Рабочая программа по вокалу

Сергеева Олеся Сергеевна

Рабочая программа по вокалу на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_olesi_ksp_pravlennaya.doc185.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Структурное подразделение «Спектр»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Методического совета ЦВР

«___» __________201_ г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДОД ЦВР

__________Каюмова Л.Н.

«___» _________201___ г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)  «Вокал»

(возраст детей от 11 до 17 лет,

срок реализации 2 года)

Разработчик программы –Сергеева О.С.,

педагог дополнительного образования

  1. г. Челябинск

2014 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программы      адаптированная

(типовая, модифицированнаяили адаптированная, экспериментальная, авторская)

Уровень усвоения     общеразвивающая

(общеразвивающие, специализированные, профессионально-ориентиоанные)

По целям обучения     познавательная

(познавательные, программы научно-исследовательской ориентации, профессионально-прикладные программы, спортивно-оздоровительные программы, развивающие художественную одаренность, досуговые программы)

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности   интегрированная

(интегрированные,  комплексные, модульные, сквозные)

Направленность по содержанию   художественно-эстетическая

(спортивно-техничекая, научно-техническая, физкультурно-спортивная, военно-патриотическая, туристско-краеведческая, эколого-билогическая, культурологическая, социально-педагогическая)

Функциональное предназначение   общекультурная

(досуговая, специальная,  учебно-познавательная, предпрофессиональная, общекультурная, прикладная)

Форма организации программы    кружковая

(комплексные, интегративные, кружковые, студийные)

Время реализации программы     двухгодичная

(краткосрочные,одногодичные, двухгодичные, длительной подготовки)


1 Пояснительная записка

        Острой проблемой современности является низкий уровень культуры в нашем обществе. Молодое поколение растет без ценностных ориентаций. Пугающей тенденцией является направленность личности на материальные ценности и пренебрежение эстетическими, духовными, нравственными ценностями.

Согласно результатам исследований, образ жизни подростков носит преимущественно пассивный характер. Наиболее любимая организация досуга у 70% - просмотр телепередач и встречи с друзьями. Активные формы общения занимают весьма небольшое место. “Ничегонеделание” - очень популярный вид отдыха. Общеобразовательные школы заняты только образованием, музыкальные школы ориентируются на одаренных детей. На этом фоне заметны преимущества дополнительного образования: непринужденное общение, направленность на воспитание, широкий выбор интересной и полезной деятельности, возможность активного отдыха, связь с семьей.

Музыкальное искусство существует с глубокой древности. У современного человека есть возможность изучать наследство мировой музыкальной культуры и сделать его своим духовным достоянием. Музыка дает понятие о вечных ценностях человечества. Изучение возможностей вокала – важная часть музыкальной культуры.

Актуальностью данной программы является возможность отвлечь подростка от улицы и в условиях клуба по месту жительства, каждому предоставить шанс попробовать себя в творчестве, научиться основным принципам пения на примере эстрадных песен, поверить в себя, найти единомышленников и друзей, стать успешным в жизни.

        Новизна программы заключается в том, что ее содержание раскрывает для подростка мир академического вокала не на примере оперных арий или классического репертуара, а на примере эстрадной песни. К сожалению, в музыкальных школах зачастую преподавание вокала происходит на примере сложных арий и классических романсов, которые сейчас не очень популярны, поэтому обучение на примере эстрадной песни становится более приспособленным к современным подростковым музыкальным течениям, помимо этого песня, созданная на основе высокой поэзии, глубоко трогающая душу, способна обогатить духовный мир подростка, раскрыть перед ним море настоящей поэзии, вернуть к настоящим духовным ценностям, воспитать и развить эстетический вкус.


Данная образовательная программа основывается на следующих нормативных документах:

  1. Конвенция ООН О правах ребёнка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014
  5. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 26.06.2012 года №504.
  6. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. №1008;
  7. Закон Челябинской области « Об образовании в Челябинской области» №515-30 от 29.08.2013 г.
  8. Устав МБУДОД ЦВР г. Челябинска
  9. Программа развития МУДОД ЦВР на 2011 – 2015 г.г.
  10.  Образовательная программа МУДОД ЦВР.

