Рабочая программа объединения «Весна»

Гаспарян Жанета Мелконовна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВЕСНА»

развития музыкальных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmagasparyan.doc191 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Калининской

                                                        У Т В Е Р Ж Д А Ю

                                                        директор   Д Д Т

                                                        __________________

                                                        Н.П. Косик

                                                         протокол педагогического совета

                                                                   «___» __________20__г. №____                                                                          

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВЕСНА»

развития музыкальных способностей детей

срок реализации – 3года

        вид программы: модифицированный

          возраст обучающихся – 9-14 лет

                                                       

                                                                                                                 

                                 педагог:  Гаспарян Жанета Мелконовна

2015 год

ст.Калининская

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Вокальная группа «Весна» ДДТ ст. Калининской создает условия  для воспитания и обучения детей вокальному искусству в единой системе. В данном случае частями этой системы имеют возможность: эстрадное пение, элементы народного творчества, актерское мастерство. Эстрадное пение, актерским мастерством являются одним из средств, разностороннего развития  воспитанников: музыкально-творческого и личностного. Через все это вместе взятое, каждый воспитанник стремится развить  и выразить свое внутреннее «я». В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Пытается добиться многолетними усилиями результата, чтобы его номер или всей вокальной группы был включен в концертную программу, чтобы на сцене каждый воспитанник чувствовал свою сопричастность  к музыкальному искусству и побыл хоть маленьким  начинающим артистом, получить навыки работы со звукоусиливающей аппаратурой, с профессиональным микрофоном под хорошую фонограмму на сцене.

Актуальность программы:  новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование потребности в духовной культуре. Задача руководителя -  привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.

Все это подтверждает актуальность и обосновывает необходимость данной программы.  

Новизна программы заключается и в том, что она учитывает интересы детей с сохранением лучших традиций вокального искусства в исполнении песен детского репертуара.

Необходимая материальная база для реализации программы:

наличие помещения, звукоусиливающей аппаратуры, голосовой аппаратуры,

музыкальной аппаратуры, компьютера, дидактического материала: видеокассеты детских телевизионных конкурсов и передач, фонограммы,  обмен творческих наработок с коллегами.

Причины, вызывающие затруднения в реализации программы, состоят в недостаточной материальной базе, поиске спонсоров, разнице в индивидуальных особенностях детей.

        ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческой активности самостоятельной личности способной адаптироваться в современных условиях; оказание помощи ребенку в творческом  и профессиональном самоопределении, максимальном раскрытии способностей, заложенных природой, воспитание нравственных чувств, понимание истинных духовных ценностей.

Воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора; приобщение обучающихся к отечественному вокально-песенному искусству через активную музыкальную творческую деятельность. Создание условий для развития творческих способностей и нравственно становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающихся задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Также программа имеет социальную значимость, т.к. способствует формированию у детей положительного социального опыта.

Исходя из цели программы,  выдвигаются следующие задачи:

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

В обучении: развитие базовых вокальных способностей ребенка.

В воспитании: воспитание чувства товарищества, выработка у ребенка стремления к приобретению знаний.

В развитии: раскрытие творческих способностей, вокальных данных  детей через систематические занятия.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

В обучении: совершенствование вокальных данных, формирование навыков певческой установки, звукообразования, овладение теоретическими знаниями.

В воспитании: воспитание чувства коллективизма и устойчивой мотивации к приобретению знаний, расширению кругозора.

В развитии: развитие способности творческого осмысления вокального произведения, умения держаться на сцене, навыков работы со звукоусиливающей аппаратурой.

     ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

В обучении: совершенствование навыков многоголосного акапельного пения, развитие способностей для выступления на профессиональной сцене.

В воспитании: совершенствование навыков общей исполнительской культуры, культуры общения, стимулирование творческой активности личности через репертуар.

 В развитии: развитие потребностей и способностей ребенка к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения.

 Широкий возрастной спектр обучающихся, их индивидуальные способности и возможности определяют специфику занятий, выбор наиболее оптимальных форм и средств обучения, подбор репертуара.

В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе. Обучающиеся учатся в своем исполнении раскрывать творческий замысел произведения, добиваться звонкости, полетности, естественности звучания.

Программа включает в себя лекции, беседы, выступления, сотрудничество с другими коллективами. Занятия подразделяются на индивидуальные, ансамблевые (дуэт, трио, квартет, в которых выступают одаренные дети), групповые (вся группа) и сводные (всем составом студии)

В программе предусмотрена работа с родителями, с общественностью, концертно- просветительская  деятельность.

В объединение принимаются дети по итогам собеседования и прослушивания вокальных, слуховых и ритмических данных ребенка с учетом желания заниматься вокальным жанром. На второй и последующий года обучения  воспитанник может приниматься по собеседованию при наличии соответствующего уровня и подготовки.  

