Самообследование заместителя директора по методической работе

Шнайдер Любовь Викторовна

Методическая работа - это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всесторонне повышение компетенции и мастерства педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samoobsledovanie_metodist.docx70.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СУРГУТСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Отчет о самообследовании

заместителя директора по методической работе

 МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

Шнайдер Любови Викторовны

с.п. Нижнесортымский, 2015


      Методическая работа в МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.

Главная задача заместителя директора по методической работе – это организация методической работы с кадрами, которая направлена на обучение и развитие педагогических кадров и призвана обеспечить беспрерывность последипломного образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.

Цель методической работы – повышение профессионального уровня преподавателей, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Основными функциями всей системы методической работы являются:

  • восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам);
  • компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной подготовке преподавателей);
  • коррекционная (внесение коррективов в практические умения и навыки преподавателей);
  • адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества);
  • развивающая (осуществление качественного, творческого роста педагогов);
  • опережающая (профессиональная подготовка преподавателей с учетом прогнозов развития системы образования).

Цели:

  • учебно-методическое обеспечение деятельности учреждения, обеспечивающих получение дополнительного образования и воспитания;
  • создание условий для формирования профессиональной культуры педагогических кадров, развития их инициативы, творчества, нового мышления для реализации государственной политики в области образования и защиты детства;
  • повышение качества образования путем совершенствования профессиональной квалификации педагогических и руководящих кадров в системе непрерывного профессионального обучения.

Основными задачами являются:

  • учебно-методическое обеспечение работы с педагогическими и руководящими кадрами системы образования;
  • создание системы методического сопровождения образовательного процесса, направленного на повышение качества образования с учетом особенностей сельского поселения;
  • координация деятельности ДШИ с учреждениями системы повышения квалификации, общественными организациями (объединениями) педагогических работников, сотрудничество с научными учреждениями;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение эффективной педагогической практики;
  • методическое сопровождение инновационного процесса в ДШИ.

Обеспечение образовательного процесса программами учебных предметов (ФГТ, ДОРОП)

На основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказов Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г.  «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательной программ в области искусств и срокам обучения по этим программам» в 2012 году в ДШИ проведена работа по созданию предпрофессиональных общеобразовательных программ. В 2014 году  предпрофессиональные общеобразовательные программы рецензированы и скорректированы в соответствии с учебными планами (9 программ).

В 2014 году введены и рецензированы общеобразовательные общеразвивающие программы (7 программ).

2014-2015 учебный год – реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств  – 39,1%.

2015-2016 учебный год – реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств  – 40,9%.

Работа педагогического совета ДШИ

Коллективной формой методической работы в школе является педагогический совет. Педагогические советы проходят перед началом учебного года, по результатам каждой четверти и итоговый – по окончании учебного года. В повестках отражаются различные вопросы учебно-воспитательной, методической, внеклассной, организационной и хозяйственной деятельности.

С 2008 года в ДШИ регулярно проводятся тематические педагогические советы:

2008 – 2009 учебный год – «Формирование учебной мотивации школьников»;

2009 – 2010 учебный год – «Роль межпредметных связей  в образовательном процессе ДШИ»; «Работа с родителями – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»;

2010 – 2011 учебный год – «Воспитание и обучение успехом»;

2011г. –2012 учебный год – «Аттестация педагогических работников: новые формы».

Данная форма проведения педагогических советов способствует более эффективной работе педагогического  коллектива.

В ДШИ ведётся книга протоколов заседаний педагогических советов.

Работа методического совета ДШИ

В состав методического совета входят заместители директора по МР, УВР и заведующие отделениями.

В течение года ежемесячно проводятся заседания методического совета, на которых рассматриваются следующие вопросы:

  • планирование методической работы на учебный год и утверждение основных направлений методической работы, утверждение образовательных программ, календарно-тематического планирования в школе на  учебный год;
  • обсуждение форм и методов работы, наиболее эффективных в реализации единой методической темы;
  • анализ результатов работы в каждой четверти и планирование на дальнейший период времени;
  • планирование и анализ конкурсов, фестивалей, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.;
  • анализ результатов методической работы прошедшего учебного года;
  • составление и обсуждение плана работы на следующий учебный год;
  • разработка локальных актов.