Основополагающими при разработке данной программы явились идеи и положения:

  • гуманистической педагогики и психологии (А.Маслоу, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.);
  • теории личностно ориентированного подхода в воспитании (О.С.Газман, И.С.Якиманская и др.);
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой (Михаил Щетинин).

Программа базируется на реализации следующих принципов:

  • гуманистической направленности - предполагает упорядочение норм уважительного отношения педагогов, воспитанников и родителей друг к другу;
  • личностной ориентации - предполагает учет субъективной позиции подростка и взрослого;
  • непрерывности развития - отражает взаимосвязь в дополнительной образовательной деятельности всех сторон личностного развития подростков. Основная задача дополнительной образовательной деятельности — развитие сущностных сил воспитанника, формирование базовой культуры его личности;
  • психологической комфортности - требует уважительного отношения к подростку и провозглашает радикально новую позицию социального педагога как равноправного партнера и сотрудника в процессе взаимодействия и обеспечивает уверенность подростка в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность - то есть атмосферу, стимулирующую активность, любознательность, стремление к познанию, чувство собственного достоинства;
  • доверительного сотрудничества - предполагает организацию совместной деятельности взрослых и подростков на основе общих интересов и взаимопомощи;
  • принцип диалога - рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов дополнительного образования, отражает существование тесной связи между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием социального педагога и подростка;
  • обучения деятельности - подразумевает не обучение навыкам, а обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем, т.е. речь идет о приоритете ценностей развития перед ценностями обучения;
  • здоровьесбережения - реализуется через формирование культуры отношения к своему здоровью, как к системе, единому целому (триединство «тело-душа-разум») и ориентирован на здоровье, как абсолютную жизненную ценность,  основополагающую идею «Не навреди!».

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность, которая включает следующие этапы:

  1. восприятие учебного материала;
  2. его осмысление;
  3. запоминание и сохранение в памяти;
  4. применение усвоенного в практической деятельности.

Цели и задачи программы

Цель: развитие личности подростка через обучение пению с использованием навыков академического вокала.

Задачи:

образовательные:

  • научить воспитанника основам нотной грамоты, чистому интонированию и сформировать определенные компетенции (владение дыханием, голосом);
  •  обучить способам применения этих компетенций в практической деятельности;
  • сформировать мотивацию на изучение самодеятельной песни и укрепление полученных навыков при самостоятельной работе;
  • расширять кругозор через знакомство с песнями разных стилей, эпох и композиторов;

развивающие:

  • развивать внимание, память, голос, творческие способности;
  • развивать артистизм и умение держаться на сцене;
  • развить потребность к самопознанию и саморазвитию;

воспитательные:

  •  сформировать у воспитанников навык социальной активности, гражданскую позицию;
  •  воспитывать самостоятельность, ответственность, аккуратность;
  •  приобщать к нормам и ценностям общества;
  •  воспитывать культуру общения и поведения в социуме.

Данная программа предназначена для детей и подростков в возрасте 11 – 17 лет.

Средний школьный возраст (11-14 лет) – подростковый.

Подростковый возраст – трудный возраст полового созревания и психологического взросления ребенка. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними.

Основные потребности подростков – нравственное самоопределение, общение со сверстниками. Ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностное общение, поиск одобрения среди сверстников. Физическое развитие в этом возрасте опережает психическое. Физиологическое развитие подростка дает основание почувствовать себя взрослым. У подростка появляется чувство самостоятельности, возникает противоречие между уровнем притязаний и возможностей; происходит половая идентификация. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно, сменяющие друг друга увлечения. По выражению Л.С.Выготского «в структуре подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всем хотят походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважения и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

        Старший школьный возраст – ранняя юность (15-17 лет)

        Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

        Основные установки подростка и старшеклассника:

  • общение со сверстниками,
  • достижение результата, успеха,
  • определение «Я – концепции».