Состав постоянный, программа обучения рассчитана на 3года, возраст обучающихся 9 – 14 лет.

Основанием для перевода воспитанников на следующий уровень обучения служит выполнение программы предыдущего уровня. Количество воспитанников в вокальных группах не менее шести.

Основание для отчисления является: систематические непосещения занятий без уважительной причины, переезд на новое место жительства.

Режим занятий вокальных групп:

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);

2 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часов в год);

3 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часов в год)  

        Режим индивидуальных занятий:

        1-3 год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год);                            

К концу первого года предполагается получение следующих знаний:

- знать навыки певческой установки,

       -  различать звуки по длительности, высоте,

- слышать мажор-минор,

       - определять размеры 2/4, ѕ,

        - сочетать простые напевы, мелодии с ритмическими движениями.

Умения:

-  интонирование в унисон, упражнения для голоса в заданной  тональности;

- исполнять упражнения, попевки, несложные произведения,

- стремиться к развитию вокального и певческого голоса;

- развивать навык ансамблевого исполнения, певческой эмоциональности произведения;

- петь легко, без форсирования звука, с четкой дикцией.

К концу второго года предполагается достижение следующих знаний:

-  знать название нот, звуки по длительности;

-  определять размеры 2/4, 4/4, ѕ;

- уметь простукивать ритмические рисунки;

- понимать дирижерские жесты;

- знать паузы за такт;

- правила работы с микрофоном и над фонограммой.

Умений:

- навыки дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции;

- выравнивание регистров;

- правильно вокализовать гласные звуки;

- двух голосье,

- петь гармонические интервалы, аккорды.

К концу третьего года воспитанники смогут знать:

- теоретический материал,

- комплекс упражнений для снятия внутреннего и внешнего напряжения мышц;

- фонопедические упражнения для активизации всей голосообразующей системы.

Уметь:

- работать в ансамбле;

- петь мягким, нефорсированным звуком;

- выравнивать регистры;

- правильно вокализовать гласные звуков;

- петь двух, голосьем, выработка дыхания;

- развивать творческую активность в процессе занятий, инициативу, поиск нужных певческих интонаций;

- импровизировать;

- выражать единство художественного и сценического образа.

Этапы педагогического контроля

Контроль уровня знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися  в процессе обучения, позволяет более оптимально спланировать учебный   процесс, построить индивидуальную работу с детьми по совершенствованию их творческих способностей.

В начале учебного года проводится первичная диагностика (индивидуальное прослушивание), в ходе которой выясняется уровень подготовленности принятых в объединении детей к изучению программы объединения.

В течение учебного года применяются следующие формы контроля:    

Какие знания, умения и навыки контролируются

дата

форма контроля

1 год обучения

1.

Определение базовых знаний и вокальных способностей ребёнка.

сентябрь

прослушивание

2

Знание песенного и учебно-тренировочного материала.

март

Индивидуальное

прослушивание

3

Знание основных принципов и приёмов правильного звукообразования в исполняемом произведении.

май

Выступление на

концерте

2 год обучения

1.

Определение правильного  звуковедения в вокальных произведениях первого года обучения.

ноябрь

Групповое занятие

2

Певческая интонация, партия в 2-х голосье исполняемого произведения.

май

концерт

3 год обучения

1.

Музыкальный образ в исполняемом произведении.

октябрь

2.

Развитие навыков вокального исполнительства

февраль

концерт

3.

Осмысленное исполнение вокального произведения. Хорошее ансамблевое звучание в вокальной группе.

июнь

концерт

Необходимая материальная база для реализации программы:

наличие помещения, звукоусиливающей аппаратуры, голосовой аппаратуры,

музыкальной аппаратуры, компьютера, дидактического материала: видеокассеты детских телевизионных конкурсов и передач, фонограммы,  обмен творческих наработок с коллегами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование дисциплин, размеров, тем

Всего часов

Количество часов

Теор.

Прак.

Выез.

1 год обучения

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Вокально - интонационные навыки

52

10

42

3.

Теоретические навыки

18

8

10

4.

Воспитание чувства метроритма

18

4

14

5.

Работа над произведением

52

10

42

6.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

34

110

2 год обучения

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Вокально-интонационные навыки

52

10

42

3.

Воспитание чувства метроритма

18

8

10

4.

Теоретические навыки

18

4

14

5.

Работа над произведением

52

10

42

6.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

34

110

3 год обучения

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Вокально-интонационные навыки

52

10

42

3.

Воспитание чувства метроритма

18

4

14

4.

Работа над произведением

52

10

42

5.

