Выступление на межрайонном семинаре с темой "Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе"

Гаспарян Жанета Мелконовна

ОСОБЕННОСТИ    РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_kontsertmeystera.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества ст.Калининской

ОСОБЕННОСТИ    РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛАССЕ


                                                                       Концертмейстер Ж.М.Гаспарян

2016 год

      Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер).  Основным моментом результативной работы концертмейстера я считаю профессиональное содружество педагога-хореографа и концертмейстера. Оба партнера должны быть творческими людьми, способными показать и подсказать друг другу то, что один из них не знает и не понимает.

      Концертмейстеров именно хореографии   не готовят  практически ни в одном учебном заведении. А  ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике.

      Работа начинающего концертмейстера хореографии - это освоение музыкального материала. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поэтому на уроках стараюсь исполнять ту музыку, которую создали великие композиторы-классики: М.Глинка, П.И. Чайковский, И. Штраус, Л. Бетховен, К. Минкус, Моцарт, Д. Шостакович, Ф.Шуберт, С. Рохманинов, К. Фауст, А.Грибоедов  и много других как зарубежных, так и отечественных выдающихся композиторов.  Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Форма построения занятия из года в год повторяется, меняются лишь элементы упражнений  по мере усвоения, а также музыкальное сопровождение.

       Для детей младшего возраста нужна музыка с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие.

       В подростковом возрасте ребенок претендует на роль взрослого. Значит  необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется  более сложные музыкальные произведения в плане ритмического рисунка, темпа и характера.

       Дети старшего звена должны стремиться соединить технические сложности с характером исполняемого элемента, с использованием более сложных размеров, более быстрых темпов и сложным ритмическим рисунком.

        Необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины  итальянского происхождения,  а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.

        1) Начинается каждое упражнение с подготовки к нему, которое называется «preparations» –  подготовку к упражнению. Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в  темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения.

        2) Plie, Demi  plie, Grands  plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4).  Например, произведение М.Глинки ноктюрн «Разлука» очень подходит для этого упражнения. Также Вальс А.Лепина, Пьеса №5 (A dur) из сборника «Пушкинский бал», фрагмент «Большого вальса» Ч.Гертум.

        3) Battements tendus (Battements  tendus  jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое  выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. К этим упражнениям  подходят произведения К. Хачатуряна фрагмент из балета «Чиполлино», фрагмент из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса, К Фауста «Три польки»  и А.Даргомыжский «Танец».

         4) Ronds de jambe par terre -  круг ногой по полу. Произведения: «Вальс» В. Ицкевича, «Вальс» Н. Титова

         5) Battements fondus – тающий батман, плавное движение. Произведения: К.Морена «Гавот» (отрывок), Д.Верди фрагмент из оперы «Травиата», «Вальс» Б. Фиготина.

          6) Battements frappes – ударный батман. Произведения: «Полька» (allegro) Б.Сметаны, фрагмент из балета «Дон Кихот» Л.Минкус.

          7) Grands battements – бросок ноги на 90 градусов. Произведения: «Марш» Хачатуряна, «Тампет» (allegro) и «Матредур»  из сб. Пушкинский бал.

          8) Releve lent – медленное поднимание ноги. Произведения: «Молчите струйки чисты», «Санта лючия» в обработке Минеевой (adajo).

          9) Pirouettes (пируэт, вращение) – поворот вокруг себя в воздухе. Произведения: «Галоп» Ц.Пунина, К.Минкуса «Танец Амуров» (allegro), «Рондо» Моцарта, «Галоп» из балета  «Фея кукол» И. Байера, «Соната №1» Бетховена.

        10) Saute, assemble, eshappe, changement – прыжки из разных позиций. Произведения: «Полька» К.Фауста, «Полька» Л. Минеевой, «Шарманка» Шостаковича, «Гопак» Ю.Шуровского.

         Во время исполнения нужно  учитывать  и разные физические способности воспитанников. У каждого ребенка свой личный темп. Особенно это важно тогда, когда одно и то же движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. В значительной мере это зависит и  от возрастных особенностей.

         Также необходимо  знать, как то или иное упражнение исполняется. Нужно  четко представлять себе структуру упражнения,  правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в  том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

         Внимание  концертмейстера распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.  

         При музыкальном оформлении, педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие воспитанника.  Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения. Объяснив детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо предоставить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке.

         Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма.

         Дети на уроках хореографии получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Доказано, что музыка совершено конкретно и убедительно может воздействовать на эмоциональное состояние человека. Посредством звуковых  художественных образов она активно воздействует на психику ребенка и воспитывает его. Приобретенное мастерство в свою очередь принесло свои плоды. Наши воспитанники много и успешно выступают на городских, российских и международных конкурсах. Подводя итог, хочу отметить, что главное в работе концертмейстера это особая бескорыстная любовь к своей специальности. Так уж повелось, что концертмейстер нередко остается в тени, но от этого она ничуть не становится менее значимой и важной.