Родительское собрание на тему: "Образовательные программы и их реализация в процессе обучения"

Баранова Елена Алексеевна

Родительское собрание с концертом класса учащихся

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с концертом учащихся класса  

21 мая 2016 год ДМШ г. Егорьевск

тема: «Образовательные программы и их реализация в процессе обучения»

СЛАЙД №1

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас в нашей школе. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об образовательных программах, по которым я работаю, и по которым учатся ваши дети А выступления учащихся класса будут служить музыкальными иллюстрациями к нашему разговору.

Обучение ведется по двум программа. Учащиеся 3—7 классов обучаются по старым образовательным программа, а учащиеся 1 и 2 классов по новым предпрофессиональным программам. Отличие заключается в повышенных требованиях к экзаменационным программам и объему изучаемого репертуара.  По составу изучаемого репертуара программы схожи. Поэтому предлагаю вашему вниманию именно новую предпрофессиональную программу, чтобы вы могли составить общее представление о новых федеральных государственных требованиях.

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

СЛАЙД №2

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

 Предмет «Специальность и чтение с листа» занимает главенствующее место в ряду учебных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Фортепиано». Процесс обучения основывается на тесных связях с другими музыкальными дисциплинами.

СЛАЙД №3

Предлагаю вам ознакомится с таблицей, в которой отражен тот объем репертуара, который учащийся должен освоить.

СЛАЙД №4

В качестве средств текущего контроля используются поурочные оценки за самостоятельную домашнюю работу, технические зачеты, академические концерты, прослушивания.

 Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях.

Итоговая аттестация проводится в виде выпускного экзамена.

С первого по седьмой классы, 2 раза в год (I и II полугодие), проводятся академические концерты. Участие в прослушиваниях, концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах.

В 1 классе техническая подготовка осуществляется на уроках, без проведения технических зачётов. Со 2 класса, два раза в год (I и II полугодие), проводятся технические зачёты (кроме выпускного класса). Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года, оцениваются по пятибалльной системе.

 

СЛАЙД №5

При выступлении на экзамене или зачете (академическом концерте) игра ученика оценивается на «отлично», если:

- выступление отличается музыкально-исполнительской яркостью донесения авторского замысла, стабильностью; ученик демонстрирует свободное владение исполнительской техникой, разнообразие звуковой палитры фортепиано в характеристике музыкальных образов, выявляет стилистическую и жанровую принадлежность сочинений; исполнение произведений выстроено по форме и исполнительской драматургии; в  программе представлены пьесы различных стилей, с разнообразными художественными и техническими задачами, соответствующие программным требованиям или повышенного уровня сложности.

«Хорошо»:

- выступление отличается стабильностью, осмысленностью воплощения музыкально-содержательных задач; ученик демонстрирует культуру звукоизвлечения, адекватное применение исполнительских средств музыкальной выразительности; стремится к выявлению стилистической и жанровой принадлежности пьес, структуры исполняемых сочинений; произведения соответствуют программным требованиям.  

«Удовлетворительно»:

- выступление нестабильное, ученик испытывает проблемы с воплощением музыкально-содержательных, технических задач, тембро-динамическая сторона звучания фортепиано однообразна; стилистическая, жанровая принадлежность сочинений не дифференцирована в исполнении, произведения не полностью соответствуют программным требованиям.

Теперь давайте более подробно поговорим о музыкальных произведениях, составляющих репертуарный план учащихся. Начнем мы разбор репертуара с этюдов.

СЛАЙД №6

Этюд (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Развитие техники ученика осуществляется на разнообразном материале, который включает в себя этюды, гаммы и упражнения. Жанр этюда известен с XVIII века.

СЛАЙД №7

Среди композиторов, писавших этюды, можно выделить Карла Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники.

  1. Титова Т. К. Черни «Этюды» №1,2.

Есть этюды, которые являются не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.           

  1. Титова Т. А. Гречанинов «Этюд»

СЛАЙД №8

Произведения крупной формы (сонатины, вариации, рондо) присутствуют в репертуаре учащихся уже к окончанию первого года обучения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. Произведение крупной формы также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объема памяти и внимания.

  1. Храмов Матвей А.Диабелли «Аллегретто»

Каждый, кто слушает или исполняет музыкальные произведения, знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Пьесы исполнять и заучивать проще, чем произведения с названиями: рондо, вариации, сонатины, сонаты. Освоение крупной формы требует умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а также хорошей исполнительной подготовки. Тем, кто начинает учиться музыке приходиться иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. Слово "Сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически, более проста по содержанию.

  1. Михалева Виктория А.Ваньхаль «Сонатина»

Сонатина, которую мы услышим далее, написана в форме рондо.  Слово рондо французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там так называли хороводные песни.  И так, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.