В ДШИ ведётся книга протоколов заседаний методического совета.


 Работа по отделениям

       Эта форма методической работы в школе является наиболее традиционной и достаточно эффективной. Заседания отделений проводятся регулярно в течение года. На них обсуждаются вопросы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, различные варианты содержания образования, рассматриваются новые педагогические технологии, методы обучения и воспитания обучающихся. Ведутся книги протоколов заседаний отделений.

В ДШИ пять отделений:

- фортепианное отделение;

- отделение народных инструментов;

- отделение теории и вокала;

- отделение хореографии;

- отделение изобразительной деятельности.



 
Аттестация педагогических работников

 

Аттестация педагогических работников проходит по графику. Ежегодно педагогические работники успешно проходят аттестацию на первую и высшую квалификационные категории. В ДШИ грамотно организована работа по сопровождению, поддержке и консультированию педагогических работников. Ведётся журнал консультаций по аттестации.

 В 2014-2015 учебном году прошли аттестацию на первую квалификационную категорию 5 преподавателей, 1 концертмейстер; на высшую квалификационную категорию 1 преподаватель.

Доля преподавателей, имеющих вторую, первую и высшую квалификационные категории от общей численности педагогических штатных работников – 84 %

В 2015-2016 учебном году доля преподавателей, имеющих вторую, первую и высшую квалификационные категории от общей численности педагогических штатных работников – 70,5 %.  Снизился процент, так как уволены преподаватели в связи с выходом на пенсию (Пахомова И.И. – высшая квалификационная категория, Кунаккужин Ф.Н. – высшая квалификационная категория), с переменой места жительства (Сидоренко М.В. – первая квалификационная категория). Планируется работа по аттестации педагогических работников с целью повышения квалификационной категории (преподаватель Толченицына В.А. -  I квалификационная категория, концертмейстер Рахматуллина А.З. – I квалификационная категория).

         Прохождение курсов повышения квалификации

 Прохождение курсов повышения квалификации педагогическими работниками осуществляется по графику – 1 раз в три года в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Педагогические работники имеют возможность учиться и перенимать опыт у ведущих специалистов в крупных учебных центрах таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Ханты-Мансийск, Сургут.

Руководство школы рассматривает направление на курсы, семинары, конференции по актуальным проблемам образования, инновационным образовательным технологиям как одно из мотивационных условий участия педагогов в инновационной деятельности и методической работе.


     
Инновационная деятельность

В школе ведётся работа по внедрению инновационных программ и проектов:

2009-2010 учебный год: 

- Внедрение образовательной программы «Танцы народов Севера» (преподаватель Давлетшина С.Р.);

- Обучение по программе «Компьютерная графика» (преподаватель Чистяков В.А., Ахтямова Е.В.).

2010-2011учебный год:

- Реализация воспитательного проекта «Музыкальная театрализация как основа творческого потенциала учащихся» (руководитель Пахомова И.И.)

- Внедрение образовательной программы «Музыкальная информатика» (преподаватель Каипкулова А.Ф.).

2013-2014 учебный год:

- внедрение проектного метода обучения на отделении ИЗО (преподаватель Ахтямова Е.В.);

- участие в организации и проведении международного лагеря «Диалог»   в г.Лянторе и с.п. Нижнесортымском, Межрегиональный благотворительный фонд «Интеркультура» (АFS России).

2014-2015 учебный год:

- реализация  инновационного проекта «Песочная студия» (руководитель Лобазов Л.М.).

 - (декабрь 2014 г.) участие в экспериментальной работе Всероссийского интернет-проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в ОУ». Свидетельство № 0000704 – АА (преподаватель Круглова Е.И.).

2015-2016 учебный год:

- организация дистанционного обучения на отделении ИЗО (преподаватели Лобазов Л.М., Ахтямова Е.В.).

Формирование, изучение и распространение педагогического опыта

Важным направлением методической работы является организация работы по формированию, изучению и распространению педагогического опыта.