Теоретические навыки

18

4

14

  6.

Итоговое занятие

ИТОГО:

2

144

34

2

110

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (индивидуальные занятия)

Наименование дисциплин, разделов, тем

Всего часо

Количество часов

Теор.

Прак.

Выез.

1 год обучения.

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Учебно-тренировочный материал

26

6

20

3.

Восприятие музыки

8

4

5

4.

Теоретические навыки

10

3

6

5.

Работа над произведением

26

6

20

6.

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО:

72

20

52

2 год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Теоретические навыки

8

3

5

3.

Вокально-интонационные навыки

26

6

20

4.

Воспитание чувства метроритма

10

4

6

5.

Работа над произведением

26

6

20

6.

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО:

72

20

52

3 год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Теоретические навыки

8

3

5

3.

Вокально-интонационные навыки

26

6

20

4.

Воспитание чувства метроритма

10

3

7

5.

Работа над произведением

26

6

20

6.

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО:

72

19

53

3. Содержание и последовательность изложения учебного материала (вокальные группы)

1 год обучения

1. ТЕМА: Вводное занятие (2 ч)

Теория сведения: Задачи объединения: приобретение умений, навыков знаний вокального мастерства. Задачи на предстоящий учебный год. Принадлежности к занятиям (тетрадь, ручка, домашнее задание).

Правила поведения в эстрадном классе. Техника безопасности. Расписание.

2. ТЕМА: Вокально-интонационные навыки (52 ч)

Теория: Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Знание каждым воспитанником своего певческого места. Дирижерские жесты. Одновременный вход перед началом пения (спокойное без напряжения), выработка равномерного дыхания и умение постепенно его распределять на музыкальную  фразу, не допускать смену дыхания на середине слова. Цезуры. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья.  Работа над  точным звучанием унисона.

Освобождение и активизации органов артикуляции: свободное открытие рта, правильное формирование гласных в слове, выработка дикции при помощи специальных упражнений (не только на занятиях вокалом, но и актерского мастерства) в умеренно подвижном темпе. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Слуховое осознание чистоты интонации. Средняя динамика – негромкое пение, напевное, мягкое, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Понятие единого музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование  умения петь с сопровождением и без него.

Практические занятия: Пение распевок, упражнений из 2-х/3-х соседних звуков с постепенным расширением композиций (на слоге: например 5-6-5, 3-2-1, 2-3-5). Пение простейших мелодий, включая в себя движение вверх и вниз, постепенные ходы, повторяющиеся  звуки. Разучивание попевок, песен различного характера,   содержания. Уметь подстраивать свой голос к голосам других. Дыхание перед началом  пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы. Упражнения на расширение диапазона. «Фразовое» дыхание в произведениях.

3. ТЕМА: Теоретические навыки  (18 ч)

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний на музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом воспитанника, особенно относится к ребятам первого года обучения, где каждому теоретическому обобщению должны предшествовать слуховая подготовка на соответствующем материале.

        Теория: Теоретические навыки, знакомство с нотным станом, высокие, средние и низкие звуки, мажор и минор, название звуков, нотный стан – темп, размер, пауза, фраза куплета, мелодия, аккомпанемент.  Теоретические навыки, знакомство с фонограммой. Теоретические навыки: повторение, пауза, фраза куплета.

        Практика: Определение на слух высоких и низких звуков, мажор и минор, темп быстрый и медленный, куплет, припев мелодия, аккомпанемент, размер. Прослушивание отрывков произведений. Упражнения на определение название нот.  Упражнения на определение длительности нот.

4. ТЕМА: Воспитание чувств метроритма (18 ч)

Теория: При подборе ритмических упражнений, необходимо связать воспитание чувства ритма с двигательной реакцией у детей (ходьба, бег на месте под музыку, хлопки, шумовые инструменты-маракасы, бубны).

Воспитание чувства метроритма включает в себя два вида.

  1. как самостоятельный раздел – хороводы, детские танцы, подготовка к пеням (занятия хореографией).
  1. Как вспомогательные приемы при пении и прослушивании музыкальных произведений – шагами, хлопками, ударами по коленям, отмечать ритм, сильные доли, различные длительности.

 Ритмические рисунки, простукивание, сильная доля. Сочетание пения и танцевальных ритмических движений, название нот, длительность нот.

Практика: Простукивание ритмического рисунка  исполненной мелодии. Повторение данного ритмического рисунка. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка размера 2\4, длительности нот. Проработка размера ¾ на примерах. Движения под музыку с песней. Игра на шумовых инструментах с педагогом под музыку. Сочетание простых попевок с ритмическими движениями. Ритмические упражнения: приемы при пении и прослушивании музыкальных произведений – шагами, хлопками. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально-ритмические скороговорки.