Предлагаемая программа существует во взаимосвязи с уже существующими программами клубов самодеятельной песни города и области, с программами по художественно-эстетическому направлению структурного подразделения «Спектр», программами педагогов-организаторов, социально-педагогического и психологического сопровождения Центра Внешкольной работы Курчатовского района.

Вид программы – модифицированная. Программа создана на основе образовательной программы педагога дополнительного образования СП«Спектр» МБУДОД г.Челябинска Шипуновой Е.В.

Реализация данной образовательной программы предлагается на разновозрастном коллективе обучающихся, состав постоянный.

Программа не предусматривает отбора и отсева ребят с неразвитыми  музыкальным слухом и вокальными способностями, т.к. не ставится цель подготовки высококлассных певцов. Каждый ребенок получает возможность для развития на своем уровне одаренности и музыкальности.

Предлагаемая программа объединения «Вокал» рассчитана на ребят среднего и старшего школьного возраста и может быть выполнена за 2 года обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю, на 1 группу – 4 часа. Для одаренных и заинтересованных детей, прошедших программу, предлагается индивидуальные занятия по усложненной программе 2 часа в неделю.

        Набор в коллектив осуществляется, в основном, в сентябре, в начале учебного года, хотя бывают случаи более позднего прихода в коллектив, что требует времени для включения в образовательный процесс. Набор осуществляется при помощи рекламных объявлений в школах и по месту жительства, а также при помощи самих участников коллектива.

В результате освоения программы обучающийся должен овладеть певческим диапазоном больше октавы, иметь ровное, мягкое и свободное звучание на протяжении всего диапазона, округлое звучание верхних нот и сглаженное звучание регистров голоса, выработать четкую певческую дикцию, стать активной личностью с широким кругозором, умеющей общаться со сверстниками и взрослыми, без комплексов выходить на сцену для публичных выступлений, быть аккуратным, самостоятельным, ответственным человеком, с развитым музыкальным вкусом, приобщенным к нормам и ценностям общества.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с историей оперной музыки и академического вокала;
  • изучить общие правила дыхания;
  • научить основным вокальным терминам;
  • дать навык владения голосом (диапазон от квинты до отавы);

развивающие:

  • развивать мышечную координацию;
  • развивать голос, слух, дикцию, чувство ритма, ансамбля;
  • развивать познавательную активность;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения и поведения в социуме;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
  • формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

Наименование темы

Кол-во часов всего

Теоретических

Практических

1

Организационное занятие, введение в программу

2

1

1

2

Изучение нотной грамоты

24

8

16

3

Вокальные упражнения, работа над постановкой голоса

60

15

45

4

Работа над репертуаром в ансамбле, дуэтах, трио

42

-

42

5

Вечера, посвященные календарным праздникам, дням именинника

8

-

8

6

Участие в фестивалях, концертах

28

-

28

7

Заключительное занятие, отчетный концерт

2

2

Итого:

144

24

120

СОДЕРЖАНИЕ. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1 Организационное занятие, введение в программу (2 часа)

Знакомство с детьми, планом занятий на год, целями и задачами объединения. Рассказ об академическом пении, его основах, о зарождении и истории оперного искусства

Тема 2. Изучение нотной грамоты (24 часа)

Расположение нот на нотном стане. Буквенное обозначение нот, нотный стан, октавы, ноты, их запись и расположение на нотном стане. Длительности, паузы, такты, знаки альтерации. 3 часа

Целые, половинные, восьмые, шестнадцатые ноты. Тактовые размеры. Диез, бемоль, бекар. Затакт. Примеры их записи и применения.

Темпы исполнения произведений: медленно, быстро и т.д. Запись и разучивание мажорных аккордов: С, D, E, F, G, A, H, B. Знаки лиги, вольты – разные окончания при повторении. Минорные аккорды: Cm, Dm, Em, Fm, Gm, Am, Hm, Bm. Разучивание и постановка секстаккордов.

