Музыкальная гостиная "Поэзия русского романса"

Шнайдер Любовь Викторовна

В ходе концерта лекции "Поэзия русского романса" учащиеся познакомились с новым музыкальным жанром, проявили свои способности в исследовательской работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shnayder_lv_nizhnesortymskaya_dshi.doc109.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

Музыкальная гостиная

Лекция-концерт «Поэзия русского романса»

Выполнила преподаватель:

Шнайдер Любовь Викторовна

                                                                         

2015 год


Пояснительная записка

 «Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» (ст.2 п.14) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно «Конценции о правах ребёнка» принятой резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи от 20.11.1989г. необходимо осуществлять «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме» (ч. I ст.29 п.1а).

Успешность работы с ребенком определяется степенью заинтересованности всех его участников (обучающийся, преподаватель, родитель) в высоких, личностно значимых результатах.

Индивидуальное достижение каждого ребенка, успех которого эмоционально разделяем с окружающими людьми, является основной идеей педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, ориентированном на выявление, поддержку и развитие одаренных детей.

На основании приказов Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г.  «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательной программ в области музыкального искусства и срокам обучения по этим программам», с целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности необходимо создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся.

В подготовке  лекции-концерта «Поэзия русского романса»   были привлечены обучающиеся класса (их родители), навыки исследовательской работы которых, были использованы на уроках музыкальной литературы. Подготовительная работа и практическое применение этого мероприятия оказались интересными и познавательными, учащиеся приобрели дополнительные знания о жанрах классической музыки, композиторах, получили опыт поиска, анализа и систематизации  новых знаний.

Основная часть

Цель: 

- открыть для современных учащихся малоизвестные страницы русской классической музыки, приобщить их к культурному наследию страны;

- помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные  способности, укрепить взаиморасположение учащихся, педагогов и родителей.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с новым музыкальным жанром;

- знакомство с творчеством русских композиторов.

Развивающие:

- систематизация знаний о классической музыке  XIX-XX вв.;

- развитие представления о жанрах русской классической музыки;

- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные:

- воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями;

- влияние русской классической музыки XIX-XX вв. на становление и развитие личности современного молодого поколения;

- укрепление связей учащихся, педагогов и родителей;

- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

- воспитание грамотного и активного слушателя.

Участники мероприятия:

1. 2 ведущих;
2. 5 знатоков;

4. Вокалисты – 1 учащийся, 2 преподавателя;

5. Исполнитель-пианист;
6. Вокальная группа учащихся, вокальный ансамбль преподавателей;
7. Гости в салоне (родители, учащиеся).

Оформление:

Выставка портретов русских композиторов.

Гостиная (актовый зал) в стиле 19 века: рояль, столики, цветы, свечи, на кулисах изображение колонн (вырезаны из бумаги), задник сцены - дворец.

Предварительная работа: учащиеся-знатоки должны подготовить определённые сообщения по теме желательно привлечь к этой работе и родителей.

Методы:

-информационно-репродуктивный;

-проблемный;

-объяснительно-репродуктивный;

-словесный;

-практический;

-наглядно-демонстрационный;

- наглядно-слуховой;

- аналитический.

Оборудование:

- музыкальный инструмент -  фортепиано;

- компьютер (ноутбук);

- музыкальный центр.

Призы для участников викторины

Музыкальный материал:

«Утро туманное» (муз. Э.Абаза,  сл. И Тургенева)

«Только раз бывает в жизни встреча» (муз. Е.Фомина, сл. Н.Германа)

«Я помню вальса звук прелестный» (сл. и муз. И.Булахова)

«Не уезжай  ты, мой голубчик»» (сл. и муз. П.Паршакова)

«На заре ты ее не буди» (муз. А. Варламова)

«Белеет парус одинокий» (муз. А.Варламова,  сл. М.Лермонтова)

«Все отнял у меня» (муз. С.Рахманинова, сл. А.Фета)

«Я вас любил» (муз. Б.Шереметьева,  сл. А.Пушкина)

«Соловей» (муз. А.Алябьева, сл. А.Дельвига)

«Средь шумного бала» (муз. П.Чайковского,  сл. А. Толстого)

«Мохнатый шмель» (из к/ф «Жестокий романс»)

«Под лаской плюшевого пледа» (муз. А.Петрова, сл.  М.Цветаевой.)

«Любовь – волшебная страна» (муз. А. Петрова,  сл. Э. Рязанова)

«Не отрекаются любя» (муз. М. Минкова, сл. В. Тушновой)

«Романс Настеньки» (муз. А.Петрова, сл. М.Цветаевой)

Ход:

1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости нашей музыкальной гостиной. Сегодня наша встреча посвящена музыке – царице всех искусств и его величеству – романсу.

