ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДМШ, ДШИ

Кузнецова Марина Викторовна

Данная статья затрагивает один из важнейших вопросов музыкального образования детей  - воспитание культуры прикосновения к своему инструменту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звукоизвлечение на фортепиано21.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДМШ, ДШИ

М.В. Кузнецова, МБОУДО ДШИ № 1 г. Мурманск

«Музыка – искусство звука» (Г.Г. Нейгауз)

В классе специального фортепиано, помимо обучения чтению нот, метроритмического воспитания, постановки исполнительского аппарата, освоения штрихов, непременно необходимо вести работу по формированию у учащихся культуры прикосновения к своему инструменту. Причём делать это нужно с самых первых уроков. Здесь не обойтись без разговоров с учеником, не нужно бояться многословия, напротив, постоянно нужно искать эпитеты, делая свою речь более образной, содержательной.

Начинаем мы говорить о красоте звука уже во время выполнения начальных всеми нами любимых упражнений: нон легато 3-м пальцем – «рисуем не просто радугу, а мягкую, высокую, прозрачно-разноцветную  радугу, а тебе не кажется, что если её тронешь, она будет как желе?» Соединяем мягко две нотки легато, и при этом приговариваем: «сели и тихонечко встали», потому что последняя нотка в лиге должна всегда произноситься тихо. На каждом уроке педагогу важно подчёркивать значение своих слов, подкреплять свою правоту собственным наглядным показом. «Сравни: я сыграю так (нарочито жёстко сыграть кантиленный фрагмент), а теперь так (сыграть певуче) – как тебе больше понравилось и почему?» Стаккато должно быть всё-таки «изрояльным», сопровождаемое лёгким движением кисти «не ударить, а ущипнуть».

Закономерным будет явление, при котором ученик и учитель вместе приходят к правильному музыкальному решению через беседу. Нельзя говорить: «Играй так, потому что я так тебе сказала». Нужно стараться воспитывать автономный слуховой контроль учащегося, и впоследствии это сослужит обоим добрую службу.

Очень важно начать формировать уже на первых уроках звукотворческую волю ребёнка, пусть пока она будет небольшая и несовершенная, зато его собственная. «Оля, сейчас мы будем играть упражнение, и первый звук в нем мы сыграем как?» – «уверенно, но не грубо». «А второй как?» – «мягко и чуть тише». «Попробуй сперва представить себе, как это будет звучать». Можно спеть. Попробовали. Получилось? Теперь ставим более сложную задачу: соединить три звука в легато: «сели-посидели-встали». Давай попробуем не просто прошагать три ноты, а мягко упасть на первую, смело прийти ко второй, а последнюю всё равно сыграть как? – тихо. Всё будем пропевать на какую-нибудь фразу, давай придумывать слова? «Я пою, ты поёшь, мы поём». Это лучше, чем абстрактные до-ре-ми.

В овладении легато полезно представлять себе «переливание» из ноты в ноту. Очень хорошо работает такая фраза: «Давай попробуем соединить нотки так, чтобы никто не заметил, в какой момент мы перешли, как будто водичка плавно перелилась».

Даже играя ежеурочные гаммы, можно сделать этот процесс менее рутинным, если разнообразить динамику: даже пресловутые крещендо наверх и диминуэндо вниз очень украсят процесс. Нейгауз пишет о Черни, который  считал, что на рояле можно сделать 100 (!) различных динамических градаций. А еще на примере гамм можно знакомиться с разными видами легато, придумывать им свои эксклюзивные названия.

В любом случае, нужно постоянно будить воображение наших уставших от компьютеров и многочисленных кружков детей, развивать их интеллектуально и духовно, обращаться к их душе, а в этом замечательно может помочь программная музыка. Кому-то из учащихся достаточно будет дать общее понятие о характере, а кому-то придётся сделать подтекстовку всей пьесы, как, например, мы делали с ученицей 2-го класса, когда проходили с ней «Болезнь куклы» Чайковского.

Конечно, если слух ребёнка не развит, то откуда возьмётся представление о том, каким он должен быть? Пожалуй, это самая сложная задача для педагога-пианиста. Ребята, которые приходят обучаться в ДМШ, к сожалению, имеют скудный слуховой опыт, вот почему так важны беседы, собственный показ педагога, работа с родителями, отбор музыкального материала для домашнего слушания музыки. Всем родителям рекомендую чудесный диснеевский мультик «Петя и Волк». Гениальный Прокофьев предусмотрел там всё: захватывающую программу, передачу образа через тембр, семантический смысл интонаций. Чуткий ребенок мгновенно уловит этот невербальный  язык. У менее чуткого, как минимум, должен пробудиться интерес: «смотри, как музыка может разговаривать с нами». Слушать много хорошей музыки – сейчас это очень просто благодаря интернету, также здорово всем классом ходить на живые концерты, слушать соучеников, занимающихся на других инструментах, знакомиться с их особенностями звукоизвлечения.

На том этапе, когда учащийся овладевает многими техническими навыками, когда блестяще начинают бегать пальчики, важно ни на секунду не забывать о культуре звука

Мы должны стремиться воспитать в каждом ученике облагороженный, деликатный звук, который приятно будет слушать, но для этого надо открывать детям мир искусства как можно более полно, вовлекать родителей, развиваться самим.

Конечно, не все учащиеся будут развиваться одинаково, но нам, педагогам, предстоит подобрать уникальный ключик к каждому. И это есть замечательный творческий компонент нашей работы, который, увы, иногда теряется в пылу азарта подготовок к академам, концертам, конкурсам.

Литература:

  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка, 1967