5. ТЕМА: Работа над произведением

Теория: Работа над произведением начинается с прослушивания этого произведения (неоднократно). Далее идет уже работа над мелодией этого произведения, ее интонацией, кульминацией фразы. Затем продолжается работа над выявлением трудных мест и проработка этой части мелодии. Работа над дикцией, расстановка дыхания. В процессе всей работы идет поиск выразительных средств, динамических оттенков, анализ поэтического текста. Работа над раскрытием образа исполняемого произведения (эмоциональный настрой). Чистое интонирование мелодии произведения.  Слушание и разбор фонограммы разученного произведения.   Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.

Практика:

  • прослушивание произведения;
  • разбор фраз;
  • кульминация;
  • расстановка дыхания;
  • работа с аккомпаниатором над разбором и записью фонограммы, записью бек вокала.

6. ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ: проводится по форме открытого урока по усвоению материала за учебный год – 2 часа

2 год обучения

1. ТЕМА: Вводное занятие

Теория: Задачи на предстоящий учебный год, принадлежности к занятиям (тетрадь, ручка, кассета). Правила поведения в эстрадном классе. Техника безопасности. Расписание.

2. ТЕМА: Вокально-интонационные навыки

Теория: Работа над основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиена и охрана голоса. Певческая установка (пение сидя, стоя), закрепление. Основы певческого дыхания (нижнереберного).

Соотношение входа и выхода в зависимости от характера музыки. Упражнение на дыхание (прим. На одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности), дыхательная, артикуляционная гимнастика.

Понятие атаки звука, как начало пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата, овладение навыками мягкой атаки). Дирижерские жесты. Выполнение по руке дирижера четырех основных указаний: дыхание, начало, окончание пения.

Работа над 2-х голосьем начинается со знакомства с русской народной песней (в которой есть 2-х голосье прим. Сею-вею) или канон. На занятиях по вокалу после распевания, упражнений для голоса мы сразу приступаем к работе с каноном или русской народной песней. Главное это правильная интонация, научить ребенка не кричать, а слушать своего соседа, петь с ним в ансамбле, чтоб сливались тембры. Работа над дикцией, над произношением, воспроизведением гласных и согласных (пример: я [йа])

Практика: Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Роль артикулярного аппарата в вокализации и округлении гласных (показ пример на разных упражнениях). Выравнивание звучания гласных по тембру при пении упражнений (ма-мэ-ми-мо-му, а-э-и-о-у…) пение не форсированным  звуком, на основе округления звонких гласных и приближения глухих по своему звучанию к звонким. Пение с закрытым ртом для выравнивания звучания вокальных групп и настройки голосов («М» – сонорный согласный звук). Примеры двухголосного канона «Во поле береза стояла»…

3. ТЕМА: Воспитание чувства метроритма

Теория: Занятия детей хореографией дают хороший результат для развития чувства метроритма. Сочетать пение и танцевальные ритмические движения задача для ребенка сложная и требует от него большей самоотдачи, развитие координации, полной свободы. Работа над соединением этих двух видов искусства начинается с первого урока (с небольших простых хореографических элементов) и продолжается на протяжении всего процесса обучения (с усложнением).

  • размер 2\4 и 3\4;
  • длительности нот (целая, половинная, четвертная) – ритмические упражнения с ударными инструментами для передачи ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз.
  • сочетание простых  попевок с ритмическими движениями.

Практика: Проработка размера 2\4 и 3\4 на примерах.

Движения под музыку с песней.

Игра на шумовых инструментах с  преподавателем под музыку.

4. ТЕМА: Теоретические навыки

Теория: Размер 2\4 и 3\4: нотный стан, название нот, длительности нот, закрепление и повторение теоретических знаний первого года обучения. Теоретические навыки, знакомство с нотным станом, высокие, средние и низкие звуки, мажор и минор, название звуков, нотный стан – темп, размер, пауза, фраза куплета, мелодия, аккомпанемент.  Теоретические навыки, знакомство с фонограммой. Теоретические навыки: повторение, пауза, фраза куплета.

Практика: Прослушивание отрывков произведений.

Определение на слух размеров 2\4 и 3\4.

Упражнение на определение длительности нот. Название нот. Простукивание длительности нот. Определение на слух высоких и низких звуков, мажор и минор, темп быстрый и медленный, куплет, припев мелодия, аккомпанемент, размер. Прослушивание отрывков произведений. Упражнения на определение название нот.  Упражнения на определение длительности нот.

5. ТЕМА: Работа над произведением

Теория: Работа над произведением начинается с его прослушивания оригинала (если есть запись на кассете, аудио или видео).

