Доклад по сольфеджио.

Галиченко Наталья Петровна

Доклад по сольфеджио. В нём перечислены стандартные приёмы  работы на уроках сольфеджио.  Есть примеры заданий,  которые помогут разнообразить уроки сольфеджио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsii_na_urokah_solfedzhio.docx18.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению не приходящих ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований.

            Современная модель инновационной школы  ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации  учащегося и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания, способствует решению  этой  задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учеников - воспитанников ДМШ и ДШИ, для которых дисциплины музыкально-теоретического цикла станут «территорией» развития дарований и творческих способностей.

            Содержание уроков «Сольфеджио» предполагает опору на применение традиционных форм работы,  таких как диктант, слуховой анализ (элементов музыкального языка и целостный), вокальное интонирование. В том случае если эти задания излагаются в занимательной форме, они активизируют эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся. Также этому способствует применение  различных  форм творческих заданий: сочинение свободное и по заданным условиям, досочинение, импровизация, которые  необходимо применять на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха учащихся, и при формировании навыков музыкального интонирования.

                    При развитии музыкального слуха используются   альтернативные виды мелодических и гармонических диктантов   в занимательной форме, активизирующие восприятие учащихся:

- в диктанте с  заданной звуко-высотной линией  следует  определить ритмический рисунок, а в диктанте с заданным  ритмическим рисунком -  звуковысотную линию; 

- в диктанте  с частично выписанным вторым голосом – дописать недостающее двухголосие;

 - в диктанте,  данном с преднамеренными  ошибками -  исправить ошибки в ритме, мелодической линии, во втором голосе;

- в диктанте  комбинированного типа с частично выписанным ритмическим рисунком или некоторыми интонационными блоками -  дописать недостающие мелодико-ритмические интонации;

- в диктанте, данном с визуальной опорой (подсказка на основе данного стихотворного текста, некоторого блока интонаций,  гармонии) – восстановить целостный вид.

 - составить музыкальное целое на основе  предложенных фрагментов (музыкальные паззлы)  на одноголосном или на многоголосном  музыкальном материале (в гомофонно-гармонической и полифонической фактуре);

- определить на слух интервальный или  аккордовый ряд в данной тональности  с пропусками («белыми пятнами»):  необходимо их заполнить как  на основе предложенного комплекса, так и  самостоятельно;

- определить на слух цепочки интервалов и аккордов вне  тональности  с опорой на данный составной элемент (интервал, созвучие).

- определить на слух гармоническое сопровождение к данной эстрадной песне или джазовой мелодии  на основе данного «банка» аккордов или  самостоятельно.

            Также предлагается к применению такая стандартная форма работы как чтение с листа (с собственным сопровождением)  мелодий с классическими законами гармонического сопровождения или  эстрадно-джазовых песен и мелодий по буквенно-цифровым обозначениям. Возможно подключение эвристического компонента благодаря осуществлению жанровой вокальной или инструментальной импровизация на данный образец (из списка для чтения с листа):  в жанре марша, польки, вальса, тарантеллы,  танго, регтайма или в другом жанре – по выбору учащегося, с сопровождением в фактуре в соответствии с  избранным жанром.

            Импровизация или спонтанное, сиюминутное сочинение – одна из самых интересных и самых сложных форм творческого музицирования, предполагающая свободу творческого самовыражения и мобилизацию  креативных способностей учащегося. Импровизация  наполняет  учебное время духом творчества и,  тем самым,  преодолевает рамки обыденности, превращая «строгую» дисциплину «Сольфеджио» в увлекательное занятие.              Предлагаем некоторые   виды заданий на импровизацию:

- импровизировать  мелодию песен в различных жанрах русского фольклора (колыбельную, плясовую, календарную, протяжную, историческую песню) на данный текст, а также верхний или нижний подголосок к ней;

- коллективная импровизация  на основе пентатоники или любого другого «бесполутонового» лада (возможно также на основе данной  трех-четырехзвучной  ангемитонной попевки   с опорой на вариантное развитие);

- импровизировать  мелодию на основе данного гармонического «остова» (плагальная гармония, трезвучия всех ступеней лада, в том числе из мажоро-минорных систем);

