СЦЕНАРИЙ тематического концерта «Музыка – душа моя»

Мамушкина Ольга Ивановна

Сценарий концерта «Музыка – душа моя», посвящённого творчеству М.И.Глинки (к 210-летию со дня рождения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014_04_25_tematicheskiy_kontsert_glinka.docx34.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «ДМШ №2» г.Подольск

Тематический концерт «Музыка – душа моя»,

посвящённый творчеству М.И.Глинки

(к 210-летию со дня рождения)

Дата проведения: 25 апреля 2014 года

Место проведения: концертный зал Подольского Дома ветерана (ул. Февральская, д.2б)

Цель мероприятия: познакомить городских жителей - ветеранов с деятельностью Детской музыкальной школы №2 на примере творчества великого русского композитора М.И.Глинки.

Задачи:

  • рассказать о ДМШ №2;
  • осветить ключевые моменты биографии М.И.Глинки;
  • познакомить с наиболее известными произведениями композитора;
  • представить разнообразие музыкальных инструментов;
  • показать высокий педагогический уровень преподавателей и высокий исполнительский уровень учеников школы.

Подготовка:

  • согласование возможности проведения концертов ДМШ №2 в Подольском доме ветерана;
  • составление программы концертных номеров;
  • составление, распечатка, вывешивание программы концерта (2 экз.);
  • организация выезда участников к месту проведения мероприятия (привлечение педагогов, концертмейстеров, родителей);
  • закупка и вручение подарков участникам;
  • подготовка зала (необходимые ноты, стулья, подставки, инструменты);
  • организация технической репетиции участников перед выступлением.

Уровень проведения: муниципальный.

Целевая аудитория: жители Подольского Дома ветерана.

Ответственный организатор (общая организация), ведущая: зам. директора по концертно-воспитательной работе, преподаватель теоретических дисциплин Мамушкина О.И.

Ответственные организаторы – преподаватели Торкачёва Н.В., Овсянникова О.И., Склярова Т.П., Леонов С.В., Боткина Л.Т., Степанова Н.М., Турсунова Л.Б.

Ответственный за разработку сценария: Мамушкина О.И.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, дорогие жители нашего города, уважаемые ветераны! Вас приветствует Детская музыкальная школа №2 города Подольска. Наша школа – особенная. В ней дети могут заниматься музыкой в самых разных уголках города, ведь отделения школы расположены во многих микрорайонах Подольска. Мы учим детей играть на самых различных инструментах – фортепиано и синтезатор, аккордеон и баян, домра и балалайка, ударные инструменты и гитара, кларнет и флейта,  саксофон и труба, скрипка и вокал. Ребята не только осваивают программы по специальности, но и занимаются хором, изучают сольфеджио и музыкальную литературу.

И это очень важно: разве можно заниматься музыкой и не интересоваться творчеством тех композиторов, которые написали эту великую музыку? Наши ребята с удовольствием изучают биографии музыкальных знаменитостей и с энтузиазмом исполняют их вдохновенные произведения.

В 2014 году музыкальный мир отмечает 210 лет со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. И сегодняшний концерт мы решили посвятить именно его творчеству. Мы немного расскажем вам о том, как жил Глинка, чем интересовался, что говорили о нем его современники и исследователи его творчества. И конечно же, представим вам музыкальные произведения, автором которых является этот замечательный композитор.

Итак, Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор XIX века. Именно его мы считаем основоположником русской классической музыки.  Его оперы, симфонические произведения, романсы дали начало расцвету этих жанров в творчестве последующих русских композиторов. В своих произведениях он раскрыл такие важные особенности, как патриотизм русского народа, красота и величие сказочного эпоса, многообразие национального характера, глубина и чистота чувства.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил о творчестве Глинки: «Новаторство и мощь музыки Глинки заключается в том, что она подлинно народная, подлинно русская, и пришла к нам из просторов страны».

Музыковед Борис Владимирович Асафьев писал о Глинке: «Глинка — наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших основных произведений».

  • В исполнении Елизаветы Рассказовой (класс преподавателя Овсянниковой Ольги Ивановны) прозвучит Полька Глинки.

