Дистанционное музыкальное образование: проблемы и перспективы.

Купавцева Татьяна Ивановна

В последнее время активно обсуждается проблема дистанционного образования. Поделюсь некоторыми соображениями на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_muzykalnoe_obrazovanie.docx27.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К. Крупской»

МХС «ВИТА»

«Дистанционное музыкальное образование:

проблемы и перспективы.»

Доклад

                       Педагог фортепиано, методист Купавцева Т.И.

                           

                           

                                           

г. Новокузнецк, 2016

Дистанционное музыкальное образование:

проблемы и перспективы.

         

 

         Компьютерный шквал, обрушившийся на различные сферы человеческой деятельности лет десять-пятнадцать тому назад, сегодня уже не воспринимается таковым.
Электронные технологии прочно вошли в обиход от фундаментальной науки до быта, стали неотъемлемой частью музыкальной индустрии и музыкальной педагогики. В перечне образовательных стандартов, а значит обязательных дисциплин, фигурируют общий курс «Музыкальной информатики», специализированный курс для композиторов «Электронная музыка». В последнее время активно обсуждается проблема дистанционного образования. Поделюсь некоторыми соображениями на эту тему.

      Музыкальная педагогика, в силу ряда объективных причин, – одна из самых
консервативных. Это вовсе не означает, что она не развивается изнутри. Речь идет о стойкости давно сложившихся традиций,  базирующихся в основном на эмпирических методах. Наиболее показательным в этом отношении является процесс воспитания исполнителей, которых в массе обучающихся  90% и более.

      Творческие навыки и способности прививаются не через поточные лекции, а в ходе
непосредственного общения на индивидуальных занятиях.  В этом одно из существенных отличий музыкального образования от форм, принятых в учебных заведениях  иного  профиля. Подменить режим живого диалога методическим руководством практически невозможно.

    В системе образования музыканта есть еще цикл историко-теоретических дисциплин. У музыковедов они считаются профилирующими. Понятно, что степень формализации знаний в этом цикле дисциплин гораздо выше, чем в специальных дисциплинах у исполнителей, хотя элемент эмпирики присутствует и здесь, например, в развитии слуховых и аналитических навыков.

    Об этих и других особенностях музыкальной педагогики приходиться задумываться в связи с назревающим «бумом» дистанционных форм.

      Не ошибусь, если скажу, что отношение к этим формам в педагогической среде
весьма неоднозначное, а в массе просто негативное и проблемы упираются не только  в консерватизм мышления.

     По смыслу дистанционное образование в чем-то определенно напоминает заочную форму обучения. Принципиальное отличие заключается в том, что базовой основой является Интернет-технология, позволяющая педагогу контактировать с учеником в ускоренном режиме. Диалог растягивается не на месяцы – от сессии к сессии, а сжимается до нескольких минут. Эффект несомненный.

    Предполагается также, что обучающий и обучающийся в совершенстве владеют способами передачи информации, располагают соответствующим и весьма дорогостоящим оборудованием. В противном случае диалог не получится.

    Вообразим, что оба условия предварительно выполнены. Однако, чтобы сформировать
стройную идеологию дистанционного образования, придется провести маркетинг и внятно ответить на ряд основополагающих вопросов. Они неизбежно встают перед руководством средних и высших музыкальных учебных заведений страны, имеющих или не имеющих заочное отделение, располагающих хотя бы минимальным набором технического оборудования.

    Вопрос первый: КОГО мы намерены обучать дистанционно?  Если речь идет о контингенте уже обучающихся, то взамен каких других форм, которые нас по каким-то причинам почему-то не устраивают?  Допустим, мы готовы распространить эту форму на  студентов иных музыкальных колледжей и вузов, на желающих получить платную консультацию по тому или иному предмету или даже  дополнительное образование в рамках факультета повышения квалификации с последующим получением сертификата и без такового. В этом случае одного намерения недостаточно. Помимо того, что потребуется  специализированная структура  в виде отделения или факультета дистанционного обучения, чего по России практически нет, потребуется юридическое обоснование, изменение пунктов лицензирования учебного заведения, разработка соответствующих стандартов и пр. пр.

