СЦЕНАРИЙ тематического концерта "Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке"

Мамушкина Ольга Ивановна

Сценарий тематического концерта «Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке. К юбилею поэта (200 лет)».
К сценарию прилагается презентация: https://yadi.sk/i/E7tgfmcJrxTRY

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014_11_21_lermontov.docx41.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «ДМШ №2» г.Подольск

Тематический концерт в рамках проекта «Великие композитора прошлого – детям»:

 «Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке.

К юбилею поэта (200 лет)»

Дата проведения: 21.11.2014 г.

Место проведения: Подольский краеведческий музей (Советская пл., д.7)

Цель мероприятия:

  • способствовать заинтересованности детей к творчеству великого русского поэта;
  • показать связь поэзии с музыкой.

Задачи:

  • показать детям значимость творчества М.Ю.Лермонтова;
  • рассказать о неразрывной связи поэтического и музыкального начала на примере творчества М.Ю.Лермонтова;
  • формировать умение детей правильно вести себя на концерте классической музыки, слушать и слышать музыку.

Уровень проведения: муниципальный.

Целевая аудитория: жители Специального дома для одиноких пенсионеров.

Подготовка: программа концерта для ведущего и технического специалиста, презентация на ноутбуке с организацией подключения, организация фотосъемки.

Ответственный организатор: Зам.директора по концертно-воспитательной работе Мамушкина О.И.

Ответственные преподаватели: Блокитнова М.Н., Листровая О.В., Степанова Н.М., Штылина З.А.

Ответственный за сценарий: Мамушкина О.И.

Ответственный за фотосъемку: Мамушкина Анастасия.

Ведущая: Мамушкина О.И.

Ход мероприятия:

Презентация – слайд №1

Ведущий:

Презентация – слайд №2

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы еще раз вспоминаем о юбилее великого русского поэта Михила Юрьевича Лермонтова, прожившего в XIX веке очень короткую, - с 1814 по 1841 годы, - но наполненную замечательным творчеством жизнь. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения композитора. Очень много сказано о вдохновенном творчестве этого поэта, много сделано городом для того, чтобы увековечить память Лермонтова: в сквере школы №33 открыт памятник поэту, школа названа его именем; а мы – преподаватели и ученики Детской музыкальной школы №2 -  в сегодняшнем нашем концерте хотели бы подчеркнуть, что Лермонтов – несомненно, один из самых музыкально одарённых русских поэтов.

Презентация – слайд №3

С самого раннего детства он слышал песни матери, после чего, в заметках 1830 года, написал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни, любил музицировать, пел, аккомпанируя себе.

Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. На песенной основе он создал “Песню про купца Калашникова”. Также он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню” - первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку к этой песне написали более 50 композиторов!

Недаром стихотворение названо именно Казачьей колыбельной. В нем, помимо мирного покачивания младенца в колыбельке, раскрывается вся дальнейшая судьба будущего героя. Ведь в старые времена казака с самого рождения воспитывали, как воина. В колыбель ему клали шашку или кинжал, в год – сажали на коня и смотрели, как он себя поведет. В три года казачонок уже держался в седле, а в семь – его забирали на мужскую половину и с этого времени его могли воспитывать только мужчины.

Презентация – слайд №4

Давайте послушаем русский народный вариант «Казачьей колыбельной песни» - по первым строкам ее еще называют «Спи, младенец мой прекрасный». Она прозвучит для вас в исполнении Марии Шувариковой. Класс преподавателя Степановой Натальи Михайловны. Концертмейстер Турсунова Лиля Бахтиёровна.

___

Презентация – слайд №5

Детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери, легла в основу еще одного стихотворения - «Ангел».  Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание. Стихотворение отличается особой мелодичностью и нежностью. Не случайно к нему обратились различные композиторы.

Сейчас для вас прозвучит романс «Ангел» Александра Егоровича Варламова в исполнении Софии Бусовой. Класс преподавателя Листровой Ольги Викторовны. Концертмейстер Зайцева Татьяна Владимировна.

___

Презентация – слайд №6

Критик Виссарион Григорьевич Белинский писал: “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою”.

Композиторы еще при жизни поэта  обратились к его стихам, наполненным музыкальным звучанием!

Со временем стало ясно, что ни один сколько-нибудь известный русский композитор не может обойти в своем творчестве поэзию Лермонтова.

Презентация – слайд №7

Знаменитое лермонтовское стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Иоганна Вольфганга Гёте.