Детство. Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасское Смоленской губернии. Его отец Иван Михайлович был состоятельным дворянином. До шести лет мальчик воспитывался бабушкой Фёклой Александровной. Он рос нервным, болезненным ребёнком, но с детства был очень музыкальным. С четырех лет Миша заслушивался колокольным звоном, подражал ему на медных тазах, любил пение крепостных крестьян.

Позже он писал: «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

У дяди Глинки был оркестр крепостных музыкантов и мальчик с удовольствием учился игре на скрипке у одного из дворовых музыкантов. Первой учительницей Глинки по фортепиано стала гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. Занятия музыкой так увлекли мальчика, что когда однажды учитель рисования упрекнул его в том, что он думает только об одной музыке, Миша ответил: «… Что ж делать?... Музыка – душа моя!»

  • В исполнении Алины Коноваловой (класс преподавателя Торкачёвой Натальи Владимировны) прозвучит пьеса Глинки «Простодушие».

Годы учебы. В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург в Благородный пансион при Главном педагогическом институте.  Здесь Глинка хорошо учился, успешно изучал языки. Был на вечерах у поэта Дельвига, познакомился с В.А.Жуковским, А.С. Грибоедовым. Часто бывал в театре, увлекался оперой и балетом. Начал брать уроки у музыкальных педагогов, в том числе у Джона Филда, занимался теорией композиции.

В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе.

  • В исполнении Феликса Крамчанинова (класс преподавателя Леонова Сергея Владимировича, концертмейстер Ханин Евгений Александрович) прозвучит Полька Глинки.

Глинка и Пушкин. Еще в пансионе Глинка познакомился с А.С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта. Их дружба стала очень символичной для русского искусства. Критик Стасов писал об этом так: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

  • Для вас прозвучит переложение для ф-но замечательного романса Глинки «Я помню чудное мгновенье» на слова еще Александра Сергеевича Пушкина в исполнении Турсуновой Лили Бахтиёровны.

Начало творческого пути. В 1823 году слабый здоровьем Глинка съездил на лечение на Кавказские минеральные воды, потом в Новоспасском «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке».

  • И сейчас в исполнении Сусанны Григорян, которая учится играть на скрипке у преподавателя Бабарыкиной Светланы Васильевны, прозвучит песня М.Глинки «Соловушка».

Глинка недолго служил помощником секретаря Главного управления путей сообщения в Петербурге. Но всё больше он понимал, что его главное призвание – музыка, и ушёл в отставку.

Весной 1830 года Глинка отправился в путешествие в Италию и Германию для лечения и «усовершенствования в искусстве». За границей он занимался пением, знакомился с лучшими певцами и композиторами и всё это время очень тосковал по родине.

  • В исполнении Тимофея Ватулина (класс преподавателя Овсянниковой Ольги Ивановны) звучит «Прощальный вальс».

Михаил Иванович сделал вывод: «Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски» - «мысль о национальной музыке более и более прояснялась».

Новаторские оперы. В Петербурге В.Жуковский предложил Глинке для оперы сюжет об историческом событии - о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит осенью 1612 - весной 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино Костромской губернии, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там. 

  • А мы встречаем фортепианный ансамбль в составе: Вероника Варфоломеева, Александр Авдеев (класс преподавателя Скляровой Т.П.). В их исполнении прозвучит «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин».

Первоначально Глинка назвал оперу «Иван Сусанин», но затем переименовал ее в «Жизнь за царя». В опере композитор подчеркнул народное начало, прославил крестьянина-патриота, величие и стойкость русского народа.

Это произведение по праву считают первой народной музыкальной драмой. Опера была закончена в 1836 году и поставлена с большим успехом 27 ноября в Большом театре. После этого царь Николай I назначил Глинку капельмейстером придворной певческой капеллы.

В честь Глинки его друзья – Виельгорский, Вяземский, Жуковский, Пушкин, сочинили текст «Канона» на музыку Одоевского:

«Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, а фарфор!»