    Вопрос второй: ЧЕМУ мы намерены и можем обучать дистанционно?    Мировой
опыт показывает, что дистанционное обучение даже в высокотехнологичных
странах используется в достаточно ограниченной группе  специальностей высшего образования, в основе которых лежат, прежде всего, теоретические знания, а уж потом практические навыки. Показательно, что среди них нет, например, специальностей, связанных с медициной или искусством. Воспитать квалифицированного хирурга или художника с помощью виртуальных контактов – задача весьма проблематичная, не говоря уже об экономической стороне дела.

    Принимая во внимание тот факт, что музыке учатся в подавляющей массе
исполнительскому искусству, на вопрос, чему обучать дистанционно решается как бы само собой – игре на инструменте. В реальности такой диалог возможен, но кто из педагогов поручится за эффективность. Долговременный, почти ежедневный  личностный
контакт является едва ли не обязательным условием, когда педагог способен контролировать, направлять, вносить коррективы в планомерный  рост исполнителя. Кроме того, что это каторжный труд для  ученика и педагога, он длиться годами и десятилетиями.

    В нашем распоряжении сегодня имеется Интернет-трансляция показательных уроков, к примеру, по вокалу, игре на фортепиано или  баяну. Допустим, в трансляции участвуют самые опытные педагоги, демонстрирующие работу с отдельным учеником (личностью!) и конкретным произведением.  Увы, это разовые и пока очень дорогостоящие акции, которые, строго говоря, не могут быть приравнены к настоящему учебному процессу. Скорее, это – аналог видеоконференции, которые проще и экономичнее заменить
тиражированием видеозаписей тех же уроков на VHS-кассетах или DVD-дисках.
Известно, что в посещении концертов ведущих исполнителей преследуется
отнюдь не только цель получить эстетическое наслаждение. Для  студента музыкального учебного заведения  слушательский акт имеет еще глубоко воспитательное значение.

     С некоторыми оговорками и систематично интернет-технологии могут быть
использованы в преподавании общепрофессиональных историко-теоретических
и общенаучных дисциплин, учитывая, как было сказано ранее, сравнительно
высокий уровень формализации заложенных в этих дисциплинах знаний. Я имею ввиду такие предметы, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки, не исключая философию, эстетику и т.п. Но в этом случае, помимо того, что потребуется методическое обеспечение, немаловажно определиться с контингентом, кому это адресовано и целесообразностью самой формы, подменяющей реальную лекцию и
практическое индивидуальное занятие.

    Из всего сказанного напрашивается третий вопрос: КТО конкретно из педагогов будет использовать в своей работе дистанционные технологии?   Дело не только в том, что преподаватель, пожелавший обратиться к дистанционным формам обучения, должен быть не простым пользователем компьютера, а специалистом,  представляющим возможности компьютерных технологий хотя бы в границах реально очерченных задач. Он должен  осознавать необходимость их применения в своей учебно-методической работе,
соответственно пересматривать традиционную методику преподавания, уметь
составить алгоритм обучающих программ, на что тоже нужна квалификация.
Поэтому работать ему придется с союзником – специалистом в области  программирования. Не вижу необходимости комментировать далее этот вопрос. Каждый  может «примерить» его к себе  и ответить, какой круг проблем за ним скрывается и что предстоит решить.

    В существующих психологических и экономических условиях видится только один возможный эффективный путь внедрения  элементов дистанционного обучения. Это – создание учебных и методических пособий, прежде всего на базе основных дисциплин историко-теоретического цикла, среди  пользователей Интернета, в расчете на
будущих абитуриентов, контингент обучающихся в других учебных заведениях, а также на тех, кто испытывает потребность в дополнительных образовательных услугах.

    Замечу, что только два музыкальных учебных заведения России  имеют на своих Интернет-сайтах информационные  разделы, связанные с дистанционным обучением. Это – училище имени Гнесиных и Новосибирская консерватория, которую автор данной статьи и представляет как заведующий кафедрой компьютеризации музыкальной деятельности. Внесу ясность.