На слайде:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

Это небольшое стихотворение привлекло к созданию музыки более 40 композиторов!!! Ведь главное в нём – это чувства. Оно способно напоить прохладой и успокоением встревоженное сердце. Здесь нет героев, подвигов, сражений, но мы чувствуем: они были. Кажется, время остановлено, успеваешь услышать звуки тишины, почувствовать прохладу и живительный покой ‘тьмы ночной’.

Презентация – слайд №8

Очень хорошо о стихотворении «Горные вершины» написал Белинский: “Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.

Очень приятно, что на нашем концерте стихотворение представлено романсами двух авторов. Ведь это прекрасная возможность сравнить мысли и чувства, переданные разными композиторами – а, как мы знаем, для каждого человека это нечто очень личное, индивидуальное.

 Сейчас мы услышим романс «Горные вершины» Михаила Михайловича Ипполитова-ИвАнова (1896). Еще раз призываю слушателей не только проникнуться вдохновенным произведением, но и обратить внимание на средства музыкальной выразительности, которые композитор выделил в своём романсе.

Его исполнит для вас вокальный дуэт в составе Адриана Резмерица и Стефания Бусова. Класс преподавателя Листровой Ольги Викторовны. Концертмейстер Зайцева Татьяна Владимировна.

Интересным для сравнения музыкально-выразительных средств будет звучание романса «Горные вершины» другого композитора - Сергея Ивановича Танеева (1902). Он прозвучит в исполнении Полины и Ульяны Мамушкиных. Класс преподавателя Штылиной Зои Анатольевны.  Концертмейстер Алексеева Елена Анатольевна.

___

Презентация – слайд №9

Очаровательной зарисовкой южного пейзажа и вместе с тем произведением с глубоким жизненным смыслом считаем мы стихотворение «Утёс». Два образа, которые представлены в нем, исследователи трактуют по-разному. Чаще всего так: туча - нечто неземное, божественное,  а утёс  символизирует нечто мирское и обыденное. Таким образом, в стихотворении пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным.

В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность: люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал.

Стихотворение Лермонтова «Утес» читает Полина Бубнова. Аккомпанемент Дарьи Илюхиной.  Класс преподавателя Щукиной Натальи Анатольевны.

На слайде: Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

___

Презентация – слайд №10

Стихотворение Лермонтова «Сосна», которое, судя по названию и первым строкам, можно также отнести к теме природы в творчестве поэта, на самом деле пронизано щемящим чувством одиночества. В нем возникает ощущение пустоты, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой.

На слайде: На севере диком стоит одиноко

‎На голой вершине сосна,

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

‎Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —

‎В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

‎Прекрасная пальма растёт.

Романс Сергея Танеева «Сосна» прозвучит для вас в исполнении Анабеллы Петросян и ее преподавателя Зои Анатольевны Штылиной. Концертмейстер Алексеева Елена Анатольевна.

___

Презентация – слайд №11

Ведущий: Стихотворение “Тучи” – это раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе. Лермонтов сравнивает себя с тучками и  противопоставляет себя им. У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером», где остаются его друзья и единомышленники. В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления, клевета.

Романс Александра Сергеевича Даргомыжского “Тучки” был создан вскоре после гибели поэта. Он построен в форме так называемой “сдвоенной” русской песни, и состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, образуя широкий запев и припев. “Широкая, распевная народного склада мелодия первой части сливается с начальными пейзажными стихами поэта»  – замечает музыковед М. ПекЕлис.

Прослушаем фортепианное переложение романса Даргомыжского «Тучки» в исполнении Лили Бахтиёровны Турсуновой.

Стихотворение Лермонтова прочтет Екатерина Ханина.

На слайде: Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

___

Презентация – слайд №12

Ведущий: Стихотворение “Отчего” — один из шедевров любовной лирики Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее.

На слайде: Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасной женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: “За каждый светлый день иль сладкое мгновенье / Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

Романс Даргомыжского имеет форму монолога, мелодия насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа, являющаяся как бы итогом всего стихотворения, музыкально выделена и повторена дважды.

Романс «Мне грустно» Александра Даргомыжского прозвучит в исполнении Анны Бабенко. Класс преподавателя Степановой Натальи Михайловны. Концертмейстер Зайцева Татьяна Владимировна.

___

Презентация – слайд №13

Ведущий: Стихотворение «Слышу ли голос твой», с одной стороны, вновь раскрывает образ прекрасной возлюбленной, но, тем не менее, отличается от других стихотворений на эту тему – отличается своим народно-песенным строем, светлой, мажорной тональностью стиха.

Конечно же, такое мелодичное, музыкальное стихотворение не могло не отозваться в душах композиторов. На него написали романсы более 40 композиторов! В т.ч. Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Антон Григорьевич Рубинштейн, Александр Константинович Глазунов, Милий Алексеевич Балакирев и другие. 