Разбор мелодии произведения и работа над ней (куплет, припев, проигрыш). Разучивание мелодии произведения, чистое ее интонирование. Работа над поэтическим текстом, работа над дикцией, дыханием, музыкальной выразительностью голоса (динамические оттенки), раскрытие образа исполняемого произведения (эмоциональный настрой).

Практика: Разбор и разучивание, чистое интонирование мелодии произведения. Расстановка дыхания по музыкальным фразам. Работа над образом произведения. Слушание и разбор фонограммы разученного произведения. Знакомство с микрофоном. Работа с аккомпаниатором над разбором и записью фонограммы, записью бек вокала (если необходимо).

6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: проводится в форме отрытого урока по усвоению материала за учебный год – 2 час.

3 год обучения

1. ТЕМА: Вводное занятие ( 2ч )

Теория: Задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения в эстрадном классе. Техника безопасности. Расписание.

2. ТЕМА: Вокально-интонационные навыки

Теория: Развитие гармонического слуха – процесс трудный и долгий. Во многом он зависит и от заложенных природой данных ребенка. Во время занятий вокальной группой мы разучиваем разный песенный материал, попеки, слоговые ритмические композиции на 2 ил 3 голоса. Во время этих занятий идет интенсивное развитие гармонического слуха (из урока в урок). Слуховой контроль (слушающего рядом). Овладение и совершенство навыка мягкой атаки. Работа над механизмом певческого звукообразования.

Практика: Работа над певческим материалом (учебно-тренировочный материал с использованием упражнений из системы Емельянова В.В.). Упражнения  для развития слухового контроля.

(1 голос поет партию 2-го голоса и наоборот и т.д.)

Упражнения на развитие певческого голосообразования.

Работа над дыханием.

3. ТЕМА: Воспитание чувства метроритма

Теория: Закрепление теоретических знаний, полученных за 2-й учебный год;

проработка размеров 2\4 и 3\4; длительности нот (простукивание ритмического рисунка); динамические оттенки, сочетание песенного материала с хореографическими песенными движениями.

  Практика: Упражнения на проработку размеров 2\4,3\4 (повторение и закрепление нового материала); дирижерские жесты; пауза, затакт; ритмические движения, связанные с исполнением песенного материала, попевок.

4. ТЕМА: Работа над произведением

Теория:  Прослушивание произведения на слух (запись) и осознание характера, лада, структуры,  размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков, модуляции в песенном материале.

Практика: Разбор произведения: анализ. Разучивание мелодии произведения. Чистое интонирование, расстановка дыхания, работа над подачей звука. Тембровая окраска голоса. Прослушивание и разбор фонограмм. Работа с микрофоном под фонограмму. Работа с аккомпаниатором над разбором и записью фонограммы, записью бек вокала.

5.  ТЕМА: Теоретические  навыки

Теория: Размер: 2\4, 3\4. 4\4, нотный стан, длительности нот, паузы (целая,

половинная, четвертная, восьмая), затакт, элементы дирежирования, крещендо и диминуэндо,  ферматто.

Практика:  Упражнения  на проработку размеров 2\4; 3\4, 4\4  (повторение и закрепление нового материала), упражнения на определение длительности нот, пауз, затакт;  примеры крещендо и диминуэндо, ферматто.

6.   ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:  выступление перед родителями.

Содержание и последовательность изложения учебного         материала (индивидуальные занятия)

1 год обучения

1. ТЕМА: Вводное занятие (1час)

Задачи: приобретение умений, навыков знаний вокального мастерства. Задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения в эстрадном классе. Техника безопасности. Расписание.

2. ТЕМА: Учебно-тренировочный материал (26 часов)

Теоретические сведения: Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дирижерские жесты. Выполнение по руке дирижера четырех основных указаний: дыхание, начало, окончание пения. Освобождение и активизации органов артикуляции: свободное открытие рта, правильное формирование гласных в слове, выработка дикции при помощи специальных упражнений (не только на занятиях вокалом, но и актерского мастерства) в умеренно подвижном темпе. Слуховое осознание чистоты интонации. Средняя динамика – негромкое пение, напевное, мягкое, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Гигиена голоса, певческое дыхание, звукообразование – взаимодействие дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками.

Практические занятия: Пение распевок, упражнений из 2-х/3-х соседних звуков с постепенным расширением композиций (на слоге: например 5-6-5, 3-2-1, 2-3-5). Пение простейших мелодий, включая в себя движение вверх и вниз, постепенные ходы, повторяющиеся  звуки. Разучивание попевок, песен различного характера,   содержания. Уметь подстраивать свой голос к голосу преподавателя.