Одной из форм по распространению опыта, широко используемой в нашей школе, являются открытые уроки, которые проводятся ежегодно.

В течение учебного года преподаватели школы стараются находить интересные формы учебной работы с учащимися, с целью повышения интереса к занятиям, наиболее полного раскрытия творческого потенциала у учащихся, для создания творческой атмосферы в школе.

Первые публикации научно-методических работ педагогических работников ДШИ появились в 2010 году:

- Международный фестиваль «Педагогический АРТ-форум»,  г. Новосибирск, (9 работ);

- Сборник материалов V научно-практической конференции, г. Ханты-Мансийск (3 работы);

- Сборник материалов мастер-класса из опыта работы учителей изо Сургутского р-на ХМАО-Югры, г. Сургут (1 работа).

Количество публикаций, подготовленных преподавателями  в 2011 г. – 6 работ,  2012г. – 5 работ, 2013г. – 14 работ, в 2014г. – 19 работ, в 2015г опубликовано 12 работ.

Преподаватели активно тиражируют и распространяют свой  передовой педагогический опыт в СМИ и интернет источниках (ns portal, openclass, pedrazvitie, educontest)  для обмена опыта своей деятельности, получают отзывы и рецензии, что является подтверждением высокого  профессионализма.

2010г. Международный фестиваль «Педагогический АРТ-форум»,  г. Новосибирск – «Методика стратегического планирования в социально-культурной сфере» (зам. директора Шнайдер Л.В.).

2011г. Международный фестиваль «Педагогический АРТ-форум»,  г. Новосибирск – «Маркетинг как современная концепция управления в сфере культуры» (зам. директора по МР Л.В.Шнайдер).

Взаимопосещения

   В течение учебного года все преподаватели активно посещают уроки своих коллег, что стало достаточно традиционной формой методической работы в школе, которая позволяет оценить работу своих коллег и помогает проанализировать свою работу, узнать что-то новое в методике преподавания предметов, пополнить свою методическую «копилку» знаний и умений. Особенно эта форма работы актуальна для молодых специалистов недавно приступивших к работе. В школе ведется тетрадь взаимопосещений на каждом отделении, куда преподаватели фиксируют свои наблюдения и впечатления.

  Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

В рамках социального партнёрства заключены договора о сотрудничестве с МБОУ «Нижнесортымская СОШ», МУ КДЦ «Кристалл»,  МБОУ детский сад «Северное сияние», МБОУ ДО «ЛДШИ №1»,
«Колледж искусств им. Знаменского», ЦДИ г.п. Белый Яр.

Цель данного взаимодействия:

1. Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
2. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
        Данные договора дают возможность участия детей в концертно-выставочной деятельности. В дошкольных учреждениях  реализуется проект «Детская филармония»,  где дети с дошкольного возраста знакомятся с деятельностью детской школы искусств.

Участие в научно-практических конференциях,

 проведение мастер-классов

Ежегодно педагоги школы повышают свою квалификацию, посещая семинары, мастер-классы, научно-практические конференции, участвуя в конкурсах педагогического мастерства (районных, окружных, всероссийских, международных).

2008г. – участие в августовской конференции педагогических работников СОУ ДД ДШИ Сургутского района «Управление качеством образования. Перспективы развития системы художественного (дополнительного) образования Сургутского района.

2010г. – участие в научно-практической конференции «Культура как социально-экономический ресурс развития Сургутского района».

2010-2012г.г. – участие в Международном фестивале «Педагогический АРТ-форум» (г. Новосибирск);

17.02.2011г. –  II районная научно-практическая конференция «Инновации в сфере культуры и дополнительного образования», выступление с докладами преподавателей Ахтямовой Е.В., Давлетшиной С.Р., Шнайдер Л.В. (г. Сургут).

2011,2012г.г. – участие в осенних творческих школах «Новые имена в Югре».

2013,2014,2015г.г. - участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства», г. Сургут (преподаватели Круглова Е.И., Сидоренко М.В., Бодягина Л.В.).