Тема 3. Вокальные упражнения, работа над постановкой голоса. (60 часов)

Рассказ об органах дыхания, обучение правильному дыханию, упражнения на правильное дыхание. Упражнения на артикуляцию. Рассказ об артикуляции с приведением примеров, показ упражнений на артикуляцию для губ, языка, челюсти, резонаторов, разучивание упражнений, их отработка. Слоговые упражнения. Распевки с детальной проработкой гласных «у» и «о». Формирование звука. Пение на опоре звука. Пение на 2-3 голоса. Скороговорки.

Тренировка дикции и темпа на скороговорках. Пропевание скороговорок медленное, с убыстрением, на одной ноте.

Тема 4. Работа над репертуаром в ансамбле, дуэтах, трио (42 часа)

Практическая работа над выбранными песнями, их разучивание, отработка. Практическая работа над пением выбранной  песни каждым из детей.

Тема 5. Вечера, посвященные календарным праздникам, дням именинника (8 часов)

Праздники, подготовленные вместе с педагогом-организатором и детьми, к Новому году, Дню Святого Валентина, дню именинника.

Тема 6. Участие в фестивалях, концертах (28 часов)

Показ разученных песен для родителей, бабушек и мам, педагогов, учителей, одноклассников; участие в концертах и фестивалях авторской песни. Встречи с КСП «Эдельвейс” и др. КСП. Обмен песнями, творческим опытом. Игра «Угадай мелодию».

Тема 7. Заключительное занятие, отчетный концерт (2 часа)

Подведение итогов работы за год, показ разученных песен. Чаепитие.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 В результате образовательного процесса 1 года обучения подросток должен приобрести следующие компетенции:

знать:

  • названия и буквенные обозначения нот, аккордов, расположение нот на нотоносце, азы нотной грамоты
  • тексты и мелодии не менее 10 бардовских  песен,
  • правильное певческое дыхание и дыхательные упражнения

уметь:

  • пользоваться певческим дыханием
  • петь и одновременно аккомпанировать авторские песни  (не менее 10)
  • правильно формировать гласные «у» и «о» при пении,
  • правильно артикулировать.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

образовательные:

  • научить интервалам, основным ступеням лада;
  • дать навык двухголосного пения;
  • расширять диапазон на тон или полтора;
  • расширять кругозор через знакомство с творчеством современных бардов;

развивающие:

  • развивать внимание, память, голос, творческие способности;
  • развивать артистизм и умение держаться на сцене;
  • развивать потребность к самопознанию и саморазвитию;

воспитательные:

  • приобщать к нормам и ценностям общества;
  • воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки;
  • формировать социальную активность, гражданскую позицию.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

Наименование темы

Кол-во часов всего

Теоретических

Практических

1

Организационное занятие, введение в программу

2

1

1

2

Изучение нотной грамоты

24

8

16

3

Вокальные упражнения, работа над постановкой голоса

50

15

35

4

Работа над репертуаром в ансамбле, дуэтах, трио

42

-

42

5

Вечера, посвященные календарным праздникам, дням именинника

8

-

8

6

Участие в фестивалях, концертах

16

-

16

7

Заключительное занятие, отчетный концерт

2

-

2

Итого:

144

24

120

СОДЕРЖАНИЕ. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1. Организационное занятие (2 часа)

Встреча с детьми. Подведение итогов лета, прошедшего учебного года, участия в летних фестивалях. Знакомство с планом работы на год. Повторение ранее изученных песен

Тема 2. Изучение нотной грамоты (24 часа)

Пение тональностей, основных ступеней лада, интервалов. Построение аккордов. Таблица мажорных и минорных тональностей. Транспонирование мелодии в разные тональности с пением ступеней и знаков этой тональности

Тема 3. Совершенствование навыков академического пения (50 часов)

Индивидуальные занятия по вокалу. Подбор индивидуально ориентированного репертуара. Открытие гортани. Свободное звукоизвлечение. Расширение диапазона. Укрепление навыков работы певческого дыхания. Четкое формирование гласных «и», «е», «а». Атаки звука. Так как голос меняется и формируется с возрастом, то необходимо восстанавливать все навыки прошлого года, но уже с другим физиологическим ощущением у ребенка.