3. ТЕМА: Восприятие музыки (9 часов)

Теоретические сведения: Развивать эмоциональную отзывчивость на попевки, произведения разнообразного характера (торжественного, лирического, маршевого), различать отдельные части музыкального произведения (вступление, запев, припев, заключение). Приобретение навыка слышать, определять жанровую основу песни (вальс, пляска, марш); контролировать качество собственного исполнения.

Практические занятия: Прослушивание произведений разнообразного характера, определений частей музыкального произведения (вступление, запев, припев, заключение), определять жанровую основу произведения.

4. ТЕМА: Теоретические навыки (9 часов)

        Теоретические сведения:  знакомство со звуками (высокие, средние, и низкие),  мажор и минор,  название звуков, нотный стан, темп, размер 2/4 и ¾, пауза.

        Практические занятия:  определение на слух высоких и низких звуков,

мажор, минор, темп (быстрый, медленный), фраза, куплет, припев, мелодия, аккомпанемент, размер 2/4 и ¾.

5. ТЕМА: Работа над произведением        (26 часов)

Теоретические сведения: Работа над произведением начинается с прослушивания этого произведения (неоднократно). Далее идет уже работа над мелодией этого произведения, ее интонацией, кульминацией фразы. Затем продолжается работа над выявлением трудных мест и проработка этой части мелодии. Работа над дикцией, расстановка дыхания. В процессе всей работы идет поиск выразительных средств, динамических оттенков, анализ поэтического текста.

     Практические занятия: Прослушивание произведения, разбор фраз,

кульминация, расстановка дыхания; работа с аккомпаниатором над разбором и записью фонограммы, записью бек вокала.

7. ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ: (1 час). Проводится в форме открытого занятия  по условию материала за учебный год.

2 год обучения.

1. ТЕМА: Вводное занятие (1 час)

Теоретические сведения: Задачи на предстоящий учебный год, принадлежности к занятиям (тетрадь, ручка, кассета). Правила поведения в учебном классе. Техника безопасности. Расписание. 

2. ТЕМА: Теоретические навыки (9 часов)

Теоретические сведения: Размер 2/4 и 3/4, нотный стан, название нот, длительности нот, закрепление и повторение теоретических знаний первого года обучения.

Практические занятия: Прослушивание отрывков произведений. Определение на слух размеров 2/4 и 3/4. Упражнение на определение длительности нот. Название нот. Простукивание длительности нот.

3. ТЕМА: Вокально-интонационные навыки (26 часов)

Теоретические сведения: Работа над основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиена и охрана голоса. Певческая установка (пение сидя, стоя), закрепление. Основы певческого дыхания (нижнереберного).

Соотношение входа и выхода в зависимости от характера музыки. Упражнение на дыхание (прим. На одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности), дыхательная, артикуляционная гимнастика.

Понятие атаки звука как начало пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата, овладение навыками мягкой атаки).

Работа над 2-х голосьем начинается со знакомства с русской народной песней (в которой есть 2-х голосье, например, Сею-вею) или канон. На занятиях по вокалу после распевания, упражнений для голоса мы сразу приступаем к работе с каноном или русской народной песней. Главное это правильная интонация, научить ребенка не кричать, а слушать преподавателя, петь с ним в ансамбле, чтоб сливались тембры. Работа над дикцией, над произношением, воспроизведением гласных и согласных (пример: я [йа]).

Практические занятия: Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Роль артикулярного аппарата в вокализации и округлении гласных (показ пример на разных упражнениях). Выравнивание звучания гласных по тембру при пении упражнений (ма-мо-ми-мо-му, а-э-и-о-у…) пение не форсированным  звуком, на основе округления звонких гласных и приближения глухих по своему звучанию к звонким. Пение с закрытым ртом для выравнивания звучания вокальных групп и настройки голосов («М» – сонорный согласный звук). Примеры двухголосного канона «Во поле береза стояла»…

4. ТЕМА: Воспитание чувства метроритма  (9 часов)

Теоретические сведения:  Размер 2\4 и 3\4; длительности нот (целая, половинная, четвертная) – ритмические упражнения с ударными инструментами для передачи ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз. Сочетание простых напевок с ритмическими движениями.

Практические занятия:  Проработка размера 2\4 и 3\4 на примерах.

Движения под музыку с песней. Игра на шумовых инструментах под аккомпонимент  преподавателя.

5. ТЕМА: Работа над произведением. (26 часов)

Теоретические сведения: Работа над произведением начинается с его прослушивания оригинала (если есть запись на кассете, аудио или видео).

Разбор мелодии произведения и работа над ней (куплет, припев, проигрыш). Разучивание мелодии произведения, чистое ее интонирование. Работа над поэтическим текстом, работа над дикцией, дыханием, музыкальной выразительностью голоса (динамические оттенки), раскрытие образа исполняемого произведения (эмоциональный настрой).