2 ведущий:  Поэт XIX века Майков, отмечал, что в каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении – своя поэзия.

В исполнении вокального ансамбля учащихся  звучит романс «Утро туманное» (сл. И Тургенева, муз. Э.Абаза)

1 ведущий: Где впервые появился романс и что означает это слово? На эти вопросы попросим ответить знатока. Предоставим ему слово.

Знаток 1: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII-XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает «романский», то есть исполняемый на романском (испанском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего – гитары.    Известный композитор и музыкальный критик Борис Владимирович Асафьев в своем «Путеводителе по концертам» писал: «Романс – усложненный вид «комнатной», «домашней», «салонной» песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики, личных душевных настроений. Романсы пишут на разные стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стиха».  В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро». В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются.

2 ведущий:  Мы благодарим нашего знатока за историческую справку и предлагаем послушать романс.

В исполнении преподавателя звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча» (сл. Н.Германа, муз. Е.Фомина)

1 ведущий:  О дальнейшей судьбе романса расскажут следующие знатоки.

Знаток 2: В другие страны Западной Европы романс пришел сначала как жанр поэтический, но постепенно внедрился и как музыкальный, образовав в вокальной музыке различных стран самостоятельное направление. А в XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Так в 1757 году вышел первый сборник ранних образцов русского романса под названием «Между делом – безделье», где были собраны песни Г. Теплова на стихи А. Сумарокова.

В настоящее время под термином «романс» подразумевается все многообразие камерных форм с инструментальным сопровождением. Романс объединяет такие жанровые разновидности, как баллада, элегия, баркарола, романсы в танцевальных ритмах. Примером последнего вида служит романс «Я помню вальса звук прелестный», слова и музыка И. С. Булахова. Давайте его послушаем.

В исполнении преподавателя звучит романс «Я помню вальса звук прелестный» (сл. и муз. И.Булахова)

Знаток 3: Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами-любителями. Они имели сходство с русской народной песней.  Иногда мелодию народной песни приспосабливали к какому-нибудь известному стихотворению, и тогда песня начинала новую жизнь. Цыгане, не имея красивых, лирических песен, стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Послушайте один из таких романсов.

В записи  звучит романс «Не уезжай  ты, мой голубчик»» (сл. и муз. П.Паршакова)

2 ведущий:  Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытались разгадать и объяснить это загадочное чувство. Поэтами всех времен и народов написаны десятки сотен стихотворных строк, продиктованных чувством любви. Большинство из них переложены на музыку и стали известными романсами. Лидером в этом списке мог бы оказаться Афанасий Афанасьевич Фет, только на его стихи написано более 80 романсов, полных нежности, искренности, тайны. Романсы настолько популярный жанр, что полюбившиеся произведения часто звучат и как инструментальные пьесы.

В исполнении преподавателя-пианитса звучит романс «На заре ты ее не буди» (муз. А. Варламова)

1 ведущий:  среди создателей романсов выдающиеся русские композиторы: А.Алябьев, М.Глинка, А.Даргомыжский, М.Балакирев, М.Мусоргский, А.Гурилёв, А.Варламов, П.Чайковский, С.Рахманинов. Они ощущали значимость и силу русской народной песни и находили неиссякаемый источник творчества в ней и произведениях многих руских поэтов. Наши знатоки продолжат рассказ.

Знаток 4: Русские композиторы, великолепно зная природу певческого голоса, писали свои романсы и песни с расчетом на средний регистр певческого голоса, как наиболее часто встречающийся и наиболее выразительный. Сочинения этих композиторов обладали красивыми и плавными мелодиями, которые легко запоминались, так как были близки к знакомым народным мелодиям и насыщены их интонациями и оборотами. Прекрасным голосом обладал русский композитор начала XIX века М.И. Глинка, он сам исполнял и пел свои романсы.

Современник А.Пушкина и  М.Глинки –  А.Варламов  создал около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов.   Романсы Варламова исполнялись в Петербургских и Московских салонах.

    В исполнении учащейся звучит романс «Белеет парус одинокий» (муз. А.Варламов,  сл. М.Лермонтова)

Знаток 5: Романсы русских композиторов  тонкими струнами касались тайников человеческого сердца, в них просто и задушевно ведется рассказ о чувствах, переживаниях и раздумьях. Это всегда исповедь человека  о чем-то тайном и сокровенном, слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный трепет.