Тема 4. Работа над репертуаром в ансамблях, дуэтах, трио (42 часа )

Виды ансамблей. Состав ансамбля. Влияние песенного репертуара на тип группы, состав, набор инструментов. Разделение музыкального произведения на партии. Выделение ритмической, мелодической и фоновой составляющих. Индивидуальная практическая работа над выбранным репертуаром.

Тема 5. Вечера, посвященные календарным праздникам, дням рождения.  (8 часов)

Праздники, подготовленные руководителем вместе с детьми, к Новому году, Дню святого Валентина, 8 марта, именинам.

Тема 6. Участие в фестивалях, концертах, семинарах авторской песни. (16 часов)

Участие в традиционных мероприятиях: концертах, календарных праздниках в клубе, областном  фестивале «Поющие дворы», региональном семинаре-фестивале детских и юношеских КСП и др.

Тема 7. Заключительное занятие. (2 часа)

Подведение итогов работы за 2 года. Чаепитие. Отчетный концерт.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 В результате образовательного процесса 2 года обучения подросток должен приобрести следующие компетенции:

знать:

  • работу певческого аппарата
  • строение аккордов, транспонирование песен,
  • тексты и мелодии не менее 25 бардовских  песен,

уметь:

  • формировать все гласные в одной позиции и при одном положении гортани
  • петь и одновременно аккомпанировать авторские песни (не менее 25).
  • правильно дышать во время пения,
  • правильно артикулировать,
  • осуществлять правильный посыл звука, мягкую атакузвука,
  • 2-голосно петь,
  • правильно держаться на сцене.

. Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает теоретические и практические занятия по овладению нотной грамотой, постановкой голоса, посещение концертов бардов, участие в районных и городских фестивалях авторской песни, поездки на областные и региональные фестивали; вечера, посвященные календарным праздникам и дням рождения, концерты.


Форма организации УВП

Формы организации деятельности воспитанников

Методы

Дидактический комплекс (оборудование)

Форма подведения итогов по разделу (теме)

  • учебное занятие;
  • встречи;
  • конкурсы;
  • концерты;
  • фестивали;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • праздники;
  • тренинги;
  • просмотр и обсуждение видеоклипов, прослушивание аудиозаписей;
  • КТД;
  • походы;
  • экскурсии;
  • вечера отдыха
  • коллективная;
  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная

Репродуктивные

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение);

- наблюдение;

- наглядные (иллюстрация, демонстрация);

- практические (вокальные

Упражнения, развитие певческого дыхания и постановка певческой опоры звука, выработка вокальной дикции).

Продуктивные:

проблемное изложение;

метод проектов

  • методические рекомендации;
  •  литература для педагогов, детей;
  • аудио и видеозаписи;
  • сценарии мероприятий;
  • комплекс дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой
  • комплекс вокальных упражнений

  • анкетирование;
  • тестирование(по запросу родителей);
  • опрос;
  • участие в праздниках, концертах, фестивалях конкурсах, КТД

Условия для реализации программы

  • кабинет для занятий со столами стульями(не менее 12);
  • фортепиано для распевок и занятий вокалом;
  • ПК, принтер, доступ к интернету;
  • Музыкальный центр для воспроизведения дисков;
  • фонотека (диски с записями бардовских песен);
  • Карточки с текстами песен;
  • Книги и брошюры с песнями, нотами.
  • чистые кассеты, диски;
  • звукоусиливающая аппаратура, микрофоны (5-6), стойки микрофонные (2-3);
  • видеокамера;
  • видеокассеты для записи репетиций, выступлений, вечеров и др.;
  • телевизор.