2014г. – районный семинар и мастер-класс на тему «Произведение живописи и скульптуры как основа упражнения и этюдов» (преподаватели Лобазов Л.М., Ахтямова Е.В.).

2015г. – участие во Всероссийском фестивале образовательных программ «Педразвитие» (преподаватели Гарифуллина Ф.Г., Шнайдер Л.В.).

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Преподаватели и учащиеся регулярно принимают участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня, показывая достаточно высокие результаты, подтверждая свой профессиональный уровень.  

География конкурсов разнообразна - страны дальнего зарубежья (Чехия, Франция, Бельгия, Финляндия), на территории  Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Пыть-Ях, Ханты-Мансийск, Тобольск, Нягань, Нефтеюганск, Сургут, Лянтор). Результат – дипломы победителей, грамоты участников.

В детской школе искусств разработаны положения и ежегодно проводятся школьный конкурс инструментальных ансамблей, школьный конкурс «Юный теоретик». В 2010 году проведён школьный конкурс юных пианистов, посвящённый 65-летию Победы в Вов.

Кроме очных конкурсов, преподаватели активно используют возможность интернет конкурсов и конкурсов по видео-записям. Это позволяет обеспечить охват учащихся конкурсной деятельностью более 100%.

Участие преподавателей в качестве членов жюри конкурсов

2012,2013,2014,2015г.г. – поселковый конкурс «Алло, мы ищем таланты».

2011,2012 г.г. – школьный конкурс «Юный теоретик».

Ежегодный (с 2011г.) открытый школьный конкурс инструментальных ансамблей.  

Ежегодные поселковые конкурсы «Рисунков на асфальте» (посвящённый Дню защиты детей), «С днём рождения, посёлок» (посвящённый Дню сельского поселения), творческий конкурс ко Дню матери.

Работа педагогического коллектива по единой

методической теме школы

С 2014 года школа работает по единой методической теме, которая ежегодно утверждается на методическом совете:

2014-2015 уч. год –  «Развитие творческих способностей учащихся в современных социокультурных условиях»;

2015-2016 уч. год – «Развитие коллективного детского творчества».

Одной из важных задач обучения и воспитания в детской школе искусств является включение всех участников образовательного процесса в творческую деятельность, которая  помогает раскрытию творческих возможностей ребенка путем вовлечения его в посильную для него исполнительскую деятельность. Для решения этой задачи в школе создан ряд творческих коллективов: вокальный ансамбль «Искорки» (руководитель Толченицына В.А., концертмейстер Круглова Е.И.), хор  (руководитель Муслухова В.А., концертмейстер Корнивский В.П.), вокальный дуэт «Мечта» (руководитель Точеницына В.А.), фольклорный ансамбль «Здравица» (руководитель Шарафутдинова Ю.Х.), хореографические ансамбли – «Кристалл» и «Кристаллики» (руководитель Аюпова Г.Т.), «Калейдоскоп» и «Карусель» (руководитель Рокка Н.Ю.), оркестр народных инструментов «Берендеи» (руководитель Кочарин С.А.), духовой оркестр и эстрадно-джазовый ансамбль (руководитель Валеев В.Г.), ансамбль баянистов и аккордеонистов (руководители Каипкулова А.Ф., Бодягина Л.В.), студия песочной анимации «Леонардо» (руководитель Лобазов Л.М.), театр масок (руководитель Ахтямова Е.В.), инструментальное трио (руководитель Каипкулова А.Ф.).

Творческие коллективы школы являются участниками поселковых и районных праздничных программ. Концертно-просветительская деятельность школы ведется в течение года всеми творческими коллективами и большинством учащихся для различных категорий населения: учащихся и родителей средней общеобразовательной школы, детских садов, культурно-досуговых учреждений, в организациях и учреждениях.

Задача руководителей творческих коллективов и преподавателей детской школы искусств продолжать вовлекать учащихся в концертную деятельность, формировать художественный вкус, реализовывать творческие способности. Координация творческой деятельности коллективов реализуется через осуществление совместных творческих проектов, организацию и проведение концертов для различных групп населения.

Особые достижения МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

за период 2010-2015г.г.