В исполнении преподавателя звучит романс «Все отнял у меня» (муз. С.Рахманинова, сл. А.Фета)

Романсы  Сергея Рахманинова это целый мир поразительных по яркости художественных образов. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в  его романсах.  Фортепианную партию романсов Рахманинова невозможно назвать просто аккомпанементом -  это образцы концертно-виртуозной, декоративной и пышной фортепианной фактуры.

1 ведущий:  Спасибо знатокам и исполнителям за прекрасные выступления.

2 ведущий: А теперь для наших гостей (родителей)  проведём викторину «Узнай романс по нескольким музыкальным фразам». Тот, кто правильно ответит, получит приз.

Звучат фрагменты аудио записи романсов:

«Я вас любил» (сл. А.Пушкина, муз. Б.Шереметьева)

«Соловей» (сл. А.Дельвига, муз. А.Алябьева)

«Средь шумного бала» (сл. А.Толстого, муз. П.Чайковского)

«Мохнатый шмель» (сл. Р.Киплинга, муз. А.Петрова из к/ф «Жестокий романс»)

«Под лаской плюшевого пледа» (сл. М.Цветаевой, муз. А.Петрова)

 «Не отрекаются любя» (сл. В.Тушновой, муз. М.Минкова)

«Романс Настеньки» (сл. М.Цветаевой, муз. А.Петрова)

1 ведущий:  Проходят годы, но романс продолжает жить, волновать наши сердца. Большой нежностью и лиричностью отличаются романсы наших современников.

В исполнении ансабля преподавателей звучит романс из к/ф «Жестокий романс» «Любовь – волшебная страна» (муз. А. Петрова,  сл. Э. Рязанова)

2 ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер.

1ведущий: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

2 ведущий: Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.

1 ведущий: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

А сейчас я попрошу родителей и ребят дать оценку привлекательности нашей «Музыкальной гостиной» в анкете:

Параметры оценки

Баллы

Комментарий

1

Тематика и содержание мероприятия

0 1 2 3 4 5

2

Форма проведения

0 1 2 3 4 5

3

Место проведения

0 1 2 3 4 5

4

Польза для учёбы

0 1 2 3 4 5

5

Польза для жизни

0 1 2 3 4 5

6

Темп проведения мероприятия

0 1 2 3 4 5

7

Новизна

0 1 2 3 4 5

8

Психологический комфорт

0 1 2 3 4 5

     Благодарим за сотрудничество, до новых встреч!


Список источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. «Концепция о правах ребёнка» резолюция 44/25 Генеральной ассамблеи от 20.11.1989г.
  3. Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации.
  4. Приказ Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г. №162  «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
  5. Популярная психология для родителей/под ред. А.С.Спиваковской. – СПб: Союз,1997.
  6. Спутник классного руководителя. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. 14 нестандартных моделей детского досуга. Е.А. Смолина.  – Волгоград: Учитель, 2001.
  8. Музыкально - энциклопедический словарь /под ред.  Келдыша Г.В. – М.: «Сов. Композитор», 1990.
  9. Энциклопедический словарь юного музыканта /составители:  Медушевский В.В., Очаковская О.О. М.: Педагогика, 1985.
  10. Организация профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей/составители: Лазарева Е.А., Волкова В.К. – Курган, 2006.
  11. http://aplik.ru/10-klass/stcenarii-vechera-russkogo-romansa/ 
  12. http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-provedenija-vechera-romansov-staroe-dobroe-dushu-sogret.html 
  13. http://literature.area7.ru/?m=5101 

Итоги проведённого мероприятия

В ходе концерта лекции «Поэзия русского романса» учащиеся познакомились с новым музыкальным жанром, проявили свои способности в проведении исследовательской работы. Во время подготовки материала «знатоки» объединялись малыми группами – это способствовало сплочению детского коллектива, а кто-то обращался за помощью к родителям – это важный момент в укреплении отношений в семье.

Учащиеся смогли получить опыт публичных выступлений, который необходим для подрастающих артистов-музыкантов, а также для успешной социализации в обществе.

Такой вид работы, расширяет творческие способности и позволяет:

- приобрести знания и творческий опыт в неформальной обстановке; 

- создать благоприятный психологический климат у обучающихся;

- создать ситуацию совместного успеха.

Родители выступали в ходе мероприятия как зрители, слушатели и непосредственные участники (музыкальная викторина).

Анализ анкет показал, что учащиеся, педагоги и родители  отметили интересную тематику, новизну мероприятия. Все с интересом принимали участие, с увлечением слушали рассказ ведущих и знатоков. Охотно принимали участие в диалоге, доброжелательно реагировали. У каждого была возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Пожелания родителей проводить подобные встречи в  «Музыкальной гостиной» регулярно, сделать это мероприятие традиционным для ДШИ.