    Интересующий раздел все еще находится в стадии становления. Многое предстоит
уточнить, взвесить. Тем не менее на нашем сайте можно познакомиться с нормативными документами, регулирующими учебный процесс в высшей музыкальной школе, электронными версиями отдельных учебных пособий по сольфеджио и теории музыки, небольшим  архивом «минусовок» из классической музыки, данными о видеопособиях  ведущих педагогов консерватории и др. Планируется разместить электронную озвученную версию сборника диктантов по сольфеджио специально для
абитуриентов Новосибирской консерватории, Midi-хрестоматию по истории  гармонии и полифонии. Материалы выкладываются  в сети пока что в порядке благотворительности, так как предложение явно превышает спрос.

     Не лишне напомнить, что ни одна из высших музыкальных школ Европы и Америки, включая самые престижные, не предлагает сколько-нибудь внятную идеологию дистанционного обучения, тем более на благотворительной основе. Самое большее, что можно извлечь на сайтах западных музыкальных колледжей, это бесплатный доступ своих студентов к ресурсам электронной библиотеки, к нотному архиву или к интерактивному тесту самопроверки знаний, например, по истории музыки.

    Проблема, как видим, не простая. Можно, наверное, и дальше проводить
малоэффективные в методическом отношении и разорительные в экономическом плане Интернет-трансляции-уроки ведущих профессоров  по исполнительским специальностям или ожидать, что какой-нибудь любитель обратиться  в консерваторию с просьбой дистанционно обучить его навыкам гармонизации мелодии. Но не проще ли воспользоваться традиционными формами выездной методической помощи?

    Лет двадцать - двадцать пять тому назад  руководство высших учебных заведений  настойчиво убеждало Министерство культуры России о бесперспективности  заочного обучения музыкантов, добиваясь закрытия в консерваториях заочного отделения, что и было, в конце концов, сделано.

      То, что смутно подразумевается сегодня под «дистанционным обучением» в российских вузах, где на 90%  все это выглядит «бумажной» кейс-технологией, и только на 5%  претендует называться  электронным пакетом с минимальными ресурсами, побуждает думать, что под новой вывеской скрывается  старая форма «обучения по переписке».

     Какой же вывод? Во-первых, не терять здравый смысл. Во-вторых, а может это и
есть самое главное, – продолжать развивать новые информационные технологии, взращивая в собственной среде специалистов, способных решать адекватные, а не виртуальные задачи. Прошло время, когда основам музыкальной информатики  обучали «пришлые» ученые с большой науки. Никто, кроме нас самих музыкантов, не подскажет, что нам нужно и в какой пропорции, чему учить и какие навыки прививать, учитывая требования современной жизни.

    Методология дистанционного обучения в мире давно разработана; он едина и, к
сожалению, а может быть к счастью, применяется в музыкальном образовании в очень ограниченных масштабах. На данном этапе представляется важным, чтобы  такая информация была доступна  любому студенту, чтобы он мог ее извлечь самостоятельно и распорядиться по собственному усмотрению. На то и существует курс музыкальной
информатики, занесенный в реестр образовательных стандартов. Что же касается методики дистанционного обучения, то она, как любая другая методика преподавания, должна разрабатываться, если в ней возникает реальная потребность, теми  кафедрами и педагогами, которые ведут конкретные учебные дисциплины, поскольку только они разбираются в их специфике.

       Пользуясь случаем, не могу не поделиться  еще одной «больной» проблемой. Когда же, наконец, наше родное Министерство по культуре и кинематографии обратит свой взор на плачевное состояние электронного компьютерного оборудования периферийных вузов?  В образовательных стандартах прописаны курсы  «Музыкальной информатики», «Электронной музыки» специально для композиторов, а теперь грядет, похоже, внедрение дистанционных форм обучения,  но на «пальцах» решать весь этот комплекс задач не удастся. Электронная конференция – полумера. Тут нужен форум полномочных представителей, чтобы обстоятельно обсудить ряд давно назревших проблем. В 1992 году силами Новосибирской консерватории была проведена первая всесоюзная конференция «Музыкальное искусство и  электронные технологии». С тех пор три заявки в адрес РГНФ получить грант на проведение следующей конференции, увы, не увенчались успехом.