2010г. – Лучший  воспитательный проект детской школы искусств Сургутского района - «Музыкальная театрализация как основа творческого потенциала учащихся», руководитель Пахомова И.И.

2011г. – Лучший педагогический работник детской школы искусств Сургутского района: Ахтямова Е.В.

2011г. – «Стипендиат имени Петра Бахлыкова»: Малинина А., Минязев И.

2012г. – Лучший руководитель творческого коллектива детской школы искусств Сургутского района»: Шарафутдинова Ю.Х.

2012г. – «Стипендиат имени Петра Бахлыкова»: Румянцева А.

2014г. – приказом Департамента культуры ХМАО-Югры от 24.02.2014г. №65/-1-09 «О присуждении денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений ХМАО-Югры, и их работникам в 2014 году присуждено денежное поощрение Пахомовой И.И.

2014г. – лучший  инновационный проект детской школы искусств Сургутского района -  «Песочная студия», руководитель Лобазов Л.М.

2015г. - «Стипендиат имени Петра Бахлыкова»: Каримов Данис;

«Лучший концертмейстер детской школы искусств Сургутского района»: Корнивский В.П.

Мониторинг библиотеки

С библиотекарем налажено тесное сотрудничество – проводятся выставки, классные часы, обновляется информация на стенде «Это интересно».  Комплектация библиотечного фонда обеспечивает на должном уровне ведение образовательного процесса.

Необходимо проводить работу по дальнейшему пополнению и обновлению библиотечного фонда. Весь фонд CD–дисков оцифровать в mp3-формате и установить на компьютер в библиотеку. Сформировать электронную версию нотных сборников из библиотечного фонда и опубликовать их на школьном сайте.


Выводы:

          Подводя итог, можно сделать вывод о том, что методическая работа в МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» ведётся планомерно и грамотно, о чём свидетельствуют формы, методы работы и результаты учебной, конкурсной, концертной, выставочной деятельности преподавателей.
Однако существуют и проблемы, требующие решения:

  • не все педагоги активно включаются в методическую работу (недостаточная активность преподавателей, большая педагогическая нагрузка);
  • многие педагоги испытывают затруднения при анализе своей собственной педагогической деятельности, не умеют обобщить свой опыт, сделать его достоянием других;

Пути решения проблем (приоритетные направления на будущее):

  • Применение новых методик и технологий проведения педагогических и методических советов, заседаний отделов (дебаты, круглые столы, деловые игры и пр.) и других форм методической работы  - вернуться к таким формам, как   разработка, рекомендации, пособия.
  • Провести внутришкольную выставку-конкурс дидактических пособий и наглядных материалов, изготовленных преподавателями.
  • Продолжение работы по обеспечению регулярного участия преподавателей в курсах повышения квалификации и конкурсах педагогического мастерства.
  • Организация работы кураторов из образовательных учреждений среднего профессионального образования с целью проведения систематических консультаций и повышения качества преподавания.
  • Применение таких форм и методов обучения, которые позволят повысить интерес учащихся к занятиям, поднимут мотивацию, помогут детям преодолеть страх перед выступлениями.
  • Продолжать работу по организации методических объединений (фортепиано, народные инструменты, ИЗО, музыкальный фольклор) с МБОУ ДО «ЛДШИ №1».
  • Продолжать работу по организации дистанционного обучения на отделении ИЗО.

Поощрения заместителя директора по МР Л.В.Шнайдер:

2010г. Грамота Главы администрации сельского поселения Нижнесортымский (постановление от 22.03.2010г. №53);

2010г. – Почётная грамота Главы Сургутского района «За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие культуры Сургутского района и в связи с днём учителя» (постановление от 08.05.2010г. №1849);

2011г. – Благодарственное письмо президента XII Международного конкурса детского и юношеского конкурса «Роза ветров 2011»;

2011г. – Благодарность директора МБОУ ДОД «За подготовку и проведение детского спектакля «Рождественская сказка» (приказ №180 от 20.12.2011г.);

2012г.  –  Благодарность директора Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (приказ от 09.04.2012г. №69/01-14).