Образовательная программа “Вокал” реализуется  педагогом дополнительного образования 2 категории Царицыной А.В.

Данная программа в ходе реализации может подвергаться определенной коррекции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1961. Вып. 1

2. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей. — М., 1953

3. Гневышева, В. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у неверно поющих детей // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1964. — Вып. 3

4.  Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: «Просвещение», 1989.

5.  Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М., 1987

Дополнительная литература

  1. Добровольская, Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. — М., 1959
  2. .  Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Методические рекомендации для учителей музыки. – Нов.: Наука. Сиб . отделение, 1991
  3. Менабени А. Методика обучения сольному пению. — М., 1987
  4. Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.
  5. Браславский, Б.П. Ласковый костер / Б.П.Браславский -  Магнитогорск: Арт-экспресс, 1994.
  6. Берег надежд / Песни ленинградских авторов - С.-Петербург: Бояныч, 2002.
  7. Визбор, Ю.И. Песни / Ю.И.Визбор - М.: Сов. Композитор, 1989.
  8. Визбор, Ю.И. / Сборник статей - М.: Киноцентр, 1989.
  9. Возьмемся за руки, друзья! / Сборник песен - М.: Молодая гвардия, 1990.
  10. Давай с тобой поговорим / Песни О.Митяева -  М.: Техмаком, 1992.
  11. Ким, Ю.Ч. Летучий ковер / Ю.Ч.Ким - М.: Киноцентр, 1990.
  12. Люди идут по свету / Сборник авторской песни - М.: Физкультура и спорт, 1990.
  13. Никитин, С.А. Времена не выбирают / С.А.Никитин - М.: Аргус, 1994.
  14. Песня зовет в дорогу / Песенник туриста - М.: Музыка, 1988.
  15. Песни Б.Окуджавы / Сборник песен - М.: Музыка, 1989.
  16. Смех сквозь струны / Сборник песен - М.: ЗАО Рифмэ, 2005.
  17. Серебряный Ильмень / Страницы биографии фестиваля - Ч.: Южно-Уральское книжное издательство, 2001.
  18. Серебряные песни Ильменки /  Приглашение к путешествию – Ч.: Абрис, 1998.

ТЕЗАУРУС

Allegro (аллегро) - "весело, радостно"; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).

АЛЬТ - 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом - отсюда название, дословно значащее "высокий"; 2) низкий женский голос, называемый часто "контральто"; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре - например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.

АНСАМБЛЬ -  сочетание голосов или инструментов (антоним - соло)

АРТИКУЛЯЦИЯ - способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.

БАРИТОН - 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.

БАС 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).

БЕКАР - знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.

БЕМОЛЬ (и дубль-бемоль) - знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

ВИБРАТО - легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.

ВОКАЛИЗ - 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.

ГАММА, ЗВУКОРЯД - совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении - в виде гаммы). В повседневном употреблении термины "звукоряд" и "гамма" взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.

ГАРМОНИЯ - 1) одновременное звучание - созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) "вертикальный" (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее "горизонтальным" (мелодическим) аспектом.

ГОЛОВНОЙ РЕГИСТР - самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.

ГОЛОС - 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.

 ГРУДНОЙ ЗВУК - использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.

ДИЕЗ ( и дубль-диез () - знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

ЗАТАКТ - один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.

ИНТЕРВАЛ - музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор

МАЖОР и МИНОР - термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) - например, может быть две терции: мажорная, или большая (до - ми) и минорная, или малая (до - ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция - мажорное (до - ми - соль), трезвучие с минорной терцией в основе - минорное (до - ми-бемоль - соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 - мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.

МЕЛОДИЯ - музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.

МОДУЛЯЦИЯ - в мажоро-минорной системе смена тональности.

НАСТРОЙКА - процесс корректирования высоты звука на гитаре, при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.

НОТА - графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.

НОТНЫЙ СТАН - совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.