  1. Куликова Виктория Д.Хук «Сонатина»

Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонатный цикл включает в себя несколько частей. Сейчас мы с вами услышим вторую часть сонатины.

  1. Боев Антон А.Ваньхаль «Сонатина» До мажора II часть

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой. Подготовительным этапом к сонатам служат сонатины.

 Соната - наиболее сложное по форме произведение. Сонату можно сравнить с литературным романом или повестью. Подобно роману или повести, соната "населена" различными "героями" - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

При исполнении сонаты важно достигнуть темпового единства. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно соблюдать паузы.

  1. Широкова Юлия Д.Чимароза «Соната» ля минор

СЛАЙД №9

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара.  Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы:

- удобный формат (малая форма);

- разнообразие характеров и образов, что позволяет педагогу выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

- богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);

- возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Огромное количество пьес, ставшее классикой педагогического репертуара, стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии принято условное подразделение на основные типы:

- жанровые пьесы;

- кантиленные пьесы;

- программно-характерные пьесы;

- клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов);

- виртуозные пьесы;

- эстрадно-джазовые пьесы.

Жанровые пьесы – это пьесы с явно выраженной жанровой принадлежностью, обозначенной в самом названии. Это знаменитые «три кита» - марш, танец, песня. Все дети как правило любят танцевать. Наверное, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес.

СЛАЙД №10

  1. Ерофеева Даша И. Беркович «Танец»

Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato. Это основной прием игры на фортепиано. Умение «петь» на фортепиано, пожалуй, самая трудная задача, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.

СЛАЙД №11

  1. Лукьянова Елизавета Б. Барток «Венгерская народная песня»

Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы. В предлагаемых хрестоматиях и сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий. 

СЛАЙД № 12  

     10. Епифанова Саша О. Геталова «Рикки и цыплята»

     11. Басова Ксения Ж. Металлиди «Пингвин»

     12. Лазарева Валерия Ж. Металлиди «Шкатулка с сюрпризом»

     13. Насибулина Жасмин С. Екимов «Вальс Дюймовочки»

СЛАЙД №13

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения.

СЛАЙДЫ № 14, 15, 16, 17.

 14.Любушкина Дарья, Оброкова Елизавета 3 кл. В. Ходош «Вечерняя сказка»

 15.Титова Татьяна, Насибулина Жасмин 3 кл. Н. Стукалин «Следствие ведут колобки»

 16.Иванов Ростислав 7 кл. Л. Жульева «Ноктюрн»

 17.Маркова Мария 7 кл. С. Баневич «Дорога» из к/ф «Никола Паганини»

В заключении нашего собрания я хотела бы вам напомнить о пользе занятий музыкой.

  1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
  2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. 
  3. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
  4. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
  5. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.  Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
  6. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды». Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.  
  7. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
  8. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает, и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
  9. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. Поэтому будем следовать их вдохновляющему примеру.

Спасибо всем за внимание на этом наше собрание окончено.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: Музыкальная грамотность; Чтение с листа; Навыки ансамблевой игры; Овладение основами аккомпанемента; Навыки самостоятельной работы.

Слайд 3

Учебный год/класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс Полифонические произведение 20 -30 небольших музыкальных произведений 2-3 2-3 2-3 2-3 2 2 Крупная форма 2 2 2 2 2 2 пьесы 4-6 3-5 3-4 3-4 2-4 2-3 этюды 6-8 5-7 4-7 4-6 4-6 4-6 ансамбли 2-4 2-3 2 2 1-2 1-2

Слайд 5

отлично хорошо удовлетворительно Яркость исполнения Осмысленное воплощение задач Стабильность Стабильность Выступление нестабильно Владение техникой Владение техникой Проблемы с воплощением технических задач Разнообразие звука Выразительность исполнения Тембро-динамическое звучание однообразно Исполнительская драматургия Исполнительская драматургия Разнообразие задач Соответствующий или повышенный уровень программы Соответствующий уровень программы Произведения не соответствуют программным требованиям

Слайд 7

Этюд — инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Карл Черни

Слайд 9

ПЬЕСЫ МАЛОЙ ФОРМЫ: - жанровые пьесы; - кантиленные пьесы; - программно-характерные пьесы; - клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов); - виртуозные пьесы; - эстрадно-джазовые пьесы.

Слайд 10

И. Беркович «Танец»

Слайд 11

Б. Барток «Венгерская народная песня»

Слайд 12

ПРОГРАММНО – ХАРАКТЕРНЫЕ ПЬЕСЫ

Слайд 13

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Слайд 14

В. ХОДОШ «ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА»

Слайд 15

Н. СТУКАЛИН «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ»

Слайд 16

Л. ЖУЛЬЕВА «НОКТЮРН»

Слайд 17

С. БАНЕВИЧ «ДОРОГА» ИЗ К/Ф «НИКОЛО ПАГАНИНИ»