отбора, все желающие, чаще даже такие, которым было отрекомендовано в музыкальной школе. Тем не менее, музицировать, так или иначе, соприкасаться с музыкой они хотят. В целях оптимизации педагогической деятельности в этом учебном году в гимназии №271 в рамках отделения дополнительного образования  начала свою работу «Художественно-эстетическая» группа развития, рассчитанная для учащихся 1-го года обучения. Развитие детей в «Художественно-эстетической»  группе происходит по нескольким дисциплинам:

  • Сольфеджио и музыкальная грамота;
  • Слушание музыки;
  • Пение в хоре;
  • Ансамблевое музицирование;
  • Изобразительная  студия «Акварель»;
  • Ритмика.

         Форма работы с детьми исключительно групповая. Цель воспитательной деятельности общеэстетическое развитие детей, развитие музыкальных способностей,  самоопределение вокруг выбора музыкального инструмента. Создание такой группы, есть ещё один пример оптимизации деятельности педагога музыканта в гимназии. Группу ведут несколько педагогов отделения дополнительного образования. Такие дисциплины, как сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки, ансамблевое музицирование в художественно-эстетической группе разведены по часам и преподаются отдельно друг от друга.  Очевидно, что распределяя между собой различные музыкальные дисциплины, педагоги разделяют образовательные функции. Это позволяет в большей степени дифференцировать учебный материал, улучшить контроль педагога за качеством его усвоения, индивидуализировать работу в группе.

         Благодаря появлению в системе общего образования Федерального  Государственного  стандарта модернизации подверглась и система дополнительного образования. Суть этой модернизации, прежде всего в  целеполагании педагогической деятельности. В ожидаемых планируемых результатах педагогического воздействия, обучения. Если раньше педагог дополнительного  образования оценивал планируемые результаты по критериям: образовательные, развивающие, воспитательные. То теперь результативность каждого  занятия оценивается по критериям: предметные результаты, межпредметные результаты, личностные результаты. Очевидно, что работая на результат, педагог меняет педагогические цели, а значит и методы воздействия. Если раньше суть обучения концентрировалась, прежде всего, вокруг учебного материала, строго в рамках самого предмета, практической реализации усвоенного, т. е. успешной исполнительской деятельности, то теперь очень важно отследить и обеспечить на занятии степень вовлечённости и заинтересованности ребёнка, его возможность проектировать учебный навык на другие жизненные и учебные ситуации. Основополагающей задачей в условиях требований Государственного стандарта является работа с мотивацией учащегося, т.к. именно стойкая мотивация к занятиям обеспечивает высокие личностные результаты. Важнейшей задачей педагога является воспитание и поощрение у учащихся интереса к целенаправленной самостоятельной работе. Как известно, продуктивная самостоятельная деятельность учащегося всегда опирается на хорошие музыкальные способности. Как быть, если музыкальные задатки воспитанника не ярко выражены? Если, на ряду, с хорошим музыкальным слухом у ребёнка плохое чувство ритма, замедлены мыслительные процессы, плохая координация? Групповые формы работы, обычно, прекрасно нивелируют такие дисбалансы, ребёнок вовлекается в учебный процесс на уровне познавательной деятельности, исполнительством с таким ребёнком в группе занимаемся меньше,  по мере его развития. И здесь, для продуктивной организации учебного процесса,  среди прочих педагогических компетенций, на первый план выходит психолого-педагогическая компетенция, которая предполагает знания в области возрастной психологии, физиологии мозговой активности, социальной педагогики, коммуникативную деятельность педагога не только с учениками и коллегами, но и с родителями и семьями воспитанников.

        Отвечая требованиям Федерального Государственного стандарта, дополнительное образование отделения «Художественное»,  сегодня реализует не только предметные результаты освоения программы, но и личностные и метапредметные.

         Личностными результатами занятий  музицированием являются:    

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. Именно в процессе активного слушания музыки, непосредственного музицирования, творческого исполнительства происходит развитие творческих способностей, расширение эстетического кругозора. У ребят формируются навыки самопрезентации, самореализации, самоактулизации. Очевидно, что в условиях нынешней современности без этих личностных качеств не возможно успешное становление человека.

        Сегодня творческая деятельность педагога-музыканта предполагает педагогическую импровизацию, требует креативности  мышления. Необходимо оперативно находить решение, метод педагогического воздействия, обращаясь к группе, индивидуализировать творческое послание. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность, научная эрудиция, интеллект, музыкально-слуховые представления, музыкальный вкус, жизненный  опыт.