ОКТАВА - интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1 : 2.

ОКТЕТ - ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МАЖОР и МИНОР - мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).

ПАУЗА - термин употребляется для обозначения как собственно паузы - перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.

РИТМ - временная организация музыки; конкретно - последовательность длительностей звуков.

СИЛЬНАЯ ДОЛЯ - основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.

СОПРАНО - 1) верхняя партия в хоровой партитуре; 2) самый высокий по регистру женский голос (или голос мальчика); 3) разновидность некоторых инструментов - например, сопрановый саксофон.

СУБДОМИНАНТА - буквально "ниже доминанты": IV ступень в мажоре или миноре (например, фа в до мажоре).

 ТАКТ - единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.

ТЕМБР - специфическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента.

ТЕМП - скорость движения в музыке.

ТЕНОР - высокий мужской голос.

ТОН - 1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до - ре).

ТОНАЛЬНОСТЬ - 1) высотное положение лада - например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия - тоники. Термин "тональность" употребляется как антоним термина "модальность", связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.

ТОНИКА - основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до - ми - соль в до мажоре).

ТРАНСКРИПЦИЯ, ОБРАБОТКА, ПЕРЕЛОЖЕНИЕ - приспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, - например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. Транскрипцией может называться и переработка произведения для того же, что в оригинале, инструмента - например, с целью придания ему большей виртуозности.

ТРАНСПОЗИЦИЯ, ТРАНСПОНИРОВАНИЕ - перенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность.

ТРЕЗВУЧИЕ - аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до - ми - соль.

УНИСОН - 1) теоретически - нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 2) практически - исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Репертуарный план 1 года обучения

  1. «В добрый час» А.Макаревич
  2. РНП «Ой ты степь широкая»

Репертуарный план 2 года обучения

  1. «Конь» Музыка: Матвиенко И.,Слова: Шаганов А
  2.   «Проснись и пой» Луговой В. Гладкой Г.
  3. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвин

Приложение 2

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Фамилия, имя ребенка

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

1 год обучения

Начало года

Конец 1 полугодия

Конец уч.года

Теоретическая подготовка

Владение специальной терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования терминов

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием и оснащением

Творческие навыки

Правильное дыхание

Контроль за звуковедением, правильной позицией и свободой гортани

Креативность в выполнении заданий

Общеучебные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога

Умение выступать перед аудиторией

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в подборе и анализе спец.литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи информации

Самостоятельность, логика в построении выступления

Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее место, навыки соблюдения правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельная подготовка и уборка рабочего места

Аккуратность и ответственность в работе

Соблюдение правил безопасности

Фамилия, имя ребенка

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

2 год обучения

Начало года

Конец 1 полугодия

Конец уч.года

Теоретическая подготовка

Владение специальной терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования терминов

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием и оснащением

Творческие навыки

Правильное дыхание

Контроль за звуковедением, правильной позицией и свободой гортани

Креативность в выполнении заданий

Общеучебные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога

Умение выступать перед аудиторией

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в подборе и анализе спец.литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи информации

Самостоятельность, логика в построении выступления

Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее место, навыки соблюдения правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельная подготовка и уборка рабочего места

Аккуратность и ответственность в работе

Соблюдение правил безопасности

Приложение 3

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Фамилия, имя ребенка

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

1. Организационно-волевые качества

Терпение

Способность переносить известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее, чем на ½ занятия

Более, чем на ½ занятия

На все занятие

1

2

3

Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда – самим ребенком

Всегда – самим ребенком

1

2

3

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки(приводить к должному свои действия)

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне

Периодически контролирует себя сам

Постоянно контролирует себя сам

1

2

3

2. Ориентационные качества

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1

2

3

Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

2

3

3. Поведенческие качества

Конфликтность

(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1

2

3

Тип сотрудничества

(отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

Участвует при побуждении извне

Инициативен в общих делах

1

2

3