  • Еще одно интересное исполнение «Краковяка» из оперы «Иван Сусанин» вам представит Егор Никитенко (класс ксилофона преподавателя Леонова Сергея Владимировича, концертмейстер Ханин Евгений Александрович).

Новаторские оперы. По совету князя Шаховского Глинка начал работать над новой оперой – «Руслан и Людмила» на сюжет А.С. Пушкина.

В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба, жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. На первый план выходят величавые образы Древней Руси, богатырский дух, многогранная лирика.

  • В исполнении Турсуновой Л.Б. прозвучит переложение для ф-но Каватины Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».

Опера «Руслан и Людмила» была закончена в 1842 году и с успехом поставлена 27 ноября.

В.Ф.Одоевский написал об этом произведении так: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава... Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

  • Без объявления: Сценка «М.И.Глинка и его романсы» (ученики класса преподавателя Боткиной Л.Т.)
  • Романс «Жаворонок» в исполнении Марии Шувариковой.

Творчество 1840-ых годов. В 1840-ые годы Глинка часто посещал дом братьев Кукольников, где собирался кружок любителей искусства. Здесь бывали художники К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский. В это время появилась музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» на слова Н.Кукольника.

Романс «Жаворонок» также входит в этот цикл. Это одно из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Сам Глинка превосходно исполнял его.

Критик Серов писал: «В "Жаворонке" слышна русская заунывность и простодушие народных напевов».

В 1843 году Глинка снова отправился за границу. Во Франции он общался с композитором Г.Берлиозом, литератором П.Мериме, организовал благотворительный концерт в Париже. В Испании написал замечательную «Арагонскую хоту». В Варшаве закончил испанскую увертюру «Ночь в Мадриде», написал ряд романсов, сочинил яркое симфоническое произведение - «Камаринскую». Симфоническая фантазия «Камаринская» на 2 русские темы  - это жизнерадостная картина русского праздника. В ней звучание инструментов симфонического оркестра сходно с русскими народными инструментами и народным хоровым пением; сделана блестящая мастерская оркестровка.

П.И. Чайковский отмечал, что в ней, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В симфонических произведениях Глинки сложились новые принципы симфонического развития, получившие продолжение в творчестве всех видных композиторов русской школы.

  • А мы послушаем «Андалузский танец» Глинки в исполнении Тимофея Даниеляна (класс преподавателя Леонова Сергея Владимировича, концертмейстер Ханин Евгений Александрович).

Последнее десятилетие. По возвращении в Петербург Глинка общался с музицирующей у него молодёжью, занимался с русскими певцами – под его влиянием складывалась русская вокальная школа.

В 1855 году он познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым – композитором, который стал позднее главой «Могучей кучки», которая развивала традиции русской классической музыки, заложенные Глинкой.

  • В исполнении Александры Кучерук (класс преподавателя Костиной Елены Владимировны) прозвучит «Мелодический вальс» Глинки.

В 1856 году Глинка выехал в Берлин, где занимался строгим стилем композиции с Зигфридом Деном. Но здоровье подвело Михаила Ивановича, и в феврале 1857 года он скончался. Глинку похоронили в Берлине, а затем, по просьбе сестры, прах перезахоронили в Петербурге в Александро-Невской лавре.

В 1886 году в Смоленске был воздвигнут первый памятник Глинке, в 1906 году на Театральной площади в Петербурге появился такой же памятник.

  • А мы с вами послушаем «Ноктюрн» Глинки Ми-бемоль мажор в исполнении Ксении Шишкиной (класс преподавателя Торкачёвой Натальи Владимировны).

Познакомившись с творчеством Михаила Ивановича Глинки,  ученики нашей школы написали такое стихотворение:

        

Великий русский композитор Глинка,

Чьё имя с гордостью внимает слух!

Его «Камаринская» - русская картинка,

А в операх – великий русский дух!

В его романсах – звуки русских песен,

Душевная протяжность и тоска…

Мне Глинка очень, очень интересен,

В нём связь с народом крепнет на века!

Мы очень надеемся, что наш сегодняшний концерт позволил вам ощутить величие композитора, понять его огромный вклад в развитие русской культуры – а значит, а в наше с вами!

Спасибо за внимание!