- импровизация  и исполнение ритмического остинато к произведениям различной эпохи;

- импровизировать  мелодии в стиле эпохи Возрождения в различных модальных ладах (возможно по данному ритмическому рисунку, на основе данной модальной гармонии);

- импровизировать  мелодии на основе данного гармонического остова в стиле эпохи Барокко или в форме периода на основе данной классической гармонии; 

- импровизация второго предложения  периода по данному первому  с варьированным повторением материала  (с использованием  во втором предложение мелизмов);

- импровизация мелодии в романтическом  стиле на основе данной мелодико-гармонической фигурации с использованием  эллиптических сочетаний аккордов, энгармонических «превращений», «шуберт-аккорда»,  других гармонических оборотов мажоро-минорной системы;

- импровизация  ритмических, речевых канонов;

- импровизировать эстрадно-джазовые ритмы с использованием сложных видов синкоп,  со свободным делением длительностей, смешанными размерами;

- по гармонической модели (по данному буквенно-цифровому обозначению или выписанным блокам аккордов) импровизировать пьесу в эстрадно-джазовом стиле,  используя приемы мелодико-ритмической и гармонической фигурации;

 - на основе блюзового «квадрата», блюзового лада импровизировать мелодию, возможно  с применением  коллективного ансамблевого сотворчества.

            Предлагаемые  задания применимы не только на уроках сольфеджио, теории музыки, анализа музыкальных произведений, а также в рамках элективных курсов   системы дополнительного образования детей, но и  при  подготовке материалов внеклассных мероприятий: концертов из  сочинений учащихся, творческих конкурсов, олимпиад.

Примерный список творческих заданий по классам:

1 КЛАСС

*изображение на бумаге  впечатлений от прослушанных произведений в виде линий, орнамента, рисунка;

*музыкальное движение  в сопровождении ударных инструментов;

*сочинение слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший;

*музыкальный диалог с педагогом;

*сочинение песенок без записи (можно за фортепиано), мелодий из 2-х-5 звуков с общим обсуждением;

*применение  «лесенки», «подвижных пуговиц»  для первых импровизаций;

*ритмические импровизации к песенкам с учётом динамики и тембра звучащего произведения ( игра «Разговор инструментов» описанная М.Котляревской);

*сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники;

*досочинение песни - свободное и на заданный ритм;

*сочинение на мелодическую формулу – например, тоническое трезвучие в разных вариантах;

*сочинение песенок на заданный текст;

*подбор баса из I и V ступеней.

2 КЛАСС

*сочинение мелодии на заданный ритм , размер ,лад ,может быть жанр;

*сочинение национально окрашенных пьесок (условно говоря, цыганской - на основе гармонического вида минора, китайской – на основе пентатоники);

*сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания;

*подбор сопровождения из трезвучий I ,V ,IV ступеней;

*сочинение подголоска к номеру или диктанту (терцовость или педаль);

*сочинение мелодии по заданной мелодической формуле со свободным ритмом;

3 КЛАСС

*гармонизация мелодий (начинать следует с тонического органного пункта с постепенным включением всех ступеней);

*сочинение гармонических фигураций на заданную формулу;

*сочинение песен на стихи с аккомпанементом ;

*сочинение мелодии на заданный бас;

*сочинение ответа в параллельном ладу;

*использование различных форм исполнения собственных сочинений (соло, ансамбль, группа и солист);

*применение различных форм варьирования со сменой регистра, темпа, лада, размера, а также приёмов подголосочной полифонии.

4 КЛАСС

*использование  в аккомпанементе гармонических оборотов (автентического, плагального,  полного и кадансового);

*применение различных музыкальных форм – периоды (все разновидности) ,2-х и 3-х частные формы, вариации, рондо;

*использование полифонических средств варьирования (имитация, канон) , непременно соблюдая единство гармонической функции и принцип комплиментарности;

*гармонизация мелодий с отклонением.

В старших классах по мере усложнения учебного материала в сочинениях (а может и уже в полноценных  импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки  с применением септаккордов, нонаккордов, кластеров и т.п..