Практические занятия: Разбор и разучивание, чистое интонирование мелодии произведения. Расстановка дыхания по музыкальным фразам. Работа над образом произведения. Слушание и разбор фонограммы разученного произведения. Знакомство с микрофоном. Работа с аккомпаниатором над разбором и записью фонограммы.

6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1час): проводится в форме отрытого занятия по усвоению материала за учебный год.

3 год обучения.

1. ТЕМА: Вводное занятие (1 час)

Теоретические сведения: Задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения в эстрадном классе. Техника безопасности. Расписание.

2. ТЕМА: Теоретические навыки (9 часов)

Теоретические сведения: Закрепление теоретических навыков. Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая). Названия нот на нотном стане, фермата, динамические оттенки (pp, mp, mf). Размер 2/4, ¾, 4/4, паузы, знакомство с интервалами.

Практические занятия: Исполнение упражнений, пение упражнений, попевок по нотам (переход pp

2. ТЕМА: Вокально-интонационные навыки (26 часов)

Теоретические сведения: Закрепление вокально-интонационных навыков. Развитие звукового диапазона (примерный тон голоса с последующим расширением звуковысотного диапазона). Исполнение упражнений на пиано, мецопиано при звукообразовании по типу легкого стаккато или нонлегато.  Построение упражнений на постепенных нисходящем или восходящем звукорядах в зависимости от задачи. Упражнения, основанные на звуках трезвучья. Работа над развитием динамического диапазона меццо – пиано, меццо – форте. Работа над чистотой интонирования упражнений, слуховой контроль, овладение и совершенствование навыка мягкой атаки, работа над механизмом певческого звукообразования. Артикуляционная, дыхательная гимнастика.

Практические занятия: Работа над певческим материалом (учебно-тренировочный материал с использованием упражнений из системы Емельянова В.В.). Упражнения  для развития слухового контроля(1 голос поет партию 2-го голоса и, наоборот, с преподавателем). Упражнения на развитие певческого голосообразования, пение интервалов, упражнений по нотам и т.д. Работа над дыханием.

3. ТЕМА: Воспитание чувства метроритма (9 часов)

Теоретические сведения: Закрепление теоретических знаний, полученных за 2-й учебный год; проработка размеров 2/4 и 3/4; длительности нот (простукивание ритмического рисунка); динамические оттенки, сочетание песенного материала с хореографическими песенными движениями.

Практические занятия: Упражнения на проработку размеров 2/4,3/4 (повторение и закрепление нового материала); дирижерские жесты; пауза, затакт;

ритмические движения, связанные с исполнением песенного материала, попевок.

4. ТЕМА: Работа над произведением (26 часов)

Теоретические сведения: Прослушивание произведения на слух (запись) и осознание характера, лада, структуры,  размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков, модуляции в песенном материале.

Практические занятия: Разбор произведения: анализ. Разучивание мелодии произведения. Чистое интонирование, расстановка дыхания, работа над подачей звука. Тембровая окраска голоса. Прослушивание и разбор фонограмм. Работа с микрофоном под фонограмму. Работа с аккомпаниатором над разбором и записью фонограммы.

5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: выступление перед родителями – 1 час

5.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Программа студии эстрадной песни определяет общие направления и основные моменты процесса обучения вокалу. Преподаватель вокальной студии является основным преподавателем у воспитанников. Он воспитывает идейно-художественное мировоззрение воспитанников, их музыкальный вкус на основе изучения народной песни, произведений русской классики и современных композиторов, развивает у воспитанников  навыки разбора идейно-художественного содержания музыкального произведения.

        Обучение вокалу опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и вокально-образовательная деятельность.

        Для обеспечения более систематического контроля над развитием голоса воспитанников целесообразно заниматься 3 раза по 2 часа в неделю (вокальная группа), солисты – 2 раза по 1 часу в неделю.

        Занимаясь с начинающими обучающиеся, нужно быть особенно терпеливыми и внимательными, разбирать репертуар в соответствии с возрастной категорией учащихся. В течение 1-го года обучения выявляются вокальные данные ребенка, внимание, работоспособность, вокальное восприятие.

        С каждым годом требования по вокалу к обучающимся возрастают: продолжается работа над звукообразованием, большое внимание уделяется организации певческого дыхания, которое формируется постепенно (закрепление чувства опоры звука), продолжается работа над дикцией, артикуляцией, расширением диапазона.

        Помимо приобретения чисто профессиональных умений и навыков по вокалу с целью комплексного обучения, достижения большей результативности, воспитанники объединения актерским мастерством, которое ведут педагоги-специалисты.