Сейчас вам, дорогие слушатели, снова предстоит возможность сравнить романсы двух композиторов, задуматься о сходстве и различии в передаче нежных трепетных чувств героя средствами музыки.

Один из таких романсов – романс Милия Алексеевича Балакирева. Его исполнит для вас Сергей Куликов. Класс преподавателя Блокитновой Маргариты Николаевны. Концертмейстер Дивиряга Елена Валерьевна.

И еще один романс «Слышу ли голос твой», музыку которого написал Александр Кондратьевич Власов, прозвучит для наших слушателей в исполнении Маргариты Николаевны БлокИтновой.

_____

Презентация – слайд №13

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов изображает себя странником, который бредет по ночной дороге, не отдавая себе отчета в том, куда и зачем он держит путь. Окружающая природа, к которой поэт постоянно обращается в своем творчестве, лишь подчеркивает его одиночество, ведь в полночном небе даже «звезда с звездою говорит», в то время как автору не с кем поделиться своими мыслями..

В исполнении Александра Юрьевича Кондакова прозвучит романс "Выхожу один я на дорогу" (музыка народная, обработка Новикова). Концертмейстер Трушева Наталья Юрьевна.

___

Презентация – слайд №14        

Ведущий: Поэзия Лермонтова привлекла и русского композитора Артура Григорьевича Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты множество романсов: “Молитва”, “Кинжал”, “Парус”, “Тучки небесные”, “Утес”, “Горные вершины”, а также оперы -  “Купец Калашников” и в 1871 году Рубинштейн пишет оперу “Демон”, в основе которой лежит одноименная поэма Лермонтова.

Надо сказать, что сюжет поэмы очень увлек композитора, Рубинштейн стремился воплотить сложный и противоречивый образ Демона, подчеркивал и его «с небом гордую вражду», и одиночество, и обреченность. Э. Направник писал об опере «Демон»: «Соединение имен Лермонтова и Рубинштейна сделало оперу чрезвычайно популярной». 

В исполнении Александра  Юрьевича Кондакова прозвучит «Второй романс Демона» из оперы «Демон» А.Рубинштейна. Концертмейстер Трушева Наталья Юрьевна.

Образ Демона в поэме Лермонтова взволновал знаменитого художника Михаила Врубеля. На своей картине художник изобразил "светлого" Демона, в котором он увидел не князя тьмы, а могучий творческий дух. Как писал Врубель, - «дух не столько злобный, сколько страстный, страдающий и скорбный, но при всём том дух властный и величавый». Эти слова подчеркивают черты, заложенные и Лермонтовым: Демон вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он искренне полюбил, а такая любовь предполагает готовность приносить добро». 

Презентация – слайд №15        

В исполнении Александра  Юрьевича Кондакова прозвучит «Третий романс Демона».

___________

Презентация – слайд №16        

Прекрасное стихотворение «Молитва» раскрывает внутреннее движение души самого поэта от скепсиса к вере и умиротворению, которое характеризует его жизнь в последние годы. Пронзительно-щемящее и вместе с тем умиротворяющее звучание стихотворения сродни подлинной молитве русского человека. Слова этого удивительного стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение. Поэтому, с одной стороны, не удивительно обращение композиторов к этому произведению, а с другой стороны – насколько сложно следовать музыкальности самого стихотворения!

Для вас прозвучит романс Петра Булахова «В минуту жизни трудную» в исполнении Зои Анатольевны Штылиной (контральто). Партия скрипки – Ольга Ивановна Заневская. Концертмейстер Алексеева Елена Анатольевна.

___

Презентация – слайд №17

Свое мироощущение, взгляд на поэтику, а также настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX века - её революционные порывы передал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Парус».

Оно насыщено конфликтами. Образ моря символизирует жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Лермонтов в чем цель и смысл человеческого бытия?

Для нас прозвучит романс «Белеет парус одинокий», написанный русским композитором XIX века  Александром Егоровичем Варламовым на стихи Лермонтова, в исполнении вокального ансамбля «Кантабиле». Руководитель – Листровая Ольга Викторовна, концертмейстер – Склярова Татьяна Петровна.

Пётр Ильич Чайковский так писал о стихотворениях Лермонтова: «…текст до того силён, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул».

Сегодня мы стали свидетелями тех произведений Лермонтова, на которые «дерзнули замахнуться» замечательные русские композиторы XIX века. И я думаю, каждый из нас уверен, что они сделали это не зря. И поэзия Лермонтова, вдохновившая многих композиторов прошлого, вдохновила сегодня и вас.

А наш  концерт на этом окончен. Спасибо за внимание!