        Занимаясь в студии, воспитанники не делятся на поющих и танцующих. Они все поют и танцуют, и все актеры. Сочетание вокала, хореографии и актерского мастерства способствует всестороннему развитию воспитанников.

        Занятия в студии строятся так, что теоретические вопросы по каждой теме предшествуют практическим занятиям. При объяснении теории используются наглядные методы, рассказ с использованием технических средств при знакомстве с новым материалом (репертуаром).

        Учитываются возрастные и индивидуальные способности детей при наборе в вокальные группы, репертуар  подбирается исходя из возможностей воспитанников в вокальном плане.

        Самое сложное в работе обучения на первом этапе – добиться  чистого унисонного  интонирования всей группой (это работа и над дикцией, звукообразованием, дыханием), а на следующих этапах обучения развивать гармонический слух, пение акапеллой.

        В связи с этим в студии ведутся  индивидуальные занятия.

        В начале каждого занятия воспитанникам напоминаются правила техники безопасности, т.к. в процессе обучения используется кабель высокого напряжения, дорогостоящая аппаратура в целях избежания ее поломки и несчастных случаев.

Инструктирование по технике безопасности проводится в соответствии с  установленными нормами при работе со звукоусиливающей аппаратурой, беседы о правильных действиях при возникновении внештатных ситуаций, противопожарной безопасности, поведению на дорогах.

Много времени уделяется формированию исполнительской и общей культуры обучающихся, с этой целью проводятся беседы, диспуты на эстетические темы, тестирования.

С целью получения более оптимального результата в обучении проводятся сводные репетиции всем составом студии, что позволяет получать малышам нужный опыт, а старшим передать свой замысел младшим.

 

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. О.В. Далецкий  «Обучение пению» Москва «Фаина» 2011г.
  1. В.В.Емельянов  «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования. г. Краснодар «Краевой методический кабинет учебных заведений культуры и искусства» 1989г.
  1. Инструкция

-по охране труда при проведении занятий обьединений – по правилам противопожарной и антитеррористической безопасности - по правилам поведения на дорогах.

  1. Конвенция о правах ребенка
  1. Н.Молокова  Музыка» 1987г.
  1. «Музыкальна грамота» Москва «Музыка» 1989г.
  1. М.С.Якиманская «Технология личностно-ориентировочного образования» Москва 2000г.
  1. Огородников Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. – Киев, 1980г.
  1. ПановН.В. Конспекты по элементарной теории музыки. Учебное пособие для музыкальных школ. – М., 2003г.
  1. Положение «Об учреждениях дополнительного образования детей»
  1. СтуловаГ.П. Теория и практика работы с детским коллективом. – М., «Владос», 2002г.
  1. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Москва, «Педагогический поиск» 2000г.
  1. Т.Ф. Березняк «Профессиональное пение» Издательский дом «Краснодарские известия» 1998г.
  1. Т. Крутняева  и       «Словарь иностранных музыкальных терминов»
  1. Устав Дома детского творчества ст.Калининской.

16.Ю.Б.Алиев     Настольная книга школьного учителя-музыканта. М «Владос», Гуманитарный издательский центр, 2002г.

17.В.П. Морозов «Искусство резонансного пения»

Основы резонансной теории и практики.

     Учебно методическое издание для вокалистов.

18. Новикова И.В. «Методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала»

19. Л.Монд «Здоровье голоса певца» ООО «Фортуна» 2011

20. Е.А. Ружьева, В.Г. Шехов «Самоучитель по вокалу» Минск Букмастер 2012г.

21. Е.Ю. Белоброва «Техника эстрадного вокала» Москва 2008г.

22. В.Повнер «Вокально-джазовые упражнения для голоса» Санкт-Петербург 2010г.

23. И.Русских «Школа и песни» 2010г.

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. А. Артобольская     «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие Москва «Музыка» 1988г.
  1. Аудио и видео записи звезд советской эстрады, музыкальных программ телевидения.
  1. В. Соболева  Москва «Советский композитор» 1981г.
  1. В. Модель                «Песенки для детей» Ленинград «Советский композитор» 1985-1995г.
  1. Г. Плотников           «Кубанские народные песни» Краснодарское книжное издательство 1988г.
  1. Поет детская хоровая студия «Пионерия». М, «Музыка, 1989г.
  1. Ю. Камальков и  «Потешки, забавы»
  2. Ю.В. Барахтина «Музицирование для детей» Новосибирск «Окарина» 2008г.
  3. Л.Волкова «Музыкальная шкатулка»  Москва «Музыка» 1979г.
  4.  Н.Н. Озерова «Планета детства 1-2 часть» Санкт-Петербург 1994г.